Автор: Каплун Вера Витальевна
Предмет: Творческие работы и методические разработки
Класс: Педагоги
Тип материала: Методические разработки
Краткое описание работы: В разработке обозначены актуальность, цели, задачи, формы и этапы работы над темой по самообразованию.
«Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся».
Д.Д. Шостакович.
Одна из основных задач музыкального воспитания согласно ФГОС: «Развитие музыкальных способностей». Современное понимание проблемы музыкального воспитания детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры.
А ритмическое чувство – это способность активного (двигательного) переживания музыки
– одна из трёх основных музыкальных способностей наряду с ладовым чувством и музыкально-слуховыми представлениями. (Б.М. Теплов)
Кроме того, ритм – одно из выразительных средств музыки. Следовательно, музыкальный ритм всегда является выражением некоторого эмоционального содержания.
Цель:
Задачи:
1 . Изучить теоретический материал по развитию у детей чувства ритма, как одного из самых эффективных методов развития музыкальности – метода, основанного на естественной двигательной реакции на музыку, свойственному любому ребенку.
2. Использовать в работе теоретический и практический материал по развитию у детей дошкольного возраста чувства ритма, учитывая физическое и психическое развитие дошкольников.
Формы работы:
Этапы работы над темой по самообразованию:
I. Диагностический (постановка проблемы): cентябрь 2018г. - май 2019г.
II. Прогностический (определение целей и задач работы над темой): сентябрь – октябрь 2019г.
III. Практический (выступление из опыта работы на педагогических советах, родительских собраниях, районных методических объединениях): октябрь 2019г. – апрель 2020г.
IV. Обобщающий (анализ работы): май – август 2020г.
V. Внедренческий (использование опыта работы педагогами в других ДОУ в процессе работы с детьми): с сентября 2020г.
Срок работы над проектом:
сентябрь 2018 г. – август 2020 г.
на 2018-2019 учебный год
№ |
Раздел плана. Формы работы |
Сроки |
Практические выходы |
1. |
Диагностика музыкальных способностей детей |
Сентябрь 2018г. |
Результаты мониторинга |
|
Изучение материала имеющегося опыта по данной теме, изучение литературы по проблеме и применение на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях и в индивидуальной работе:
|
В течение |
|
|
года |
||
|
Сентябрь |
||
|
2018 |
||
|
Октябрь |
||
|
2018 |
||
|
Ноябрь |
||
|
2018 |
||
2. |
Декабрь 2018 |
||
|
Январь 2019 |
||
|
|||
|
Февраль |
||
|
2019 |
||
|
Март 2019 |
||
|
Апрель |
||
|
2019 |
||
|
Май |
||
|
2019 |
||
3. |
Разработка образовательного проекта «Ритм - волшебник» |
Октябрь 2018 |
Образовательный проект «Ритм – волшебник» |
4. |
Информация на стенде для родителей «Этот чудесный ритм» |
Октябрь 2018 |
Информация на стенде «Этот чудесный ритм» |
5. |
Картотека музыкальных игр и упражнений, направленных на развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста. |
с октября 2018 |
Картотека музыкальных игр и упражнений для развития ритмического слуха детей |
6. |
Изготовление карточек – стихов для развития чувства ритма, музицирования. |
Ноябрь 2018 |
Карточки-стихи для развития чувства ритма, музицирования. |
7. |
Мастер-класс с педагогами «Элементарное музицирование с дошкольниками» |
Ноябрь 2018 |
Презентация |
8. |
Практикум для воспитателей «Развиваем у детей чувство ритма». |
Январь 2019 |
Презентация |
9. |
Консультация для родителей с использованием мультимедийной презентации «Этот удивительный ритм» |
Февраль 2019 |
Мультимедийная презентация «Этот удивительный ритм» |
10. |
Консультация для воспитателей «Музыкально-дидактические игры по развитию ритмики в самостоятельной музыкальной деятельности». |
Март 2019 |
Тезисы выступления |
11. |
Изготовление и использование музыкально- дидактических игр для развития музыкально-ритмических движений (воспитатели по группам). |
Март 2019 |
Музыкально-дидактические игры на группах |
12. |
Диагностика музыкальных способностей детей |
Апрель 2019 |
Результаты мониторинга |
13. |
Выступление детского оркестра на праздниках и развлечениях. |
В течение года |
|
14. |
Посещение курсов повышения квалификации, методических объединений музыкальных руководителей. |
В течение года |
|
План работы
на 2019-2020 учебный год
№ |
Раздел плана. Формы работы |
Сроки |
Практические выходы |
1. |
Диагностика развития чувства ритма у детей подготовительной к школе группы. |
Сентябрь 2019 Апрель 2020 |
Карты с результатами мониторинга. |
2. |
Изучение новой литературы по данной теме. Знакомство с разными методиками. |
В течение года |
|
3. |
Приобретение новых музыкальных инструментов и репертуара. |
В течение года |
|
4. |
Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в ходе самостоятельной музыкальной деятельности, праздников и развлечений, физкультурных досугов. |
Постоянно |
Выступления детей на праздниках, участие в музыкальных конкурсах. |
5. |
Создание музыкально-дидактических игр для развития чувства ритма у дошкольников. |
Октябрь- ноябрь 2019 |
Музыкально- дидактические игры |
6. |
Проведение открытого музыкального занятия в подготовительной к школе группе. |
Ноябрь 2019 |
Технологическая карта занятия |
7. |
Консультация для родителей «Использование ритмических игр со словом в домашних условиях». |
Январь 2020 |
Оформление |
8. |
Консультация для педагогов «Создание развивающей среды для формирования ритмических способностей у дошкольников всех возрастов». |
Март 2020 |
|
9. |
Конкурс музыкально-дидактических игр для развития чувства ритма у дошкольников «Музыкальная карусель» |
Апрель 2020 |
Музыкально- дидактические игры |
10. |
Посещение курсов повышения квалификации, методических объединений музыкальных руководителей. |
В течение года |
|
11. |
Отчет по самообразованию |
Май-июнь 2020 |
|