План работы по самообразованию по теме "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста"


Автор: Каплун Вера Витальевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

План работы по самообразованию по теме "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста"

Краткое описание работы: В разработке обозначены актуальность, цели, задачи, формы и этапы работы над темой по самообразованию.

«Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся».

Д.Д. Шостакович.

 

Актуальность

Одна из основных задач музыкального воспитания согласно ФГОС: «Развитие музыкальных способностей». Современное понимание проблемы музыкального воспитания детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры.
А ритмическое чувство – это способность активного (двигательного) переживания музыки
–     одна из трёх основных музыкальных способностей наряду с ладовым чувством и музыкально-слуховыми представлениями. (Б.М. Теплов)
Кроме того, ритм – одно из выразительных средств музыки. Следовательно, музыкальный ритм всегда является выражением некоторого эмоционального содержания.

 Цель:

  • Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
  • Содействие развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности.

 Задачи:

 1Изучить теоретический материал по развитию у детей чувства ритма, как одного из самых эффективных методов развития музыкальности – метода, основанного на естественной двигательной реакции на музыку, свойственному любому ребенку.
2. Использовать в работе теоретический и практический материал по развитию у детей дошкольного возраста чувства ритма, учитывая физическое и психическое развитие дошкольников.

Формы работы:

  • Проведение мониторинга в начале учебного года.
  • Изучение литературы.
  • Использование ресурсов.
  • Разработка сценариев праздников и развлечений.
  • Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности.
  • Разработка картотек.
  • Подбор методической литературы, приемов, упражнений из опыта работы коллег.
  • Практикум для воспитателей.
  • Мастер-класс для педагогов
  • Консультация для воспитателей, родителей.
  • Информационный материал на стенде для родителей.
  • Папки-передвижки для родителей.

Этапы работы над темой по самообразованию:

 I.   Диагностический (постановка проблемы): cентябрь 2018г. - май 2019г.

  • детальное изучение материала, имеющегося опыта по данной теме и изучение литературы по проблеме
  • анализ затруднений

 II.     Прогностический (определение целей и задач работы над темой): сентябрь – октябрь 2019г.

  • разработка системы мер, направленных на решение проблем

 III.          Практический (выступление из опыта работы на педагогических советах, родительских собраниях, районных методических объединениях): октябрь 2019г. – апрель 2020г.

  • посещение методических объединений для музыкальных руководителей района.
  • выступление на педагогических советах, родительских собраниях ДОУ, проведение открытых занятий.

 IV.     Обобщающий (анализ работы): май – август 2020г.

  • корректировка гипотезы, оформление и описание хода, результатов работы по проблеме.

 V.      Внедренческий (использование опыта работы педагогами в других ДОУ в процессе работы с детьми): с сентября 2020г.

 Срок работы над проектом:

 сентябрь 2018 г. – август 2020 г.

План работы

на 2018-2019 учебный год

 

 

Раздел плана. Формы работы

Сроки

Практические выходы

1.

 

Диагностика музыкальных способностей детей

Сентябрь 2018г.

 

Результаты мониторинга

 

Изучение материала имеющегося опыта по данной теме, изучение литературы по проблеме и применение на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях и в индивидуальной работе:

  • Психолого-педагогические                                                            аспекты музыкальности детей дошкольного возраста.
  • Психофизиологические особенности детей дошкольного возраста и их использование в процессе обучения детей музыкально- ритмическим движениям.
  • Цели и задачи ритмики в детском саду. Виды музыкально-ритмических движений в детском саду.
  • Этапы и методы обучения детей дошкольного возраста музыкально- ритмическим движениям.
  • Методика обучения чувству ритма детей младшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях.
  • Методика обучения чувству ритма детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях.
  • Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в ходе самостоятельной                                                   музыкальной деятельности, праздников и развлечений, физкультурных досугов.
  • Обучение детей в детском саду чувству ритма в различных видах музыкальной деятельности.
  • Система работы с воспитателями и родителями по обучению детей в детском саду чувству ритма.

В течение

 

 

года

 

 

Сентябрь

 

2018

 

Октябрь

 

2018

 

 

Ноябрь

 

2018

2.

Декабрь 2018

 

Январь 2019

 

 

Февраль

 

2019

 

Март 2019

 

 

 

Апрель

 

2019

 

Май

 

2019

 

3.

Разработка образовательного проекта «Ритм - волшебник»

Октябрь 2018

Образовательный    проект

«Ритм – волшебник»

4.

Информация на стенде для родителей «Этот чудесный ритм»

Октябрь 2018

Информация    на    стенде

«Этот чудесный ритм»

 

5.

Картотека музыкальных игр и упражнений, направленных на развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста.

с октября 2018

Картотека      музыкальных игр    и    упражнений   для развития                       ритмического слуха детей

 

6.

Изготовление  карточек     –     стихов для развития чувства ритма, музицирования.

Ноябрь 2018

Карточки-стихи для развития чувства ритма, музицирования.

7.

Мастер-класс  с педагогами                         «Элементарное музицирование с дошкольниками»

Ноябрь

2018

Презентация

8.

Практикум для воспитателей «Развиваем у детей чувство ритма».

Январь

2019

Презентация

 

9.

Консультация для родителей с использованием мультимедийной презентации «Этот удивительный ритм»

Февраль 2019

Мультимедийная презентация         «Этот удивительный ритм»

 

10.

Консультация  для воспитателей «Музыкально-дидактические игры по развитию ритмики  в самостоятельной музыкальной деятельности».

Март 2019

Тезисы выступления

 

11.

Изготовление и использование музыкально- дидактических игр для развития музыкально-ритмических движений (воспитатели по группам).

Март 2019

Музыкально-дидактические  игры на группах

12.

Диагностика музыкальных способностей детей

Апрель

2019

Результаты мониторинга

13.

Выступление детского оркестра на праздниках и развлечениях.

В течение

года

 

 

14.

Посещение курсов повышения квалификации, методических объединений музыкальных руководителей.

В течение года

 

 

План работы

на 2019-2020 учебный год

 

 

Раздел плана. Формы работы

Сроки

Практические выходы

1.

Диагностика развития чувства ритма у детей подготовительной к школе группы.

Сентябрь 2019

Апрель 2020

Карты с результатами мониторинга.

2.

Изучение новой литературы по данной теме. Знакомство с разными методиками.

В течение года

 

3.

Приобретение новых музыкальных инструментов и репертуара.

В течение года

 

4.

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в ходе самостоятельной музыкальной деятельности, праздников и развлечений, физкультурных досугов.

Постоянно

Выступления детей на праздниках, участие в музыкальных конкурсах.

5.

Создание музыкально-дидактических игр для развития чувства ритма у дошкольников.

Октябрь- ноябрь 2019

Музыкально-

дидактические игры

6.

Проведение открытого музыкального занятия в подготовительной к школе группе.

Ноябрь 2019

Технологическая карта занятия

7.

Консультация для родителей «Использование     ритмических игр со словом в домашних условиях».

Январь 2020

Оформление
информации для родителей.

8.

Консультация для педагогов «Создание развивающей среды для формирования ритмических             способностей у дошкольников всех возрастов».

Март 2020

 

9.

Конкурс музыкально-дидактических игр для развития чувства ритма у дошкольников «Музыкальная карусель»

Апрель 2020

Музыкально-

дидактические игры

10.

Посещение  курсов повышения квалификации, методических объединений музыкальных руководителей.

В течение года

 

11.

Отчет по самообразованию

Май-июнь 2020

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  • Буренина А. И. Коммуникативные танцы-игры для детей: Учеб. пособие. - СПб.: Издательство «Музыкальная палитра», 2004.
  • А.И. Буренина. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей. СПб.: ЛОИРО, 2000.
  • Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного возраста. - М.: Владос, 2001.
  • Метлов Н.А. Музыка – детям. - М., 1985.
  • Методика музыкального воспитания в детском саду. /под редакцией Н.А. Ветлугиной/ - М., 1989.
  • Руднева С. Ритмика. Музыкальное движение, - М., 1972.
  • Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей. - СПб.: «Музыкальная палитра», 2007.
  • Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961.
  • Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. СА-ФИ-ДАНСЕ. - СПб., 2000.
  • Журнал «Дошкольное воспитание» 2015 - 2020 г. г.
  • Журнал «Справочник музыкального руководителя».
  • Журнал «Музыкальная палитра».