Влияние хореографии народного танца для детей школьного возраста


Автор: Мишенина Елена Сергеевна

Предмет: Иное

Класс: Педагоги

Тип материала: Методическое пособие

Влияние хореографии народного танца для детей школьного возраста

Краткое описание работы: Фольклер народного танца

Идея создания школы русского танца (ШРТ) утверждается, прежде всего, как явление русской национальной культуры. Необходимость в такой школе – русской, самобытной – ощущается настоятельная, так как подобная школа обеспечит будущее хореографического ансамбля, позволит подготовить приток новых сил в ансамбль, создать и утвердить качественно новый репертуар на русской национальной основе и пополнять его характерными танцами других народов России, поднять уровень профессионального владения танцем.

Понятие “школа” более широкое, емкое в отличие от проектировавшейся ранее “студии”. Школа – это выучка, приобретение опыта, сам опыт. Школа осуществляет широкую учебно-образовательную программу, где предусматривается чтение лекций по курсам общенациональной культуры, эстетике, истории русского балета, костюму, фольклору, а также практические уроки танцев по хореографическим дисциплинам.

Результатом овладения навыками и знаниями является переходные экзамены в конце каждого года с вручением сертификата качества об окончании школы (наиболее талантливые и одаренные дети продолжают занятия в хореографическом ансамбле).

В связи с решением направить работу хореографического коллектива в новое специфическое русло, автор предлагает “идеальный” вариант школы.

Студия” также название специального учебного заведения, но в плане работы несколько сужена сфера ее деятельности. Хотя, в рабочем варианте, допустимо название школы – студия.

Данная образовательная программа является экспериментальной, так как не имеет аналогов по своему содержанию, объему, специфике. Автор в создании программы использует современные методики и новации, опираясь на свой личный практический опыт работы в области хореографии. В отличие от других существующих программ – это единственная комплексная программа, составленная специально для школы русского танца, впервые открывающейся в регионе. Она рассчитана на обучение детей хореографии, постановку и исполнение концертных номеров, приобретение профессиональных навыков и путей совершенствования. Занятия в школе приобщают учащихся к пониманию искусства танца и знакомят с богатейшей художественной культурой прошлого и настоящего России. Поскольку занятия в школе автор рассматривает как систему общего эстетического и общественного воспитания, то программа должна включать в себя не только тренировочные упражнения, определенный репертуар и беседы по искусству, но и тематику занятий по правилам общественного поведения, танцевальному этикету, музыкальной грамоте.

В программе освещены принципы организации многообразных форм обучения детскому танцу, вопросы материально-технического и хозяйственного обеспечения этих форм, даются методические рекомендации и практические советы. Значительное место отведено рассмотрению общей методики учебно-воспитательной работы в школе русского танца. Подробно раскрываются учебная программа и учебный план, музыкальное оформление учебных занятий. Репертуар, как доминирующая часть всей работы школы и ансамбля, не представлен в полном объеме, а дан в виде методических советов, в основном, как нужно работать по репертуару.

В основе развития личности ребенка лежит русский танец. Он близок детям, и благодаря богатству образов, танцевального языка, мелодиям, знакомству с народным костюмом представляет собой ценнейший материал для художественного развития учащихся. Вместе с тем, русский танец воспитывает в детях чувство любви и уважения к народному танцевальному творчеству и к запечатленным в танце народным традициям. Опыт показывает, что приобщение к танцевальному искусству следует начинать со своего национального материалу, ибо он понятен юным исполнителям и является лучшей основой для более быстрого и правильного стилевого усвоения народных танцев. Новизна и оригинальность авторских идей заключается в поиске новых форм и путей совершенствования через учебный материал на национальной основе (образы и особенности русского танца), через ввод новых дисциплин (грим, костюм), через разнообразные методы достижения цели.

Образовательная программа школы русского танца реализует идею, связанную с развитием и изучением российской культуры в целях сохранения наследия русского танца, с изучением русского танца по областным особенностям. Современное отношение к истокам национальной культуры позволило не только заявить о необходимости возрождения былых традиций и духовности русского танца, но и разработать цельную учебно-образовательную программу. Главным основанием для построения такой программы выступает ориентация на дифференциацию и индивидуализацию учащихся. Итак, образовательная программа позволяет реализовать принцип личностной ориентации в образовательном процессе через определенные условия, способствующие учащимся с разными образовательными возможностями и потребностями достижения установленного стандарта образования. Работать с детьми – значит ежедневно отдавать ребенку свой жизненный и духовный опыт, формируя из него личность.

Работа эта включает в себя образование и воспитание в семье, школе, и, конечно же, художественное воспитание в школе танца.

Экспериментальная программа ШРТ рассчитана на учащихся дошкольного, младшего и среднего школьного возраста, включает в себя три этапа обучения, является многоуровневой, комплексной учебно-образовательной программой.

В данном случае сама образовательная программа представляет собой вариативный модуль, но при этом имеет самостоятельное наполнение.

За пятилетний период обучения в ШРТ программа в перспективе своей позволяет учащихся применить свои способности, развить склонности, приобрести опыт собственной творческой деятельности. Это выступления в концертах, фестивалях, конкурсах, открытых уроках и т. д., то есть показать результаты своего труда и творчества, что отвечает задачам поставленного эксперимента.

Назначение программы

Программа предназначена для работы с детьми дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Рекомендуется детским хореографическим коллективам (школам-студиям, кружкам танца). Ею могут воспользоваться руководители со спецобразованием. Программа предполагает широкое ознакомление детей с предметами специального цикла по курсу хореографии и общей культуры. В школу-студию принимаются все желающие физически здоровые дети, имеющие склонность к танцевальной деятельности на конкурсной основе. В подготовительную группу принимаются дети с шестилетнего возраста. Особо одаренные или подготовленные дети в виде исключения могут попасть в школу с семи и даже десяти лет.

Детская самодеятельная хореографическая школа-студия готовит детей для дальнейшего обучения в колледже культуры, институте культуры, для занятий в ансамблях, готовит организаторов для передачи знаний, приобретенных в школе, в образовательной школе, оздоровительном лагере, а также воспитывает творческие кадры для музыкальных народных театров и ансамблей страны. Занятия по танцу с детьми содействуют росту их общей культуры, нравственному и физическому развитию. Занятия в ШРТ знакомят учащихся с искусством танца, дают им на каждой ступени их возрастного развития доступные для них знания и навыки. В конечном результате занятия в хореографических кружках подводят учащихся к пониманию искусства танца и к умению правдиво и выразительно отображать художественные образы в танце. Овладение определенным кругом знаний и навыков содействует развитию художественного вкуса учащихся, что представляет одну из существенных задач эстетического воспитания. Занятия по танце и коллективные выступления с танцами перед зрителями воспитывают у учащихся чувство ответственности за общее дело, чувство дружбы и товарищества. На занятиях детям прививаются навыки культурного поведения. Занятия по танцу способствуют физическому развитию учащихся, укрепляют их организм и положительно сказываются на осанке и культуре движений. Дети знакомятся с жизнью, бытом, костюмом, музыкой, национальными особенностями не только русского народа, но и других народов России. Настоящая программа также является попыткой внести вклад в решение задач повышения квалификации педагогов-хореографов в сельской местности и является пособием для практической деятельности и расширения педагогической эрудиции, рассчитана на руководителей хореографических коллективов.

Целеполагание

Цель данной образовательной программы – воспитание личности ребенка, его гуманного отношения к окружающему миру, формирование в нем эстетических идеалов на основе овладения искусством хореографии. Опираясь на основную цель программы закономерно конкретизируется блок задач, направленных на выявление и развитие интересов ребенка, его творческих возможностей и личностного потенциала.

Задачи:

Формирование навыков творческого самовыражения, общей культуры, настоящего эстетического вкуса, формирование учебной мотивации. Закрепление, углубление и расширение знаний и навыков, полученных на первом этапе, в понимании и овладении искусством танца. Развитие фантазии и образного мышления учеников в области хореографии, обогащение из представлений об искусстве вообще. Ориентировка на творческое самовыражение, реализация знаний и умений в широких масштабах (концерты, конкурсы, фестивали).

Основной задачей руководителя в работе с учащимися должно быть стремление привить детям большую любовь к танцам, развить музыкальность, воспитывать художественный вкус. На основе изучения упражнений классического танца воспитать культуру тела, хорошую осанку, координацию движений. В задачу музыкального воспитания входит на основе знакомства с ритмическими упражнениями и музыкальными играми научить ребят средствами несложных танцевальных движений передавать содержание музыкальных произведений, соответствующее их возрасту и технической подготовленности. Знакомство с простейшими элементами народных танцев и сценические постановки на их основе будут развивать в детях любознательность и любовь к искусству танца других народов.

Наряду с изучением танцевальных упражнений руководитель должен уделять больше внимания общей организованности детей, воспитанию чувства товарищества, стремлению помочь друг другу. Основной задачей работы со школьниками должна быть массовость охвата ребят, особенно мальчиков. Основным репертуаром для детей младшего возраста должны быть танцы игрового характера, отражающие их возрастные интересы, инсценировки детских песен, сказок, школьная тематика, а также народные танцы, поставленные на несложных танцевальных элементах и простых композициях.

Учебно-методический материал, изложенный в программе ШРТ, может являться примером для работы детских хореографических коллективов. Поэтому следующей задачей данной программы является оказание практической помощи преподавателям по русскому, народно-сценическому, классическому танцам и выработка единого метода ведения того или иного предмета. Педагоги, придерживаясь содержания программы, могут творчески подходить как к проведению занятий, так и к постановочной работе, руководствуясь вышеизложенными воспитательными целями и конкретными условиями. Учебная программа позволяет педагогу правильно ориентироваться в подборе материала для уроков.

Основные принципы и педагогические подходы к реализации программы.

Учебно-образовательная программа определяет основной подход к предметам по хореографии в условиях ШРТ – объем и распределение материала по каждому году обучения. Однако не следует стремиться к прохождению материала в полном объеме в ущерб правильности исполнения и задачам эстетического воспитания учащихся. Руководствуясь основными принципами, изложенными в программе, педагог может увеличить или уменьшить объем и степень технической сложности материала в зависимости от состава класса и конкретных условий работы. Своеобразие условий работы в ШРТ заставляет изменить традиционный, сложившийся в профессиональном хореографическом образовании подход к порядку прохождения материала, и в какой-то степени к методике преподавания при непременном сохранении основных принципов, лежащих в основе ведения некоторых танцевальных дисциплин, как, например, народный или русский танец. Ограниченность физических данных большинства учащихся заставляет проявлять большую осторожность, например, при выборе репертуара, построенного на основе классического танца, и опираться в большей степени на русский или народный. Все сказанное и определяет особенность настоящей программы по русскому и народно-сценическому танцам, в которых на первом году обучения не предусмотрено прохождение танцевальных элементов народного и русского танца в тех формах и с той степенью сложности и нагрузки на мышечный аппарат, которые доступны учащимся и могут изучаться без применения станка.

На начальном этапе, на “середине”, изучаются характерные для народного танца позиции рук и ног, многочисленные положения рук в русском танце, осваивается простейшая координация, а также удобные и понятные детям элементы танцев. Следует избегать слишком раннего и быстрого введения специфических особенностей народно-сценического танца, которые трудно, а зачастую и невозможно согласовать с начальной стадией обучения классическому танцу. Например, скошенная на ребро стопа, разное приседание, злоупотребление “завернутыми” положениями ног, резкие, неправильные для классики изломы корпуса, повороты головы и т. д. могут быть правильно восприняты мышцами ученика и не принесут пользы в народном танце, помещав в тоже время изучению классического. И только получив определенные навыки в классическом тренаже, можно углубленно и без вреда для мышечной системы и опорно-двигательного аппарата осваивать специфику народного и русского танцев, а также другие дисциплины.

Особенное внимание следует уделять такому немаловажному фактору, как дыхание учащихся. Правильно поставленное дыхание имеет иногда решающее значение для освоения танцевальной техники, особенно если учитывать частую смену темпов и ритмов урока, длительные, требующие большого дыхания, развернутые танцевальные композиции, необходимость преодолевать значительные сценические пространства (принцип валеологического подхода). При знакомстве с национальными особенностями, культурой, бытом, костюмом, традициями разных народов не следует преждевременно навязывать детям “взрослую” манеру исполнения, заставлять его “наигрывать” темперамент и утрировать мимическую игру. Исполнение всегда должно быть естественным, а предлагаемый материал не только соответствовать техническим возможностям учащихся, но и учитывать их возрастную психологию (принцип учета возрастных особенностей детей).

В процессе преподавания необходим дифференцированный подход к детям, учитывая их творческие наклонности и физические данные, степень восприятия и усвоения материала. Имеет большое значение отдельное обучение на первом этапе по группам девочек и мальчиков. В процессе обучения танцевальным дисциплинам важную роль играют творческие связи педагогов. Нельзя допускать, чтобы один предмет значительно опережал в прохождении материала другой. Каждый преподаватель по своему предмету должен строить процесс обучения, учитывая степень подготовки класса по другим дисциплинам (принцип партнерского взаимоотношения).

Принцип доступности необходимо соблюдать при формировании репертуара. Замыслу отбираемого для сценического воплощения произведения должны соответствовать возрастные, исполнительские, художественные возможности хореографического коллектива. Бедой многих детских ансамблей является то, что этот принцип доступности не всегда соблюдается. Балетмейстеры-педагоги таких коллективов делают постановки, в них теряется лицо ребенка, дети не справляются со сложной лексикой, не выдерживают техники исполнения, а доступных игровых и сюжетных танцев не ставят. Психология же возрастной категории младших и средних школьников именно такова, что лучше всего воспринимает этот тип танцев.

Организация процесса обучения

(формы и технологии, используемые на занятии)

Учебно-воспитательная работа – составная часть деятельности ШРТ. От ее качества зависит уровень подготовки учащихся, уровень исполнения танцевальных номеров, стабильность работы ансамбля “Светлячки”, перспективы творческого роста учеников. Формы воспитания и обучения в образовательном процессе школы теснейшим образом сплетаются в единый комплекс, способствующий эстетическому развитию юных исполнителей. Учебные темы программы включают в себя теоретические и практические занятия. Уроки по общей культуре или эстетики, по истории балета вводятся в программу со второго класса, предполагают главной целью эстетическое воспитание. Важнейшим конечным результатом эстетического воспитания является формирование общей культуры личности. Предлагаемые уроки – это уроки эмоциональной культуры, уроки настроений. Это необычные уроки, позволяющие ребенку пережить чувство прекрасного, трагического, возвышенного и ужасного, а педагогу – коснуться эмоциональной сферы ребенка, через чувство сформировать его отношение к самым важным для всех людей ценностям. Одной из традиционных форм работы в хореографии является урок, включающий упражнения тренировочного характера, экзерсис у станка, элементы танца на середине.

Уроки с учащимися младшего школьного возраста проводятся в форме игры, театрализации, развивающей беседы. Благодаря игре индивидуальность ребенка находит выражение в коллективном творчестве. Игры, которые рекомендуется проводить с детьми и на практических занятиях, пробуждают у детей нравственные чувства, формирующие культуру личности, вырабатывают правила поведения в различных ситуациях. Игра развивает фантазию, воображение ребенка, помогает самореализоваться. Форма урока через игру позволяет быстрее добиться запоминания необходимых понятий и знаний. Большое внимание уделяется театрализации на практических занятиях. Для работы берутся массовые танцы преимущественно игрового и сюжетного характера, соответствующие возрасту исполнителей. Инсценировки детских песенок и сказок, танцы на сюжеты детских игр, на школьную тематику: первый звонок, полученная “двойка” или “пятерка” и др. Тем существует великое множество. На импровизированной сцене могут разыгрываться целые спектакли. Основная задача – дать ребенку раскрепоститься, побывать актером, обрести уверенность в себе. Программа предусматривает и этюдную форму работы, основой которой являются уже задачи творческого характера. Сюда входит: работа над образом посредством танцевальной лексики и пластики, этюд на заданную тему (праздник, зима, художник, мода и т. д.), ролевые игры, сюжеты для самостоятельного сочинения комбинаций и мини-танцев – все это работа по формированию творческого мышления.

Виды и формы контроля

Входной контроль осуществляется при приеме детей в школу-студию. Детей просматривают педагоги со специальным хореографическим образованием по следующим критериям: внешние данные, физические возможности, чувство ритма, музыкальность, внимание, такт. К мальчикам предъявляются минимальные требования, так как они менее охотно, чем девочки, идут в танцевальный коллектив. Текущий контроль практически действует на протяжении всего учебного года. Четко разработанная оценочная система осуществляется по результатам выполнения учебных заданий педагога в классе и по степени участия в концертной деятельности. В конце каждого месяца все педагоги школы проводят контрольный урок, на котором выставляются оценки ученикам. В конце полугодия – открытый урок (показ), в конце года – зачеты или экзамены. Рубежный контроль осуществляется при переходе от одного этапа к другому. Формой такого контроля служит переходной экзамен.

I этап. Программный материал рассчитан на один год обучения в подготовительных классах. По окончании одногодичного срока обучения и сдачи экзамена дети принимаются в первый класс школы, либо отчисляются, как не справившиеся с учебной программой.

II этап охватывает три рода обучения в школе. По окончании третьего класса идет просмотр и набор наиболее способных детей в ансамбль.

Итоговый контроль выполняется по результатам каждого года обучения (экзамены в конце каждого года обучения при переходе из класса в класс). По выполнению учеником учебной программы в целом по истечении пяти лет ему вручается сертификат.

Временные рамки

Учебно-образовательная программа ШРТ рассчитана на пять лет, включая подготовительные группы, состоит из четырех ступеней обучения: Первая ступень соответствует первому году обучения шестилетних детей, которые, выдержав переходный экзамен, поступают в первый класс школы. Подготовительному отделению уделяется особое внимание, так как отсюда идет основной приток сил в школу набор детей происходит ежегодно на конкурсной основе с учетом хореографических данных. Но набор детей может быть осуществлен в первый класс, минуя подготовительное отделение. Первый класс является второй ступенью обучения. На первом году обучения закладывается фундамент тех знаний и навыков, которые будут закрепляться и развиваться в последующие годы. Особенностью первого года является возможность дать учащимся определенную бузу, на которой будет строиться дальнейшее обучение. Следующей ступенькой на пути обучения детей являются второй и третий классы. Третья ступень – решающий этап в развитии учеников школы. Это рубеж к переходу наиболее способных учащихся в ансамбль, выявление наиболее талантливых детей. К третьему классу ученики могут раскрыть свои способности в полной мере. В процессе преподавания уже осуществляется дифференцированный подход к детям с учетом их физических данных и творческих способностей к восприятию предлагаемого материала. И, наконец, последняя четвертая ступень является завершающим этапом развития и соответствует двум последним годам обучения. продолжается увеличение нагрузки на мышечный аппарат, углубленное изучение новых элементов с постепенно увеличивающейся степенью технической сложности предлагаемого материала, увеличение элементов парного танца, развивающих навыки общения с партнером, закрепляются навыки ансамблевого исполнения, эмоциональная отзывчивость, формирование чистоты стиля и хорошей манеры исполнения, формирование общей культуры. Пятый класс является выпускным классом. К этому году ребенок получает весь объем знаний и навыков, который был запрограммирован. Все многообразные задачи курса обучения должны быть выполнены. В конце завершающего этапа ученики сдают выпускные экзамены и получают сертификат об окончании школы с прилагающимся оценочным листом. Часть наиболее талантливых исполнителей остается в ансамбле.

Перечень ключевых понятий

В программе предусматривается знакомство с такими понятиями:

ритмика и ритмическое движение; танцевальная азбука; классический экзерсис у станка; упражнения и танцевальная лексика народно-характерного танца на середине зала; композиция и постановка танца; освоение музыкальной грамоты; работа над техникой исполнения и выразительностью в танце; работа с ансамблем (в ансамбле); индивидуальная работа (работа с солистами над освоением лексического материала, артистичностью, техникой, выразительностью); сводный танец (сводные репетиции, работа над репертуаром в ансамбле).

Материально-техническое обеспечение программы

Основной задачей ШРТ является качественное обучение учащихся, которое зависит не только от высокопрофессионального преподавательского состава, правильно и систематически выстроенного учебного процесса, но и от необходимых условий для проведения учебных и репетиционных занятий:

Наличие учебных классов (не менее двух). Оборудование классов: станки, зеркала, палубный пол, кондиционеры, раздевалки (не менее двух), комната для преподавателей. Техническое оснащение: магнитофоны, баяны, фортепиано, проигрыватель, видеомагнитофон, видеокамера. Сценическая площадка для репетиций не менее одного раза в неделю. Оформление концертных номеров:

изготовление костюмов в соответствии с репертуаром; обувь для сцены (каблучная) и для занятий; бутафория; оформление сцены (в соответствии с тематикой выступления).

Формирование учебного процесса и сценического материала на видеопленке и фотопленке. Музыкальное оформление номеров:

аранжировка музыкального материала с возможными материальными затратами; накопление музыкального и нотного материала.

Возможность приглашения балетмейстеров-постановщиков для обогащения репертуара новыми формами и содержанием (с возможными материальными затратами).

Проблемные вопросы и задания. Результативность освоения программы

Программа рассчитана на обычных детей с разной степенью одаренности и склонности к танцевальному искусству. Поэтому коллективу педагогов необходимо выработать единый образовательный стандарт, который должен освоить средний ребенок первого и последующего годов обучения. Первый год обучения – подготовительные классы (6 лет). Дети младшего школьного возраста отличаются больной подвижностью, но еще физически слабы, у них недостаточно развиты первоначальные двигательные навыки, неустойчиво внимание, они не умеют долго сосредоточиться на одном задании. Работа с детьми этого возраста трудна, так как требует от них значительных физических сил, умения сосредотачивать внимание и настойчивость в работе. Главное для педагога – научить детей красиво и правильно держаться, свободно двигаться и ориентироваться в пространстве, больше внимания уделяется ритмическим упражнениям и играм.

Исходя из поставленных задач ребенок к концу первого года обучения должен:

сохранять правильную осанку; передвигаться по определенной площадке и в определенном рисунке, запоминая изменения рисунка; согласовывать движения с музыкой; переходить из одного движения в другое.

Дети дошкольного возраста показывают свои достижения только на контрольных и открытых уроках перед родителями в конце года. На втором году обучения в первом классе школы ребенок попадает сразу к двум-трем педагогам, ведущим разные предметы. Исходя из нескольких предметов выводим общий результат, при котором обучающийся должен:

усвоить основы правильной постановки корпуса (при этом педагогу следует обратить внимание на природные особенности сложения учеников); научиться постепенно укреплять мышечный аппарат (особенно поясницы и брюшного пресса); уметь владеть центром тяжести тела; ориентироваться в пространстве; чувствовать ракурс и позу; научиться развивать различные группы мышц; знать музыкальный размер; развивать чувство ритма, уметь отражать в движениях характер музыки; усвоить позиции рук, ног.

К концу третьего года обучения (второй класс) ребенок должен овладеть рядом знаний и навыков:

Правильно двигаться в так музыке, сохраняя красивую осанку; чувствовать характер музыки и в соответствии с этим уметь передать настроение; освоить простейшие элементы классического экзерсиса у станка и танцевальные элементы на середине зала; справляться с несложными танцевальными комбинациями; приобрести навыки актерской выразительности: уметь изобразить в танцевальном шаге повадки зверей, птиц, выразить образ в разном эмоциональном состоянии (веселый котенок, грустная птица и т. д.).

Третий класс. В среднем возрасте ребята могут выдерживать уже большую физическую нагрузку. Поэтому занятия для них значительно удлиняются, а задания усложняются. В программу входят учебные занятия по различным предметам, постановочная и репетиционная работа. Основная нагрузка на уроке приходится на экзерсис классический, вводится экзерсис по народно-сценическому и русскому танцам, большое внимание уделяется прыжкам. Все требования, предъявляемые к учащимся второго класса, остаются обязательными и для этой группы, дополнительно выдвигаются следующие:

знать правила постановки рук, группировки пальцев в народном танце; уметь исполнять препарасъон; знать подготовительные движения рук, уметь правильно открыть и закрыть руку на талию; освоить положение: стоя боком к станку в движениях из пяти позиций; приобрести навык выворотного положения 5 “пятка к пятке”; уметь исполнять движения на мелодию с затактовым настроением; уметь исполнять русский или другой несложный национальный танец; знать русский танец на следующих движениях: переменные ходы, припадания, притопы, “ключ” простой и дробный, простейшие дроби; уметь правильно исполнять присядочные движения и хлопушки.

К концу обучения учащиеся должны уметь исполнять национальный танец, польку, русскую пляску на основе пройденного материала. Свои достижения ребята этой группы демонстрируют на открытых уроках, зачетах и экзаменах, принимают участие в небольших концертах. Учебный процесс предусматривает проведение сводных репетиций, продолжительность которых зависит от объема усвоенного материала, но не более четырех часов каждая (до двух и даже трех раз в неделю).

Содержательная характеристика образовательного процесса

Методика преподавания в школе-студии в своей основе опирается на профессионально-хореографические учебники. Программа сочетает тренировочные упражнения и танцевальную лексику классического, русского и народно-характерного танцев, теоретическую и практическую части, индивидуальные, сводные и постановочные репетиции, что способствует развитию танцевальных навыков учащихся. Теоретические сведения по музыкальной грамоте даются непосредственно в процессе занятий и в ходе работы над сценическими постановками. Начиная со второго класса, постепенно вводятся дисциплины по теоретическому циклу, такие как: общая культура и эстетика, история хореографии, история костюма. Теоретическая часть каждого раздела содержит перечень знаний, которые должны получать учащиеся в процессе обучения (знания по музыкальной грамоте, методике исполнения и выразительности языка танца, знания французской терминологии, характерных черт и историю танцев различных эпох и народов, знания по танцевальному этикету). В практическую часть программы входит перечень умений и навыков, упражнений, знания танцевальной лексики и танцев из репертуара ансамбля. Программа дана по классам обучения, включая первый год – подготовительные группы. Материал программы включает несколько разделов по следующим дисциплинам:

Народно-сценический танец. Русский танец. Областные особенности Композиция и постановка танца. Классический танец. Ритмика и азбука танца.

Дисциплины предлагаются в перспективе на пять лет.

Прием детей в танцевальный коллектив – дело сложное, требующее от руководителя чуткости, внимания, такта и профессионального подхода. При приеме в танцевальный коллектив учитывается чувство ритма, внешний вид, музыкальность, выразительность, состояние здоровья. Принимаются дети с достаточно удовлетворительными данными. Результативность последующей работы во многом зависит от того, насколько педагог был внимателен и требователен в период просмотра. Для объективной оценки может быть создана комиссия. Занятия в школе-студии учат детей владеть выразительными средствами танца и их характерными особенностями, развивают внимание и воображение, память и художественный вкус, содействуют физическому развитию учащихся. Обучение детей хореографии начинается на подготовительном отделении, затем происходит деление детей на классы с первого по четвертый. Количественный состав группы на подготовительном отделении от 15 до 20 человек. Состав класса на групповых занятиях от 10 до 15 человек, кроме индивидуальных (например, работа с солистами). Занятия в каждой группе на подготовительном отделении 2-3 раза в неделю, продолжительность не более двух академических часов, у шестилеток – 1 час 30 минут. Начиная с первого класса, продолжительность одного занятия может быть увеличена до трех часов от трех до пяти раз в неделю, соответственно учебной программе. Время индивидуальных занятий, включая работу с солистами, берется из расчета 0,5 часа на ребенка. Основная задача занятий в пятой возрастной группе (4 и 5 классы) – подготовка детей к исполнительской и постановочной работе в ансамбле. Учитывая возраст обучающихся, педагог может строить учебный материал на более сложных танцевальных комбинациях, а также увеличивать норму упражнений, входящих в экзерсис. К этому времени в учебный процесс вводятся все предметы, которые заложены в программе. Много вводится лексического материала за счет дисциплины по композиции и постановке танца и за счет постановочных репетиций. В экзерсис (в 5 классе) не вводится новый материал, но усложняется за счет ускорения темпа музыки, пор де бра, поворотов. Все упражнения у палки исполняются на полупальцах. При постановке танцев, учитывая возрастные интересы исполнителей, в процессе занятий по композиции танца, нужно дать возможность учащимся самим составлять и показывать на занятиях отдельные упражнения, входящие в экзерсис на первых годах обучения, а затем самостоятельно строить урок по разделам, постепенно увеличивая его объем. Нужно выделить время для самостоятельной постановочной работы ребят, чтобы они могли сами создавать танцы, предназначенные для постановки в младшей группе.

 

Список литературы:

1. Богданов Г. Урок русского народного танца. – М., 1995. – 150 с.

2. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца (упражнения у станка). – М.: ВЛАДОС, 2002. – 207 с.

3. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца (танцевальные движения и комбинации на середине зала). – М.: ВЛАДОС, 2004. – 207 с.

4. Ткаченко Т. Народный танец. – М.: Искусство, 1967. – 654 с.

5. Голейзовский К. Образы русской народной хореографии. – М.: Искусство, 1964. – 367 с.

6. Уральская В., Соколовский Ю. Народная хореография. – М., 1972. – 160 с.

7. Климов А. Основы русского танца. – М.: Искусство, 1994. – 270 с.