Автор: Ирина Тецкая
Предмет: Музыка
Класс: Педагоги
Тип материала: Сценарий мероприятия
Краткое описание работы: Литературно-музыкальная гостиная "Край ты мой,Ямал" была приурочена годовщине со дня рождения ненецкого поэта Леонида Лапцуя.
Цель: Приобщать детей к истории родного края, быту, традициям, культуре людей, его населяющих, познакомить с биографией и творчеством ненецкого поэта и писателя
Л. В. Лапцуя,
(Дети под ненецкую песню «Хаерако» в национальной одежде проходят на свои места.).
Садятся полукругом.
Ведущие:
1.Люблю тебя, седой Ямал!
Люблю за красоту природы.
Всегда ты будешь восхищать
Своим простором и свободой!
2.Ты- край снегов, зимы суровой.
Ты – край полярного сиянья,
Благополучия основа,
России нашей достоянье!
1.Сегодня мы собрались вместе, чтобы поговорить о нашем родном Ямале. Для многих из вас ,дети, он стал маленькой родиной, А для нас, взрослых, родным домом.
2 .И мы уже не представляем своей жизни без белых искристых снегов, трескучих морозов, без полярного сияния и длинной полярной ночи.
1.А с какой радостью мы спешим в тундру летом и осенью!!! Ведь каждый гриб и каждая ягодка загадочно манит нас и зовёт.
2. Красоту Ямала воспели поэты в своих стихах, а композиторы сложили о нём немало красивых, душевных песен.
Дети исполняют песню: «Сенгакоця»( музыка и слова С. Няруя).
Ведущие:
1.Мы живём на Ямале. Это земля исконного проживания ненцев, ханты и селькупов.
2. Их традиционная культура складывалась на протяжении веков. Эти народы севера живут по законам, передающимся от одного поколения к другому.
1.Мы, хоть и не живём в чумах, не выпасаем стада оленей, не занимаемся рыбной ловлей, но так же искренне любим наш родной Ямал, как ненцы ,ханты и селькупы.
2.Мы почитаем и уважаем традиции коренных народов севера, изучаем их обычаи и приобщаемся к истокам их культуры.
Дети читают стихотворения о Ямале.
1.Любови к труду, пытливости, ловкости и выносливости взрослые прививали детям при помощи игр.
2.Закидывая аркан ,дети учились ловить оленя, перепрыгивая через нарты, приучались правильно и ловко вести себя во время вьюги, играя длинными палками, тренировались быстро и качественно строить себе жилище –чум.
Дети играют ненецкие народные игры «Волчок» и «Поймай оленя»
Ведушие:
1.Самыми существенными и яркими являются отношения, которые складывались между человеком и природой.
2.Образ птицы-один из центральных в искусстве древнего и дорусского населения Сибири.
1.И сегодня мы с вами послушаем одну из сказок народов Севера. Она называется «Кукушка». Сказка очень интересная и поучительная.
2.А прочитаем нам её тётушка-сказочница. Садитесь ,ребята, поудобнее и внимательно слушайте.
Тётушка-сказочница читает сказку «Кукушка»
Ведушие:
1.Ребята,вам понравилась сказка?. Чему она нас учит?
(Ответы детей)
2.В исполнении студии «Радужный микс» предлагаем вам посмотреть танец «Северные птицы»
Хореографическая композиция «Северные птицы»
Ведущие:
1.Песни и танцы всю жизнь сопровождают коренного северянина. И вот что писал об этом Л. В. Лапцуй:
2.«И сегодня песню поёт он
О Ямале своём морозном,
Песню поёт он, словно по нотам
По высоким и чистым звёздам».
1.А вспомнили мы сегодня про Леонида Лапцуя, потому что 28 февраля мы будем праздновать его День рождения.
2.А кто же такой Леонид Лапцуй?
Ведущие подходят к экрану интерактивного стола и кратко рассказывают о поэте и писателе Леониде Лапцуе.
Ведущие:
1.И сегодня в рамках нашей литературной гостиной мы хотим начать проводить конкурс под названием «Лапцуевские чтения»
2.Наши сегодняшние выступающие станут его первыми участниками. Надеемся, что эта традиция в нашем учебном заведении будет проводиться из года в год.
Выступления чтецов
Ведущие:
1.Перед тем, как выступающим будут вручены награды, мы хотим подвести итог нашего мероприятия.
2.Мудрая северная птица сова загадает вам загадки, а вы должны будете их отгадать.
Загадывание загадок.
Детям-участникам и детям-победителям конкурса вручаются награды и призы.