Автор: Можгина Светлана Зиннуровна
Предмет: Музыка
Класс: Педагоги
Тип материала: Методические разработки
Краткое описание работы: художественно-эстетическое развитие в реализации ФГОС дошкольного образования ДОУ
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие
Возрастная категория: 6-7 лет (подготовительная к школе группа)
Количество детей: 12 детей
Место проведения занятия: музыкальный зал ДОУ
Виды детской деятельности: музыкальная, коммуникативная.
Цель: знакомить детей с творчеством П.И.Чайковского, приобщая к русской классике, способствовать формированию основ музыкальной культуры дошкольников.
Задачи:
Образовательные: формировать основы музыкальной и художественной культуры. Формировать культуру слушания. Вызывать эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. Учить ясно излагать свои мысли.
Развивающие: развивать слуховое внимание и музыкальную память, повторить и закрепить музыкальные жанры. Развивать умение воплощать музыкальные впечатления через танцевальные движения.
Воспитательные: воспитывать у детей устойчивый интерес и отзывчивость на музыкальные произведения, расширять музыкальные впечатления. Воспитывать культуру речевого общения.
Планируемые результаты:
Сформированы представления о музыкальных произведениях П.И.Чайковского;
Дети способны отличать звучание пьес из «Детского альбома»;
Дети испытывают потребность в восприятии музыки П.И.Чайковского.
Оборудование: музыкальный инструмент фортепиано, ноутбук, музыкальный центр, видеозапись, мультимедийная система, цветы, музыкальные палочки по количеству детей, полумаска Бабы Яги, избушки, метла, кукла Баба Яга.
Длительность занятия: фрагмент занятия 15 минут.
Структура и репертуар музыкального занятия:
1. Вход в музыкальный зал: П.И.Чайковский «Полька». Приветствие;
2. Музыкально – ритмические упражнения:
- П.И.Чайковский «Марш деревянных солдатиков»;
- П.И.Чайковский «Вальс цветов»;
3. Развитие слуха и голоса:
- дыхательная гимнастика: «Цветы»;
- распевка: «Ноты выучили мы»;
4. Пение: песня «Моя песенка» сл. В.Гудимова, муз. О.Девочкиной;
5. Слушание музыки: П.И.Чайковский «Баба Яга»;
6. Музыкальная подвижная игра: «Баба Яга» сл. народные, муз. В.Соловьевой;
7. Игра на музыкальных палочках: П.И.Чайковский «Марш Щелкунчика»;
8. Музыкальная пальчиковая игра: «Музыкальный торт» сл. А.Бажева;
9. Итог музыкального занятия. Прощание;
10. Выход из музыкального зала: П.И.Чайковский «Полька»
Конспект музыкального тематического занятия
для детей 6 -7 лет
по теме: «Детский альбом» П.И.Чайковского
Дети входят в музыкальный зал под «Польку» П.И.Чайковкого
Музыкальный руководитель приветствует детей.
Муз. рук: Здравствуйте ребята. Исәнмесез.
Дети: Здравствуйте. Исәнмесез.
Муз.рук: Дети, сегодня я пригласила вас на встречу с музыкой великого русского композитора - П. И. Чайковского. Посмотрите на портрет этого замечательного человека. Петр Ильич Чайковский жил очень давно, а вот музыка, которую он сочинил, будет жить всегда. Её слушают и любят дети всего мира, потому, что она красивая, прекрасная, искренняя. Только, что вы вошли в музыкальный зал, под танец польку, которую написал П.И.Чайковский. Понравилась вам музыка?
Дети: …(Да!)
Муз. рук: Мне хочется сказать об это музыке, что она светлая, веселая. А вы, дети, расскажите о характере музыки, какая она?
Дети: … (радостная, быстрая, красивая, добрая…)
Муз. рук: И сегодня мы отправимся в музыкальное путешествие по «Детскому альбому». Музыка нам расскажет о детских радостях, увлечениях, играх.
На день рождения, Володи подарили большую красивую коробку, в которой лежали деревянные солдатики. Послушаем, какую же музыку про солдатиков сочинил Чайковский. Выполним упражнения по показу.
(Звучит фрагмент «Марш деревянных солдатиков») дети маршируют по показу.
Муз. рук: Дети, вы запомнили, что это за музыка?
Дети: …(Марш деревянных солдатиков…)
Муз. рук: Правильно! Марш игрушечный, поэтому музыка звучит легко и ритмично. А ваши впечатления о характере музыки? Как она звучала?
Дети: …(Бодро, отрывисто, весело, радостно, задорно...)
Муз. рук: Какое настроение у солдатиков?
Дети: …(Веселое, бравое…)
Муз. рук: Следующее произведение, которое мы будем слушать, и танцевать под него называется «Вальс цветов», из балета «Щелкунчик». Давайте возьмем цветы и с ними потанцуем. Движения все повторяем за мной.
(Звучит фрагмент «Вальс цветов») дети танцуют по показу.
Муз. рук: Дети скажите, пожалуйста, под какую музыку мы с вами танцевали?
Дети: …(Вальс…)
Муз. рук: Правильно, это вальс! Как звучала музыка?
Дети: …(Плавно, красиво, легко, изящно...)
Муз. рук: Молодцы дети. В переводе с французского слово «вальс» означает «кружиться». Скажите, пожалуйста, какие музыкальные жанры мы с вами услышали?
Дети: …(Марш и танец…)
Муз.рук: Молодцы дети. На данном этапе занятия мы с вами исполняли два жанра, это марш и танец. Давайте продолжим дальше, и нам пора с вами выполнить дыхательную гимнастику и распеться, предлагаю вам вдохнуть аромат цветов и послушать его. На вдох дышим носом, на выход ртом и так три раза. Молодцы. Послушайте распевку, называется она «Ноты выучили мы» и повторяйте за мной.
(исполняется распевка «Ноты выучили мы».)
На занятье дети все сидят,
Дети все на клавиши глядят.
Песенку про клавиши поют,
Каждую по имени зовут:
Припев: «До», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си», «до»! 2 раза
Муз.рук: Молодцы хорошо распелись.
Подойдите ближе ко мне, предлагаю вам послушать, и выучит фрагмент песни, которая называется «Моя песенка»
(исполняется фрагмент песни «Моя песенка» сл. В.Гудимова, муз. О.Девочкиной.)
У каждого, у каждого, есть песенка своя.
Есть песенка у Мурочки и есть у соловья.
Но всех чудесней песенка, конечно же, моя!
Но всех чудесней песенка, конечно же, моя!
Муз.рук: Скажите, какого характера эта песня?
Дети: …(лаковая, нежная, протяжная, милая...)
(исполняется песня «Моя песенка».)
Муз.рук: Сейчас мы прослушаем еще одно музыкальное произведение П.И.Чайковского. Можете присесть на ковер, как вам удобно.
(исполняется фрагмент «Баба Яга».)
Муз.рук: Вы, наверное, уже догадались, как называется это музыкальное произведение?
Дети: …(Баба Яга...)
(использование сюрпризного момента, показ куклы Бабы Яги)
Муз.рук: Баба Яга, пожалуй, один из древнейших сказочных персонажей, пришедших в сказки из глубины веков. Образ Бабы Яги очень интересный и разнообразный. К нам в гости прилетела Баба Яга, которую музыкальными красками изобразил П.И.Чайковский. Какая по характеру музыка?
Дети: …(музыка зловещая, сердитая, стремительная, отрывистая…)
Муз.рук: Правильно. А сейчас мы с вами попробуем создать с помощью подвижной музыкальной игры свой сказочный персонаж, свою Бабу Ягу, у каждого она будет со своим характером и настроением. Я буду исполнять песню, а вы повторяйте за мной движения.
Ход игры:
Нужно выбрать Бабу Ягу и избушку, считалкой. Водящий (Баба Яга) стоит в центе круга, избушка стоит рядом. Остальные дети поют песню, исполняют движения. По окончанию музыки Баба Яга догоняет детей.
Считалка:
Нот, на свете ровно семь,
И они известны всем
До, ре, ми, фа, соль, ля, си
Нотки в гости пригласи!
(исполняется музыкально – подвижная игра «Баба Яга»)
сл.народные, муз. В.Соловьевой.
В темном лесе есть избушка,
Стоит задом наперед.
В этой маленькой избушке,
Бабушка Яга живет.
Бырыны ой-ой-ой, күзлэре ай-ай-ай.
Агач себерке, аркысы бөкере.
Раз, два, три нас догони.
Муз.рук: Сейчас мы прослушаем еще одно музыкальное произведение П.И.Чайковского «Марш Щелкунчика». И звучит он весело, задорно, шутливо и радостно. Музыка торжественная и сказочная. И мы с вами превратимся в барабанщиков, которые будут отбивать ритм этого марша, музыкальными палочками. Вы готовы?
Дети: …(Да…)
(дети по очереди берут музыкальные палочки, исполняется отбивание ритмического рисунка на музыкальных палочках по показу. Звучит музыкальный фрагмент «Марш Щелкунчика».)
Муз.рук: Как называется музыкальное произведение? И какого характера музыка?
Дети: … («Марш Щелкунчика», веселая, шутливая, радостная, торжественная.)
Муз.рук: Молодцы! За хорошую работу на музыкальном занятии, мы заслужили угощение, давайте испечем «Музыкальный торт», исполним музыкально – пальчиковую игру.
(исполняется музыкально – пальчиковая игра «Музыкальный торт».)
Тесто ручками помнем, сжимаем – разжимаем пальчики
Сладкий тортик испечем. хлопаем ладошками
Серединку смажем джемом, качаем ладошками
А верхушку – сладким кремом круговые движения ладошками друг об друга
И кокосовою крошкой
Мы присыплем торт немножко сыплем «крошки» пальчиками обеих рук
А потом заварим чай - надуваем щеки
В гости друга приглашай! сжимаем руки в замок
Но и что же тут скрывать
С каждым пальцем, с каждым пальцем
Мы хотим потанцевать вытягиваем каждый палец
Раз, два, три. хлопаем
Муз.рук: В «Детском альбоме» еще много интересной музыки. А сегодня наше путешествие закончилось. Скажите, пожалуйста, с каким композитором мы сегодня познакомились? Какие музыкальные произведения вам понравились больше всего? Какие музыкальные жанры присутствовали на занятии?
Дети: …(Петр Ильич Чайковский, «Полька», «Марш деревянных солдатиков», «Вальс цветов», «Баба Яга», «Марш Щелкунчика». Музыкальные жанры: танец, марш, песня…)
Муз.рук: Вы сегодня большие молодцы. Спасибо вам, что мы сегодня были вместе. Давайте аплодисментами поблагодарим музыку за те приятные минуты, что мы с ней провели.
Муз.рук: До свиданья дети. Сау булыгыз.
Дети: До свидания. Сау булыгыз.
Дети выходят из музыкального зала под «Польку» П.И.Чайковкого.