Музыкальное тематическое занятие на тему: «Детский альбом» П.И.Чайковского


Автор: Можгина Светлана Зиннуровна

Предмет: Музыка

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

Музыкальное тематическое занятие на тему: «Детский альбом» П.И.Чайковского

Краткое описание работы: художественно-эстетическое развитие в реализации ФГОС дошкольного образования ДОУ

 

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие

Возрастная категория: 6-7 лет (подготовительная к школе группа)

Количество детей: 12 детей

Место проведения занятия: музыкальный зал ДОУ

Виды детской деятельности: музыкальная, коммуникативная.

Цель: знакомить детей с творчеством П.И.Чайковского, приобщая к русской классике, способствовать формированию основ музыкальной культуры дошкольников.

Задачи:

Образовательные: формировать основы музыкальной и художественной культуры. Формировать культуру слушания. Вызывать эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. Учить ясно излагать свои мысли.

Развивающие: развивать слуховое внимание и музыкальную память, повторить и закрепить музыкальные жанры.  Развивать умение воплощать музыкальные впечатления через танцевальные движения.

Воспитательные: воспитывать у детей устойчивый интерес и отзывчивость на музыкальные произведения, расширять музыкальные впечатления. Воспитывать культуру речевого общения.

Планируемые результаты:

Сформированы представления о музыкальных произведениях П.И.Чайковского;

Дети способны отличать звучание пьес из «Детского альбома»;

Дети испытывают потребность в восприятии музыки П.И.Чайковского.

Оборудование: музыкальный инструмент фортепиано, ноутбук, музыкальный центр, видеозапись, мультимедийная система, цветы, музыкальные палочки по количеству детей, полумаска Бабы Яги,  избушки, метла, кукла Баба Яга.

Длительность занятия: фрагмент занятия 15 минут.

 

Структура и репертуар музыкального занятия:

1. Вход в музыкальный зал: П.И.Чайковский «Полька». Приветствие;

2. Музыкально – ритмические упражнения:

- П.И.Чайковский «Марш деревянных солдатиков»;

- П.И.Чайковский «Вальс цветов»;

3. Развитие слуха и голоса:

- дыхательная гимнастика: «Цветы»;

- распевка: «Ноты выучили мы»;

4. Пение: песня «Моя песенка» сл. В.Гудимова, муз. О.Девочкиной;

5. Слушание музыки: П.И.Чайковский «Баба Яга»;

6. Музыкальная подвижная игра: «Баба Яга» сл. народные, муз. В.Соловьевой;

7. Игра на музыкальных палочках: П.И.Чайковский «Марш Щелкунчика»;

8. Музыкальная пальчиковая игра: «Музыкальный торт» сл. А.Бажева;

9. Итог музыкального занятия.  Прощание;

10. Выход из музыкального зала: П.И.Чайковский «Полька»

 

Конспект музыкального тематического занятия

для детей 6 -7 лет

по теме: «Детский альбом» П.И.Чайковского

Дети входят в музыкальный зал под «Польку» П.И.Чайковкого

Музыкальный руководитель приветствует детей.

Муз. рук: Здравствуйте ребята. Исәнмесез.

Дети: Здравствуйте. Исәнмесез.

Муз.рук: Дети, сегодня я пригласила вас на встречу с музыкой великого русского композитора - П. И. Чайковского. Посмотрите на портрет этого замечательного человека. Петр Ильич Чайковский жил очень давно, а вот музыка, которую он сочинил, будет жить всегда. Её слушают и любят дети всего мира, потому, что она красивая, прекрасная, искренняя. Только, что вы вошли в музыкальный зал, под танец польку, которую написал П.И.Чайковский. Понравилась вам музыка?

Дети: …(Да!)

Муз. рук: Мне хочется сказать об это музыке, что она светлая, веселая. А вы, дети, расскажите о характере музыки, какая она?

Дети: … (радостная, быстрая, красивая, добрая…)

Муз. рук: И сегодня мы отправимся в музыкальное путешествие по «Детскому альбому». Музыка нам расскажет о детских радостях, увлечениях, играх.

На день рождения, Володи подарили большую красивую коробку, в которой лежали деревянные солдатики. Послушаем, какую же музыку про солдатиков сочинил Чайковский. Выполним упражнения по показу.

(Звучит фрагмент «Марш деревянных солдатиков») дети маршируют по показу.

Муз. рук: Дети, вы запомнили, что это за музыка?

Дети: …(Марш деревянных солдатиков…)

Муз. рук: Правильно! Марш игрушечный, поэтому музыка звучит легко и ритмично. А ваши впечатления о характере музыки? Как она звучала?

Дети: …(Бодро, отрывисто, весело, радостно, задорно...)

Муз. рук: Какое настроение у солдатиков?

Дети: …(Веселое, бравое…)

Муз. рук: Следующее произведение, которое мы будем слушать, и танцевать под него называется «Вальс цветов», из балета «Щелкунчик». Давайте возьмем цветы и с ними потанцуем. Движения все повторяем за мной.

(Звучит фрагмент «Вальс цветов») дети танцуют по показу.

Муз. рук: Дети скажите, пожалуйста, под какую музыку мы с вами танцевали?

Дети:(Вальс…)

Муз. рук: Правильно, это вальс!  Как звучала музыка?

Дети: …(Плавно, красиво, легко, изящно...)

Муз. рук: Молодцы дети. В переводе с французского слово «вальс» означает «кружиться». Скажите, пожалуйста, какие музыкальные жанры мы с вами услышали?

Дети:(Марш и танец…)

Муз.рук: Молодцы дети. На данном этапе занятия мы с вами исполняли два жанра, это марш и танец. Давайте продолжим дальше, и нам пора с вами выполнить дыхательную гимнастику и распеться, предлагаю вам вдохнуть аромат цветов и послушать его. На вдох дышим носом, на выход ртом и так три раза. Молодцы. Послушайте распевку, называется она «Ноты выучили мы» и повторяйте за мной.

(исполняется распевка «Ноты выучили мы».)

На занятье дети все сидят,

Дети все на клавиши глядят.

Песенку про клавиши поют,

Каждую по имени зовут:

Припев: «До», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си», «до»! 2 раза

Муз.рук: Молодцы хорошо распелись.

Подойдите ближе ко мне, предлагаю вам послушать, и выучит фрагмент песни, которая называется «Моя песенка»

(исполняется фрагмент песни «Моя песенка» сл. В.Гудимова, муз. О.Девочкиной.)

У каждого, у каждого, есть песенка своя.

Есть песенка у Мурочки и есть у соловья.

Но всех чудесней песенка, конечно же, моя!

Но всех чудесней песенка, конечно же, моя!

Муз.рук: Скажите, какого характера эта песня?

Дети: …(лаковая, нежная, протяжная, милая...)

(исполняется песня «Моя песенка».)

Муз.рук: Сейчас мы прослушаем еще одно музыкальное произведение П.И.Чайковского. Можете присесть на ковер, как вам удобно.

(исполняется фрагмент «Баба Яга».)

Муз.рук: Вы, наверное, уже догадались, как называется это музыкальное произведение?

Дети: …(Баба Яга...)

(использование сюрпризного момента, показ куклы Бабы Яги)

Муз.рук: Баба Яга, пожалуй, один из древнейших сказочных персонажей, пришедших в сказки из глубины веков. Образ Бабы Яги очень интересный и разнообразный. К нам в гости прилетела Баба Яга, которую музыкальными красками изобразил П.И.Чайковский. Какая по характеру музыка?

Дети: …(музыка зловещая, сердитая, стремительная, отрывистая…)

Муз.рук: Правильно. А сейчас мы с вами попробуем создать с помощью подвижной музыкальной игры свой сказочный персонаж, свою Бабу Ягу, у каждого она будет со своим характером и настроением. Я буду исполнять песню, а вы повторяйте за мной движения.

Ход игры:

Нужно выбрать Бабу Ягу и избушку, считалкой. Водящий (Баба Яга) стоит в центе круга, избушка стоит рядом. Остальные дети поют песню, исполняют движения. По окончанию музыки Баба Яга догоняет детей.  

Считалка:

Нот, на свете ровно семь,

И они известны всем

До, ре, ми, фа, соль, ля, си

Нотки в гости пригласи!

(исполняется музыкально – подвижная игра «Баба Яга»)

сл.народные, муз. В.Соловьевой.

 

В темном лесе есть избушка,

Стоит задом наперед.

В этой маленькой избушке,

Бабушка Яга живет.

Бырыны ой-ой-ой, күзлэре ай-ай-ай.

Агач себерке, аркысы бөкере.

Раз, два, три нас догони.

Муз.рук: Сейчас мы прослушаем еще одно музыкальное произведение П.И.Чайковского «Марш Щелкунчика». И звучит он весело, задорно, шутливо и радостно. Музыка торжественная и сказочная.  И мы с вами превратимся в барабанщиков, которые будут отбивать ритм этого марша, музыкальными палочками.  Вы готовы?

Дети:(Да…)

(дети по очереди берут музыкальные палочки, исполняется отбивание ритмического рисунка на музыкальных палочках по показу. Звучит музыкальный фрагмент «Марш Щелкунчика».)

Муз.рук: Как называется музыкальное произведение? И какого характера музыка?

Дети:(«Марш Щелкунчика», веселая, шутливая, радостная, торжественная.)

Муз.рук: Молодцы! За хорошую работу на музыкальном занятии, мы заслужили угощение, давайте испечем «Музыкальный торт», исполним музыкально – пальчиковую игру.

(исполняется музыкально – пальчиковая игра «Музыкальный торт».)

Тесто ручками помнем,                     сжимаем – разжимаем пальчики

Сладкий тортик испечем.                  хлопаем ладошками 

Серединку смажем джемом,             качаем ладошками

А верхушку – сладким кремом         круговые движения ладошками друг об друга

И кокосовою крошкой

Мы присыплем торт немножко        сыплем «крошки» пальчиками обеих рук

А потом заварим чай -                       надуваем щеки

В гости друга приглашай!                 сжимаем руки в замок

Но и что же тут скрывать

С каждым пальцем, с каждым пальцем

Мы хотим потанцевать                        вытягиваем каждый палец

Раз, два, три.                                         хлопаем

Муз.рук: В «Детском альбоме» еще много интересной музыки.  А сегодня наше путешествие закончилось. Скажите, пожалуйста, с каким композитором мы сегодня познакомились? Какие музыкальные произведения вам понравились больше всего? Какие музыкальные жанры присутствовали на занятии?

Дети: …(Петр Ильич Чайковский, «Полька», «Марш деревянных солдатиков», «Вальс цветов», «Баба Яга», «Марш Щелкунчика». Музыкальные жанры: танец, марш, песня…)

Муз.рук: Вы сегодня большие молодцы. Спасибо вам, что мы сегодня были вместе. Давайте аплодисментами поблагодарим музыку за те приятные минуты, что мы с ней провели.  

Муз.рук: До свиданья дети. Сау булыгыз.

Дети:  До свидания. Сау булыгыз.

Дети выходят из музыкального зала под «Польку» П.И.Чайковкого.