Педагогический проект «Развитие творческих способностей во внеурочной деятельности»


Автор: Елена Львовна Пацева

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

Педагогический проект «Развитие творческих способностей во внеурочной деятельности»

Краткое описание работы: По доминирующей деятельности: Творческий По количеству участников: индивидуальный, групповой Характер контактов: среди детей нескольких групп По продолжительности: долгосрочный

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Красноселовская средняя общеобразовательная школа

 Педагогический проект

«Развитие творческих способностей во внеурочной деятельности»

 По доминирующей деятельности: Творческий

По количеству участников: индивидуальный, групповой

Характер контактов: среди детей нескольких групп

По продолжительности: долгосрочный

Автор: Пацева Елена Львовна, учитель искусства, руководитель вокального объединения «Домисолька»

 2019 год

Аннотация

Целью современного художественного образования является развитие личностных качеств ученика, его способностей, формирование у него активной, творческой жизненной позиции.

Данный проект направлен на формирование у школьников творческого развития, развитие навыков восприятия, стимулирование их творческого самовыражения.

Представленный проект технологичен, так как в нем прослеживается целенаправленная, систематическая работа с детьми по развитию творческих способностей в тесном взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.

Обоснование необходимости и актуальности проекта

Анализ работ педагогов-практиков в периодической литературе, мой собственный десятилетний опыт работы позволяют мне говорить о проблемах, возникающих перед учителем в процессе реформ, внедрения инноваций и, особенно при смене концепций и парадигм образовательного пространства школы. Любому педагогу проще давать готовые факты, готовую истину. Научить найти истину гораздо сложнее, но если это удается, то вот оно удовлетворение. Поэтому цель моей педагогической деятельности – это способствовать формированию социально успешной личности ученика, через организацию творческой деятельности учащихся во внеурочной деятельности.

Творческая деятельность представляется как организация процесса совместной творческой деятельности учителя, учеников и родителей в рамках рассмотрения творчества как комплекса интеллектуальных и личностных особенностей школьников в ходе генерирования ими оригинальных идей и поиска нешаблонного пути их реализации.

Активное участие ребёнка в разных видах творческой деятельности помогает выявить и развить специальные способности, даёт шанс ребёнку попробовать свои силы. Творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию и живое воображение, создаёт мощный творческий импульс и радостное, приподнятое настроение. Это особо актуально в связи с тем, что дети в наше время максимально подвержены влиянию стрессовых ситуаций, а также обусловлено повышением тревожности, агрессивности и психосоматических заболеваний у детей, о чём свидетельствует современная статистика. Музыкально-творческая деятельность даёт детям возможность снять психологическое напряжение или наоборот, активизировать чрезмерно заторможенную эмоциональную сферу.

Одними из основных задач реализации основной образовательной программы основного общего образования (ФГОС) является: «Выявление и развитие способностей обучающихся…, их интересов через систему клубов, секций, студий и кружков, общественно полезную деятельность, в том числе с использованием возможностей образовательных организаций дополнительного образования; организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности. Говоря иначе, современное образование должно содействовать тому, чтобы воспитанники научились активизировать свой творческий потенциал. В связи с этим в настоящее время вопросы формирования творческого потенциала личности в процессе школьного образования становятся актуальными.

Очевидно, что социальный заказ общества ориентирует современное образование на развитие каждого ребенка как субъекта собственной жизни, человека, способного к самостоятельной творческой деятельности. Творческий человек востребован на любом рабочем месте. Без творческой активности не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.

Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного.

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что проект направлен на реализацию государственной «Концепции художественного образования в РФ». Особое внимание в этом документе уделено повышению роли художественного, в том числе музыкального образования в формировании духовно-нравственной, творческой и культурной личности. Следует так же отметить, что внеурочная деятельность способствуют развитию креативного (творческого) потенциала как дошкольников, так и школьников.

Новизна проекта заключается во внедрении и использовании во внеурочной деятельности инновационных педагогических технологий (педагогика сотрудничества, игровая технология) и в определении путей развития творческих способностей детей для раскрытия их индивидуальности.

Проект предназначен для совместной деятельности всех участников образовательного процесса.

Идея проекта: Обеспечение успешного развития творческих способностей учащихся. 

Цель педагогического опыта: спроектировать систему деятельности учащихся во внеурочной деятельности, направленную на всестороннее развитие творческого потенциала школьника, формирование его эстетической культуры, духовно-нравственных ценностей.

Цель: создание условий для развития творческих способностей, обучающихся во внеурочной деятельности воспитание стремления и настойчивости в достижении поставленных целей.

Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:

-       увлечь искусством, привить интерес и любовь к нему, научить ценить ее красоту, развить эмоциональную сферу учащихся, вызвать эстетический отклик;

-       обеспечить использование продуктивных форм взаимодействия участников образовательного процесса в проектной деятельности;

-       развить творческое мышление, научить разбираться в закономерностях искусства, восприятии искусства;

-       заложить основы творческих способностей, практических умений и навыков;

-       развить художественно-эстетический вкус;

-       провести цикл мероприятий, раскрывающих творческие возможности воспитанников и обучающихся;

-       провести заключительное мероприятие.

Образовательные:

-       формировать у детей средствами музыкального и художественного искусства эстетических представлений о красоте в искусстве и жизни и других составляющих эстетической культуры личности;

-       формировать знания учащихся о искусстве;

-       формировать образно-слуховые представления о гармонии музыки со звуками и образами природы;

-       формировать установки на творческое, эмоциональное освоение искусства.

Развивающие:

-       развивать музыкальные способности детей: слух, ритм, память;

-       развивать художественное воображение, эстетический вкус, творческую фантазию путём выполнения творческих заданий;

-       способствовать развитию творческой самореализации, раскрытию способностей детей.

Воспитательные:

-       воспитывать любовь к Родине, русской культуре;

-       воспитывать музыкальные интересы и вкусы детей.

 

Планируемые результаты

 

-       Повышение активности участия школьников в творческих конкурсах, научно – практических конференциях;

-       Развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

-       Расширение познавательных возможностей и творческой активности детей;

-       Создание условий для самореализации, самоопределения личности;

-       Усвоение учащимися дополнительных образовательных программ, обеспечивающих полноценное развитие личности;

-       Формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности;

-       Реализация творческого потенциала детей: занятия в кружках, секциях, призовые места в олимпиадах, положительная динамика продвижения учащихся.

Личностными результатами учащихся, формируемыми при реализации педагогического проекта, являются:

-       Достижение определенного уровня духовности, который выражается в любви к многонациональному Отечеству, в уважительном отношении к общечеловеческим культурным ценностям, русской культуре, культурам других народов;

-       Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

-        Участие в общественной жизни в пределах возрастных компетенций.

Метапредметные результаты учащихся проявляются:

-       В умении структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно- следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

-       Умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов.

-       Умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Для раскрытия творческих способностей детей применяются активные формы и методы:

1.     Ролевые игры;

2.     Конкурсы;

3.     Турниры;

4.     Олимпиады;

5.     Фестивали и конференции;

6.     Театральные постановки;

7.     Творческая мастерская;

8.     Художественно-эстетическая деятельность.

 

Основное содержание проекта

 

Сегодняшние тенденции развития общества предъявляют школе ряд требований, одним из которых является формирование творческой активности ее выпускников. Современная общеобразовательная школа должна помочь становлению личности, обладающей такими важнейшими качествами, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, проявлять готовность к самообразованию на протяжении всей жизни.

Программа развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 годы также подчеркивает, что, развивая умственные способности человека, воздействуя через эмоциональную активность личности на ее интеллект, музыкальное образование способствует формированию у подрастающего поколения духовно-нравственных ориентиров, гуманистического мировоззрения, толерантности, развитого эстетического вкуса и проявлению творческой активности.

Проект – это реальная возможность объединить в одном творческом мероприятии всех участников общеобразовательного процесса: учителей, учащихся и не менее заинтересованную в качественном воспитании подрастающего поколения сторону - родителей.

Воспитание творческой личности – одна из важнейших задач, стоящих перед школой, а музыкальное искусство, внеурочная деятельность способствуют творческому (креативному) развитию ребёнка. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, музыкальное искусство занимает, безусловно, одно из первых мест среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека.

Дети от природы любознательны и полны желания учиться. «Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю» (Китайская народная мудрость). Поэтому необходимо уделять большое внимание творческому развитию учащихся в различных видах деятельности. 

Активизация творческой деятельности, проблемность в обучении, утверждают приоритет индивидуальности ученика и развития его способностей, требует пересмотра традиционных форм и методов работы учителя, нового подхода к наполнению области искусства. Образовательная технология должна способствовать овладению личностно значимыми способами учебной деятельности учащихся.

Развитие творчества должно быть приведено в определённую систему, где внеурочная деятельность играет не меньшую роль, чем учебная. Выявление творческих детей начинается в дошкольном возрасте на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления; участие их в конкурсах, соревнованиях.

Развитие творческих способностей воспитанников и обучающихся и их творчество должно проходить и в учебной и во внеклассной деятельности, причем деятельность эта должна координироваться.

Внеурочная деятельность, ориентированная на развитие творческих способностей, предполагает демократический стиль общения и основана на совместной активной деятельности учеников и учителя, не исключающей, а, наоборот, одобряющей импровизацию, инициативу и с той, и с другой стороны, так как это обусловлено поставленной целью: воспитание творческой личности.

Использование инновационных технологий во внеурочной деятельности, намного облегчает самостоятельный поиск детьми нужной информации, ответов на поставленные вопросы. Большинство учащихся на данном этапе используют для выполнения творческих работ Интернет, детские энциклопедии для поиска интересующей их информации и удовлетворения познавательных потребностей. Такие учащиеся без особых усилий усваивают материал, имеют отличную зрительную и слуховую память, с увлечением подходят к любому полученному заданию. Исследование всегда творчество, и в идеале оно представляет собой вариант бескорыстного поиска истины.

Таким образом, данный проект несет в себе созидающую функцию, так как дает толчок к развитию учащегося, к преобразованию его деятельности, оказывает реальную помощь в развитии его творческих способностей, личности, способной преобразовывать окружающую действительность.

Целостная система работы, позволит сформировать у учащихся чувство интереса к учению, внутреннее влечение к активной учебно-познавательной деятельности, эмоциональное представление, осознать свои чувства и переживания.

Модель развития творческих способностей

Данная модель состоит из 4-х компонентов: целевого, содержательного, деятельностного, результативного, которые тесно взаимодействуют и направлены на реализацию цели: развития творческих способностей у дошкольников и школьников.

Содержательный компонент состоит их 4-х этапов творческого процесса:

1.                 Познание – на этом этапе происходит пробуждение познавательной деятельности образного творческого мышления школьника. Важно, чтобы с первых уроков дети могли почувствовать процесс сотворчества педагога и ребенка.

2.                 Сознание на этом этапе формируются системные представления об окружающем мире, посредством широкого привлечения жизненного опыта ребенка. Начинается процесс знакомства в мире искусства.

3.                 Преобразование – на этом этапе у ребенка происходит развитие ощущения и восприятия пространства и его наполненности. Процесс восприятия искусства приобретает на занятиях желанную форму.

4.                 Использование в новом качестве – на данном этапе возникает потребность средствами искусства выражать в творческой деятельности свое отношение к миру.

Шаг за шагом приходит школьник к тому, что творческий характер- источник вдохновения и фантазии.

Деятельностный компонент включает в себя три способа художественного освоения действительности – изобразительный, декоративный и конструктивный. Постоянное практическое участие школьников в триаде художественной деятельности позволило приобщить их к миру искусства. Эти виды художественной деятельности помогли школьникам понять роль искусства в жизни людей: в формировании своего видения мира и своих чувств, своего отношения к окружающей реальности, своих представлений о прекрасном и безобразном.

Система работы

В системе работы я выделила следующие направления деятельности:

-       совместная и индивидуальная работа;

-       работа с родителями;

-       традиционные праздники и развлечения;

-       организация выставок;

-       участие в конкурсах творческого характера.

Этапы работы над проектом:

I этап – подготовительный (август – сентябрь 2018 г. )

-       выявление и оценивание условий для реализации проекта;

-       анализ материально-технических, информационных ресурсов для реализации проекта;

-       первичная диагностика участников проекта.

II этап – организационно – практический (сентябрь 2018 г. – июнь 2019 г.)

План мероприятий проекта

№ п/п

Наименование мероприятия

Дата проведения

ответственный

1.                  

Благотворительная акции «Белый цветок»

сентябрь

Классные руководители

2.                  

Конкурс  социальной рекламы по пропаганде здорового образа жизни, профилактике ПАВ «Сделай свой выбор»

сентябрь

Учитель искусства

3.                  

Конкурс  творческих работ «Символы России символы Воронежского края»

сентябрь

Учитель искусства

4.                  

Международный проекте «Единый час духовности «Голубь мира»

сентябрь

Классные руководители, учитель искусства

5.                  

Подготовка концерта, посвященного дню пожилых людей

октябрь

Учитель искусства

6.                  

Творческий концерт ко Дню матери  «Мама — это значит жизнь!»

ноябрь

Учитель искусства

7.                  

Конкурс рисунков и плакатов к новому году и рождеству

декабрь

Классные руководители, учитель искусства

8.                  

Подготовка и проведение новогоднего представления «Здравствуй, Новый год!» 

декабрь

Классные руководители, учитель искусства

9.                  

Подготовка участников к межмуниципальному творческому фестивалю – конкурсу  «Рождественские  чтения»

январь

Учитель искусства

10.             

Акция «Покормите птиц зимой» изготовление кормушек

январь

Учитель искусства

11.             

Конкурс  плакатов «Школа ты дом мой родной»

январь

Учитель искусства

12.             

Подготовка концертной программы к вечеру встречи с выпускниками

январь

Учитель искусства

13.             

Районный бал-конкурс «Пушкинский бал»

февраль

Учитель искусства

14.             

Празднична программа, посвященная «23 февраля»

февраль

Учитель искусства

15.             

Изготовление поздравительных открыток

февраль

Учитель искусства

16.             

Конкурс плакатов

февраль

Учитель искусства

17.             

Конкурс патриотической песни «Красная гвоздика»

февраль

Учитель искусства

18.             

Районный творческий конкурс «Крепка семья - крепка держава…» (ко Дню защитников Отечества и к Международному женскому дню)

Февраль, март

Учитель искусства

19.             

Фото выставка «Из жизни мамы»

март

Учитель искусства

20.             

Конкурс на лучший плакат   «Поздравляю»

март

Учитель искусства

21.             

Выставка   портретов-рисунков «Моя  любимая мама»

март

Учитель искусства

22.             

Праздничный концерт, посвященный Международному дню 8 Марта

март

Учитель искусства

23.             

Районный конкурс «Старая, старая сказка»

апрель

Учитель искусства

24.             

Подготовка номеров к последнему звонку

май

Учитель искусства

25.             

Выпускной бал

июнь

Классный руководитель, учитель искусства

 

 

III этап – рефлексивно – обобщающий (июнь 2019 г.)

1.     Анализ и обобщение результатов развития творческих способностей детей.

2.     Анализ мониторинга достижений каждого учащегося.

3.     Определение проблем, возникших при реализации проекта, пути их решения, корректировка проекта.

4.     Определение перспектив дальнейшего развития проекта.

Практически значимым результатом проектной деятельности наших учащихся являются создание сценариев праздников, поделок, в которых они реализуют свои творческие возможности, а также их успешные выступления на конкурсах, фестивалях, в своей школе перед одноклассниками, родителями и учителями.