Рабочая программа


Автор: SVETLANA PILIPENKO

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

Рабочая программа

Краткое описание работы: Рабочая программа для 1-4 классов

  • Данная рабочая программа предназначена для учащихся 1-4 классов

Пояснительная записка

 

Данная рабочая программа предназначена для учащихся 1-4 классов МБОУ СОШ № 63, г. Хабаровска и рассчитана на 2019-2023 учебный год.

Рабочая программа по музыке для 1-4 классов составлена и разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями примерной основной образовательной программы ОУ, а также планируемых результатов начального общего образования, с учетом возможностей учебно-методических систем «Школа России» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №63 в соответствии с ФГОС НОО;

- УМК 1;2;3;4 классов:

- Музыка. Рабочие программы 1-4 классы, авторов: Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагина, Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2011;

- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка» 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2013.

- Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» 1 класс. (СD) авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка» 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2014.

- Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» 2 класс. (СD) авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка» 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений,  М.: Просвещение, 2013.

- Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» 3 класс. (СD)  авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка» 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2014.

- Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» 4 класс. (СD)  авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

 

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

• Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 26.11.2010) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

• Примерные программы начального общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03–1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;

 

АКТУАЛЬНОСТЬ разработки программы обусловлена недостаточной детализацией начального общего образования и необходимостью адаптации программы к реальным условиям преподавания в 1-4 классах.

 

ЦЕЛЬ преподавания предмета «Музыка» в начальной школе заключается в формировании основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.

 

ЗАДАЧИ направлены на:

  • воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
  • развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов музыкальной культуры прошлого и настоящего;
  • накопление на основе восприятия музыки интонационно-образного словаря, багажа музыкальных впечатлений, первоначальных знаний о музыке, опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребёнка в сложном мире музыкального искусства.

 

СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Реализовать данную программу планируется в условиях классно-урочной системы обучения.

Предполагаемы ФОРМЫ обучения:

- традиционные, вводные, обобщающие уроки;

- фронтальная, групповая, индивидуальная работа;

- урок-концерт.

 

МЕТОДЫ музыкального образования и воспитания школьников отражают цель, задачи и содержание данной программы:

  • Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
  • Метод интонационно-стилевого постижения музыки;
  • Метод эмоциональной драматургии;
  • Метод игры;
  • Метод художественного контекста - междисциплинарных взаимодействий (выход за пределы музыки).

 

ФОРМЫ  текущего контроля в начальной школе:

  • наблюдение за коллективной и индивидуальной учебной деятельностью (активность, эмоциональность, отзывчивость, на уроке, внимательность при работе с учебником и рабочей тетрадью, выполнение домашнего задания),
  • учебные кроссворды и ребусы на узнавание основных понятий терминов и определений,
  • музыкальные викторины из 3-5 музыкальных произведений на узнавание основных изученных музыкальных произведений;
  • анализ музыкальных произведений (определение особенностей развития музыкальных образов и их взаимодействия в музыкальном произведении, его интонационных, жанровых и стилевых особенностей; выявление отдельных компонентов музыкальной ткани (звуковысотных, метроритмических и ладовых особенностей, полифонии) и ее композиционных функций; сравнение различных интерпретаций музыкального произведения; выявление жизненных истоков музыки, общего и различного между прослушанным произведением и другими музыкальными произведениями того же автора, сочинениями других композиторов, произведениями других видов искусства и т.д.);
  • творческие задания в рабочих тетрадях (подбор заголовков к поэтическому или музыкальному произведению, сочинение стихов, рассказов, подбор иллюстраций к музыкальному произведению, создание иллюстраций)
  • исполнение вокального репертуара (хоровое, ансамблевое, сольное).

 

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ общий объём учебного времени начальной школы составляет 135 часов:в 1 классе выделяется 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели), 2-4 классы – 34 час а в год.

 

Планируемые результаты освоения обучающимися

 Личностные результаты:

∙ укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

∙ наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;

 

Результаты усвоения курса:

∙ формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;

∙ приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

∙ развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

∙ продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;

∙ развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.

 

Метапредметные результаты:

∙ наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;

∙ ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);

∙ овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

∙ применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

∙ готовность к логическим действиям (анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства);

∙ планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;

∙ участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;

∙ умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

 

Предметные результаты:

∙ развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

∙ развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;

∙ общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;

∙ представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;

∙ использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;

∙ готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;

∙ участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.

 

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметной области «Музыка», включающей в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:

1) сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;

2) сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

3) умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;

4) использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

 

Обучающиеся научатся:

воспринимать музыку различных жанров;

эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;

определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;

общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;

продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).

 

Основные виды учебной деятельности школьников

 

Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм.

Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.

Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).

Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.

Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.

 

Учебно-методическое обеспечение

 

Дополнительная литература для учителя.

1. Алексеева, Л. Н. Музыка родной природы [Текст] : музыкально-живописный альбом для учащихся начальных классов / Л. Н. Алексеева. – М. : Просвещение, 2001.

 2. Критская, Е. Д. Уроки музыки. 1–4 классы [Текст] : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2010

3. Сборники песен и хоров, книги о музыке и музыкантах, научно-популярную литературу по искусству.

 

Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

2. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193

3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok

 

 

Технические средства обучения.

 

1. Электронные музыкальные инструменты (синтезатор).

2. Магнитная доска.

3. Персональный компьютер.

4. Мультимедийный проектор.

5. Экспозиционный экран.

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс

 

№  п/п

Наименование раздела/темы

Кол-во часов

Контрольные работы

  1.  

Музыка вокруг нас

16

 -

  1.  

Музыка и ты

17

 -

Итого:

33                            

 

 2-3 классы

№ п/п

Наименование раздела/темы

Кол-во часов

Контр. работы

2 кл.

3 кл.

2 кл.

3 кл.

1.

Россия- Родина моя

3

5

-

-

2.

День полный событий

6

4

-

-

3.

О России петь, что стремиться в храм

5

4

1

-

4.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло

4

4

-

1

5.

В музыкальном театре

5

6

-

-

6.

В концертном зале

5

6

-

-

7.

Чтоб музыкантом быть так надобно уменье

6

5

1

1

 Итого:

34

34

2

2

 

4 класс

 

№ п/п

Наименование раздела/темы

Кол-во часов

Контрольные работы

1

Россия - Родина моя

3

-

2

«О России петь - что стремиться в храм»

4

-

3

«День, полный событий»

6

-

4

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

3

1

5

В концертном зале

5

-

6

В музыкальном театре

6

-

7

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…

7

1

Итого:

34                             2

 

 

Содержание программного материала

 

1 класс

Раздел 1. «Музыка вокруг нас» 16 ч.

 Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Композитор – исполнитель – слушатель. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музы водят хоровод. Мелодия – душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Словарь эмоций. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа. Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре садко. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет.

Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.

Содержание примерного музыкального материала:

 «Щелкунчик», фрагменты из балета. П. Чайковский.
 Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.
 «Октябрь» («Осенняя песнь») из цикла «Времена года». П. Чайковский.
 «Колыбельная Волховы», песня Садко («Заиграйте, мои гусельки») из оперы «Садко». Н. Римский- Корсаков.
 «Петя и волк», фрагменты из симфонической сказки. С. Прокофьев.
 Третья песня Леля из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.
 «Гусляр Садко». В. Кикта.
 «Фрески Софии Киевской», фрагмент 1-й части Концертной симфонии для арфы с оркестром. В. Кикта.
 «Звезда покатилась». В. Кикта, слова В. Татаринова.
 «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика». К. Глюк.
 «Шутка» из Сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах.
 «Осень» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
 «Пастушья песенка» на тему из 5-й части Симфонии № 6 («Пасторальной»). Л. Бетховен, слова К. Алемасовой.
 «Капельки». В. Павленко, слова Э. Богдановой; «Скворушка прощается». Т. Попатенко, слова М. Ивенсен; «Осень», русская народная песня и др.
 «Азбука». А. Островский, слова З. Петровой; «Алфавит». Р. Паулс, слова И. Резника; «Домисолька». О. Юдахина, слова В. Ключникова; «Семь подружек». В. Дроцевич, слова В. Сергеева; «Песня о школе». Д. Кабалевский, слова В. Викторова и др.
 «Дудочка», русская народная песня; «Дудочка», белорусская народная песня.
 «Пастушья», французская народная песня; «Дударики-дудари», белорусская народная песня, русский текст С. Лешкевича; «Веселый пастушок», финская народная песня, русский текст В. Гурьяна.
 «Почему медведь зимой спит». Л. Книппер, слова А. Коваленкова.
 «Зимняя сказка». Музыка и слова С. Крылова.
 Рождественские колядки и рождественские песни народов мира.

 

Раздел 2. «Музыка и ты» 17 ч.

 Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова- краски-звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные произведения. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Музыкальный словарик.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.

Содержание примерного музыкального материала:

 Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.
 «Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.
 «Добрый день». Я. Дубравин, слова В. Суслова.
 «Утро». А. Парцхаладзе, слова Ю. Полухина.
 «Солнце», грузинская народная песня, обраб. Д. Аракишвили.
 «Пастораль» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
 «Пастораль» из Сюиты в старинном стиле. А. Шнитке.
 «Наигрыш». А. Шнитке.
 «Утро». Э. Денисов.
 «Доброе утро» из кантаты «Песни утра, весны и мира». Д. Кабалевский, слова Ц. Солодаря.
 «Вечерняя» из Симфонии-действа «Перезвоны» (по прочтению В. Шукшина). В. Гаврилин.
 «Вечер» из «Детской музыки». С. Прокофьев.
 «Вечер». В. Салманов.
 «Вечерняя сказка». А. Хачатурян.
 «Менуэт». Л. Моцарт.
 «Болтунья». С. Прокофьев, слова А. Барто.
 «Баба Яга». Детская народная игра.
 «У каждого свой музыкальный инструмент», эстонская народная песня. Обраб. X. Кырвите, пер. М. Ивенсен.
 Главная мелодия из Симфонии № 2 («Богатырской»). А. Бородин.
 «Солдатушки, бравы ребятушки», русская народная песня. «Волынка». И. С. Бах.
 «Колыбельная». М. Кажлаев.
 «Колыбельная». Г. Гладков.
 «Золотые рыбки» из балета «Конек-Горбунок». Р. Щедрин.
 Лютневая музыка. Франческо да Милано.
 «Кукушка». К. Дакен. Увертюра из музыки к кинофильму «Цирк». И. Дунаевский.
 «Клоуны». Д. Кабалевский.
 «Семеро козлят», заключительный хор из оперы «Волк и семеро козлят». М. Коваль, слова Е. Манучаровой.
 Заключительный хор из оперы «Муха-цокотуха». М. Красев, слова К. Чуковского

 «Ты откуда, музыка?». Я. Дубравин, слова В. Суслова.
 «Бременские музыканты» из Музыкальной фантазии на тему сказок братьев Гримм. Г. Гладков, слова Ю. Энтина.

 

 

 

2 класс

 

Раздел 1. «Россия — Родина моя» 3 ч.

Образы родного края в музыке. Песенность как отличительная черта русской музыки. Музыкальный пейзаж. Государственные символы России. Гимн-главная песня нашей Родины; герб, флаг. Средства музыкальной выразительности. Художественные символы России (Московский Кремль, храм Христа Спасителя, Большой театр).

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.

Содержание примерного музыкального материала:

Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.

Гимн России А. Александров, слова С. Михалкова.

Патриотическая песня. М. Глинка, слова Д. Машистова; Здравствуй, Родина моя! Ю. Чичков, слова К. Ибряева; Моя Россия. Г. Струве, слова Н. Соловьевой.

 

Раздел 2. «День, полный событий» 6 ч.

Мир ребенка в музыкальных интонациях, темах и образах детских пьес П. Чайковского и С. Прокофьева. Песенность, танцевальность, маршевость в передаче содержания и эмоционального строя музыкальных сочинений. Природа, детские игры и забавы, сказка в музыке, колыбельные песни. Своеобразие музыкального языка композиторов, сходство и и различие. Музыкальный инструмент— фортепиано, его его выразительные возможности. Звучащие картины.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.

Содержание примерного музыкального материала:

Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский; Детская музыка.

Пьесы. С. Прокофьев; Прогулка. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.

Начинаем перепляс. Из вокального цикла «Пять песен для детей». С. Соснин, слова П. Синявского; Сонная песенка. Р. Паулс, слова И. Ласманиса; Спят усталые игрушки. А. Островский, слова 3. Петровой; Ай-я, жу-жу, латышская народная песня; Колыбельная Медведицы. Из мультфильма «Умка». Е. Крылатов, слова Ю. Яковлева.

 

Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм» 5 ч.

Колокольные звоны России: набат, трезвон, благовест. Звучащие картины. Музыкальный пейзаж. Святые земли Русской: Александр Невский, Сергий Радонежский. Воплощение их образов в музыке различный жанров. Народные песнопения, кантата. Жанр молитвы. Праздники Русской Православной церкви. Рождество Христово. Рождественские песнопения и колядки.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.

Содержание примерного музыкального материала:

Великий колокольный звон. Из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.

Песня об Александре Невском; Вставайте, люди русские из кантаты «Александр Невский». С. Прокофьев.

Народные песнопения о Сергии Радонежском.

Утренняя молитва; В церкви. П. Чайковский. Вечерняя песня. А. Тома, слова К. Ушинского. Добрый тебе вечер; Рождественское чудо, народные славянские песнопения. Рождественская песенка Слова и музыка П. Синявского.

 

Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 4 ч

Фольклор — народная мудрость. Русские народные инструменты. Оркестр русских народных инструментов. Мотив, напев, наигрыш. Вариации в русской народной музыке. Ритмическая пар­титура. Музыка в народном стиле. Традиции народного музицирования. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы (Масленица). встреча весны.

Разыгрывание народных песен: песня-игра, песня-диалог, песня-хоровод. Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение русских народных песен, танцев, инструментальных наигрышей разных жанров. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.

Содержание примерного музыкального материала:

Светит месяц: Камаринская, плясовые наигрыши А. Шнитке.

Выходили красны девицы; Бояре, а мы к вам пришли, русские народные песни.

Ходит месяц над лугами. С. Прокофьев.

Камаринская. М. Чайковский.

Прибаутки. В. Комраков. слова народные; Реченька. А. Абрамов, слова Е. Карасева.

Масленичные песенки; Песенки-заклички, игры, хороводы.

 

Раздел 5. «В музыкальном театре» 5 ч.

Опера и балет. Многообразие сюжетов и образов музыкального спектакля. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Элементы оперного и балетного спектаклей. Увертюра. Музыкальные темы-характеристики действующих лиц. Детский муз.театр.

Ролевая игра в дирижера Сценическое воплощение учащимися отдельных фрагментов музыкального спектакля. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение тем-характеристик действующих лиц опер и балетов. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.

Содержание примерного музыкального материала:

Волк и семеро козлят. Опера-сказка (фрагменты). М. Коваль; Золушка. Балет (фрагменты). С. Прокофьев.

Марш. Из оперы «Любовь к трем апельсинам». С. Прокофьев; Марш Из балета «Щелкунчик». П. Чайковский.

Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка.

Песня-спор. Из телефильма «Новогодние приключения Маши и Вити». Ген. Гладков, слова В. Лугового.

 

 

Раздел 6. «В концертном зале» 5 ч

Жанровое многообразие инструментальной и симфонической музыки. Симфоническая сказка С. Прокофьева: тембры инструментов и различных групп инструментов симфонического ор­кестра. Музыкальная живопись. Выразительность и изобразительность образов музыки В.-А.Моцарта, М. Мусоргского. Жанры симфонической музыки: увертюра, симфония. Партитура. Взаимодействие тем-образов: повтор, контраст.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.

Содержание примерного музыкального материала:

Петя и волк. Симфоническая сказка. С. Прокофьев.

Картинки с выставки. Пьесы из фортепианной сюиты. М. Мусоргский.

Симфония № 40. Экспозиция 1-й части. В.-А. Мо­царт; Увертюра К опере «Свадьба Фигаро». В.-А. Моцарт; Увертюра. К опере «Руслан и Людмила». М. Глинка.

 

Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» 6 ч

Композитор — исполнитель — слушатель. Инто­национная природа музыки. Музыкальная речь и музыкальный язык. Музыкальные инструменты (орган). Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Сочинения И.-С. Баха. М. Глинки. В.-А. Моцарта, Г. Свиридова. Д. Кабалевского. Жанры музыки. Му­зыкальные и живописные пейзажи (мелодия - рису­нок, лад - цвет). Междунар. конкурсы исполни­телей. Темы, сюже­ты и образы музыки С. Прокофьева, П. Чайковского.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.

Содержание примерного музыкального материала:

Волынка; Менуэт. Из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»; Менуэт. Из Сюиты № 2; За рекою старый дом, русский текст Д. Тонского; Токката ре минор для органа; Хорал; Ария. Из Сюиты № 2. И.-С. Бах.

Весенняя. В.-А. Моцарт. слова И.-Ф. Овербек. пер. Т. Сикорской; Колыбельная Б. Флис - В.-А. Моцарт. русский текст С. Свириденко.

Попутная; Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника; Песня жаворонка. П. Чайковский концерт для фортепиано с оркестром № 1. Часть 1-я (фрагменты). II. Чайковский.

Тройка; весна; Осень. Из Музыкальных иллюст­раций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

Кавалерийская; Клоуны: Карусель (слова И. Рахилло), Д. Кабалевский.

Музыкант. Е. Зарицкая, слова В. Орлова; Пусть всегда будет солнце. А. Островский, слова Л. Ошанина; Сказки гуляют по свету. Е. Птичкин. слова М. Пляцковского; Это очень интересно; Пони. С. Никитина слова Ю. Мориц; До чего же грустно. Из вокального цикла «Пять песен для детей". С. Соснин, слова П. Синявского; Старый добрый клавесин. Й. Гайдн, русский текст П. Синявского: Большой хоровод. Б. Савельев, слова Лены Жигалкиной и А. Хайта.

 

3 класс

 

Раздел 1. «Россия — Родина моя» 5 ч.

Песенность русской музыки. Образы родной природы в романсах русских композиторов. Лирические образы вокальной музыки. Звучащие картины. Обра­зы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня, кантата, опера. Форма-композиция, приемы развития и особенности музыкального языка различных произведений.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.

Содержание примерного музыкального материала:

Главная мелодия 2-й части. Из Симфонии № 4. П. Чайковский: Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника. Благословляю вас, леса. П. Чайковский,

слова А. Толстого: Звонче жаворонка пенье. Н. Римский-Корсаков. стихи А. Толстого.

Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести Л. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

Радуйся, Росско земле; Орле Российский. Виватные канты. Неизвестные авторы XVIII в.: Славны были наши деды; Вспомним, братцы, Русь и славу! Русские народные песни.

Александр Невский. Кантата (фрагменты). С. Прокофьев.

Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.

 

Раздел 2. «День, полный событий» 4 ч.

Жизненно-музыкальные впечатления ребенка «с утра до вечера». Образы природы, портрет в вокаль­ной и инструментальной музыке. Выразительность и изобразительность музыки разных жанров (инструментальная пьеса, песня, романс, вокальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей композиторов (П. Чайковский, С. Прокофьев, М. Мусоргский, Э. Григ).

Сценическое воплощение отдельных сочинений программного характера. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.

Содержание примерного музыкального материала:

Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ; Заход солнца. Э. Григ, слова Л. Мунка, пер. С. Свириденко; Вечерняя песня. М. Мусоргский, слона А. Плещеева; Колыбельная. П. Чайковский, слова Л. Майкова: Болтунья. С. Прокофьев, слова Л. Барто; Золушка Балет (фрагменты). С. Прокофьев; Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и Джульетта". С. Прокофьев С няней; С куклой. Из цикла «Детская». Слова и му­зыка М. Мусоргского; Прогулка; Тюильрийcкий сад. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский; Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский.

 

Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм» 4 ч.

Древнейшая песнь материнства. Образы Богородицы (Девы Марии) в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Икона Богоматери Владимирской — величайшая святыня Руси. Праздники Русской православной церкви: Вербное воскресенье(вход Госпо­день в Иерусалим), Крещение Руси (988 г.). Святые земли Русской – княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном богослужении, песни и хоры современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь, добро.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.

Содержание примерного музыкального материала:

Богородице Дево, радуйся. № 6. Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов: Тропарь иконе Владимирской Божией матери.

Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, пер. Л. Плещеева; Прелюдия №1 до мажор. Из I тома "Хорошо темперированного клавира». И.-С. Бах; Мама. Из вокально-инструментального цикла «Зем­ля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной.

Осанна. Хор из рок-оперы "Иисус Христос - суперзвезда». Э.-Л. Уэббер.

Вербочки. А. Гречанинов, стихи Л. Блока; Вербочки. Р. Глиэр, стихи А. Блока.

Величание князю Владимиру и княгине Ольге; Баллада о князе Владимире. Слова А. Толстого.

Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 4 ч.

Жанр былины в русском музыкальном фолькло­ре. Особенности повествования (мелодика и ритмика былин). Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей (Садко, Баян), певцов-музыкантов (Лель), народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле. Имитация тембров русских народных инструментов в звучании симфонического оркестра. Звучащие картины.

Сценическое воплощение отдельных фрагментов оперных спектаклей. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.

Содержание примерного музыкального материала:

Былина о Добрыне Никитиче. Обр. Н. Римского- Корсакова; Садко и Морской царь. Русская былина (Печорская старина); Песни Баяна. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка; Песни Садко; хор Высота ли, высота. Из оперы «Садко». Н. Римский- Корсаков; Третья песня Леля; Проводы Масленицы, хор. Из пролога оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков; Веснянки. Русские, украинские народные песни.

 

Раздел 5. «В музыкальном театре» 6 ч.

Путешествие в музыкальный театр. Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных представле­ний учащихся об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных тем- характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах (М.Глинка, К.-В.Глюк,Н.Римский-Косаков,П.Чайковский). Мюзикл — жанр легкой музыки (Р. Роджерс. А. Рыбников). Особенности музыкального языка, манеры исполнения.

Сценическое воплощение отдельных фрагментов музыкальных спектаклей. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.

 

Содержание примерного музыкального материала:

Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка.

Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К.-В. Глюк.

Снегурочка. Опера (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

Океан-море синее. Вступление к опере «Садко». Н. Римский-Корсаков.

Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.

Звуки музыки. Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной: Волк и семеро козлят на новый лад. Мюзикл. Л. Рыбников, сценарий Ю. Энтина.

Раздел 6. «В концертном зале» 6ч.

Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей в воплощении диалога солиста и симфонического оркестра. «Вторая жизнь» народной песни в инструментальном концерте (П. Чайковский). Музыкальные инструменты: флейта, скрипка — их выразительные возможности (И.-С.Бах. К.-В. Глюк. Н. Паганини. П. Чайковский). Выдающиеся скрипичные мастера и исполните­ли. Контрастные образы программной сюиты, симфо­нии. Особенности драматургии. Музыкальная форма (двухчастная, трёхчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Л. Бетховена.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.

 

 

 

Содержание примерного музыкального материала:

Концерт №1 для фортепиано с оркестром. 3- я часть (фрагмент). П. Чайковский; Шутка. Из Сюиты № 2 для оркестра. И. -С. Бах. Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика". К. -В. Глюк; Мелодия. П. Чайковский; Каприс № 24. Н. Паганини; Пер Гюнт. Сюита №1 (фрагменты). Сюита № 2 (фрагменты). Э. Григ.

Симфония № 3 («Героическая») (фрагменты). Л. Бетховен; Соната 14 («Лунная»). 1-я часть (фрагмент). Л. Бетховен. Контрабас; К Элизе; Весело. Грустно. Л. Бетховен; Сурок. Л. Бетховен, русский текст Н. Райского; Волшебный смычок. Норвежская народная песня; Скрипка. Р. Бойко, слова И. Михайлова.

 

Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» 5 ч.

Музыка источник вдохновения, надежды и радости жизни. Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочине­ний. Сходство и различия музыкальной речи разных композиторов. Образы природы в музыке Г. Свиридова. Музыкальные иллюстрации.

Джаз – искусство XX века. Особенности мелодики, ритма, тембров инструментов, манеры исполнения джазовой музыки. Импровизации как основа джаза. Дж. Гершвин и симфоджаз. Известные джазовые музыканты-исполнители.

Мир музыки С. Прокофьева. П. Чайковский и Э. Григ - певцы родной природы. Ода как жанр литературного и музыкального творчества. Жанровая общность оды, канта, гимна. Мелодии прошлого, которые знает весь мир.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.

Содержание примерного музыкального материала:

Мелодия. П. Чайковский: Утро из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ; Шествие солнца. Из сюиты «Ала и Лоллий». С. Прокофьев.

Весна; Осень; Тройка. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов; Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, стихи Б. Пастернака; Запевка. Г. Свиридов, стихи И. Северянина.

Слава солнцу, слава миру! Канон. В.-А. Моцарт; Симфония № 40. Финал. В.-А. Моцарт.

Симфония № 9. Финал Л. Бетховен.

Мы дружим с музыкой. Й. Гайдн, русский текст П. Синявского: Чудо-музыка. Д. Кабалевский, сло­ва 3. Александровой; Всюду музыка живет. Я. Дубравин. слова В. Суслова; Музыканты, немецкая народная песня; Камертон, норвежская народная песня.

Острый ритм. Дж. Гершвин, слова Л. Гершвина, русский текст В. Струкова; Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин

 

4 класс

 

Раздел 1. «Россия — Родина моя» 3 ч.

Красота родной земли, человека в народной музыке и сочинениях русских композиторов. Общность интонаций народного и композиторского музыкаль­ного творчества. Тайна рождения песни. Многообразие жанров народных песен: колыбельная, плясовая, солдатская, трудовая, лирическая, хороводная и др.; особенности интонаций, ритмов, композиционного строения, манеры исполнения. Лирические образы музыки С. Рахманинова (инструментальный концерт, вокализ), патриотическая тема в музыке М. Глинки (опера), С. Прокофьева (кантата). Звучащие картины.

Вокальные импровизации на заданный текст. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.

Раздел 2. «О России петь — что стремиться в храм» 4 ч.

Нравственные подвиги святых земли Русской (княгиня Ольга, князь Владимир, князь Александр Невский, преподобные Сергий Радонежский и Илья Муромец), их почитание и восхваление. Святые Кирилл и Мефодий — создатели славянской письменности. Религиозные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание; особенности мелодики, ритма, исполнения. Праздники Русской православной церкви: Пасха – «праздник праздников, торжество торжеств». Церковные и народные традиции праздника. Образ светлого Христова Воскресения в музыке русских композиторов.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.

 

Раздел 3. «День, полный событий» 6 ч.

«В краю великих вдохновений…». Один день с А. С. Пушкиным. Михайловское: музыкально-поэтические образы природы, сказок в творчестве русских композиторов (П. Чайковский. М. Мусоргский. Н. Римский-Корса­ков, Г. Свиридов и др.). Многообразие жанров народной музыки. Святогорский монастырь: колокольные звоны. Тригорское: Музыкально-литературные вечера - романсы, инструментальное музицирование (ансамбль, дуэт). Музыкальность поэзии А. Пушкина.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.

 

Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 3 ч.

Народная песня - летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов разных стран и эпох. Сюжеты, образы, жанры народных песен. Музыка в народном стиле. Приемы развития: повтор, контраст, вариационность, импровизационность. Единство слова, напева, инструментального наигрыша, движений, среды бытования в образцах народного творчества. Устная и письменная традиция сохранения и передачи музыкального фольклора.

Музыкальные инструменты России: балалайка, гармонь, баян и др. Оркестр русских народных инструментов. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музы­кантах. Вариации в народной и композиторской музыке. Церковные и народные праздники на Руси: Троица. Икона «Троица» А. Рублева.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.

 

Раздел 5. «В концертном зале» 5 ч.

Различные жанры и образные сферы вокальной (песня, вокализ, романс, баркарола), камерной инструментальной (квартет, вариации, сюита, соната) и симфонической музыки (симфония, симфоническая увертюра). Особенности музыкальной драматургии (сочинения Л. Бородина. П. Чайковского, С. Рахманинова. Л. Бетховена). Интонации народной музыки в творчестве Ф. Шопена (полонезы, мазурки, вальсы, прелюдии), М. Глинки (баркарола, хота).

Музыкальные инструменты: виолончель, скрипка. Симфонический оркестр. Известные дирижеры и исполнительские коллективы. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.

 

 

Раздел 6. «В музыкальном театре» 6 ч.

События отечественной истории в творчестве М. Глинки, М. Мусоргского, С. Прокофьева.

Опера. Музыкальная тема - характеристика действующих лиц. Ария, речитатив, песня, танец и др. Линии драматургического развития действия в опере. Основные приемы драматургии: контраст, сопоставление, повтор, вариантность. Балет. Особенности развития музыкальных образов в балетах Л. Хачатуряна, И. Стравинского. Народные мотивы и своеобразие музыкального языка.

Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Орнаментальная мелодика.

Жанры легкой музыки: оперетта, мюзикл. Особенности мелодики, ритмики, манеры исполнения.

Сценическое воплощение отдельных фрагментов музыкальных спектаклей. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.

 

Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» 7 ч.

Произведения композиторов-классиков (С. Рахманинов, Н. Римский-Корсаков. Ф. Шопен) и мастерство известных исполнителей (С. Рихтер. С. Лемешев. И. Козловский. М. Ростропович и др.). Сходство и различия музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах (прелюдия, этюд, соната, симфоничес­кая картина, сюита, песня и др.). Интонационная выразительность музыкальной речи. Музыкальные инструменты: гитара. Классические и современные образцы гитарной музыки (народная песня, романс, шедевры классики, джазовая импровизация, авторская песня). Обработка. Переложение. Импровизация. Образы былин и сказок в произведениях Н. Римского-Корсакова. Образ Родины в музыке М. Мусоргского.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

1.Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.

2.Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться, прежде всего, ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.

3.Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.

Нормы оценки знаний и умений учащихся.

На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения учащимися программного материала.

Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа.

Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений, импровизацию, коллективное музицирование.

Критерии оценивания устных ответов.

Оценка «пять»: дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.

Оценка «четыре»: ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя.

Оценка «три»: ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.

Оценка «два»: ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.