"Музыкально-литературная гостиная "Весеннее пробуждение"


Автор: Романова Виолетта Сергеевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Дети

Тип материала: Сценарий мероприятия

"Музыкально-литературная гостиная "Весеннее пробуждение"

Краткое описание работы: Интегрированный досуг для детей

«Музыкально - литературная гостиная «Времена года. Весеннее пробуждение»

Интегрированный досуг

для детей старшего дошкольного возраста

 

Цель:  продолжать знакомить детей с прекрасным миром классической музыки, творчеством русских поэтов – классиков, художников  через синтез искусств (музыка, поэзия, художественное искусство).

Задачи:

- учить детей находить и выделять приметы весны в окружающей природе и на картинках художников;

-  учить детей  эмоционально откликаться на содержание музыкальных и художественных произведений;

-  развивать двигательные качества и умения, передавая  характер музыкальных произведений через движение,

-  развивать музыкальный слух, вокальные навыки, интонацию;

-  формировать культуру общения во время совместной деятельности детей и

взрослых;

-  прививать любовь к русскому художественному слову через его нравственное и

духовное восприятие;

-  постигать  красоту музыки и живописи  через лучшие произведения русских и зарубежных  классиков;

-  совершенствовать интонационную выразительность речи, её завершённость;

- развивать умение выражать свои впечатления в продуктивной деятельности.

Предварительная работа:

Беседы о весне, ее характерных признаках и приметах, подбор и разучивание песен

и стихов о весне. Знакомство с творчеством композиторов, художников и поэтов, писавших произведения о весне. Слушание произведений П.И. Чайковского «Март. Песнь жаворонка», «Апрель. Подснежник», «Май. Белые ночи» из альбома «Времена года»; Антонио Вивальди концерт «Времена года» «Весна». Беседы о характере прослушанной музыки, о ее выразительных средствах. Постановка  и разучивание музыкально – ритмических композиций.

 

Ход гостиной

Слайд №1 «Март» И. Левитана.

Накануне дети получают приглашение от Весны посетить музыкальную гостиную.

Воспитатель:  Приглашение получили и в наш музыкальный зал мы поспешили!

Муз.рук: Проходите гости дорогие, наша музыкальная гостиная приветливо распахнула для вас двери!

(Звучит Прелюдия Ф. Шопена)

Дети рассаживаются по местам.

М.р: Мы сегодня рано встали.

        Нам сегодня не до сна,

        Говорят скворцы вернулись

        Говорят пришла весна!

Какое прекрасное время года весна. Она вдохновляет художников на создание новых картин, поэты посвящают весне стихи. А композиторы в ее честь сочиняют музыку!

Расскажите  ребята что писал о весне великий поэт Пушкин!?

Слайд №2 Бакшеев В.Н. Голубая весна.

Дети: 1 Гонимый вешними лучами,

             С окрестных гор уже снега

             Сбежали мутными ручьями

           На потопленные луга.

2         Улыбкой ясною природа

           Сквозь сон встречает утро года

3         Синея блещут небеса

            Еще прозрачные леса

            Как будто пухом зеленеют.

М.р: Что за волшебница весна,

          Откуда в ней так много силы?

          Едва проснувшись от сна,

           Она вокруг все пробудила.

А вы ребята когда - нибудь  наблюдали как просыпается весеннее солнышко.

(Ответы детей)

М.р: Тогда внимание на экран- звучит знакомая нам пьеса норвежского композитора Эдварда Грига . Как ребята называется эта пьеса!?

(Ответ детей) «Утро»

М.р: Не зря Пушкин назвал весну утром года, потому что после долго зимнего сна просыпается природа, звучат птичьи трели и все купается в теплых лучах весеннего солнышка

Воспитатель: Весна радостно продолжает свое шествие по земле. И вот пришел апрели второй месяц весны. Расскажите ребята как в народе говорят, про апрель.

  • Апрель, затвори зиме дверь!
  • За окном апрели лучится,

И капелью в дверь стучится.

  • Как увидел в апреле скворца –  знай весна у крыльца.
  • Апрель с водою, май с травою.

М.р: Весною хочется смеяться

         Гулять, шутить, о будущем мечтать

         Веселы песни распевать

         Весну красну в гости зазывать!

        Поскорее все вставайте, веселее запивайте

«Мы сидели у окна» муз. З. Петровой.

М.р. Отлично!

       Будем кругом ходить,

      И весну веселить

      Просыпайтесь все от сна

      Приходи скорей весна!

Хоровод «Весну звали»

(Звучит народная мелодия)

Входит ребенок с ростовой куклой Весной.

Весна: Здравствуйте, дорогие!

             Вы веселые такие!

             Я по улице гуляла,

             Ваши песни услыхала

            Это я вам приглашение прислала.

Восп: Спасибо, Веснушка за приглашение, а мы тебе приготовила стихотворения.

  • К нам весна шагает. И Токмакова
  • Полюбуйся ,весна наступает. И. Никитин.
  • Травка зеленеет. А. Плещееев
  • Апрель. С. Маршак.

Весна: Спасибо милые чтецы,

            Я вас хвалю, вы молодцы!

            Поиграть пришла пора

         Удалая детвора.

         Пусть ваш смех звучит вокруг

         Становись скорее в круг!

М.р: Девочек наших посчитать пора

         Мы узнаем кто сегодня Кострома!

Считалка « Тара-рушки, та-ра-ра, выходи в круг Кострома!»

Русская народная игра «Кострома»

Весна: Ловко все вы убежали,

            Только пятки засверкали !

           А загадку отгадаете?

« Прорастает сквозь  снежок

   К солнечным лучам цветок

     Маленький  и нежный

     Беленький …..»

Дети: Подснежник

Весна: Верно отгадали!

Слайд №3 Подснежники

М.р: А сейчас для всех музыкальный сюрприз.

 У П. И. Чайковского в цикле «Времена года» апрелю посвящена пьеса, она так и называется « Подснежник»

Голубенький, чистый
Подснежник-цветок!
А подле сквозистый,
Последний снежок...
Последние слезы
О горе былом,
И первые грезы

О счастье ином…

Видео «Подснежник» Чайковского

М.р; Какая прекрасная, волшебная музыка Чайковского как и сам месяц апрель.

Ребята, так хочется нарвать букет подснежников и подарить Весне!

Но! На подснежники и другие первоцветы можно в лесу и у нас в оренбургской степи только любоваться, ведь эти цветы занесены в «Красную книгу» как исчезающие!

Воспитатель: Но мы все таки  сможем подарить целую корзину подснежников, ведь ребята их сделали их своими руками

М.р: А собирать  подснежники в корзину будем под музыку итальянского композитора.

Весна: Назовите композитора  дети.

(Ответ детей) А Вивальди

Видео «Весна» А Вивальди.

М.р: Вместе с музыкой хорошей

        К нам приходит волшебство.

       Осторожней, осторожней

       Не спугните вы его

(Дети размещают цветы в корзине)

Весна: Спасибо ребята! Ваши подснежники очень красивые, просто как живые!

А для вас у меня тоже приготовлен подарочек!

«Змейкой» вы за мной пойдите и сюрпризик  разыщите!

(Звучит «Шутка» И. Баха)

М.р: Наша музыкальная гостиная закрывается!

Воспитатель: А весна то продолжается!

Вместе: Уж вы пойте и пляшите про весну всем расскажите!