Путешествие


Автор: Черновская Людмила Тимофеевна

Предмет: Музыка

Класс: Дети

Тип материала: Беседа

Путешествие

Краткое описание работы: Беседа о творчестве П.И. Чайковского

 

Беседа – концерт «Путешествие».

П.И.Чайковский «Детский альбом»

 

Задачи: Формировать основы музыкальной и художественной культуры.

1.Продолжать знакомить с творчеством П.И. Чайковского.

2.Развивать слуховое внимание и память.

3.Вызвать эмоциональный отклик на восприятие классической музыки, продолжать расширять музыкальные впечатления.

4.Развивать умение воплощать впечатления в танцевально – двигательных импровизациях, в рисунке, в игровой деятельности.

5.Воспитывать чувство сопереживания.

                                    Ход беседы – концерта:

Под спокойную музыку дети входят в зал.

- Ребята, давайте поздороваемся с гостями

«В этот осенний день, добрый день, дружно здороваться нам не лень!» Присаживайтесь на стульчики, пожалуйста. Я рада нашей новой встрече в музыкальной гостиной. Здесь мы не раз встречались  с прекрасной музыкой, и я думаю, что вы и музыка стали хорошими друзьями и что слова, которые прозвучат в песне – про вас!

ПЕСНЯ: Мы с тобой друзья, музыка! Муз. и слова Н. Орлова

-Какие поэтические и музыкальные слова в этой песне: кружево зимы – музыка, летние цветы – музыка, в капельках дождя – музыка… А чтобы передать такую красоту в музыке, нужно тонко чувствовать и видеть всё вокруг. Таким человеком и был русский композитор П.И. Чайковский. С его музыкальными произведениями из «Детского альбома» мы продолжим  сегодня знакомиться. Вы знаете, что это необычный альбом – и весёлый, и задумчивый, и сказочный, рассказывающий о том, что можно увидеть около дома, и что сниться детям в сладких снах; о том, чего никогда не бывает, и о том, что можно увидеть и узнать в дальних странах.

П.И.Чайковский  очень любил путешествовать и всё, что он узнавал в разных странствиях, композитор обязательно передавал в музыке. Случилось Петру Ильичу побывать с гастролями во Франции. В Париже между выступлениями он гулял по старинным паркам, любовался великолепными дворцами  Ходил он и по узеньким улицам старого Парижа. На одной из таких улочек он повстречал маленького мальчика, который просил милостыню. Чтобы прохожие бросали ему больше монет, мальчик пел  песню.  Печальная песня затронула сердце композитора, она долго звучала в памяти Петра Ильича, а потом появилась в «Детском альбоме».

СЛУШАНИЕ: Старинная французская песенка.

- Какое настроение оставляет эта музыка? (грустное, печальное, задушевное, задумчивое, мечтательное…) Действительно, в этой песенке оживает простой, незатейливый и задушевный народный мотив, который запоминается,  едва мы его слышим.

-Почему пьеса называется «Старинная французская песенка», хотя слов в ней нет? (потому что мелодия такая плавная, тягучая, напевная, как будто кто-то нежно поёт).

- Покажите в движении как вы чувствуете характер этой музыки…

(звучит небольшой отрывок пьесы).

- Слышали вы о государстве Италия? Это страна, где много солнца,  где с утра и до вечера звучит музыка. Путешествуя по Италии, в  одном из городов, Чайковский  встретил бродячих музыкантов.  Девушка пела нежную песню, которая привела  композитора в восхищение. П.И. Чайковский поместил пьесу в «Детский альбом» и назвал её «Итальянская песенка».

СЛУШАНИЕ: Итальянская песенка.

-Понравилась ли вам эта музыка? Итальянская песенка очень грациозная, милая, нежная, игривая.

-На какой танец похожа эта музыка? Да, она похожа на вальс, но вальс этот не плавный, а игривый, оживлённый. А раз это «Итальянская песенка», то поэты сочиняли к музыке стихи. И сейчас вы услышите эту пьесу ещё раз, но уже  со словами и в исполнении солиста.

ПЕСНЯ: Итальянская песенка.  Солистка Дубровина Н.С.

В этот ласковый утренний час солнце нежно глядит на нас.

Мы по травам росистым идём и все вместе поём:

- Прекрасны здесь небеса! Прекрасны птиц голоса!

Льёт солнце с высоты на эту землю мягкий свет.

Лучше нашей Италии нет! Прекрасны наши поля!

Прекрасна наша земля! Прекрасен каждый дом

И каждый купол золотой под рассветной звездою! сл. В.Лукина

- Вы уже поняли, что в Италии люди очень любят веселиться, танцевать, петь, особенно под гитару. В одном из красивейших городов Италии – Неаполе, композитор услышал чудесную музыку и песни. Одну из таких песен композитор записал и назвал «Неаполитанская песенка». Она стала одной из самых ярких пьес «Детского альбома».

Это море предо мною, это небо голубое,

Эти солнечные сети - как без них прожить на свете?

Эти рощи у залива, эти гибкие оливы,

Этот край вечнозелёный полюбил я навсегда!

Мой Неаполь!

Здесь под жарким солнцем южным,

Здесь под облаком жемчужным

Не прийдёт ко мне беда.

Мой Неаполь!

Место сердцу дорогое, не расстанусь я с тобою,

Мой Неаполь, никогда!

В Неаполе моём без песен делать нечего.

Поют с утра до вечера здесь юноши и девушки.

И бабушки и дедушки, и каждый двор и дом.

Распевают здесь все кругом в Неаполе родном.

СЛУШАНИЕ: Неаполитанская песенка.

- Всегда ли музыка звучала одинаково? (вначале она была спокойной, размеренной, затем всё задорней, жизнерадостней, быстрее, стремительней, зажигательней).

-А раз в музыке разное настроение, то значит в ней сколько частей?

Пьеса напоминает народный итальянский танец - тарантеллу (от названия города на юге Италии - Таранто).  Это быстрый, живой, жизнерадостный танец с чётким ритмом, очень грациозный, изящный, задорный. В воображении встаёт картинка весёлого итальянского карнавала – его не раз наблюдал Чайковский, бывая в Италии.

Мелодия была так необыкновенно хороша, что Петр Ильич  использовал её в своем балете «Лебединое озеро». Чтобы музыка звучала ещё ярче, композитор поручил её инструменту - трубе. А если мы подыграем, то музыка станет ещё радостней и праздничней.

ОРКЕСТР ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ:

Неаполитанская песенка.

- Однажды композитор путешествовал по Германии. В одной деревне он попал на сельский праздник. Крестьяне кружились под звуки скрипки, постукивая деревянными башмаками. Чайковский узнал весёлый немецкий танец  «Лендлер». Так в «Детском альбоме появилась ещё одна песенка, которая называется «Немецкая песенка».

СЛУШАНИЕ: Немецкая песенка.

- Я вижу, что и вам трудно усидеть на месте, давайте же станцуем танец вместе.

МУЗ – РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ: Парная полька.

-Ребята, какими бы красивыми не были заграничные страны, милей Родины, России, для Чайковского не было ничего. Вот как он говорит о себе: « Я ещё не встречал человека более меня влюблённого в матушку Русь. Я с самого раннего детства проникся неизъяснимой красотой её природы, красотой народной музыки. Я страстно люблю русского человека, русскую речь, красоту  лиц и русские обычаи; а  русская песня для меня самая близкая, родная, любимая!»

СЛУШАНИЕ: Русская песня.

И для нас с вами нет ничего милее России.

ПЕСНЯ: «Что мы Родиной зовём?» Муз. Г.Струве

- Вот и закончилось наше путешествие по страницам «Детского альбома». До новых встреч в нашей музыкальной гостиной.

Дети прощаются и выходят из зала.