Проект "Широкая Масленица"


Автор: Наталия Владимировна Пономарева

Руководитель: Наталия Владимировна Пономарева

Должность руководителя: музыкальный руководитель

Место работы руководителя: МБДОУ Трубческий д/с комбинированного вида "Теремок" вида "Теремок" вида "Теремок"

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Сценарий мероприятия

Проект "Широкая Масленица"

Краткое описание работы: Сценарий разработан для музыкальных руководителей и воспитателей детского сада. Содежит в себе стихи и песенное сопровождение.

Проект «Широкая Масленица»

Актуальность.

 

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы – «Масленица». На нём всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния  в день Прощёного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Знакомство с традицией проведения этого праздника по программе «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры», непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представление о нём, поэтому возникла потребность силами ребят провести праздник. Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества. И именно поэтому приобщение детей к русской народной культуре является неотъемлемой частью нашего учебного процесса.

 

Цель:

1. Знакомство с истоками культурных традиций русского народа и пополнение знаний в области русского фольклора, обрядов старины.

2. развитие интеллектуальных, коммуникативных умений дошкольников, их творческого мышления, формировать эмоционально-ценностное отношение к национальной культуре.

3. Воспитывать любовь к малой родине.

4. Повышать интерес к традициям русских праздников.

 

Задачи:

1. Изучить традицию проведения старинного праздника «Масленица».

2. Разработать сценарий праздника «Масленица».

3. Провести праздник, через эмоциональное сопереживание и участие в игре – действии приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.

Срок проведения:

Проект рассчитан на 4 недели: (12.02. 2015 – 04.03.2015) – исследовательская часть; (09.03.2015 – 11.03.2015) – защита проекта – празднование «Широкой Масленицы».

 

Этапы проектной деятельности:

Первый этап  (мотивационный) – целеполагание, погружение в проект.

Второй этап – планирование деятельности.

Третий этап – исследовательская часть.

Четвёртый этап – обобщающий (проверка качества проекта).

Пятый этап – реализация и защита проекта.

Шестой этап – рефлексивно-оценочный.

 

Первый этап.

Перед реализацией проекта с детьми подготовительной компенсирующей группы с ТНР была проведена беседа «Я выполняю проект», в ходе которой шло обсуждение вопросов: что такое проект и как он выполняется, этапы проекта и его продукт, что значит презентация проекта. Все ребята заинтересовались в данной деятельности.

 

Второй этап.

1. Подготовить историческую справку о национальной русском празднике «Масленица».

2. Сообщения о названиях и назначениях дней масляной недели.

3. Подборка и инсценировка праздника – гуляния «Масленицы».

4. Изучение русского фольклора (частушки, песни, пословицы).

5. Русские народные забавы (игры, соревнования).

 

Третий этап.

Были выделены основные направления поиска информации в учебной и научно-популярной литературе.

1. Работа в сети Интернет. В ходе работы узнала, что у русского народа, как и у других народов, есть своя музыка, свои песни, обычаи и праздники. Один из наиболее любимых в народе праздников, на котором царят веселье, смех, шутки и забавы, - это Масленица. Изготовила чучело Масленицы.

2. Узнала, что масляная неделя длится семь дней, каждый из дней имеет своё название и значение. Запланировала, что в понедельник, на масляной неделе, группа ряженых детей пройдёт по всем группа детского сада и поздравит всех с началом Масленицы.

3. Разработала сценарий с привлечением традиционных героев русской Масленицы (Емеля, Петрушка, Масленица).

4. Подобрала и разучила с детьми обрядовые русские народные песни (Как на тоненький ледок», «Бабушка Варвара», «Блины», Динь-дон» и т.д.), частушки, пословицы.

5. Узнала, что в масляничные дни устраивали массовые гуляния, катались на санях и санках, водили хороводы, устраивали кулачные бои «Стенка на стенку», ходили друг к другу в гости на блины. Ребята разучили игры: «Кошки-мышки», «Сороконожка», Петушиные бои», «Перетягивание каната», «Силачи» и т.д.

 

Четвёртый этап – обобщающий.

 

Пятый этап.

Проект «Широкая Масленица» был представлении и защищён в пятницу на масленичной неделе.

 

Шестой этап.

Подобная совместная проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста, педагогов, родителей, создаёт ситуацию успеха, радости, удовлетворения, способствует формированию у ребёнка положительной самооценки («Я смог», «У меня получилось») и положительно окрашенного, комфортного психологического состояния, а полученный эмоциональный заряд служит стимулом для дальнейших действий, открывает горизонты творчества.

 

Сценарий праздника «Широкая Масленица 2015»

 

(Под русскую народную мелодию дети входят в зал)

Вед: Здравствуйте, ребята дорогие, маленькие и большие!

Здравствуйте, гости, милости просим!

Масленицу широкую открываем, веселье начинаем!

Уж ты, зимушка-зима, все дороги замела,

Все дороги, все пути, не проехать, не пройти.

В хороводе мы пойдём, дружно спляшем и споём.

 

Хоровод «Ай, на горе мы пиво варили» (рнм)

 

Вед: А собрались мы здесь с вами для того, чтобы встретить праздник Масленицы. Так давайте же славить её стихами да песнями.

 

1 реб: С Масленицей ласковой поздравляем вас,

Пирогам повластвовать наступает час.

Без блинов не сладятся проводы зимы,

К песне, к шутке, к радости приглашаем мы.

2 реб: От души вас поздравляем и сердечно приглашаем:

Все заботы бросьте, приходите в гости,

Прямо к нашему крыльцу, к нам на Масленицу.

3 реб: Убедитесь сами: угостим блинами,

На сметане пышками, пирогами пышными.

Февралю помашем, марту – «Здравствуй», скажем.

4 реб: Как у наших у ворот собирается народ.

Мы сегодня зиму провожаем, весну красную встречаем.

5 реб: Эй, поскорей, собирайся, народ,

Продолжайте наш хоровод.

Будем пляски плясать, будем Масленицу встречать!

 

Хоровод «Ой, ты зимушка-зима»

(журнал «Музыкальный руководитель» №8, 2011 г., с. 48)

 

Вед: А сейчас вы узнаете, как назывался каждый день развесёлой Масленицы.

 

6 реб: Утро. Понедельник. Наступает «Встреча».

Яркие салазки с горочек скользят.

Целый день веселье. Наступает вечер..

Накатавшись вволю, все блины едят.

7 реб: «Заигрыш» беспечный – вторника отрада.

Все гулять резвиться вышли, как один!

Игры и потехи, а за них – награда:

Сдобный и румяный масленичный блин!

8 реб: Тут среда подходит – «Лакомкой» зовётся.

Каждая хозяюшка колдует у печи.

Кулебяки, сырники – все им удаётся,

Пироги и блинчики – всё на стол мечи!

 

Песня солистов «Бабушка, испеки оладушки» (муз. Ю.Давыдова, сл. А. Минаева)

 

9 реб: А в четверг – раздольный «Разгуляй» приходит.

Ледяные крепости, снежные бои.

Тройки с бубенцами на поля выходят,

Парни ищут девушек – суженых своих.

 

Игра «Селезень и утка» (рнм)

 

Песня «Топни ножка моя» (муз. Б.Чуткова, сл. Е.Самородовой)

 

10 реб: Пятница настала – «Вечера у тёщи».

Тёща приглашает зятя на блины!

Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,

Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.

11 реб: Близится суббота – «Золовки угощение».

Вся родня встречается, водит хоровод.

Праздник продолжается, общее веселье.

Славно провожает Зимушку народ!

12 реб: Воскресенье  светлое быстро наступает,

Облегчают душу все в «Прощёный день».

Чучело соломенное – зимушку – сжигают,

Нарядив в тулупчик, валенки, ремень.

13 реб: Пышные гуляния Ярмарки венчает,

До свиданья, Масленица, приходи опять!

Через год красавицу снова повстречаем,

Снова будем праздновать, блинами угощать!

 

Песня «Как на масляной неделе» (рнп)

 

(Звучит рнм, выходит девочка – Марфушенька с зеркалом, садится, смотрит в него).

 

Марфушенька: Я Марфушенька – душенька, маменькина дочь, поплакать не прочь. Если что-то захочу, непременно получу. (Кричит, топает ногами, машет руками). Маманя!!!

(Появляется Маманя).

 

Маманя: Бегу, бегу, Марфушенька. Бегу, бегу, душенька!

Марфуша: ты мне говорила, что праздник у нас?

Маманя: Ага!

Марфуша: Что Масленица придёт годовая, наша гостьюшка дорогая.

Маманя: Ага!

Марфушка: А чего ж народ сидит, голову повесил? (Обращается к Мамане). Нам везде надо успеть – и сплясать, и песню спеть! Съесть корзину пирогов, да с три короба блинов!

Маманя: Марфушенька – душенька, так песню спеть мы все вместе сможем!

 

Песня «Как на масляной неделе» (рнм)

 

(Марфушенька плачет).

Марфушенька: Теперь и я блиночков захотела!

Маманя: Не плачь, моя душенька. Лучше послушай, какие весёлые частушки дети споют про Масленицу.

 

Частушки.

 

Маманя: Эй, кто хочет научиться зиму выметать, пусть тот к нам сейчас стремится – будем танцевать.

 

Танец «Кадриль» (рнм)

 

(По окончании танца Марфушенька плачет).

Маманя: Не плачь, Марфушенька! Не плачь, душенька! А где у Марфушеньки – душеньки носик?

Марфуша: Вот!

Маманя: А ну-ка, где у Марфушеньки-душеньки ушки?

Мврфуша: Вот!

Маманя: Ой, у Марфушеньки-душеньки ушки на носу? (Марфуша ещё громче плачет)

Марфуша: А-а-а! Опять вы, маманя, со своими шуточками!

Маманя: На, держи. (Даёт Марфуше носовой платок, та сморкается).

Марфуша: Ой, наряд испачкала! (Плачет).

Маманя: Да ты сейчас поиграешь с детками и обо всём забудешь.

 

Игра «Гори ясно» (рнм обр. В.Бодренкова)

 

Марфуша: Хочу  настоящих приключений да волшебных превращений!

Маманя: Ладно, знаю, как тут быть! Позову сейчас Емелю, чтоб помог развеселить!

 

(Звучит рнм, появляется Емеля).

 

Маманя: Ой, смотри, Емеля спит, ты послушай, как храпит. (Слышен храп). Ого-го, на и храпит, как толпа бизонов спит! Это вовсе не бизон, а солдатский гарнизон! При таком ужасном храпе разбегутся люди в страхе!

 

Вед: Чтоб представленье не сгубить, Емелю надо разбудить! Ребята! Ну-ка, вместе, ну-ка, дружно! Раз, два, три, Емелюшка, не спи!

(Звучит музыка. Емеля просыпается, потягивается, удивлённо смотрит по сторонам).

Емеля: Ух ты, народу сколько! Где я, братцы?

Вед: Ты в городе Трубчевске, в детском саду «Теремок». А собрались мы здесь, чтобы вместе встретить праздник Масленицы. Ждали тебя с блинами, с пылу, с жару, с масленичного угару, думали, что праздновать будешь с нами… А ты пришёл с пустыми руками.

Емеля: Эх, трали-вали! С блинами? Это я люблю! Но, чтобы мне блины достать, нужно вначале всем вместе поиграть!

 

Игра. (Под рнм дети танцуют, с окончанием музыки кто быстрее скажет «Ух!»)

 

Вед: Ну, где же твои блины, Емеля?

Емеля: Сей момент! А ну-ка, рыбонька моя, явись ко мне, красавица! Исполни заветное желание. Людей потешь, да себя покажи! (Говорит тихо): По щучьему веленью, по моему хотенью, явись, щука, с блинами, прямо перед нами! У меня щука озорная, резвая и молодая! Серебром повитая, дюже развитая, а главное – всегда ходит сытая!

Вед: Вижу щуку! Плывёт сюда, что есть духу! Вот это да! Глаза с полтинник, а зубы – во! Размером с напильник!

Емеля: Пришла к нам щука не с пустыми плавниками, а с волшебными блинами!

 

(Раздают детям блины)

 

 

Вед: А сейчас я вам скажу: всех на улицу зову.

Это чучело возьмём. Вместе там его сожжём.

Все идите, наряжайтесь, потеплее одевайтесь,

Ну, а я вас подожду, вместе с вами и пойду.

 

Выход на улицу. Продолжение праздника.

 

Вед: Становитесь все в кружок, заведём весёлую игру.

 

Игра «Кто скорее соберёт снежки»

 

(Выходит Емеля)

Вед, ребята, а вот и наш Емелюшка к нам пожаловал.

Емеля (скачет на коне, поёт): Ой, мороз, мороз, не морозь меня, не морозь меня, моего коня! Тпру, приехали! Ой, как много здесь ребят, на меня они глядят, видно, поиграть хотят!

 

Игра «Путанки»

 

 Повторяйте все за мной:

Всем нам весело живётся, мы в ладоши хлопаем,

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп, я беря себя ха лоб!

Это что, у вас лоб на коленке находится? Вот это я вас разыграл! Будьте внимательны и берите себя за то, что я вам назову, а я вас буду путать и дальше. (Выводит невнимательных детей в центр круга). Ой, какие вы невнимательные, откупайтесь. Спляшите нам, а мы вам похлопаем. (Дети пляшут). А теперь ещё поиграем.

 

Игра «Перетяни канат»

 

Емеля: Пришло время Масленицу провожать, да чучело сжигать.

(Сжигаем чучело масленицы)

Емеля: ребята, пора нам солнышко звать, да зиму запирать. Повторяйте все за мной:

Солнышко, появись, красное, обрядись – поднимают руки вверх

Поскорей, не робей, нас, ребяток, обогрей – прыгают, хлопают

Заперли зиму крепко-накрепко, чтобы она к нам больше не вернулась в этом году.

 

Праздник окончен.