Зимние посиделки. Кудесы.


Автор: Иваева Альфия Мансуровна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Сценарий мероприятия

"Зимние посиделки.Кудесы"

Краткое описание работы: Фольклорный праздник для детей и родителей подготовительной группы

                   

Действующие лица: Хозяйка, гости-взрослые; скоморохи, музыканты, гости-дети.

 

Ход мероприятия

Ведущий1: Здравствуйте уважаемые родители! Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации, глубоко уходящие корнями не только в православие, но даже в язычество.

Ведущий2: Это трудовые традиции, мудрые народные преданья, красивые традиционные народные праздники, почтительное отношение к женщине, к старшим, к их жизненному опыту. Нет и не может быть для русского человека ничего дороже своей истории, своих корней, своих традиций, обычаев…

Ведущий1: И мы, взрослые должны стараться приобщать подрастающее поколение к национальным традициям, обычаям, истории, чтобы дети могли проникнуться пониманием величия и древности. 

Ведущий 2: Богата наша Русь на традиции и праздники. Веками русский народ свято чтил и хранил свои традиции, передавая их из поколения в поколение. И сегодня, спустя уже десятки и даже сотни лет, многие обычаи до сих пор не утратили для нас интерес.

Ведущий1: Чем дальше в будущее смотрим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

                   

Под музыку входят Хозяйка и Хозяюшка

 

Хозяйка (взрослый): Испокон веков на Руси - матушке

Живёт народ приветливый,

Хранит сказки старинные,

Игры, забавы разные,

Частушки, припевки лукавые,

Поговорки и загадки мудрые.

 

Хозяюшка (ребенок): На завалинке, в светёлке

Иль на брёвнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

 

Хозяйка: А играли как! В горелки!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Вместе: И чего там говорить.

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить.

Звучит русский наигрыш

 

Хозяюшка: А что, матушка, не позвать ли нам гостей на посиделки?

Хозяйка. И то правда, будем петь да плясать, зимний вечер коротать.

Вместе: Ото всех дверей,

Ото всех ворот

Торопись скорей,

Выходи, народ!

 

                             Вход детей Хоровод «Зимушка –сударушка» р.н.п.

 

Хозяйка: Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

Ребенок: Веселья вам да радости!

Хозяюшка: Давно мы вас ждём, поджидаем, праздник без вас не начинаем.

Хозяйка: У нас для каждого найдётся и местечко, и словечко.

Ребенок: Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому – сказку, кому – правду, кому – песенку.

Хозяйка: (хватается за голову и причитает): Ой, батюшки! Забыла. Сегодня же Кудесы, угощенье нужно готовить Дедушке-суседушке.

Все дети: Кудесы будем справлять,

Домового угощать!

Звучит русский наигрыш дети проходят на стульчики

 

Ребенок1: Кудесы — день угощения домового. Домовой – дух добрый. Обычно он – рачительный хозяин, помогающий дружной семье.

Ребенок 2: Иногда вредничает, шалит, если ему что не по нраву. Он пугает тех, кто не заботится о домашнем хозяйстве и скоте.

 

Хозяйка: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

Ребенок1: Гостям-то, известное дело, хватило места,

Ребенок 2: Да не тесновато ли хозяевам?


Хозяйка: В тесноте, да не в обиде!

Гости (взрослые по-очереди): Мы пришли сюда, чтоб скуку разогнать,

Мы пришли повеселиться, поиграть,

Вместе с вами хором песенки попеть,

На забавы, на потехи посмотреть.

Хозяюшка: Вот так славный день!

Веселиться нам не лень.

Будем шутки шутить,

Да гостей веселить.

                                        (Выбегают два скомороха).

1-й скоморох: Под кустом у дорожки сидели скоморошки.

2-й скоморох: Я – скоморошка Маланья

1-й скоморох: А я – Забава,

2-й скоморох:

У нас, у скоморошек.
Игр да забав полное лукошко!

1-й скоморох:

Эй, собирайся, народ,

Становись в хоровод,

Без толчеи, без спешки,

Вместе: Вас сегодня ожидают русские потешки!

(Выходят гости и разыгрывают диалоги, сопровождая игровыми движениями).

1 - Сынок, сходи за водицей на речку.
- Живот болит.
- Сынок, иди кашу есть.
- Ну, что ж, коль мать зовёт, надо идти.

2: - Что везёшь?
- Сено.
- Так ведь это дрова!
- А коли видишь, что же спрашиваешь?

3- Фома, что из леса не идёшь?
- Медведя поймал.
- Так веди его сюда!
- Да он не идёт.
- Ну, так сам иди.
- Да он меня не пускает.

4-Где ты, брат Иван?

-В горнице.

-А что делаешь?

-Петру помогаю.

-А что Пётр делает?

-Да на печи лежит.

5-Фома, у тебя в избе тепло?

-Тепло. На печи в шубе согреться можно.

Ребенок: Ложки разными бывают, 
И на них порой играют. 
Отбивают ритм такой. 
Сразу в пляс пойдет любой.

                                                Шумовой оркестр « Русская плясовая»

 

Хозяюшка: Погоди, народ,

Отдохни немножко,

К нам Златушка идёт

Поразвлечь немножко.

(Под музыку входит Злата.)

Мама Златы: Ну что ж, давайте знакомиться!

Зовут ее, ребята, Злата-краса,

А главная примета – длинная коса.

С давних пор краса девицы –

Не румяна, не ресницы,

Всюду русская краса –

С лентой длинная коса!

Злата: Я весною на завалинке посиживаю.

А зимою в горнице полёживаю,

Сижу, на народ гляжу,

Всё всегда запоминаю

И в корзину собираю.

 

Мама Златы: Сядем рядышком на лавку,

Загадаем вам загадки,

Кто смышлёней поглядим!

                                                           Загадки о доме.

1. Есть спина, а не лежит,

Четыре ноги, а не ходит,

Но всегда стоит

И всем сидеть, лежать велит. (Лавка.)

 

2. Бабушка седа – бела,

Зимой всем мила,

А как лето наступает

Про бабушку забывают (Печь)

3. Из липы свито

Дырявое корыто.

По дороге идет,

Клетки кладет. (Лапти.)

4. Дарья с Марьей видятся, а не сходятся. (Стены)
5
. На широком дворе,

На гладком поле,

Стоят четыре попа

Под одною шляпою. ( Стол)

6. Мочили, колотили, рвали, крутили и на стол клали (скатерть).

7. Сверху дыра и снизу дыра,

А в середине - огонь и вода. (Самовар)

8. Бычок рогат, в руках зажат Еду хватает, а сам голодает (ухват).


Ребенок: Кто сказал – частушки вроде

В наши дни уже не в моде?

Да и разве дело в моде,

Если любят их в народе!

 

Девочка: Эй, девчонки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки,

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей!

Мальчик: Эй, ребята-молодцы,

Озорные удальцы!

Приходите поплясать,

Долгий вечер скоротать.

Хозяйка: Ну, что ж, придётся посоревноваться в умении исполнять частушки.

              (Дети исполняют частушки, мальчики и девочки по очереди)

Все: Мы частушки сочиняем, можем их пропеть сейчас.
Мы для вас споем, сыграем, попросите только нас!  

Девочка: Начинаю я припевку

Первую, начальную.

Я хочу развеселить

Публику печальную.

Мальчик: На весёлое гулянье

Я пришёл без ремешка.

Девяносто песен знаю,

Ещё дома два мешка.

Девочка: Домовому не сидится.

Так и носиться, шальной!

Нет, чтоб лечь, угомонится.....

Глядь, а он уже с метлой!

Мальчик: С домовым играю в прятки.

Где его и как искать?

Хоть бы показал мне пятки,

Так и пяток не видать.

Девочка: Домовой мой, как хозяин,

Все без дела не сидит:

То кота за хвост потянет,

То в кастрюлю загремит.

Мальчик: Домовой озорничает -

Ночь посудою гремит

То по чайнику ударит,

То в свисток его свистит.

Все. Старину мы уважаем, старину мы бережем,
И о домовенке нашем  частушки звонкие поем.

Хозяйка: А сейчас игра народная "Дедушка-сапожник".

 

Водящий в кругу (дедушка-сапожник)

 

-Дедушка-сапожник, сшей нам сапоги!

-Погодите, детки, потерял очки.

-Дедушка-сапожник, сколько с нас возьмёшь?

-Два рубля с полтиной, пятачок и грош.

-Дедушка-сапожник, ты с ума сошёл?

-Погодите, детки, я очки нашёл!

(Дед старается поймать кого-нибудь и тот становится водящим)

 Ребенок: Гармонь, гармонь!

Гуляет песня звонко

За каждый покачнувшийся плетень,

Гармонь, гармонь!

Родимая сторонка,

Поэзия российских деревень!

Песня «Как на тоненький ледок» (исп. солист)

Хозяйка: А теперь поиграем, а условия игры таковы:

Не зевай, громко, четко отвечай.

Дети поочередно проговаривают скороговорки

Ткачи ткали ткани на платье Тане.

Все покупки у прилавка упакованы в кульки.

Болтунья болтала, пока не переболтала.

Архип осип, Осип охрип.

У осы не усы, не усищи, а усики.

От топота копыт, пыль по полю летит.

Прокоп, украл укроп.

Встал Архип, петух охрип.

Носит Сеня в сени сено.

На дворе трава, на траве дрова.

Ребенок: После песни русской славной

Ноги сами рвутся в пляс,

Мы сейчас попляшем ладно,

Гости, поддержите нас.

                                            Танец « Валенки»

Хозяйка: А сколько дразнилок было придумано нашими предками. Пожалуй, нет ни одного имени, которое обошли бы своим вниманием наши прабабушки и прадедушки в раннем детстве.

Хозяюшка: Алёшка - лепёшка.

Андрей - воробей.

Антошка - картошка.

Дети:1. Ваня, Ваня – простота.

Купил лошадь без хвоста.

Сел задом наперёд

И поехал в огород.

2.Коля, Коля, Николай,

Сиди дома , не гуляй.

Чисти картошку,

Ешь по - немножку.

3.Федя - медя, требуха,

Съел корову и быка,

И пятнадцать поросят-

Только хвостики висят.

4Сенька, у тебя под ногами грязь!

-Где? (Наклоняется, чтобы посмотреть.)

-Не кланяйся, я тебе не князь!

 

Хозяйка: Гости дорогие, а не подразниться ли и нам? Давайте я буду произносить

фразу, а вы добавляйте «И я».

-Я пойду в лес.-И я.

-Я нарублю дров.-И я.

-Я вырублю колоду.-И я.

-Я замешу свиньям.-И я.

-Они будут есть.-И я…

Хозяйка: Если кому-то дразнилки не понравились, так и не нужно: другие игры есть, и полезные, и вовсе безобидные.

Хозяюшка: Не пора ли нам поиграть? А кто из вас вспомнит русские народные считалки?

(Выходят чтецы.)

1. Начинается считалка 
На березу села галка 
Две вороны, воробей, 
Три сороки, соловей.

2. Тары — бары! Растабары! 
У Варвары куры стары!

3. Ту-ту-ту, ту-ру-ру!
Потерял пастух трубу,
Потерял и не нашел. 
И опять ко мне пришёл.

4. Шла собака через мост.
Четыре лапы, один хвост. 
Если мост провалится, 
То собака свалится.

5. Раз, два, три, четыре! 
Жили мышки на квартире. 
Чай пили, чашки били, 
По три денежки платили. 
Кто не хочет платить, 
Тому и водить!

                                     музыкальная  игра « Зима»

 

Хозяйка. Ой, ещё кто-то идёт... Это наши мальчики!

На середину зала выходят мальчики с балалайками.

Павел: Заиграла балалайка,

Балалайка три струны.

Артем: Выходите за ворота,

Девки милые мои.

 

                                            Песня «Чудо-балалайка»

Ребенок: Заиграй ты, гармонь,
 Разожги в душе огонь!
 Ты как звонкий соловей
 В сердце Родины моей.

                             «Эх, зимушка-зима» р.н.п. ( ансамбль)

Хозяйка: Дедушка-соседушка   любит подарки. Долго ломали голову наши далекие предки – чем задобрить домового? И придумали домовушку.
 Домовушка – это предмет для украшения быта и дома, предназначенный в подарок домовому.  

Ведущий: Вот и мы приготовили Домовушку.

Хозяйка: В этот день домового кормят кашей, оставляя ее на загнетке. Кормят и приговаривают:

Все дети: А ты, Хозяин-батюшка, прими нашу кашу!
Ешь пироги — да наш дом береги!

                                               Песня « Домовенок Кузя» А.Варламов

Ведущая: А теперь чайку попьем с именинным пирогом.

Гостья. Спасибо тебе, хозяюшка, за угощение.

Хозяюшка: Всем добрым людям желаем добра, золота, серебра!

Пышных пирогов, мягоньких блинов, Доброго здоровья, маслица коровья.