«Основы развития чувства ритма учащихся младшей возрастной группы»


Автор: Селиверстова Наталья Михайловна

Предмет: Инструментальное исполнительство

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

«Основы развития чувства ритма учащихся младшей возрастной группы»

Краткое описание работы: Статья посвящена теме формирования музыкального чувства ритма у детей. как способности, лежащей в основе проявления музыкальности. которые связаны с восприятием. воспроизведением и изображением временных отношений в иузыкею

Развитие чувства ритма ребенка как объект исследования в литературе

Ритм – один из первоисточников, первоэлементов музыки, всегда жизненно важный для музыкального искусства. В многовековой истории европейской музыки параллельно с развитием гармонии, мелодики и всех других элементов шло и развитие ритмической стороны, иногда приводившее к крутой ломке установившихся, традиционных средств, ритма, к изменению «ритмического мышления», эволюция ритмики побуждала теоретическую мысль описывать новые ритмические явления, устанавливать закономерность ритма, вырабатывать композиционные правила ритма и объяснять его сущность. Потребность в теоретических обоснованиях явлений ритма особенно ощущалась в периоды резких сдвигов в ритмике. Один из таких периодов наступил в середине XX века, когда радикальные изменения затронули все главные элементы музыкального языка.

Чувство ритма в основе своей имеет моторную природу. Об этом говорят все наиболее фундаментальные экспериментально-психологические исследования, посвященные чувству ритма, даже и принадлежащие тем авторам, которые в своих теоретических высказываниях были прямыми противниками моторных теорий ритмического чувства.

Активная, двигательная природа музыкально-ритмического чувства была прекрасно понята Жак Далькрозом и в этом главная причина тех замечательных успехов в отношении воспитания чувства ритма, которых ему удалось достигнуть. Нельзя не согласиться с такими его положениями: «Всякий ритм есть движение». «В образовании и развитии чувства ритма участвует все наше тело». Имея в виду те трудности, с которыми сопряжено музыкально-ритмическое воспитание, некоторые авторитетные специалисты склонны подчас весьма скептически оценивать даже перспективные и потенциальные возможности этого воспитания.

 Категорично, например, высказался по данному поводу А.Б. Гольденвейзер. «Этого (развития музыкально-ритмического чувства) так же трудно добиться, как, скажем, добиться, чтобы у человека был длинный нос. В моей практике бывали случаи, когда ученики с очень слабым ритмом развивались и делались ритмически полноценными, но это достигалось огромным трудом». 

 Психологические особенности проявления музыкального чувства ритма у

детей младшего возраста.       

В музыкальной практике под чувством ритма подразумевается способность, лежащая в основе всех тех проявлений музыкальности, которые связаны с восприятием, воспроизведением и изображением временных отношений в музыке. Для того чтобы отделить чувство ритма от музыкального слуха, такого определения, пожалуй, достаточно; восприятия и воспроизведения звуковысотных отношений отходят в область музыкального слуха, восприятие и воспроизведение временных отношений относят к чувству ритма. Но если поставить себе целью разобраться в психологической природе музыкально-ритмического чувства, довольствоваться этим определением уже нельзя. Необходимо ответить на вопрос, какие именно временные отношения имеются в виду, когда речь идет о чувстве ритма.

Слово «ритм» имеет очень широкое распространение и применяется к самым разнообразным случаям. Говорят о стихотворном ритме, о ритме прозы, о ритме спектакля; мало того, говорят о ритме сердца, дыхания и других органических процессов; говорят даже о ритме по отношению к смене времен года, дня и ночи. Чаще всего понятие ритма связывается с особенностями чередования явлений во времени, но говорят и о «пространственном ритме». Ритм, как всеобъемлющее понятие характеризуется только одним весьма неопределенным признаком: временной или пространственный порядок предметов, явлений, процессов.

Музыкально-ритмическое чувство – это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить последний. В раннем возрасте музыкально-ритмическое чувство проявляется в том, что слышание музыки совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими ритм музыки.

 Оно лежит в основе всех тех проявлений музыкальности, которые связаны с восприятием и воспроизведением временного хода музыкального движения.

 

Ритм и моторика. Чувство ритма в основе своей имеет моторную природу. Об этом с несомненностью говорят все наиболее фундаментальные экспериментально-психологические исследования, посвященные чувству ритма.

1.     Восприятие ритма обычно включает те или другие двигательные реакции. Это могут быть видимые движения головы, руки, ноги или качание всем телом. Имеет место также одновременная стимуляция мышц антагонистов, вызывающая смену фаз напряжения и расслабления. Восприятие ритма никогда не бывает только слуховым; оно всегда является слухо-двигательным.

2.     Большинство людей не сознает этих двигательных реакций, пока внимание не будет специально обращено на них. Попытки подавить моторные реакции или приводят к возникновению таких же реакций в других органах, или влекут за собой прекращение ритмического переживания.

3.     Переживание ритма по самому существу своему активно. Нельзя просто «слышать ритм». Слушатель только тогда переживает ритм, когда он его «сопроизводит».

Все сказанное особенно проявляется по отношению к восприятию ритмического акцента.

Способы развития чувства ритма учащихся на уроках музыкальной грамоты.

Ребенок, начиная с первого года своей жизни, встречается с многочисленными формами ритмических действий, и сам принимает участие в них. Он играет, прыгает, танцует, связывает игровые движения с декламацией стихов, пением песен. Во всем этом ребенок проявляет свои ритмические склонности и развивает ритмические способности.

 Играющий ребенок бессознательно использует основные ритмические величины (четверти, восьмые). Педагог может хорошо использовать ритмичность детей и построить на этой основе уже сознательную музыкальную работу.

 

 Во время занятий по развитию у детей чувства ритма никоим образом нельзя создавать для них больших трудностей. Следует помнить, что было легко для ребенка в процессе игры, то и позднее на занятиях не будет для него трудным. Мы должны стремиться к тому, чтобы наши ученики выполняли ритмические задания охотно, и образность восприятия ритма в играх сохранилась бы и при обучении. Вначале мы закрепляем понятие об основных ритмических величинах: о четверти, восьмой, половине. Постепенно продвигаясь вперед, связываем ощущение этих длительностей с их названием и изображением, т.е. с нотами.

Для развития чувства метра (равного биения) можно использовать всякое равномерное движение: хождение под песню, под инструментальную музыку, подражательные движения, которые ребенок делает во время игры («кошение», «кование» и др.). в процессе исполнения инструментальных произведений учитель подводит детей к пониманию темпа, к ощущению ударений. Ученики обычно хорошо ощущают акценты и отмечают их более сильным движением. Дети с большой радостью выполняют ритмические задания, связанные с несложными инструментальными произведениями. Добиваясь, чтобы ученики сознательно овладели материалом, нельзя забывать, что на этой ступени подражание имеет очень важную роль, что нельзя требовать от каждого ученика целиком сознательной работы. Интересным приемом является использование вопросов-ответов: педагог задает «ритмический вопрос», ученики коллективно ищут «ритмический ответ». Первую и вторую часть ритмического ряда (вопрос-ответ) хорошо давать на инструментах различного тембра. Объяснение последующих длительностей и соответствующих им пауз проводится аналогичным путем.

Таким образом, можно сделать следующие выводы об основных путях развития ритмического чувства:

1.     Исходным пунктом должны быть собственная ритмическая деятельность детей (игровые песни, ритмические движения и т.д., которым дети учились).

2.     Элементы сознательности вводим в музыкальную деятельность детей очень постепенно, сохраняя элемент игры.

 

Чувство ритма как условие формирования музыкальной культуры.

Работа по формированию музыкальной культуры у детей младшего возраста направлена на активизацию и развитие духовных сил ребенка при постижении им богатейшего опыта музыкального искусства.

Главным критерием развития музыкальной культуры детей выдвигается не точность познания, а глубина проникновения в музыку, содержанием которой является «выразительное и говорящее бытие» в единстве образов мира и звука. Процесс формирования музыкальной культуры у детей младшего возраста можно охарактеризовать как процесс возникновения, углубления и выражения в музыке личностно значимого для ребенка жизненного смысла. Этот смысл определен, как магистральный путь постижения музыки и жизни в их единстве.

  Важнейшая задача музыкального воспитания – формирование слушателей музыкальной культуры учащихся, потому что сегодняшний ученик в будущем непременно слушатель, проявляющий свои интересы.

  Необходимо, чтобы учащиеся приобретали навыки и умения в области пения, ритмики, игры на детских музыкальных инструментах, осваивали азы музыкальной грамоты, способствующей осознанному, выразительному исполнению песни, плясок, игр.

Структура понятия «музыкальная культура» весьма разнообразна, в ней можно выделить множество компонентов, которые имеют различное  содержательное наполнение. Задача не в том, чтобы выделить как можно больше компонентов, а в том, чтобы найти такие составляющие, которые отражали бы самое существенное в музыкальной культуре, в динамике ее развития.

                         Список использованной литературы:

1.     Богословский В.В. «Общая психология» - М., 1978 г.

2.     Бочкарев «Психология музыкальной деятельности» - М., 1978 г.

3.     Варга Б., Димень Ю., Лопариц Э. «Язык, музыка, математика» - М., 1981г.

4.     Кузин В.С. «Психология» - М., 1997 г.

5.     Лившиц И. «Ритмика» - М., 1999 г.

6.     Холопова В.Н. «Музыкальный ритм» - М., 1980 г.