Музейно-образовательное занятие "Как карелы строят дом"


Автор: Кузикко Ирина Михайловна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Сценарий мероприятия

Музейно-образовательное занятие "Как карелы строят дом"

Краткое описание работы: Конспект занятия для старших групп "Как карелы строят дом"

Цель: формирование у детей представлений о строительстве карельской избы.

Задачи: - познакомить детей с историей строительства изб в Карелии: где и как строились избы, что использовали плотники при строительстве избы;

       - познакомить с обрядами и обычаями, связанными со строительством избы;

        - способность межличностной коммуникации, развивать речь на основе знакомства с музейными предметами;

       - обогащать речь детей именами прилагательными и существительными;

- воспитывать интерес и уважение к истории своего народа и его ремеслам, любовь к устному народному творчеству

        - развивать творческие способности через овладение навыками материально-художественно и игровой деятельности

 Вещный ряд: тесло, топор, скобель, молоток, киянка

 Опорные слова: изба, сруб, валун, венец, щепка, плотник, скобель, тесло, киянка

6. Необходимое оснащение:

- костюм Хозяйки

- презентация «Строительство карельской избы»

- игра «Угадай и назови дерево»: картинки с изображением деревьев (сосна, береза, липа, ель, осина, ольха, дуб, рябина)

- игра «Какие инструменты нужны плотнику?» (модель плотника, картинки с изображением топора, скобеля, тесла, молотка, долота, киянки, а также дополнительные картинки инструментов, которые нужны людям других профессий)

- игра «Забей гвоздь» (несколько деревянных бруском со сквозными отверстиями, деревянные палочки округлой формы, соответствующие отверстиями в брусках, деревянные молоточки на каждого ребенка)

- игра «Дорисуй узор» (карточки с незавершенным узором, которым украшали карельские избы, шкатулка)

- игра «Построим избу» (две фотографии, разрезанные на пазлы с липучкой; контуры изб из картона, на который прицепляются пазлы; фото карельских изб для образца)

-картина – букет для Хозяйки (ваза, отдельные цветы из бумаги светлых и темных цветов с липучками)

Ход занятия:

-Здравствуйте, гости дорогие! Рассаживайтесь поудобнее. У меня для каждого найдется и местечко, и словечко. (дети рассаживаются на скамейки).

Хозяйка:

- Загадаю вам загадку, вы скажите мне отгадку.

Загадка:

В нём живет моя родня,

Без него не жить ни дня.

В него стремлюсь всегда и всюду,

К нему дорогу не забуду.

Я без него дышу с трудом,

Мой кров, родимый, теплый…(дом)

Хозяйка:

- Ребята, а в каких домах живете вы? (ответы детей)

- В наше время строят дома из разного строительного материала. Назовите. Из какого материала можно построить дом? (ответы детей)

Игра «Назови, какой дом?»

Из дерева - … деревянный

Из кирпича - … кирпичный

Из соломы - … соломенный

Из камня - … каменный

Из блоков - … блочный

Из бруса - … брусчатый

Хозяйка:

- А знаете ли вы, какие дома строили карелы в старину? (ответы детей)

- Люди строили себе жилища из бревен. Может, кто-нибудь из вас знает, как называли такие дома? (ответы детей)

Хозяйка:

- Такой дом называли изба или сруб. Их строили из бревен, при помощи топора срубали деревья, из них получались бревна. От слова «срубали» произошло слово «сруб».

Хозяйка:

- Ребятки, а можете ли вы назвать сказки, в которых герои жили в избе или избушке?

Игра «Избушка в сказке» («Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Три медведя» и другие)

Хозяйка:

- А что бы вы еще хотели узнать о строительстве карельского дома? (высказывания детей)

- Попробуем найти ответы на ваши вопросы.

Рассказ Хозяйки о строительстве дома с использованием презентации «Строительство карельской избы»

Слайд №1 – деревня

Хозяйка:

- Первым делом, конечно же, выбиралось место для строительства избы.

- Как вы считает, какое место для строительства дома предпочитали карелы? (перед детьми картинки с изображением леса, болота, скалы, реки, озера)

Слайд №2 – Где карелы строят дома?

Слайд №3 – дома у реки

- В основном карелы селились у воды, т.к. река или озеро было не только место для добычи пищи, но и основным путем сообщения.

Слайд №4 – выбор места

- Прежде чем поставить избу у реки, спрашивали разрешения у самой «хозяйки реки»: для этого брали связку брёвен (или одно бревно) и пускали по реке. Где бревно прибьет течением, здесь и ставили избу. Отбирались те места, которые были пригодны для строительства избы.

Карелы не строили свои избы, где проходила дорога, потому что верили, что там живет нечистая сила.

Слайд №5 – сосна, сосновый лес

Хозяйка:

- Основным строительным материалом у карел было дерево. Строили обычно из сосны, стояли такие избы до 200 лет.

видами деревьев, среди которых они должны найти сосну, а также назвать и другие деревья.

Хозяйка:

- Молодцы, правильно назвали деревья.

Слайд №6 – валка леса

- Деревья для строительства избы рубили в феврале месяца, когда дерево спит, а вся влага ушла в землю. Примечали, как упадет первое дерево: если прямо – значит, строительство избы пойдет хорошо и быстро.

- Давайте представим себе строительство дома.

Физминутка:

Мы пилили (руки вперед, движениями руками вперед – назад),

Много бревен мы спилили (руки поднять вверх).

Мы из брёвен строим дом (руки вперед, постукиваем кулаком о кулак),

Хорошо, чтобы жилось в нем.

Слайд № 7 – 14 – плотницкие инструменты

Хозяйка:

- А кто знает, как называют работника, который строит деревянные избы? (ответы детей)

- Правильно, его называют плотником.

- Про хорошего плотника народом сложены поговорки:

Без топора не плотник, без иглы не портной.

Топор обувает, топор одевает.

(дети проговаривают поговорки)

Хозяйка:

- А какие инструменты используют плотники в своей работе? (ответы детей)

- Плотникам при строительстве нужны топор, молоток, скобель, тесло, долото, киянка (показ слайдов)

Хозяйка:

- У меня в избе сохранились старинные плотницкие инструменты. Давайте их найдем (поиск предметов)

- Какие из них вам знакомы?

Рассматривание инструментов плотника, которые имеются в «Карельской избе»

Игра «Какие инструменты нужны плотнику»: вывесить модель плотника, дети по подгруппам находят и называют плотницкие инструменты, а потом проверяют, правильно ли каждая группа выполнила задание.

Хозяйка:

- Хотите пробовать себя в роли плотников?

Игра «Забей клин»: каждый ребенок забивает деревянным молотком втулки в бруски с отверстиями.

Слайд №15 – строительство избы

Хозяйка

- Строили избы, как правило, сами хозяева и их родственники, считалось, что кто построил избу, тот передал ей свой характер. Срубы ставили прямо на землю, лишь под углом – валуны подсыпали мелкие камни.

Карельские избы были большие, двухэтажные, строились из больших брёвен, которые плотно прилагались друг на друга, конопатили их просушенным мхом. Под первый венец клали оберегательные предметы: клочки шерсти, монеты, кости петуха.

- Как вы думаете, для чего карелы клали клочки шерсти, кости петуха, монетки?

(предположения детей)

Хозяйка:

- Клочки шерсти – для тепла, монеты – для богатства, кости петуха – для домового.

- А еще особенностью жилища карел является высота и монолитность – соединение под одной крышей отдельных построек для скота и человека.

Хозяйка:

- Помогите мне построить – собрать карельскую избу.

Игра «Построим избу» (пазлы): дети собирают общую картинку (две подгруппы, каждая собирает свою избу) карельской избы.

Хозяйка:

- Молодцы, справились с работой.

Слайд №16 – избы с резьбой

Хозяйка:

- Карельской избы – из круглого бревна рублены; резными балками украшены, росписью да «розетками» обозначены. Карелы умели искусно украшать свою избу резьбой и росписью.

Хозяйка:

- У меня в шкатулке есть резные да расписные узоры. Да вот незадача – не успела их закончить. Ребята, поможете мне завершить работу?

Игра «Дорисуй узор»: дети парами выполняют рисунок, которым можно украсить карельскую избу.

Слайд №17 – обряд вхождения в избу

Хозяйка:

- Ребята, а знаете ли вы какие-нибудь приметы, связанные с переездом в новый дом? (ответы детей)

- С переходом в новую избу связано много обычаев. Переезжали в него рано утром или в темноте. С собой несли огонь, иконы, хлеб, соль, петуха, кошку. В первую очередь запускали кошку. Смотрели. Если кошка первым делом побежит к печному углу, то в избе будет больше девочек. Затем запускали петуха, при это примечали, куда петух вскочит: если на печь и запоет, то жизнь будет в доме веселой.

- На новоселье гости непременно являлись с хлебом и солью. Карелы – гостеприимный народ, говорят: «Жданный гость – радость, а нежданный – праздник».

Хозяйка:

- Я была очень рада принимать вас у себя в карельской горнице. Надеюсь, вы станете частыми гостями в моей избе.

Дети прощаются с хозяйкой и уходят.