Что такое праздник в детском саду


Автор: Стражева Наталья Александровна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

"Что такое праздник в детском саду"

Краткое описание работы: Публикация "Что такое праздник в детском саду" как методическое пособие для воспитателей и родителей. В публикации раскрыты важные моменты - как сделать для ребенка утренник - праздником!, а не внутренним тяжелым напряжением и испытанием....

        Праздник – важнейшее событие в жизни ребенка дошкольного возраста. Ребенок буквально считает дни от праздника к празднику, ждет очередного праздника с нетерпением и долго вспоминает потом о нем. Праздник дарит дошкольнику массу переживаний и богатую пищу для восприятия, что служит отличной питательной почвой для детского воображения. В самостоятельных играх ребенка нередко появляются персонажи, с которыми он знакомится именно на праздниках  - это Снегурочка, Дед Мороз, Солнышко, Весна, Осень и т.д. Дошкольник с удовольствием обыгрывает увиденое и услышаное на празднике – повторяет понравившиеся сюжеты, поет песни, играет в игры. Даже малыши 3-4 года после праздников устраивают своим игрушкам «праздники»: усаживая их на стульчики, разыгрывают с ними запомнившиеся сценки, читают им стишки.

       Конечно же, основная цель детского праздника – это доставить ребенку как можно больше радости, сформировать у него своеобразную праздничную культуру, неотъемлемую часть жизни любого человека, и одновременно обогатить его новыми яркими впечатлениями. Но для детей дошкольного возраста праздник – это не просто развлечение, но и важное средство учебно –воспитательного процесса. На тематических праздниках дети получают много новой информации и закрепляют знания, приобретенные на занятиях. В процессе  подготовки к праздникам дошколята   учатся самостоятельно согласовывать свои действия  с действиями других детей.

       В детском саду отмечаются не только праздники общегосударственного значения (Новый Год, День защитника отечества, женский день, День Победы, День примирения и согласия) так и специфические праздники, которые в яркой  и веселой форме помогают познакомить детей с временами года, различными природными явлениями, русским народным творчеством и пр. например, Праздник Зимы, праздник Весны, Осенняя ярмарка, широкая Масленица, всевозможные  тематические утренники и вечера.

        Детей необходимо заранее предупреждать о том, что в такой-то день состоится праздник. Это позволит им  подготовиться и настроится на него.

Накануне праздника необходимо украсить помещение, в котором он будет проходить. В оформлении помещения следует учитывать сезонную тематику.

Все дети на празднике должны быть одеты по – праздничному.

         Начинаться праздник должен ярко и торжественно, чтобы дети сразу настроились на праздничную волну. Это может быть или совместная пляска или несложная разминочная игра. Весь праздник должна пронизывать одна общая идея, которая будет связывать между собой все элементы праздника. Праздничные номера и забавы  следует подбирать таким образом, чтобы они шли по линии увеличения  эмоционального накала. При этом игры  и пляски должны чередоваться  с сольными выступлениями. А детские  номера необходимо разбавлять минутами отдыха,  во время которых  дети смогут посмотреть выступления и игры взрослых детей или родителей.

     Обычно на празднике дети читают стихи, поют песни, танцуют, смотрят  или показывают кукольные представления, мини-спектакли или инсценировки, а также играют в игры. При этом не нужно искать какие- то особенные литературные источники. Наоборот, желательно использовать стихи, песни, сказки и песни хорошо известные и любимые детьми.. На празднике не должно быть слишком много длинных и заумных стихов. Не следует использовать взрослые песни с «детскими» словами., нередко они трудны для детского исполнения.

      Обязательный пункт праздничной программы – игры. Ведь игра является неотъемлемой частью всей жизни ребенка. По мнению М.Ф. Литвиновой игры для детей ценны в педагогическом отношении, оказывают большое воздействие на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные ощущения, укрепляют ребенка на физическом уровне, дают определенный духовный настрой. На празднике должна проводиться хорошо знакомая, по каждодневным занятиям, и любимая игра, чтобы дети  искренне радовались игровому моменту. Большую роль играют массовые, народные игры: «Тетёра», «Чижик», «У дядюшки Трифона», «Хороводы».  

       В старшей и подготовительной группах можно провести конкурсы ( например, детских рисунков), в которых дети могли бы помериться силами.

       Завершается праздничная программа самым приятным для детей действом – раздачей подарков. Можно преподнести подарки в какой нибудь оригинальной упаковке. Можно их спрятать и попросить детей их найти. Можно раздавать подарки в качестве призов. В любом случае, сам процесс раздачи подарков должен быть быстрым и без суеты.

      Огромное значение  на празднике имеет музыкальное сопровождение. Дети чутко реагирую на ритм, ладовую окраску музыки, которая пробуждает в ребенке определенное эмоциональное состояние. Правильно подобранная музыка помогает дошкольника при разыгрывании сценок, побуждает их к уместным в контексте движениям. Медленная музыка заставляет их двигаться медленнее и плавнее, а быстрая – зажигательней и веселее.

      Программу праздника составляют таким образом, чтобы  в  нее можно было легко  и безболезненно внести изменения и различные вариативные дополнения. Дети – народ непредсказуемый, в результате чего праздник может пойти вразрез в намеченным путем. Такие «пустяки» не должны вывести воспитателей и ведущего праздника из равновесия. Важно быстро собраться и предложить детям новую игру. Праздник должен состояться «при любой погоде!»

      Если на празднике присутствуют родители и другие гости, то необходимо предусмотреть игры и номера с их участием. Как и с детьми , с родителями необходимо провести  подготовительную работу., что подразумевает не только и не столько  привлечение финансирования или помощь в создании костюмов и атрибутов, но и объяснении правил проведения  праздника. Кроме того, необходимо  объяснить родителям правила поведения во время  праздника, чтобы они своей неуемной любовью и нескоординированными действиями не создали ненужного беспорядка. В частности, следует заранее рассмотреть вопрос фото и видео съемки праздника. Желательно, чтобы за съемку отвечали один – два человека, не больше.

       Обычно праздники проводят в каждой группе отдельно. Так как дети дошкольного возраста развиваются стремительно, ребенок 3-х лет и ребенок 6-ти лет – это два совершенно разных мира. Иногда чисто технически не удается собрать их на одном празднике, потому, что младшие дошкольники быстрее утомляются.

        Небольшие праздничные утренники и вечера не должны нарушать  привычный распорядок дня в детском саду. Перед их началом не следует создавать много шума и суеты!