Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством вокально-хоровой деятельности


Впечатления детства остаются в памяти человека надолго. Их яркость и богатство будут согревать душу долгие годы спустя, а возможно, и всю  жизнь.          

В общий поток радостных настроений и незабываемых эмоций детства свои особенные ощущения вносит общение детей с музыкой. Музыка для них – мир радостных переживаний; радость общения, раскрепощения, самовыражения; радость творчества и сотворчества, радость взаимообогащения. И как важно открыть детям дверь в этот неповторимый мир музыки, научить их понимать и любить ее! И, прежде всего, надо научить их понимать музыкальный язык, его специфику. Для этого необходимо развивать музыкальные способности детей, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость.

Как сказал известный скрипач С.Стадлер: «Чтобы понять прекрасную сказку на японском языке, надо как минимум хоть немного знать японский язык…»

 Наиболее успешное усвоение музыкального языка, как и любого другого, происходит в раннем детстве. Современной психолого-педагогической наукой теоретически доказано и практически подтверждено, что именно дошкольный возраст способствует успешному творческому развитию детей. И что именно музыкальная деятельность более всего соответствует эмоциональной творческой природе восприятия дошкольника.

Н.А. Ветлугина в своих исследованиях всесторонне проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий. Было установлено, что первым  необходимым условием возникновения детского творчества является накопление впечатлений от восприятия искусства. Именно искусство является образцом для творчества, его источником. Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок накапливает опыт восприятия музыки, постигает «интонационный словарь» музыкальной культуры. И если он хорошо ориентируется в средствах музыкальной выразительности, может соотносить музыкальные образы с жизненными явлениями, то успешно может использовать все это  при исполнении музыкальных произведений или в творческих импровизациях.

Другим условием является накопление опыта исполнительства. В импровизациях дети эмоционально, непосредственно применяют все то, что усвоили в процессе обучения.Накопление опыта исполнительства в сфере вокально-хорового мастерства будет успешным, если систематически решаются следующие задачи:

- формирование интереса к вокально-хоровому искусству,

-развитие музыкального слуха,

- совершенствование вокально-хоровых навыков (пение естественным голосом, с хорошей артикуляцией, на дыхании, чисто интонируя),

- умение петь музыкально, выразительно передавая характер

- развитие творческого потенциала ребенка.

 Вокально-хоровая деятельность – это не только развитие музыкальных способностей, активизация творческого потенциала, но и  общее развитие ребенка. Так, формируется эмоциональная сфера; развивается воображение, внимание, воля, фантазия, мышление; совершенствуется память, обостряется восприятие. Развивается чувство красоты, укрепляется и углубляется интерес к творческой деятельности, расширяется инициатива. Воспитывается активность, самостоятельность, стремление довести дело до конца.

Творческие способности  развиваются во время  всей музыкальной деятельности дошкольников: и во время  танцевальных импровизаций, и во время игры на детских музыкальных инструментах, и, конечно же, во время пения.

Пение – самый  доступный вид музыкальной  деятельности, приобщающий детей к музыкальному искусству. Пение – искусство уникальных возможностей! Как  исполнительских, так и образовательных. Исполняя песню, ребенок не только приобщается к музыкальной культуре, но и сам создает ее! Владение голосом дает ребенку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении.

Несмотря на то, что пение – один из самых доступных видов музыкальной деятельности, процесс формирования вокальных навыков достаточно сложный и требует определенной системы. Что значит «правильно научить петь»? Это значит, по-моему, научить, прежде всего, слушать, слышать, анализировать, интонировать, чувствовать… Формирование правильных вокально-хоровых навыков - процесс кропотливый и систематический. Можно сказать, ежедневный…                          Это  выработка правильного дыхания, звукообразования (прежде всего  - округленные гласных о, е, и, а, е), чистого интонирования, правильной четкой артикуляции, слухового самоконтроля и слухового внимания, развитие чувства метроритма, правильной постановки корпуса, бережного отношения к собственному голосу.

Это и стремление к эмоционально-выразительному исполнению: работа над выразительностью мимики лица, выразительностью движений и жестов, выражением глаз.

Процесс формирования правильных вокально-хоровых навыков будет успешнее, если соблюдать следующие условия:

  • игровой  характер занятий, упражнений;
  • индивидуально - дифференцированный подход (учтены возрастные физиологические и психологические особенности);
  • грамотно подобраны методы и приемы, развивающие атрибуты для занятий;
  • наличие интересных музыкально-дидактических игр;
  • хорошая звуковоспроизводящая аппаратура;
  • использование инновационных технологий.

 Таким образом, важным условием развития творческих способностей является формирование певческих навыков и умений.

Импровизация есть акт самовыражения. Поэтому любое спонтанное самопроявление ребенка в звуке и есть музыкальная импровизация. Суть методологического подхода к детским импровизациям точнее всего выражают слова педагога: «Спой, как ты хочешь!» И тут важно умение педагога поддержать процесс творчества психологически.

«Нельзя позволить повиснуть паузе между предложением и созиданием. Ребенок должен погрузиться в него до того, как вмешается состояние застенчивости (не знаю, не смогу, не успел)…»                   (Я.Морено)

Т.е. педагогу необходимо деликатно использовать сиюминутность, не дать ребенку времени подумать о том, что у него может не получиться. И здесь результат имеет меньшее значение, чем сам процесс импровизации. Важен сам творческий процесс и сопровождающие его психологические состояния радости, искренности, удовольствия!

Я уверена, что вокально-хоровая деятельность – благодатная почва для активизации творческого потенциала детей.

Использую в своей работе самые разнообразные методические приемы.

Так, распевая детей, подбираю шуточные попевки, тексты которых давали бы импульс, толчок к творчеству, представляли бы яркий образ.

«Лягушонок, сколько будет – к одному прибавить два? И ответил лягушонок: «Ква-ква-ква!»

Изменив тональность, мы изображаем лягушонка маленьким или большим, сидящим высоко  на камешке или низко на берегу…Изменив темп, изображаем его торопящимся или прыгающим еле-еле…Можно вообще спеть без текста, вокализом на «ква-ква-ква», как будто на языке этого лягушонка…

 Или, работая над скороговорками, текст уже выученной можно сказать интонационно по-разному: ласково, тревожно, «по секрету», восторженно.

«Дятел дерево долбил, деда стуком разбудил» или «Моем, моем трубочиста чисто, чисто, чисто, чисто».

Здороваясь в начале занятия, можно попросить спеть «здравствуйте» минорно или мажорно в зависимости от настроения ребенка.

Использую звукоподражания: чив-чив, мяу-мяу, ку-ку, тук-тук…(опять же: выше-ниже сидят на дереве; мама – ниже, детеныш – выше).

       Сочиняем небольшие сказки, построенные на звукоподражаниях.      «Играем на инструменте без слов»: тили-тили, тренди-брень, бум-бум, ру-ру, ду-ду…

Интересна музыкально-дидактическая игра «Ритмическое эхо»: отстукиваем заданный ритмический рисунок (постепенно усложняющийся).

Сначала предлагаю рисунок я – дети повторяют, потом предлагает ребенок – я повторяю, и самое их любимое: предлагает ребенок – повторяют дети.

Когда интонируем свое имя, прошу спеть так, как будто он, ребенок,   маленький (высоко, нежно) или, наоборот, взрослый (ниже, строже)…

Импровизируем простейшие мелодии в заданном ладу («Грустная песенка», «Веселая песенка»). Иногда текст даю сама, а иногда дети придумывают сами. 

«Утром солнышко встает, всех на улицу зовет» или

         «Дождик льет, как из ведра. Загрустила детвора…»

Сочиняем мелодию в определенном жанре. Можно ее «сыграть» на инструменте, т.е. спеть вокализом. В зависимости от характера сочиненной попевки поем на «тра-та-та», «тили-тили», «бум-бум»…

Или же сочиняем мелодию на заданный текст.

«Доброе утро! Улыбнись скорее!

И сегодня весь день будет веселее!» (танец)

«Котик Рыжик утром встал,

Чистить зубки зашагал!»   (марш)

 Играем еще вот так. Я предлагаю свою мелодию, а дети сочиняют слова, соответствующие ее характеру. Тематику можно подсказать картинкой.      

Часто используем различные хлопки, шлепки, щелчки для более интересного звучания песни. Подбираем детские музыкальные инструменты, звучание которых усилило бы  яркость и выразительность образа песни. Размышляем сообща, почему выбрали тот или иной инструмент. Конечно же, эти аранжировки делаем на последнем этапе работы над песней.

Таким образом, занимаясь вокально-хоровой деятельностью, ребенок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.

Я не ставлю своей задачей сделать моих детей  непременно музыкантами. Хотя многие из них заканчивают музыкальные школы, хоровые студии. Главное то, что, я верю, что эта творческая искорка будет с ними всегда! Она поможет им стать лучшими в любой выбранной ими профессии!

ЛИТЕРАТУРА:

Баринова М.Н. О развитии творческих способностей.Ленинград, 1961г.

Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду.Москва. Просвещение, 1981г.

Метлов М.А.  Музыка – детямМосква. Просвещение, 1985г.

Новикова Г.В. Эстетическое воспитание и развитие творческой                              активности детей дошкольного возраста: методические рекомендации для педагогов, воспитателей, музыкальных руководителей. Москва, 2003г.

Шуть Н.Н. Издательство «ТУ СФЕРА», 2015г.

Журналы: 

«Музыкальный руководитель» №1, 2013г«Музыкальный руководитель» №6, 2008г                                 «Музыкальная палитра» №2, 2005г. «Музыкальная палитра» № 1, 2006г.