«Музыкально-игровая деятельность детей дошкольного возраста, как средство развития инициативности в ходе самостоятельной деятельности»


Автор: Наталья Сергеевна Астахова

Руководитель: Наталья Сергеевна Астахова

Должность руководителя: МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

Место работы руководителя: МАДОУ "СКАЗКА"

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Дети

Тип материала: Лекция для родителей

«Музыкально-игровая деятельность детей дошкольного возраста, как средство развития инициативности в ходе самостоятельной деятельности»

Краткое описание работы: «Музыкально-игровая деятельность детей дошкольного возраста, как средство развития инициативности в ходе самостоятельной деятельности»

Актуальность:

Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность и инициатива.

В нормативных документах Российской Федерации, таких как Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании» сформулирован социальный заказ государства системе образования, на воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

В ФГОС ДО подчеркивается, что одним из самых  значимых направлений педагогической деятельности является художественно-эстетическое развитие. Основной формой музыкальной деятельности  в дошкольном учреждении являются музыкальные занятия, которые включают несколько видов деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмическую и игровую деятельность. Здесь дети разучивают репертуар песен, игр, танцев. Их систематически побуждают к самостоятельным действиям. Полученный опыт на занятиях, дети переносят в самостоятельную деятельность. Конечно, качество самостоятельно музицирования ниже,  чем на занятиях, так как дети не всегда правильно поют, не очень точно выполняю танцевальные движения (без сопровождения фортепианного сопровождения и показа педагога), но все,  же увлеченность их велика, из-за собственного желания и инициативы.

Следует помнить, что музыкальные занятия организуются и проводятся музыкальным руководителем, большинство заданий предлагается всему коллективу, а при самостоятельной деятельности дети находятся в группе только с воспитателем, который предоставляет возможность каждому ребенку проявить свою инициативу.

Инициатива – это внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях. От латинского initium – начало, инициатива - это почин, первый шаг в каком – либо деле.

Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, способен предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью.

            Каждый ребенок открыт для музыки с рождения, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью души, музыка поселится в нем навечно. Именно музыка призвана помочь обрести чувство гармонии и слияния своего внутреннего мира с миром внешним. Музыка – больше, чем украшение и эстетическое дополнение к жизни.

Реализацию приоритетного направления выстраиваю через линию партнерства с воспитателями по созданию творческой среды в групповом пространстве. Во всех возрастных группах в предметно-развивающей среде имеются уголки  музыкального творчества: «Свирелька», «Домисолька», «Нотка», «Музыкальные ступеньки», «Голосистый петушок», в которых детьми используется  большой выбор детских музыкальных, шумовых инструментов, сюжетные картинки с танцевальными композициями, музыкально-дидактические игры.

Творчески оформленный музыкальный уголок поможет не только окунуться в мир музыки и расширить представления о ней, но и разовьет воображение детей, активизирует эмоциональную сферу, мышление, речь.

Одним из самых доступных видов приобщения детей дошкольного возраста к творчеству, музыкальному искусству, формированию самостоятельности и инициативности  является музыкально-игровая деятельность.

Предлагаю вашему вниманию игры,  которые вы можете использовать на занятиях и в ходе самостоятельной  деятельности  детей, использование которых окажет на развитие самостоятельного творчества.

Орг момент «Давайте поздороваемся»

Дети очень любят слушать музыку не только во время музыкальных занятий. С большим удовольствием они слушают песни, инструментальную музыку на дисках, кассетах. В часы досуга дети поют вместе с воспитателем знакомые им песни, воспитатель занимается и отдельными детьми, помогает им освоить игру на детских музыкальных инструментах.

Игра «Рисуем музыку» во время прослушивания педагоги  рисуют в воздухе то, что они представили: солнце, облака, снег, горы, ручьи, деревья и т.д., при этом идёт обсуждение, кто что нарисовал, рисует или будет рисовать.

Игра «Подбери инструмент»

Подберите соответствующие музыкальные инструменты, с помощью которых можно было бы озвучить, оживить каждую картинку.

Треугольник, бубны, колокольчики, ложки, ксилофоны, маракасы, трещетки,

Шумовой оркестр «Во поле березка стояла»

Музыкально - дидактическая игра «Паровозик»

«Разрезные картинки»

«Какой инструмент лишний»

«Веселый кубик»

«Музыкальный зонтик»

Если дети поют и танцуют,

Музицируют или рисуют,

Значит дети счастливее стали

Им мы в этом чуть-чуть помогали.

 Если дети смеются, играют,

С удовольствием детский сад посещают,

Значит, трудимся мы не напрасно

И профессия наша прекрасна


Литература:

Приказ министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». №1155 от 17. 10. 2013г.