«Татарская фортепианная музыка в образовании и воспитании детей как основа глубокого и всестороннего овладения культурой своего народа»


Автор: Мусина Регина Раисовна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

«Татарская фортепианная музыка в образовании и воспитании детей как основа глубокого и всестороннего овладения культурой своего народа»

Краткое описание работы: В своей работе я хочу выделить одну из главных задач преподавателей Республики Татарстан. Это ознакомление учащихся с татарской национальной музыкой, всесторонне овладение культурой своего народа, чтобы сформировать в юном музыканте умение жить в мире, согласии с людьми разных культур, национальностей и верований.

 «Татарская фортепианная музыка в образовании и воспитании детей как основа глубокого и всестороннего овладения культурой своего народа»

Методическая разработка

 Преподавателя по классу фортепиано,

концертмейстера МАУ ДО «ДШИ №7»

Республика Татарстан, город Набережные Челны

Мусиной Регины Раисовны

Цель поликультурного образования в России, и вытекающие задачи, являются первой необходимостью для знания своей культуры. Определяют главную цель поликультурного образования - формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас и верований.

В целом, несмотря на различную формулировку задач поликультурного образования российскими учеными, можно выделить главную идею, заключающуюся в том, чтобы вооружить учащихся соответствующими знаниями, сформировать и развить умения, которые позволят им активно и продуктивно взаимодействовать с представителями различных культур. Иными словами, первостепенная задача поликультурного образования в России заключается в воспитании уважительного отношения к культурным различиям и в подготовке молодежи к жизни в поликультурной среде.

Место и значение национальной музыки в воспитании учащегося – пианиста, есть неотъемлемая часть в образовании. Музыка родного народа является составной частью мирового музыкального наследия, на котором воспитывается пианист. Возрастание внимания к национальному педагогическому репертуару – это одна из важнейших тенденций в музыкальной педагогике XX века. В воспитании высокохудожественного вкуса огромную роль играет народная музыка, её различные пласты и разнообразие инструментального претворения. Необходимо использовать музыкальный материал, основанный на родном музыкальном языке, начиная с самых ранних этапов развития.

В системе музыкального воспитания Золтана Кодая основополагающее значение имеет венгерская народная песня. В основе метода воспитания Бела Бартока лежит развитие у детей возможность выразительной игры через раскрытие поэтического мира народной песни и идейного содержания связанных с текстом музыкальных элементов, воспитание слуха от интонации народной музыки. Большое внимание уделяется к родному фольклору в системе музыкального воспитания Карла Орфа. И таких примеров масса. Так почему же мы, живя в республике Татарстан, так мало уделяем внимание развитию и воспитанию детей через татарскую народную, национальную музыку, через татарский фольклор.

Национальное проявляется, прежде всего, в духе музыки, в ее эмоционально – образном строе, в тонких нюансах эмоционального выражения, отражающих особенности национального темперамента, свойства национального характера. Необходимо изучение исполнителем фольклора, накопление слухового опыта в народной музыке, а так же знакомство с народной манерой исполнения для постижения чистоты народно – национального интонирования, обогащения тембровых представлений.

Разберем несколько стилевых особенностей татарской фортепианной музыки. Татарская фортепианная музыка – яркое национально – самобытное явление, впитавшее в себя традиции родного. В эмоционально – образном строе татарской музыки, особенно в сфере лирики, много самобытного, в которой ощутимо сильное влияние протяжной народной песни (озын кой).

Звуковой прообраз фортепианной палитры в музыке татарских композиторов – это народно – песенное и инструментальное, поэтому созвучие ее легкое, полетное. Одной из своеобразных стилевых черт татарской фортепианной музыки является мелодически развитая орнаментика. Она играется ритмически гибко, пластично. Необходимо найти естественный, органичный темп, тонкие агогические нюансы. Сглаживаются метроритмические акценты, вуалируются сильные доли.

В лирических темах слышится своеобразное звучание курая - татарского народного инструмента типа флейты, обладающего красивым чистым тембром, подвижностью, мягкой переливчатостью звучания. Светлое, прозрачное звучание в стиле мелодий, исполняемых на курае, достигается чутким прикосновением кончиков пальцев, что создаёт хрустальный, чистый звук.

Татарской фортепианной музыке присуща красочность гармонического языка. Наряду с аккордами терцового строения в ней велика роль характерных для пентатонического лада кварто - квинтовых и секундовых созвучий. Колоритны секундовые фоны в лирических темах покоя, созерцания.

Плодотворно сказывается на развитии национальной фортепианной литературы влияние важнейших стилевых явлений в мировом пианизме XX века - импрессионизма, неоклассицизма, динамического прокофьевско - бартоковского пианизма.

В заключении хочется сказать наша задача уметь использовать этот музыкальный материал, основанный на родном музыкальном языке, начиная с самых ранних этапов развития детей. Формировать глубокое и всестороннее овладение, учащимися культурой своего собственного народа как непременное условие взаимодействия с иными видами культуры и воспитание положительного отношения к культурным различиям.

Список литературы

  1. Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание в современном мире / А.Н.Джуринский. М.: Прометей, 2002. С. 79-87.
  2. Бахтиярова Ч. Национальное и интернациональное в татарской музыке // Музыка и современность: Сб. ст., вып. 6. М., 1969. С. 179-230.
  3. Нигмедзянов М. Проблемы татарской музыкальной культуры // Коммунист Татарии, 1970  № 11. С 25-27.