«ИСТОЧНИКИ, ПРИЧИНЫ, ВИДЫ И СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ»


Автор: Волкова Екатерина Альбертовна

Предмет: Иное

Класс: Педагоги

Тип материала: Презентации

«ИСТОЧНИКИ, ПРИЧИНЫ, ВИДЫ И СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ»

Краткое описание работы: В процессе своей профессиональной деятельности преподавателю помимо своих непосредственных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием подрастающего поколения, приходится общается с коллегами, учениками, их родителями. При этом конфликты — явление неизбежное. В основе конфликта часто лежит объяснимое противоречие, а сам конфликт может носить конструктивный или деструктивный характер. Наиболее распространенными являются следующие виды конфликтов: 1) ученик – ученик 2) преподаватель – родитель ученика 3) преподаватель - ученик

«ИСТОЧНИКИ, ПРИЧИНЫ,ВИДЫ И СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ»

Выполнил: Волкова Е.А., преподаватель
                     МБУДО «ДШИ № 8
                     им. А.В. Воробьева г. Владивостока»

       В основе конфликта часто лежит объяснимое противоречие, а сам конфликт может носить конструктивный или деструктивный характер. Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание. Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом. 

Наиболее распространенными являются следующие виды конфликтов:

1) ученик – ученик

2) преподаватель – родитель ученика

3) преподаватель - ученик

Конфликт «Преподаватель — родитель ученика»

       Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.
Есть два взгляда на проблему: учительский и родительский. 

С точки зрения родителя

- недостаток компетентности преподавателя (неправильно учит, не общается с родителями, не умеет найти подход),
- необоснованное занижение оценок,
- чрезмерные требования к ученику.

С точки зрения преподавателя

- родители не уделяют внимания правильному воспитанию ребенка,
- необоснованные требования родителей к преподавателю, нередко превышающие его служебные обязанности
- завышенная оценка ребёнка родителем

Причины конфликта между учителем и родителями

- разные представления сторон о средствах воспитания
- недовольство родителя методами обучения педагога
- пропуски занятий учащимся
- личная неприязнь
- неосторожное замечание
- мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку
- плохие отметки

Способы решения конфликта с родителями ученика

- Разбор ситуации в спокойной обстановке, опора на факты
- Анализ собственного поведения в конкретном случае
- Наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента.
- Открытый диалог преподавателя и родителя, где стороны равны.
- Выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.
- Сделать выводы о том, что было неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, для предотвращения подобных ситуаций в будущем.

Ребёнок должен видеть, что преподаватель и родители понимают друг друга.

Конфликт
«Преподаватель — ученик»

Среди конфликтов между преподавателем и учеником выделяются следующие:

  • Конфликты деятельности, возникающие по поводу успеваемости ученика, выполнения им внеучебных заданий;
  • Конфликты поведения (поступков), возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе и вне ее;
  • Конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и преподавателей.

Конфликт деятельности

  • Отказ выполнить учебное задание или плохое его выполнение (работа в классе, домашнее задание);
  • Завышенные требования к освоению предмета;
  • Непостоянство требований;
  • Отсутствие единства в требованиях преподавателей;
  • Отсутствие педагогических способностей, интереса к педагогической работе;
  • Отметка как средство наказания;
  • Нежелание учиться
Конфликт поведения
  • Нарушение дисциплины
  • Утомление учащихся
  • Ссора  между учащимися на предыдущем уроке, на перемене, вне школы
  • Состояние здоровья
  • Неумение преподавателя организовать работу на уроке
  • Ответственная контрольная работа, зачет, экзамен
  • Поспешность в оценках происходящего
  • Малая возможность преподавателя прогнозировать на уроке поведение учеников
  • Недостаток информации о причинах случившегося
Конфликты отношений

       Возникают в результате неумелого разрешения преподавателем проблемных ситуаций и имеют, как правило, длительный характер.
Эти конфликты приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь ученика к преподавателю, надолго нарушают их взаимодействие.

Причины и источники возникновения конфликтов

  • Консерватизм и стереотипность в выборе воспитательных методов и средств;
  • Незнание возрастных психологических особенностей учащихся, условий жизни в семье;
  • Характер отношений, которые сложились между преподавателем и отдельными учениками;
  • Личностные качества преподавателя (раздражительность, грубость, мстительность, самодовольство, насмешка, сарказм, унижение, подшучивание, категоричность, беспомощность)
  • Настроение преподавателя при взаимодействии с учениками;
  • Жизненное неблагополучие преподавателя;
  • Оценка не поступка ученика, а его личности (такая оценка часто определяет отношение к ученику других преподавателей и сверстников);
  • Демонстрация своего превосходства, своего особого статуса;
  • Излишняя строгость по отношению к ученику.
  • Внешний вид ученика

Решение конфликта преподаватель и ученик

  • Изменить формы работы с учащимися, стиль преподавания (сделать коррекцию уровня «трудности» материала). При работе с подростками следует так организовывать деятельность, при которой «трудному» ребенку был бы гарантирован успех, как следствие, уважение сверстников, т.е. обеспечить «ситуацию успеха»;
  • Оценивая результаты учебы и поведения школьника, всегда сначала обращайте внимание на то, что ему удалось сделать и чего достичь;
  • Контроль собственного эмоционального состояния;
  • Научиться слушать и слышать ученика. Дать возможность высказать свою позицию.
  • Не приписывать ученику свое понимание его позиции, перейти на “Я-высказывания (не «ты меня обманываешь», а «я чувствую себя обманутым»);
  • Не оскорблять ученика (есть слова, которые, прозвучав, наносят такой ущерб отношениям, что все последующие “компенсирующие” действия не могут их исправить)
  • Стараться не выгонять ученика из класса;
  •  Не обсуждать внешность ученика, так как эти слова он будет рассматривать как личное оскорбление;
  •  Давать оценку конкретным действиям, не переходя на личность;
  •  В общении с учеником следить за содержанием речи, интонацией, мимикой, соблюдать этику общения;
  •  Дать себе и ребенку право на ошибку. Независимо от результатов противоречия постараться не разрушать с ним отношений  
Конфликт «Ученик — ученик»
 
  • Недостаточная социализация
  • борьба за авторитет
  • личное соперничество
  • обман, сплетни
  • оскорбления
  • обиды
  • враждебность к любимым ученикам учителя
  • личная неприязнь к человеку на социальной почве
  • неприязнь на этнической почве
  • симпатия без взаимности
  • борьба за девочку (мальчика)

Способы разрешения

       Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны преподавателя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме.

  • Не давить на ребенка;
  • Подсказать ученику алгоритм решения, ограничившись подсказкой;
  • Диалог преподавателя с ребенком;
  • Атмосфера доверия и доброжелательности;
  • Приведение примера из собственного опыта, истории;
  • Сплочение учащихся (совместный поход в кино, в театр, на выставку, в музей, на концерт);
  • Увлеченность общим делом (подготовка к совместному мероприятию, возможно с подключением родителей)    
       Важно решить конфликтную ситуацию правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным. Он добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.