"Особенности работы с детским голосом"


Автор: Синицина Наталия Вячеславовна

Предмет: Вокал

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические рекомендации

"Особенности работы с детским голосом"

Краткое описание работы: Статья посвящена вопросам работы с детским голосом

Пение человека стоит у самых истоков музыкального исполнительства. Именно оно было зародышем музыкально-исполнительского искусства всего человечества, так как пение сродни человеческой речи. Живая музыкальная интонация, протяжный кантиленный певческий звук - к этому стремились и стремятся по сей день музыканты-инструменталисты. Многие сравнивают звучание скрипки, виолончели со звучанием человеческого голоса.

 Во все времена вопрос о возможности и пользе занятий пением с детских лет решался положительно.  Существовали церковные хоры, куда принимали детей с 7 лет. Дмитриев Л.Г.в книге «Основы вокальной методики» подробно рассказывает о русской вокальной школе и о том , что такие известные музыканты, как   М.И.Глинка, А.Е.Варламов,  занимались вопросами развития  голоса.(с.16-.24) Сегодня нам известно,  что пение укрепляет  здоровье ребенка, оздоравливает дыхательные пути, развивает музыкальный слух, его голосовые данные,  творческое начало, способствует воспитанию музыкального вкуса.

Принципы работы с детским голосом
Музыкальная среда формирует личность, раскрывая душу человека, очищая ее, делая способной воспринимать тончайшие оттенки, многообразие и красоту мира в целом. Поэтому одной из основных задач учителя является воспитание у детей  интереса, любви и потребности в общении с музыкой. Создание творческой атмосферы на уроке, активная плодотворная  работа над вокальным произведением раскрывают творческий потенциал ребенка, рас-ширяют его кругозор, формируют устойчивое стремление совершенствовать навыки и неизменную тягу  к занятиям.
Основные задачи в процессе обучения:
-развитие музыкальных способностей ребенка: музыкального слуха, памяти, ритма и т.д..
-укрепление голосового аппарата: формирование четко организованного дыхания, правильной позиции гортани при пении.
-реализация логопедических задач.
-формирование правильной   музыкальной интонации

-овладение вокальными навыками и певческим дыханием .
-развитие индивидуальных  музыкальных способностей ребенка.
-методы выявления и определения детского голоса
-охрана  голоса.
Организм ребенка растет и формируется по мере его взросления. Голосовой аппарат у него достаточно хрупкий, гортань  в несколько раз меньше чем у взрослого человека. Голос  у детей  обычно высокий и слабый, так как связки еще не окрепли, они тонкие и слабые. Голос ребенка усиливается резонатором. Верхний головной резонатор –полость рта,  глотки , носа. Нижний грудной резонатор – полость трахеи , бронхов ( обычно у детей он развит слабо, поэтому детский голос не сильный, но звонкий). Диапазон детского голоса обычно составляет :си, до 1-ой октавы-  ми-фа 2-ой октавы.
В процессе обучения детей   пению важно следить за певческим положением корпуса, головы. Поэтому необходимо   петь стоя- именно в таком положении лучше  приводится в работу диафрагма. При  пении  рот  открывется  вертикально,  избегая крикливости ,  нижняя челюсть свободно открывается, гортань опущена, тем самым создавая  «округлость» звучания.В своей книге «Техника постановки голоса»  А.Вербов писал так: «Большинство преподавателей прошлого и настоящего времени согласно, что во время пения гортань надо держать низко» (электронный ресурс, гл. I, http://files.regentjob.ru/books/vokal/verbov/)
Звукообразование. Важно следить, чтобы ребенок пел свободно, без напряжения и крика, естественным, высоким звуком.. Четкая слаженная работа всего голосового аппарата имеет большое значение для  правильного звукообразования.   «Мягкое» небо  держится высоко, образуя так называемый «Купол». Звук свободно направляется от гортани к отверстию рта на длинном выдохе.
Дыхание  играет первостепенную роль в голосообразовании. «Значение и роль дыхания в пении аналогичны роли смычка при игре на скрипке и совершенно идентичны с ролью меха в органе....»- пишет А.В.Вербов .Хорошее дыхание  характеризует  умеренный вокальный вдох с активным включением в дыхательный процесс нижнего отдела грудной клетки, что позволяет лучше регулировать подсвязочное дыхание. Когда голосовые связки сомкнуты неплотно и давление воздуха под ними не очень высокое, звук образуется постепенно - звучание получается мягкое. Этот способ подачи звука называется мягкой атакой, добиваясь ровности и плотности звучания на всем диапазоне.
Диафрагма  является главной дыхательной мышцей, которая растягивается и сокращается при пении. При вдохе воздух попадает в легкие, которые растягиваются, а сжимаясь при выдохе, выталкивают воздух со звуком. Этому процессу помогают мышцы - диафрагма при вдохе опускается, грудная полость увеличивается, мышцы брюшного пресса оказывают давление на диафрагму, что способствует выталкиванию воздуха из легких...итак, дыхание -это фундамент, основа пения:
Опора дыхания связана с :
-ощущением опоры корпуса
-ощущением диафрагмы и мышц брюшного пресса
-ощущением свободы в области грудной клетки
-ощущением свободы в ротоглоточной полости
-ощущением грудного и головного резонирования во время пения
Дикция
  Большое значение при звукобразовании имеет произношние гласных и согласных звуков Важно четко произносить согласные и протягивать гласные звуки.Но есть некоторые особенности - например, безударная гласная «о» звучит как «а»...например, поем «мая» вместо «моя» или «карова» вместо «корова» и т.д. При правильном произношении коротких согласных на атаке воздушного потока важно сформировать красивые округлые «поющие глас-ные».В своей книге «Как развить певческий гоолос» З. И.Аникеева, М.Ф. Аникеев  пишут: «..Всемирно известный певец Э. Карузо (цит. по И. К. Назаренко, 1963) по этому поводу говорил следующее: «…многие певцы, к сожалению, пренебрегают хорошей дикцией; слушатели часто не понимают языка, на котором поют певцы на сцене, и довольствуются лишь тем, что знают в общих чертах содержание представления....» «..Отчетлиливая дикция отнюдь не вредит голосу, а наоборот — способствует улучшению звука, делая голос более концентрированным и мягким...» (с.24)
Музыкальный слух- это   способность  воспринимать , различать высокие и низкие звуки , услышать   мелодию, запомнить   и уметь  точно и  не фальшиво ее воспроизвести . У ребенка по мере его взросления и регулярных занятий  развивается музыкальный слух. Отсутствие устойчивого внимания, застенчивость ребенка, плохая артикуляция, нечеткое произношение  звуков приводит к фальшивому пению.   Важно, чтобы ребенок учился слушать себя, анализировал свое исполнение, старался   исправлять предыду-щие ошибки. Преподаватель  в данном случае  обьясняет, какое положение придать гортани, рту, губам, как следить за «высоким небом» (зевком), подтягивая при этом интонацию ученика до точного воспроизведения мелодии.
Ритм
Ритм является одним из основных средств выразительности в музыке. Процесс восприятия ритма неоднократно подвергался психологическим исследованиям. Выявлено, что восприя-тие ритма связано с двигательными моментами, то есть человек не просто слушает, но и активно реагирует на музыку движениями тела- покачивание, отстукивание ногой, пальцами и др.  Без чувства ритма - это  невозможна никакая музыкальная деятельность. Активное участие в музыкальной деятельности, точное выполнение   ритмических упражнений способствуют развитию чувства ритма у детей.. Это  и хлопки,  и постукивания, ходьба, покачивания...
Работа над голосом
 Только благодаря  регулярным занятиям и тренировке голос ребенка приобретает ровность, уверенность, чистоту, легкость звучания.  Преподаватель грамотно выбирает музыкальный  материал для работы,    демонстрирует  голосом необходимое звучание,  затем следует  объяснение с  подробным описанием того, как достичь нужного звучания,  подбирает    фонетические и вокальные упражнения.  Исполнение упражнений очень важно для формирования необходимых навыков  правильного пения, развития дыхания и техники звуковедения. .
Упражнения исполняются  легко, не форсируя  и без напряжения.  При исполнении упражнения на гласные звуки: «О», «А», слоги «Ми-йа», «Зи-йа».  не допускать гримас , не кривить рот,  не допускать вытягивания шеи вперед, запрокидывания головы . Подбородок  держать ровно,  не зажимать нижнюю челюсть, корень языка не поднимать. Если корень языка поднимается, он суживает проход в глотку, качество звучания ухудшается. Необходимо положить язык  к корням нижних зубов, маленький язычок на небной занавеске должен быть поднят, чтобы открыть пространство  для прохождения звука к твердому небу.   Вербов А.М. писал: «Открывание рта для пения ничем не должно отличаться от открывания его для речи. Было бы очень странно и смешно, если бы говорящий перед произнесением слова раскрыл рот так, как этому учат певцов. Ни для обыкновенного разговора, ни для полнозвучности речи драматического актера или оратора предварительное, особенное открывание рта не нужно. Нижняя челюсть при начале разговора только отпадает, а не с силой отводится от верхней челюсти. Для этого не нужна работа, то есть сокращение мышц, опускающих нижнюю челюсть, а только расслабление мышц, сводящих челюсти (массетеров), причем нижняя челюсть опустится не активно, а пассивно, только вследствие своего веса. Ничего другого не требуется и для пения. Всякое иное, то есть активное, нарочитое опускание нижней челюсти ничего, кроме вреда, принести певцу не может.» (гл.3,с.14-16) При неповоротливости вялости языка можно делать упражнения на слоги: « ма-ми-мо-му», «да-да-да»«до-до-до», «до-ре-ми-ре-до», «за-зи-зо-зу», при исполнении которых особое внимание уделяется тому, как язык быстро меняет положение, ударяется о кончики зубов как «молоточек»
 Во время пения гортань должна быть ниже своего обычного положения. При глубоком вдохе он опускается ниже привычного положения и фиксируется в этом состоянии. Таким образом, воздух  при выдохе проходит свободно.Звук должен быть в высокой позиции, на хорошей опоре, при активной работе всего организма.  При этом мышцы губ, лица и нижней челюсти не напряжены, за счет опоры дыханием.Таким образом, в процессе пения задействован весь организм человека. Певческое состояние должно быть приподнятым, эмоциональным.  Важно ощущать хороший  вдох,  и ровный длительный  выдох .

Работа над музыкальным произведением.
 При знакомстве с новым музыкальным произведением  необходимо  рассказать историю его создания, сведения об авторах. Рекомендуется прочитать текст вслух, вникнуть в содержание, выделить главные слова, обратить внимание на акценты. Анализ музыкального текста включает знание  формы, особенностей мелодического и гармонического склада и ритма. Уточнив музыкальную кульминацию,нужно проследить  развитие мелодической линии в произведении.  Важно учесть   ремарки автора,  изменение темпа , ритма,  динамические оттенки,  характер исполнения тех или иных мест в произведении.
Для быстрого запоминания  учить небольшими отрывками в медленном темпе. В процессе разучивания произведения   следить  за точностью воспроизведения, дыханием, правильностью звукообразования и звуковедения.  Преподаватель   концентрирует   внимание ученика  на разучивании отдельных фраз.  Бывает полезно иногода исполнить на какой-то гласный звук без слов, что  позволит преодолеть технические трудности. Правильно подобранный вокальный материал помогает  развивать у учащихся  музыкальность, исполнительское дарование и развивает голос.                            
 Благодаря правильному пению  у ребенка наблюдается большой прогресс  в эмоциональном, музыкальном, психофизическом развитии. У детей развивается звуковысотный интонационный слух, ритмичность, яркость и живость восприятия музыкальных образов, способность их воплощения , раскрываются артистические возможности.

Список использованной литературы:

  1. З.И.Аникеева «Как развить певческой голос» г.Кишинев,.Изд. «Штиинца», 1981г,с. 24-25,64
    2.Вербов А.М. «Техника постановки голоса» М. 1961г,электронный ресурс,  http://files.regentjob.ru/books/vokal/verbov/) гл.1,3,с.14-16

3Дмитриев Л.Г «Основы вокальной методики»,М,Изд. «Музыка» 1968г(с.16-24)

4.Орлова Н.Д. «О детском голосе» Е.,1966 г, с 40,42.

5.Стулова Г.П. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению» М.Издательство «Прометей» МПГУ им.В.И.Ленина, 1992 г,с 1-4.