Рабочая программа по учебному предмету «СИНТЕЗАТОР» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «ФОРТЕПИАНО»


Автор: Писаревская Людмила Евгеньевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Учебный материал

Рабочая программа по учебному предмету «СИНТЕЗАТОР» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «ФОРТЕПИАНО»

Краткое описание работы: программа по учебному предмету «СИНТЕЗАТОР»

       Характеристика учебного предмета, его место и

       роль в образовательном процессе.

В.01.Музыкальное исполнительство: УП.01.Музицирование.

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

а) Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании» ст.32, п.2.7.,

б) Типовое положение об общеобразовательном учреждении,

в) Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей от 3 июня 2003г.

Одним из популярных инструментов современности, инструментом, совершившим в прошлом веке настоящий переворот, который активно проникает в разнообразные музыкальные жанры, является синтезатор.  В своем развитии с конца ХХ века он претерпел колоссальные изменения, превратившись в своих последних разработках в сложно управляемый оркестр с тысячами возможностей. Сегодня, в век тотальной компьютеризации, синтезатор может служить самостоятельным инструментом для аранжировки и новой «подачи» известных шедевров прошлого. Особенно интересно это для детей и подростков, которые в силу веяния моды и засилья поп-культуры лучше воспринимают классику в новой обработке.  Фортепиано, в сравнении с синтезатором,  инструмент, проверенный временем - многогранный, совершенный в своих акустических возможностях, зато из его электронного «собрата» можно извлекать тембры и ритмы в духе нашего времени, он не хуже и не лучше, он просто другой, его возможности иные. С одной стороны, синтезатор облегчает процесс обучения игре на фортепиано, с другой стороны -  возникает сложность в освоении его технического устройства, надо научиться применять на практике многочисленные кнопки и  функции синтезатора.

Срок реализации. Учебный предмет «Синтезатор» является частью вариативного раздела учебного плана ДПОП 8-летнего обучения в области музыкального искусства «Фортепиано», учебная программа рассчитана на учащихся  5, 6 и 7 классов фортепианного отделения (возраст 10-15 лет), срок освоения 3 года.

Программа «Синтезатор» интегрирована и предполагает тесную взаимосвязь процесса музицирования на синтезаторе с различными дисциплинами в ДШИ: фортепиано, сольфеджио, музыкальная литература, хор.

Актуальность программы состоит в обосновании подхода к обучению детей игре на синтезаторе как инструменте, все более популярном в последнее время в подростковой среде с одной стороны, и необходимостью внедрения в музыкальное образование новых информационных технологий, с другой. На основе собственной творческой практики учащиеся приобретают возможность получить важные знания о строении музыкальных произведений, почувствовать выразительность того или иного художественного средства, а значит, их постижение музыкального искусства становится более глубоким.

        Цель обучения на синтезаторе:

- развитие музыкально-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, эмоционально-эстетического восприятия действительности в процессе обучения исполнительским навыкам игры на синтезаторе;

- воспитание слушательской и исполнительской культуры, способности воспринимать образное содержание музыки и воплощать его в разных видах музыкально-творческой деятельности.

        Задачи обучения:

1. Образовательные:

- формировать комплексные музыкальные навыки владения инструментом, умение аккомпанировать;

- научить профессионально и грамотно разбираться в жанрах и стилях изучаемых произведений.

2. Развивающие:

- развивать исполнительский интерес, музыкальное мышление, темброво-динамический слух.

3. Воспитательные:

- воспитывать  эстетический вкус и коммуникативность.

     Форма проведения учебных аудиторных занятий

Формой обучения является индивидуальное занятие. На освоение курса отводится 1 час в неделю. На весь срок освоения программы – 99 часов. На каждый год обучения – 33 часа: из них первое полугодие – 16 часов, второе – 17 часов. Для усиления эффективности занятий, уроки должны отличаться разнообразием форм, наличием доброжелательного психологического климата, внимательным и бережным отношением к личности и творчеству ученика, поэтому преподаватель индивидуальный подход. В значительной мере интерес к музыкальному творчеству формируется под влиянием различных музыкальных, художественных и жизненных эстетических впечатлений. Поэтому важной задачей педагога по цифровым инструментам остается консультирование ученика и оказание ему содействия в ознакомлении с хорошей музыкой, в посещении концертов, художественных выставок, спектаклей, участии в экскурсиях, способствующих расширению его кругозора.

Следует также всячески поощрять концертные выступления ученика, его участие в различных формах коллективной музыкальной деятельности, музицирование для себя и в кругу семьи. Каждый из этих видов самостоятельной творческой практики связывает обучение на цифровых инструментах с жизнью, и, постепенно превращаясь во внутреннюю потребность личности, данная практика становится самым действенным стимулом музыкально-творческого самоусовершенствования.

     Методы обучения

 При работе с учащимся педагог использует следующие методы:

• словесные (объяснение, беседа, рассказ);

• наглядно-слуховой метод

• эмоциональный (подбор ассоциаций, образных сравнений);

• практические методы обучения игре на синтезаторе.

Описание материально-технических условий реализации           

учебного предмета «Синтезатор»

   Для реализации данной программы необходимы следующие условия: класс (не менее 6 кв.м.) для индивидуальных занятий с наличием инструмента «синтезатор», желательно «фортепиано», а также доступ к нотному и методическому материалу (наличие нотной библиотеки). Помещения для занятий имеют звукоизоляцию, соответствуют противопожарным и санитарным нормам.

II. Содержание учебного предмета.

                                               Учебно-тематический план

(на базе синтезаторов Casio СТК 800, Yamaha PSR E 213)

Виды (формы) работы на индивидуальных занятиях

Кол-во часов

Первый год обучения

Девятое полугодие

1

Знакомство с инструментом и его художественными и техническими возможностями.

1

2

Освоение различных приемов фактурного звучания. Главные клавиши синтезатора управления автоаккомпанементом:  

start, stop, synchro-start.

 

3

Буквенно-цифровая система.

2

4

Гармонизация мелодии в упрощенном режиме:

casio chord  (single finger). Банк Style.

 

7

 

Итого:

16

Десятое полугодие

1

Многотембровость – главное отличие синтезатора от других инструментов. Банк Voice. Выбор тембра  к мелодии.

 

5

2

Аккордовые обороты (Т-S-T; T-D-T; T-S-D-T).

3

3

Использование автоаккомпанемента в режиме fingered.

5

4

Освоение приемов аранжировки.

4

 

Итого:

17

Второй год обучения

Одиннадцатое полугодие

1

Голоса синтезатора из банка клавишных (различные виды фортепиано, органа).

2

2

Знакомство с паттернами джазовой, классической и современной популярной музыки.

5

3

Применение в аранжировке клавиш: intro, ending.

4

4

Разновидности форм музыкальных произведений.

5

 

Итого:

16

Двенадцатое полугодие

1

Голоса синтезатора, имитирующие струнные, деревянно-духовые, медно-духовые инструменты.

2

2

Разновидности паттернов народной и современной популярной музыки (кантри, латиноамериканские).

 

5

3

Вплетение в музыкальную ткань ритмических заполнений auto harmonize,     fill in, fill in Var.

 

5

4

Септаккорды.

5

 

Итого:

17

Третий год обучения

Тринадцатое полугодие

1

Голоса синтезатора из банков synth lead, synth pad.

2

2

Редактирование паттернов и голосов синтезатора при исполнении произведения.

5

3

Отклонения и модуляции.

4

4

Применение режимов: Layer (Dual), Split.

5

 

Итого:

16

Четырнадцатое полугодие

1

Септаккорды с альтерированными тонами (- или + перед цифрами в обозначениях).

5

2

Взятие аккордов в режиме full range chord (full keyboard)

5

3

Работа над музыкальной формой в процессе электронной аранжировки.

7

 

Итого:

17

 III.   Годовые требования по классам.  

Первый год обучения

В течение учебного года ученик под руководством преподавателя должен создать аранжировку пяти музыкальных произведений.

Уметь владеть автоаккомпанементом в двух режимах: casio chord (single finger), fingered.

Знать буквенно-цифровую систему и уметь применять ее на практике.

Знать и уметь играть трезвучия с обращениями от всех ступеней лада, гармонические последовательности

Теоретические знания для работы с фактурой: понятие о формах музыкального произведения, гармония и аккорды, регистровое положение мелодии, тембр, виды голосоведения. Характер проявления всех этих понятий и закономерностей, построения фактуры связано со специфичностью различных режимов игры на синтезаторе. С помощью режимов можно выгодно представить конфигурации фактуры и, соответственно, ярко воплотить музыкальные произведения той или иной направленности. Так, в режиме Normal игра на синтезаторе похожа на фортепианную, но этот режим позволяет максимально приблизиться к звучанию музыки, написанной для клавесина, органа, арфы и др. – а  это уже художественная задача аранжировки. Живое звучание многих  инструментов недоступно ученикам, и игра на синтезаторе единственный способ  познакомиться с их тембрами.

Другая фактура – автоаккомпанемент часто используется в музицировании на синтезаторе. Для начинающих исполнителей режим упрощенного взятия аккордов в системе Casio chord  или single finger. Режим автоаккомпанемента предполагает включение кнопок Start, synchro start, stop. Данный режим позволяет свободно извлекать мажорные и минорные трезвучия. Но для продвижения в музицировании на синтезаторе нужно осваивать аккордовое исполнение при работе автоаккомпанемента в режиме fingered. С его помощью доступным становится извлечение тринадцати и более видов аккордов. Исполнение аккордов требует плавного соединения. Для решения этой задачи ученик должен освоить трезвучия, построенных на всех ступенях лада с обращениями на практическом уровне.

Второй год обучения

В течение учебного года ученик под руководством преподавателя должен создать аранжировку пяти музыкальных произведений и сделать самостоятельную аранжировку двух произведений.

Уметь делать музыкальный анализ произведений.

Знать и уметь использовать основные виды фактуры музыкальной ткани.

Владеть клавишами синтезатора: intro, ending, auto harmonize, fill in, fill in Var.

В этом классе ученик знакомится с паттернами народной музыки. Образцы народной музыки предоставляют большую свободу аранжировщику.

 Выбор выразительных средств для таких композиций давно известен: изменение характера пьесы, тембра, гармонии, импровизационные вставки (вместо пауз) fill in, fill in Var, использование заложенных в памяти синтезатора шаблонов вступления Intro и окончания Ending.

Третий год обучения

 В течение учебного года ученик под руководством преподавателя должен создать аранжировки пяти музыкальных произведений и сделать аранжировку трёх-четырёх произведений самостоятельно.

Уметь аранжировать произведения разных стилей: классической композиции, популярные мелодии, народную музыку.

         Применять при аранжировке специфические приёмы исполнения: layer (dual), split.

Уметь аккомпанировать как голосу, так и другим музыкальным инструментам в режиме full range chord (full keyboard).

Композиционная форма тесно связана с гармонией, фактурой и тембром. Поэтому ученик должен уметь планировать тональный план композиции, местоположение каденций, отклонения и  модуляции. Переход к новым разделам формы, как правило, подчеркивается сменой рисунка фактуры и тембровой окраской ее голосов. При подборе тембра следует ориентироваться на образную сферу музыки и собственные представления. Каждый тембр содержит в себе немало ассоциаций, и важно, чтобы он выражал идею и  художественный образ произведения. 

Степень свободы электронной аранжировки может быть разной - от точного следования нотному тексту оригинала, до авторской фантазии. При работе над произведениями классической музыки уместно проявление большей строгости в следовании авторскому тексту, учитывая эпоху и стиль того времени. Здесь можно применять разделение клавиатуры на две манулы. За это отвечает кнопка Split, а также наложение голосов Layer (Dual). Режим Layer (Dual) предполагает однородное звучание, но не одного, а двух голосов. При этом фактура становится более насыщенной и объемной. Значительней, рельефней становится структура при обращении к режиму Split, который делит клавиатуру по регистрам. С помощью этого режима можно ярко показать две контрастные фактурные функции. Этот режим применяется при аранжировке академических жанров. При обращении в сферу эстрадной музыки, ученик может дать волю своей фантазии. Следует учитывать, что в эстрадной музыке мы часто встречаемся с альтерированными септаккордами, поэтому при исполнении пьес на синтезаторе, чтоб у ученика не возникло проблемы с взятием этих аккордов, септаккорды с альтерированными звуками следует включать в игру гармонических последовательностей.

Еще один режим автоаккомпанемента full range chord или full keyboard, что позволяет извлекать аккорды по всей клавиатуре. При этом данный режим сохраняет в автоаккомпанементе обращение аккордов, что делает фактуру аранжировки более изысканной. Применение этого режима оправдано в случае, когда с помощью автоаккомпанемента нужно поддержать звучание аккордов, извлекаемых на клавиатуре обеими руками в среднем и высоком регистрах.

IV. Средствa контроля, оценка достижений планируемых результатов.

Формами контроля результатов обучения являются контрольные уроки или класс-концерты, проводимые в декабре, мае, контрольный зачет. Текущий контроль осуществляется на занятиях. На контрольном зачете учащиеся по классу синтезатора исполняют электронную аранжировку двух произведений, охватывающие жанры классической музыки и современной. На контрольных уроках, проводимых один раз в полугодие, осуществляется проверка знаний о художественных возможностях электронно-цифрового инструмента, а также – развитие исполнительских навыков (в виде прослушивания представляющей определенные технические сложности музыкальные произведения).

Успехи учащихся на классных занятиях и контрольных уроках оцениваются оценкой по пятибалльной системе и словесной характеристикой преподавателя. Переводная оценка выставляется с учетом оценки за выступление учащегося на академических концертах, или результата контрольных уроков и оценок текущей аттестации. В содержание итоговой оценки входит: оценка исполнения программы, результаты текущей и промежуточной аттестации в течение последнего года обучения.

V.  Методическое обеспечение.

Обучение игре на синтезаторе одно из инновационных направлений в музыкальной педагогике. Поэтому  аудиторные занятия, прежде всего, должны отличаться новизной, оригинальностью технологий и приемов обучения, но в то же время доступностью материала, логикой последовательности от простого к сложному. Цель преподавателя на уроках - развивать мышление учащихся, творческую инициативу, прививать навыки самостоятельной работы и умения принимать верные решения в . Педагог должен обеспечить вариативность образовательного процесса, обратить внимание на те методы и приемы, которые активизируют самостоятельный образовательный процесс.

 Наряду с традиционными уроками, следует использовать нестандартные формы организации учебной деятельности учащихся: концерты для родителей, участие в тематических концертах отделения, школьной филармонии. Такие формы обучения используются для решения комплексных задач: приобретение сценического опыта; развитие духовной сферы ученика, его творческого потенциала.  Желательно так же проводить занятия парные, групповые – это позволяет строить учебный процесс живо, включать учащихся в активную поисково-познавательную деятельность.

Методы обучения (словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые, творческие) не только организуют познавательную деятельность, но и стимулируют и обеспечивают мотивацию обучающихся к учебной деятельность.

Материально- техническое и информационно-техническое обеспечение.

Фортепиано, синтезатор, музыкальный центр, дидактический материал: нотно-иллюстративный, иллюстративно-художественный (альбомы репродукций), CD диски с записями классической и современной музыки, сборники стихов, т карточки с ритмическими заданиями; с гармоническими последовательностями.

 

VI. Библиография.  Cписок нотной и методической литературы.

  1. Баренбойм Л.А. «Путь к музицированию» /Ленинград,«Сов. композ.», 1979 г.
  2. Богданов М. «Хрестоматия игры на электронном клавишном инструменте» Москва, Музиздат, 2016 г.
  3. Богданов М., Бартман П. «Принципы аранжировки популярной музыки»/ Москва, Музиздат, 2016 г.
  4. Важов С. Школа игры на синтезаторе./С.-Петербург, «Композитор», 2002.
  5. Королькова С. «Крохе музыканту. Нотная азбука для самых маленьких» /Ростов-на-Дону, «Феникс», 2018 г.
  6. Красильников  И., Лискина Е. «Учусь аранжировке». Пьесы для синтезатора. /Классика- 21, Москва, 2008 г.
  7. Красильников И. «Методика обучения на клавишном синтезаторе» /М., 2007 г
  8. Кургузов С. «Школа игры на синтезаторе». Учебно-методическое пособие. / Ростов-на-Дону, «Феникс», 2008 г.
  9. Смирнова Т. «Мои первые песенки», учебное пособие.  /ALLEGRO, 2008 г.
  10.  Смирнова Т. «Джазовые мелодии». Концертные пьесы и учебный материал по импровизации. Тетрадь №16. / Москва, «Аллегро», 2009.
  11.  Смирнова Т. Джазовый и вокальный репертуар для старших классов. Тетрадь №9. / Москва, «Аллегро», 2008.
  12.  Смирнова Т. Учись аккомпанировать. Тетрадь №11.