"Лунтик и весна"


Автор: Иваношвили Миниса Мансуровна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Дети

Тип материала: Открытый урок

"Лунтик и весна"

Краткое описание работы: Занятие «Лунтик и Весна» посвящено 60-летию космонавтики. На занятии использовалась космическая музыка, которая завораживала своей таинственностью, невесомостью слух ребёнка и музыка великого русского композитора П. И. Чайковского «Подснежник» - нежная, волшебная, трепетная. С помощью мнемотаблиц дети с лёгкостью определяли настроение в музыке, что облегчило восприятие музыки. Яркая презентация, беседа, обыгрывание сюжета сделало занятие ярким, насыщенным и запоминающимся. Удалось создать на занятии атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения. Дети были активны и раскрепощены, проявили свою самостоятельность, инициативность, фантазию, творческие способности. Структура занятия была вариативной. Форма занятия групповая. На занятии создавались проблемные ситуации. Изюминкой занятия было создание электронной картины «Весна», где каждый ребёнок был создателем компьютерной графики, создателем шедевра.

Тематическое занятие «Лунтик и Весна»

для детей среднего дошкольного возраста.

Дети заходят в зал под музыку «Жаворонок» П.И. Чайковского и выстраиваются вдоль окна.  Музыкальный руководитель приветствует детей.

Музыкальный руководитель

Дети, в этот прекрасный весенний солнечный день, мне хочется вам пожелать крепкого здоровья и прекрасного настроения. А чтобы это воплотить в реальность, мы с вами выполним музыкально-ритмические упражнения, которые укрепляют здоровье, поднимают тонус, настроение, и ваши движения становятся красивыми и выразительными.

Музыкально-ритмические упражнения: «Марш», «Пружинка», «Выставление ноги», «Ковырялочка».

Звучат космические сигналы, на экране появляются картинки в следующей последовательности: космос, Лунтик из яйца, говорящее письмо:

«Здравствуйте ребята! Меня зовут Лунтик. Я ещё только родился, и почти ничего не знаю. Мне очень хочется, чтобы вы рассказали, что такое весна, какая она? Расскажите мне о весне, пожалуйста. Заранее благодарен вам. Ваш Лунтик».

 

Ребята, поможем Лунтику? А как вы думаете, как мы можем рассказать и объяснить ему, что такое весна? Через какие виды музыкальной деятельности мы можем выразить весеннее настроение?

Ответы детей: чтение стихов, спеть песню про весну, изобразить в движении, через слушание музыки, через художественную деятельность.

Музыкальный руководитель

Очень хорошо. Сейчас, мы с вами проведём комплекс оздоровительной гимнастики, чтобы мы весной не хворали, не болели. Чего желаем и Лунтику. Все присели на коврики.

Комплекс дыхательных упражнений «Медвежата» О.Н. Арсеневской

 

Вот весна уж на пороге, мишки спят в своей берлоге.

Дети сидят по-турецки, вдыхают носом, на выдохе произносят: «Хр-р-р!»

 

Обнялись и повернулись.

Обнимают себя.

 

После сладко потянулись.

Потягиваются «после сна».

 

И совсем проснулись.

Встают на ноги.

 

Подышали – вдох, другой.

Пахнет всё вокруг весной!

Вдох сопровождается сжиманием пальцев рук в кулак, выдох разжиманием. На выдохе произносят: «Ах!»

 

Справа – талым снегом.

Вдох с поворотом головы вправо, выдох – свободный.

 

Слева – свежим следом.

Вдох с поворотом головы влево, выдох – свободный.

 

Молодой листвой – вверху,

Вдох с поднятием головы, выдох – свободный.

 

Сочной травушкой – внизу.

Вдох с опусканием головы, выдох – свободный.

 

Вытянули лапки, сделали зарядку.

Выполнение руками упражнения «Ножницы».

 

Дружно сели, дружно встали,

Приседание с выставлением рук вперёд.

 

А потом захохотали!

Смеются.

Дети проходят на свои места.

 

Природа просыпается после долгого зимнего сна. Люди, звери, птицы радуются приходу весны. Весна вдохновляла и поэтов, и композиторов, и художников на создание шедевров. Я предлагаю послушать музыку великого русского композитора, чей портрет изображён на экране. (Петра Ильича Чайковского) Постарайтесь почувствовать настроение музыки. И дать ему своё название.

 

Слушание пьесы «Подснежники» П. И. Чайковского из цикла «Времена года» с использованием презентации «Мелодия весны».

Что вы почувствовали? Какое настроение было в музыке? Чтобы вам было легче ответить на мои вопросы, слушаем внимательно музыкальные определения и выбираем правильный ответ. Отвечаем полным предложением.

Задание 1

Нежное – грубое.

Ласковое – сердитое.

Светлое – тёмное.

Волшебное – настороженное.

Лёгкое – грозное.

Солнечное – сердитое.

Мечтательное – грустное.

Задание 2

На нашем занятии присутствуют гномы с разными настроениями. Надо выбрать одного гнома, настроение которого совпадает с настроением музыки.

Идёт повтор определений.

Задание 3

Как можно назвать это музыкальное произведение (ответы детей).

Раздаётся стук дятла в записи.

Ребята, звуки какой птицы мы слышим с вами? Правильно.

Весною дятел начинает отстукивать телеграммы всем своим друзьям на юг. Об этом рассказал нам в стихотворении поэт Вольт Суслов. Сейчас мы с вами поиграем в ритмическую игру, поможем дятлу телеграфировать телеграмму, будьте внимательны, если мы неправильно простучим ритм, то птицы не поймут, о чём говорится в телеграмме.

Ритмическая игра с палочками или с кубиками

Дятел сел на толстый сук: тук да тук

Всем друзьям своим на юг, тук да тук,

Телеграммы срочно шлёт, туки-туки-тук,

Что весна уже идёт, туки-туки-тук,

Что растаял снег вокруг, туки-тук, туки-тук,

Что подснежники вокруг, туки-тук, туки-тук,

Дятел зиму зимовал, тук да тук,

В жарких странах не бывал, тук да тук.

И понятно, почему скучно дятлу одному!  Тук-тук-тук!                                                     

                                                       Вольт Суслов

Ваша телеграмма долетела до друзей дятла. Прилетели птички. Весна красная пришла и веселье принесла. Полюбуйся дружок, как цветёт лужок.

Давайте ребята, покажем нашему Лунтику из далёкой загадочной планеты, какие песни весенние мы поём, как умеем водить хороводы, какие весенние игры мы знаем

Хороводная песня «Весна пришла»

Будем кругом ходить, да весну веселить. Поиграем с вами в русскую народную игру «Горелки».

Русская народная игра «Горелки»

Молодцы ребята!!! Я думаю, что мы решили данную проблему. Очень доступно и понятно рассказали о весне. Давайте вспомним, что мы делали на музыкальном занятии. (Ответы детей)

Пели хороводную песню о весне, играли в русскую народную игру «Горелки», слушали пьесу П.И. Чайковского «Подснежники», отстукивали ритмическое письмо птичкам – друзьям дятла, провели дыхательные упражнения «Медвежата».

А теперь я приглашаю вас в компьютерную зону, где мы с вами займёмся компьютерной графикой. С помощью ноутбука мы создадим картину весны и отправим электронной почтой Лунтику. У нас с вами теперь стало ещё на одного друга больше. Ведь когда имеешь много друзей это – здорово!

Дети с помощью музыкального руководителя и ноутбука украшают весеннюю полянку. Затем музыкальный руководитель отправляет картинку в космос.

Музыкальный руководитель

Вот и подошло наше занятие к концу. Если оно вам понравилось, вы похлопайте в ладоши. Если вам было скучно, вы потопайте ногами. Если было интересно, говорим: «До новых встреч».

Дети уходят под музыку из зала.