Мороз и солнце, день чудесный ...


Автор: Ивлиева Татьяна Алексеевна

Предмет: Музыка

Класс: Педагоги

Тип материала: Открытый урок

Мороз и солнце, день чудесный ...

Краткое описание работы: Открытый урок в 3 классе

 

Цель урока: через изобразительное искусство погрузиться в мир прекрасной

музыки о зиме.

Задачи.

Обучающие:

×          повторение и закрепление знака препинания в музыке. Пауза;

×          обобщить понятия «изобразительность» и «выразительность» в музыке;

×          воздействовать на чувства, эмоции детей, пробуждать их воображение на основе совокупного восприятия художественных и музыкальных образов.

Развивающие:

×          формировать умение представлять картину, нарисованную автором;

×          закрепление выразительности исполнительских навыков в пении.

Воспитательные:

×          прививать эстетический вкус по средствам прослушивания музыкальных классических произведений.

 

Оборудование: проигрыватель, портрет композитора П.И. Чайковского, музыкальное сопровождение П. Чайковский фортепианный цикл «Времена года», картины художников,  листочки с заданиями, карточки.

Ход урока:

1 . Организация начала занятия.

Класс делится на группы с помощью жеребьевки, и каждая группа детей занимает отведенное ей место. ( Рассаживаются)

Музыкальное приветствие

Учитель: ребята на прошлом уроке выучили новое музыкальное приветствие. Давайте поприветствуем наших гостей и друг друга.

Ученики :  Прозвенел звонок, начался урок. Здравствуйте! (встают и поют)

2. Закрепление пройденного материала

У.: Ребята, как вы думаете, о чем сейчас мы с вами будем разговаривать?

Ученики: о паузах.

У.:   Правильно, о паузах. А как вы догадались? отвечают

Я вас разделила по длительности пауз. У каждой команды своя пауза. Назовите мне их. (называют по командам)

Вы знаете что каждая длительность ноты соответствует длительности пауз.

А теперь каждой команде даю листочек с заданием, где нужно соотнести ноты и паузы так, чтобы они были одинаковые по длительности. (дети выполняют задание). А сейчас я предлагаю поменяться листочками с другими командами и оценить выполненную работу своих одноклассников. За правильно выполненное задание вы можете наклеить картинку, которая лежит у вас на столе.

3. Усвоение новых знаний

 Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный -

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела -

А нынче... погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Веселым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

 

У.: Ребята, скажите пожалуйста, о каком времени года идет речь в стихотворении?

Ученики: Зима.

У.: Правильно. Самое волшебное время года, пожалуй, зима. Она дарит самые любимые праздники, самые весёлые забавы, самые интересные сказки.  Вот мы и подошли к теме нашего урока. Попробуйте озаглавить ее строчкой из стихотворения, которое прочли ваши одноклассники. (ответы)

Не только поэты воспевали зиму в своем творчестве, Как вы думаете кто еще ? Люди каких творческих профессий? И в чем это выражалось? (ответы)

Одним из композиторов , который воспевал зиму, является Петр Ильич Чайковский (показываю портрет). Он написал фортепианный цикл под названием «Времена года». Сегодня на уроке я предлагаю вам послушать 3 произведения: декабрь «Святки», январь «У камелька», февраль «Масленица», и сравнить их (после каждого прослушивания  спросить детей какие чувства и эмоции вызывает данная музыка, какую зимнюю картину они себе представляют. Затем вызывать одного ученика и предложить ему выбрать из трех картин наиболее подходящую к настроению данного музыкального произведения  и обосновать свой ответ).

Ребята, таким образом, какой мы можем с вами сделать вывод, зима она какая?

Ученики: разная

У.: А какая именно? ( морозная, сверкающая, холодная)

У.: Вот художник воздействует на наши чувства и настроения, используя краски, а композитор музыкальные средства выразительности: темп, лад, динамика, высота и другие. По-другому все это можно обозначить как выразительность и изобразительность в музыке. (повесить на доске крупные слова: выразительность и изобразительность, темп, регистр, лад, мелодия)

 

Физкультминутка

Звучит вступление из песни «Зимняя сказка»

У.: Вам знакома эта мелодия?

Ученики: Да, это песня «Зимняя сказка»

У.: Правильно. А кто вспомнит какой характер у этой песни?

Ученики: ласковый, нежный.

У.: А темп какой? Мелодия какая? (дети отвечают)

А теперь я предлагаю вам ее исполнить. (дети исполняют песню стоя по подгруппам, помогают им солисты)

4. Закрепление полученных знаний.

У.:  - Ребята какое время года мы с вами на уроке рассмотрели? (Зима) 

- Послушали произведения какого композитора? (Чайковского)

- Как называется фортепианный цикл? (Времена года)

-Какими средствами выразительности пользуется композитор при создании мелодии?(темп, лад, регистр, мелодия)

5.Рефлексия

У.:  Итак, над какой темой мы работали?  Что в ходе урока мы свами сделали?

Скажите ребята, понравился вам урок? Что вам запомнилось больше всего?

(Ответы учеников. Выставление оценок)

6. Итог урока и домашнее задание:

Наш урок, посвященный прекрасному времени года «Зима» закончился, когда вы будете идти домой, посмотрите на природу глазами художника и композитора. Попробуйте представить себя на их месте и дома нарисуйте картину к песне «Зимняя сказка». Всем спасибо за урок.