Методика парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой


Автор: Глушак Елена Вячеславовна

Предмет: Иное

Класс: Педагоги

Тип материала: Мастер-класс

Методика парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой

Краткое описание работы: • Форма проведения: педагогическая мастерская. • Участники: воспитатели ДОУ. Цель мастер-класса: Повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей по использованию дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой на занятиях и в свободной деятельности.

 

  • Форма проведения: педагогическая мастерская.
  • Участники: воспитатели ДОУ.
    Цель мастер-класса: Повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей  по использованию дыхательной гимнастики                                                                      А. Н. Стрельниковой на занятиях и в свободной деятельности.

 

Задачи:

 

  • Познакомить участников мастер-класса с методикой парадоксальной дыхательной гимнастики  А. Н. Стрельниковой;
    • Показать значимость применения  дыхательной гимнастики  для профилактики заболеваний верхних дыхательных путей;
    • Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля при работе с детьми.

 

План проведения:

  1. Сообщение: «Актуальность использования данной методики».
  2. Практическая часть:

- Игровой прием «Разминка»;

- Упражнение «Ладошки»;

- Упражнение  «Погончики»;

- Упражнение «Насос»;

- Упражнение «Кошка»;

- Упражнение «Обними плечи»;

- Упражнение «Большой маятник»;

- Упражнение «Малый  маятник»;

- Упражнение «Ушки»;

-Упражнение «Перекаты»;

-Упражнение «Задний шаг».

 

 

Актуальность.

Дыхание –это жизнь. Действительно, без пищи организм может обходиться несколько месяцев, без воды несколько дней, то без воздуха- всего несколько минут. Приоритетность процесса дыхания для жизни, делает способность в совершенстве владеть этим едва ли не главной способностью человека творить чудеса со своим организмом, избавляться от болезней, становиться здоровым. Поэтому  проблема сохранения здоровья дошкольника и привитие им здорового образа жизни сегодня очень актуальна.

 

Слайд №1

Уважаемые коллеги, сегодня на мастер-классе я   предлагаю   вам ознакомится  и самим научится дыхательным упражнениям, что бы в дальнейшем использовать эти знания умения и навыки в работе с детьми. Но для начала я хочу погрузить вас в теоретическую часть сегодняшней темы.

  Важность правильного дыхания для здоровья понимали в  древности  и осознают современные врачи. Методики обучения и лечения людей с помощью насыщения органов и крови кислородом разрабатывались в Древнем Китае и Индии. В России самой известной системой дыхательного оздоровления стала дыхательная гимнастика Александры  Николаевны  Стрельниковой  оказывающей положительное влияние на весь организм.

Слайд №2Эти упражнения направлены на борьбу с заболеваниями дыхательных путей, сердечно-сосудистой системы, диабетом и множеством других.

 

Этот комплекс довольно прост и доступен каждому желающему, ведь для его освоения не требуется даже выходить из дома.

У многих возник вопрос«Почему данная гимнастика настолько полезна. Ответ на него походит еще со времен древних йогов, которые считали, что только верное дыхание способно избавлять человека от многих болезней. Многие предложенные ими способы дожили и до наших дней, однако многое из-за неточности перевода и времени было утрачено. И только Александра Николаевна смогла предложить альтернативу этим упражнениям.

 

Слайд №3Стрельниковская дыхательная гимнастика - детище нашей страны, создавалась она на рубеже 30-40-х годов XX века как способ восстановления певческого голоса, потому что А. Н. Стрельникова  была оперной певицей. Нагрузки на связки, срыв голоса были знакомы ей по роду деятельности. Чтобы быстрее восстановиться после концертов, она придумала специальную систему дыхательных упражнений. Занималась по ней сама, учила коллег, тренировала дыхание дочери, которая страдала сердечным заболеванием.

Результаты тренировок поразили автора и учеников. Дочь Стрельниковой излечилась от болезни, один из коллег певицы, Михаил Щетинин, избавился от бронхиальной астмы. Вокалисты приходили к Александре Николаевне  за помощью, чтобы восстановить голос, научиться правильно дышать для поддержания здоровья. В 1973 году певица запатентовала свою дыхательную методику, выпустила несколько научных работ, обосновывающих ее положительное влияние на организм человека.  Александра Николаевна  делала упор на оздоровительную сторону упражнений для детей и взрослых.

 

Слайд №4Эта гимнастика - единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку, еще ее называют пародоксальной гимнастикой.

Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, бедерный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т. д.) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде.

Слайд №5 Профилактическое применение дыхательной гимнастики у детей  дошкольного возраста позволяет снизить частоту OP3 в 2-4 раза по сравнению с детьми, не занимающимися этой гимнастикой.

 

Слайд №6 Дыхательную гимнастику в режиме дня ДОУможно проводить в любом месте, в любое время (исключая 20 минут до еды и один час после еды);

• На утренней гимнастике;

• Физкультурном занятии;

  Музыкальном занятии;

• Гимнастике после дневного сна;

• На прогулке (температура – выше 10-12);

На прогулке гимнастика особенно полезна:

- Свежий воздух;

- Есть возможность для индивидуальных занятий;

- Организованный выход на участок и возвращение с прогулки можно провести «шмыгая носиками» во время ходьбы

 

Не рекомендуется делать дыхательную гимнастику  детям и взрослым  со следующими патологиями: эпилепсия; тяжелые заболевания головного и спинного мозга; повышенное глазное и внутричерепное давление; инфаркт, инсульт в анамнезе; болезни сердца в стадии истощения, декомпенсации; переломы; постоперационный период;  остеопороз.

Слайд №7Все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через нос (при абсолютно пассивном выдохе, что усиливает внутреннее тканевое дыхание и повышает усвояемость кислорода тканями, а также раздражает ту обширную зону рецепторов на слизистой оболочке носа, которая обеспечивает рефлекторную связь полости носа почти со всеми органами.

Вот почему эта дыхательная гимнастика имеет такой широкий спектр воздействия и помогает при массе различных заболеваний органов и систем. Она полезна всем и в любом возрасте.

Конечно, для правильного и результативного лечения следует придерживаться ряда правил, хотя это и несложно. Поскольку с ними разберется и ребенок. К примеру, нужно научиться «принюхиваться» (как можно активнее втягивать воздух через нос).

Эффективность дыхательной гимнастики

Слайд №8Глубокий вдох – основа методики. Следует обратить внимание и на выдох. Он должен быть произвольным и не следует тратить на него дополнительных усилий. Выдох вы должны воспринимать как составляющая вдоха. Кроме дыхания, также требуется выполнение определенных упражнений. Их лучше выполнять под счет, тем самым держа ритм и правильно выполняя требуемые элементы.

Одним из немаловажных факторов успеха является количество повторений. 3 подхода по 32 упражнения, получается 96. Дети делают 24 упражнения. Хорошо делать утром и вечером. И самое главное – выполняйте упражнения в добром настроении, не стоит причинять себе дискомфорт.

 

Предлагаю выполнить  основной комплекс дыхательных упражнений

которые можно использовать дома, в детском саду,  на прогулке.

2 часть Демонстрация и разучивание комплекса упражнений

Слайд №9 Разминка

 

Помните о вдохе! Нюхайте воздух!

Учимся в игре! Представьте себе, что вы остановились на ночлег в дремучем лесу, и вдруг откуда-то потянуло гарью, и вы яростно внюхиваетесь в воздух, чтобы определить, с какой стороны подстерегает вас опасность. Дети дошкольного возраста выполняют разминку, прослушав стихотворение:

Мы сегодня так играем –

Нюхать воздух начинаем.

Чем же пахнет? Не понять –

Нужно носиком вдыхать.

Вдох-вдох-вдох-вдох.

Гарью пахнет – ох-ох!

 

Слайд №10   1.«Ладошки»

 Дошкольники стоят, руки согнуты в локтях, ладошки смотрят на зрителей. Держать руки нужно перед собой. Делается короткий вдох, ладони ритмично сжимаются. Втягиваем воздух 4 раза шумно, активно, резко. Кулачки сжимаются также 4 раза. Отдыхаем 3–5 секунд, в этот момент происходит произвольный выдох. Повторяем серию вдохов и сжатий ладошек 24 раза (по 4 на один цикл).                                                              

Дети могут поиграть в игру «Кошка ловит мышку».

Подражать мы будем кошке

В кулачки сожмем ладошки.

Запах мышки мы узнаем –

Делать вдох не забываем.

Коготки мы выпускаем –

Мышку быстро мы поймаем!

Слайд №112.«Погончики» Дети стоят, руки внизу вдоль тела. Нужно сжать кулаки. На вдохах (по 4) ладони резко разжимаются, как будто отталкивают от себя что-то неприятное. Руки при этом сохраняют положение вдоль тела. После каждого цикла отдыхаем и выдыхаем. Повторяем 24 раза.

Для детей упражнение выполняется в сопровождении стихотворения:

Руки в кулачки сжимаем –

Теперь руки вниз толкаем –

Кулачки тут разжимаем –

Воздух носиком вдыхаем.

Слайд №123.«Насос»- Возьмите в руки свернутую газету или палочку, как рукоятку насоса, и думайте, что накачиваете шину автомобиля. Вдох - в крайней точке наклона. Кончился наклон - кончился вдох. Не тяните его, разгибаясь, и не разгибайтесь до конца. Шину надо быстро накачать и ехать дальше. Повторяйте вдохи одновременно с наклонами часто, ритмично и легко. Голову не поднимать, смотреть вниз на воображаемый насос. Вдох, как укол, мгновенный. Из всех наших движений-вдохов это самое результативное.

Детям предлагается ……

Едем, едем мы домой.

На машине легковой.

Въехали на горку – стоп!

Колесо спустило – хлоп!

Из багажника насос достанем –

Шину быстро накачаем!

Воздух мы внизу вдыхаем

Голову не поднимаем!

Слайд №134. «Кошка» -  ноги на ширине плеч. Вспомните кошку, которая подкрадывается к воробью. Повторяйте ее движения - чуть-чуть приседая, поворачивайтесь то вправо, то влево. Тяжесть тела переносите то на правую ногу, то на левую. На ту, в которую сторону вы повернулись. И шумно нюхайте воздух справа, слева, в темпе шагов.

Дети выполняют упражнение, играя в «кошку и воробья».

Вышла кошка на охоту –

Воробьев поймать охота.

Носом чует запах дичи –

Вправо смотрит – нет добычи,

Влево смотрит – видит их

И хватает в тот же миг.

Подражая этой кошке –

В кулачки сожмем ладошки,

Вправо-влево приседаем –

Запах «воробья» вдыхаем.

Слайд №145. «Обними плечи»

 Поднимите руки на уровень плеч. Согните их в локтях. Поверните ладони к себе и поставьте их перед грудью, чуть ниже шеи. Бросайте руки навстречу друг другу так, чтобы левая обнимала правое плечо, а правая - левую подмышку, то есть, чтобы руки шли параллельно друг другу. Темп шагов. Одновременно с каждым броском, когда руки теснее всего сошлись, повторите короткие шумные вдохи. Думайте: "Плечи помогают воздуху". Руки не уводите далеко от тела. Они - рядом. Локти не разгибайте. Менять руки нельзя.

Слайд №15   6. «Большой маятник»

 Вверх, пол понюхали, потолок понюхали.

В связи с тем, что в этом упражнении происходит соединение двух упражнений,"насос"-"обними плечи",  то и стихотворные тексты тоже соединяются – дети накачивают шину, а разгибаясь – обнимают плечи – показывают, как замерзли.

Шину стали мы качать.

Стали руки замерзать.

Раз – качаем,

Два – мы плечи обнимаем.

 

(Вверх, пол понюхали, потолок понюхали.)

Слайд №167. «Повороты головы»

Примите исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, спина прямая, подбородок слегка приподнят, руки опущены. Справа потянуло гарью! Поворачиваем голову вправо и делаем короткий шумный вдох носом. Слева потянуло гарью! Поворачиваем голову влево и также делаем короткий и максимально шумный вдох.

Вы должны сделать не менее 96 движений-вдохов за один урок. Начните с четырех движений-вдохов подряд, постепенно увеличивая норму до восьми, шестнадцати, тридцати двух, делая, соответственно, 24 подхода по 4 вдоха, 12 по 8, затем 6 по 16 и 3 по 32.

Обучать детей данному упражнению можно, играя в «Любопытную Варвару».

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо.

Чем же пахнет – не понять,

Нужно носиком вдыхать.

Слайд №178. «Ушки» или «Китайский болванчик»

Примите исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, спина прямая, руки опущены, глаза смотрят вперед. Поочередно наклоняйте вначале к левому, потом – к правому плечам, как если бы вы хотели с укоризной сказать кому-то: «Ай-ай-ай! Как не стыдно!».

Вдох и наклон выполняются в маршевом ритме (иди в размеренном ритме ходьбы на месте).

Короткий и шумный вдох носом производится одновременно с каждым покачиванием головой. Выполняя упражнение, следите за тем, чтобы плечи оставались неподвижными.

Детям  освоение этого упражнения предлагается в виде игры в «Старшего брата».

Головою покачаем –

Влево-вправо наклоняем.

Будто говорим братишке –

«Ай-ай-ай, как не стыдно!

Ты зачем порвал все книжки?»

Плечи мы не поднимаем –

Воздух носиком вдыхаем.

 

Слайд №189. «Маленький маятник» 

 Кивайте головой вперед-назад, вдох-вдох. Думайте: "Откуда пахнет гарью? Снизу? Сверху?"голова движется вверх, вниз.

Примите исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, спина прямая, подбородок слегка приподнят, руки опущены. Снизу потянуло гарью! Наклоняем голову вниз и делаем короткий шумный вдох носом. Сверху потянуло гарью! Поднимаем голову вверх и также делаем короткий и максимально шумный вдох.

Для детей дошкольного возраста это упражнение предлагается в виде игры «Сад-огород».

Собирайся народ,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поиграем в «Сад-огород»!

Вверх мы голову поднимем –

Фрукты спелые увидим.

Пахнет грушей очень вкусно.

А внизу растет капуста.

Апельсин на ветке близко –

А внизу растет редиска.

Африканский фрукт – банан,

Овощ синий – баклажан,

От лимона – аромат,

Нюхать лук не каждый рад.

 

Слайд №1910. «Перекаты» - "Полуприседы". Одна нога впереди, другая сзади. Вес тела на ноге, стоящей впереди, нога сзади чуть касается пола, как перед стартом. Выполняйте легкий, чуть заметный присед, как бы пританцовывая на месте, и одновременно с каждым приседом повторяйте вдох - короткий, легкий. Освоив движение, добавьте одновременные встречные движения рук.

одна нога впереди другая сзади.  Перекатываемся с одной ноги на другую (потом меняем ногу)

Слайд №20     11. «Шаги»

Примите исходное положение: ноги на ширине плеч, руки по швам, плечи прямые, мышцы спины расслаблены. Начинайте дышать, - взволнованно, заинтересованно, активно! Вдохи шумные – такие, чтобы было слышно на весь зал! Делайте вдох на каждый шаг. Шаг левой –вдох. Шаг правой – вдох. Левой, правой… вдох, вдох.

Научить детей дошкольного возраста выполнять это упражнение можно с помощью следующего стихотворения:

Аты-баты, аты-баты.

А сегодня мы солдаты.

Левой-правой мы шагаем.

Быстро воздух мы вдыхаем.

Слайд №2112.«Задний шаг»

Слайд №22Вывод 

Используя  дыхательную гимнастку  в игровой форме можно уберечь детей от  межсесонных заболеваний. Дыхательная гимнастика   способствует профилактике заболеваний дыхательной, сердечно- сосудистой систем,улучшения  кровообращения.

Надо помнить, что положительные результаты для оздоровления дошкольников возможны только при совместной работе всего коллектива детского сада и родителей.

Пусть будут здоровы наши дети!Удачи вам!

 

Литература:

1. Выгодская И. Г., Пеллингер Е. Л, Успенская Л. П. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. – М. : Просвещение. – 1993.

2. Козлянинова И. П., Чарели Э. М. Тайны нашего голоса. – Екатеринбург. – 1992.

3. Лавров Н. Н. Дыхание по Стрельниковой. – Ростов-на-Дону. – Феникс. – 2003.

4. Щетинин М. Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой – М. : Метафора. – 2003.