"Духовная музыка в вокальном искусстве как форма духовно-нравственного воспитания личности"


Автор: Ирина Вячеславовна Якимова

Предмет: Вокал

Класс: Дети

Тип материала: Исследовательская работа

"Духовная музыка в вокальном искусстве как форма духовно-нравственного воспитания личности"

Краткое описание работы: Ценность вокального искусства бесспорна и уникальна. Музыка – прекрасный воспитатель – и ценность её особенно велика в воспитании духовного и нравственного облика детей.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ДУХОВНАЯ МУЗЫКА. ЕЁ СУЩНОСТЬ………………………6

1.1.         История возникновения духовной музыки……………………………6

1.2.         Русская духовная музыка………………………………………………8

ГЛАВА 2. ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ……………………………..11

2.1.Национальная традиция в академическом сольном пении……………..11

2.2. О церковной манере пения……………………………………………….12   

2.3. Проблемы обучения детей церковному пению…………………………14

2.4.Особенности исполнения русской духовной музыки детским

хоровым коллективом…………………………………………………………16

2.5.  Современная русская церковная музыка………………………………..19

ГЛАВА 3. ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО…………………………20

3.1.Хоровое пение и духовное становление ребенка. ……………………….20

3.2.Роль духовных песнопений в формировании личности

учащихся ДШИ………………………………………………………………...22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...25

ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………27

ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...29

 

2

Введение

    Духовная музыка играет огромную роль в постижении высших духовных ценностей. С древних времен благотворное воздействие музыки использовалось как средство воспитания молодого поколения. Через исполнение песнопений передается духовный опыт человечества, реализуются высшие духовные потребности личности: в установлении гармонии с миром и самим собой, в ощущении счастья и решении вопроса о смысле жизни, в стремлении к идеалу и воплощении всех личностных стремлений. Духовное пение можно характеризовать как молитвенное, а, следовательно, благоговейное, смиренное. Отсутствие сопровождающего музыкального инструмента «соответствует духу православной трезвенности, которая не мирится с заменой духовного возношения эстетической эмоциональностью».   

    Духовная музыка, её темы, образы, возвышенность её звучания была и остаётся источником самого прекрасного, что вообще есть в музыкальном искусстве. «Вся моя музыка принадлежит Богу, и все мои способности Ему предназначены», - говорил И. С. Бах. «Сам Бог говорил над моим ухом»,- свидетельствовал Бетховен, подобно многим и многим великим художникам признававший, что сила, порождающая его музыку, неизмеримо выше человека. Если представить историю музыки как ряд великих имён, то среди них трудно назвать композитора, творчество которого не включало бы духовно-музыкальных сочинений, то есть тех, что основаны на образах и текстах Священного Писания (Библии): Бах, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Брамс, Верди; в России - Глинка, Мусоргский, Чайковский, Римский-Корсаков, Рахманинов. Из церковных песнопений за многие века выросло могучее древо музыкального искусства.

    Русская церковная музыка воздействовала на чувства и мысли верующих людей наряду с красотой храма, иконописи, обряда богослужения. Традиции древнерусского пения были продолжены композиторами XIX-XX вв. – М. Березовским, Д. Бортнянским, П.Чайковским, С. Рахманиновым, П. Чесноковым и другими. Русские композиторы признавали непреходящее значение духовной музыки. М.И. Глинка назвал ее «прародительницей» симфонической музыки, С.В. Рахманинов во «Всенощном бдении» и «Литургии» творчески переосмыслил традиционное духовное наследие. В советские годы обращение композиторов к сфере церковной музыки не поощрялось, поэтому появление новых духовных сочинений стало возможным только в последней трети ХХ века.

  Одним из наиважнейших факторов в духовно-нравственном воспитании ребенка является искусство, в частности хоровое пение. С медицинской точки зрения, пение положительно влияет на весь человеческий организм. Голосовыми вибрациями, затрагивающими внутренние органы поющего, могут излечиваться как физические (бронхиальная астма, головная боль и т.д.), так и психические (невроз, фобия, депрессия) расстройства.

 

 

3

    Со стороны духовной жизни хоровое пение является одним из основных составляющих церковного религиозного обряда. При этом ни одно Богослужение, ни общественное, ни частное не обходится без пения, даже церковное чтение представляет собой речь на распев, произносящуюся на определенной высоте в определенной тональности. А звание церковного певчего обязывало человека духовно соответствовать высшим нравственным критериям

    . Именно поэтому в период XVIII-XIX веков церковное хоровое пение значилось среди основных обязательных предметов школьных программ. В целом, в истории России духовно-певческому образованию отводилось значительное место. При этом православный педагогический подход к вопросу воспитания ориентировался на приобщение человека к Богу. В духовных академиях велась профессиональная подготовка певчих и регентов. На этой основе формировалась национальная русская культура, важнейшими составляющими которой являются соборность, любовь, вера, святость.

     В настоящее время одной из наиболее распространенных форм православного образования является воскресная школа. Наряду с этим в общеобразовательных школах элементы духовного образования включаются в программы циклов общих и дополнительных дисциплин: уроки музыки ведутся по программам, включающим знакомство учащихся с русской православной традицией.

     В музыкальных школах в последние годы педагоги нередко используют образцы богослужебного пения как обучающий материал. Введение детей в мир духовной музыки через знакомство с церковными произведениями, доступными их восприятию и исполнению, способствует решению следующих задач:

 · формирование основ духовной культуры через эмоциональное, активное восприятие православной музыки;

 · воспитание любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям музыкальной культуры России;

  • · развитие восприятия церковной музыки, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей;
  • · освоение церковных музыкальных произведений и знаний о духовной музыке;
  • · овладение практическими умениями и навыками в музыкальной деятельности: пении, слушании духовной музыки.
  • · воспитание интереса к православному богослужению, подготовка к практическому участию в богослужебном пении;

 · слушания духовных песнопений в исполнении лучших хоровых коллективов с целью «впитывания» духовных ценностей и расширения опыта ценностной коммуникации;

  • · исполнения духовной музыки и непосредственного включения в вокально-хоровую деятельность.

 

4

     Национальное и зарубежное искусство прошлого и настоящего настойчиво входит в жизнь школы, школьникам открывается духовный смысл не только светского, но и религиозного искусства.

    Возникает необходимость создания хоровых коллективов, особенно в православных школах, которые могли бы участвовать в церковных Богослужениях.

     Преимущества вокально-хоровой деятельности состоят в коллективном характере деятельности, являющимся мощным средством воспитания таких качеств, как толерантность, взаимоуважение, взаимопомощь, ответственность, коллективизм.

    Для исполнения духовной музыки важны не столько превосходные вокальные данные, сколько умение понять высокий духовный смысл произведения, суметь его выразить. Концерты духовной музыки способствуют возрождению и сохранению культурных ценностей.     Любопытно, что новое поколение – юные учащиеся с удовольствием поют духовную музыку, которая, надеюсь, находит в их душах отклик: они проникают в мир слова, чувствуют это слово в соединении с мелодией. В этом сказывается благодатное воздействие духовной музыки.

 

ГЛАВА 1. ДУХОВНАЯ МУЗЫКА. ЕЁ СУЩНОСТЬ.

1.1.История возникновения духовной музыки.

    «Духовная музыка – это музыка, содержащая текст религиозного характера и предназначенная для исполнения во время церковной службы или в быту (канты, духовные стихи и песни)».

    Одной из важнейших черт христианской духовной музыки является ее молитвенность, и абсолютное большинство духовных музыкальных произведений представляют собой молитвенное обращение человека к Богу. Неслучайно великое множество духовных произведений созданы на псалмы царя Давида (из библейской книги «псалтирь»), которые для православного человека являются образцом молитвы. Говоря другими словами, духовная музыка – это музыка, созданная «во имя Отца и Сына и Святого Духа».

    Поскольку духовная жизнь православного человека строится вокруг храма и богослужения, то внутри понятия «духовная музыка» особое значение приобретает церковная музыка – музыка, звучащая во время христианского богослужения: песнопения Всенощного бдения и Божественной литургии и т.д. Вместе с тем следует заметить, что существуют произведения, которые являясь частью духовной культуры, исполняются не в храме, а за его оградой – колядки, канты, духовная авторская песня.

    Еще одна важная особенность церковной музыки состоит в том, что она опирается на опыт Церкви, музыка должна соответствовать церковным правилам, канонам. Церковное искусство обращается к возвышенному, небесному миру. Созерцание икон, слушание песнопений вызывает у человека мысли о прекрасном, вечном. Церковь – «живой организм», она растет, развивается, а с ней развивается и духовная музыка.

 

Духовная музыка древнехристианской церкви

    Для духовной музыки древнехристианской церкви характерно мелодическое унисонное пение без сопровождения, которое появилось еще в начале нашей эры, вскоре после Рождества Христова. «Спаситель воспел, чтобы и мы пели подобным образом», – говорит великий учитель церкви святитель Иоанн Златоуст.

    Непреходящая новизна православного пения заключалась в том, что источником звука становится не тот или иной инструмент, но обновленное христианским учением само существо человека, и звук рождается от распевания слова молитвы и только через него.

 

Духовная музыка Византии

    Богослужебно - певческая система и важнейшие виды православной музыки сложились в Византии в период с середины 5 века по 9-й век. Основными музыкально-поэтическими формами византийского пения являлись тропарь, кондак, канон (см. Приложение 1).

 

    Наиболее известный гимнограф этого времени – святой Роман Сладкопевец. Он жил в 5-6 веках. Из жития узнаем, что он получил откровение во сне от Пресвятой Богородицы и, восстав от сна, стал слагать непревзойденные по совершенству православные гимны. Святой Роман Сдадкопевец является автором более  1000 кондаков.

    Кондак – основной жанр ранневизантийской церковной гимнографии, род поэмы на библейский сюжет, с одинаковым количеством слогов, по единому образцу – ирмосу. Сейчас кондаком считается краткое молитвенное песнопение, посвященное празднику или святому.

    Икос – это церковное песнопение, прославляющего святого или иконы Божией Матери, или какого-либо события. Можно так сказать: кондак – это тема, а икос – развитие.

    Тропарь появился также в 5 веке. Это краткое молитвенное песнопение, которое пелось после каждого стиха при чтении псалма. Сейчас тропарем называется краткая песнь, в которой прославляются дела Божии или Божией Матери, или святых угодников. В тропаре кратко выражается сущность праздника или образ жизни святого.

    Осмогласие – это музыкальная система, состоящая из восьми гласов. Глас – голос в музыке Православной церкви. Каждый из восьми гласов имеет характерные попевки, ладовую основу, звукоряд. В православном богослужении каждой из недель соответствует свой глас, на который исполняется большинство песнопений этой недели. Отсчет гласов ведется от Пасхи – первой неделе по Пасхе соответствует первый глас, второй неделе – второй и так далее. Вкупе все восемь недель составляют так называемый «столп». Восемь гласов православной церкви схожи с восьмью церковными ладами западной церкви, которые основаны на греческих ладах.

    Удивительное явление – знаменный распев, где произошел сплав народной русской культуры с «иноземной», византийской. Знаменный распев обладал поразительной внутренней мощью, эпической силой, величественностью и строгостью. Для него характера разомкнутость и раскрытость мелодических структур. Название от славянского «знамена» - особые знаки над распеваемыми словами молитвы. В народе их называли «крюки», в Европе – «невмы». Опытные певцы должны были знать до восьмисот таких знаков.

    С середины 17 века наступает переломный период в русском церковно-певческом искусстве: постепенно утверждается новый стиль хорового многоголосия – «партес», основанный на элементарных приемах западноевропейского гармонического и полифонического письма.

    В отличие от строчного пения, партесное пение основано на четкой координации нескольких голосов по вертикали, когда они сливаются в один аккорд. Именно поэтому его распространение вызвало одновременно и распространение пятилинейной нотации, хотя на местах еще довольно долго сохранялось прежнее крюковое письмо.

 

    Простейшим видом партесного пения была гармонизация знаменных мелодий, наиболее сложным – хоровой концерт для большого числа голосов. В числе известных авторов – В.Титов, Н.Калашников, Н.Бавыкин, Ф.Редриков и другие. Очень популярным становится духовный стих новой формации – псалма или кант (на стихи как русские или церковнославянские), затем появляются и светские хоровые канты.

    Если знаменное пение заставляло вслушиваться в тексты и интонационно следовать за ними, пропускать их через свой ум и сердце, то в партесном пении  текст молитвы отступил на второй план, на первый же план вышла музыка. Духовная музыка становилась все менее «духовной» и все более «музыкой».

Духовная музыка 18 и 19 веков.

    В конце 18 – начале 19 вв. стиль партесного пения сходит на нет, и развивается жанр классицистского духовного концерта (по образу западного мотета; собственно «концертом» в это время называлось развернутое хоровое произведение, которое заняло в воскресной и праздничной литургии место традиционных причастных стихов). Наиболее плодовитым и ярким представителем этого жанра был Д.С.Бортнянский (1751-1825). Популярны также были концерты М.С Березовского, С.А.Дягтерева, А.Л. Веделя, С.И.Давыдова и другие. Большинство авторов духовной музыки данного периода учились в Италии или у итальянских мастеров в России.     

    Однако уже к эпохе Бортнянского относятся первые попытки вернуться к настоящему «древнему пению», и сам Бортянский пытался его возродить в обработках старинных распевов. За ним последовал еще один сотрудник Придворной капеллы – протоиерей П.И.Турчанинов (1779–1856). Созданная ими модель «гармонического пения» (т.е. многоголосного переложения традиционных мелодий по законам классической гармонии) использовалась в творчестве композиторов петербургской школы, таких как  А.Ф.Львов, Г.А.Ломакин, а также Н.И. Бахметев, Г.Ф.Львовский, А.А. Архангельский и другие, вплоть до 20 века.

     

1.2.         Русская духовная музыка

    Идея  возвращения к национальным основам, поисков «своей», «русской» гармонии получила сначала теоретическое обоснование в трудах В.Ф.Одоевского, протоиерея Дмитрия Разумовского и других авторов, а затем в творческих опытах М.И.Глинки. Начиная с рубежа 1880-х – в сочинениях и переложениях П.И.Чайковского, Н.А.Римского - Корсакова, А.К. Лядова, М.А. Балакирева, С.И.Танеева и других.

     Особое значение в исканиях национального церковного стиля заняла Литургия св. Иоанна Златоустого, соч. 41 П.И.Чайковского (1878) – хронологически первое духовное сочинение крупного русского композитора, напечатанное и исполненное в публичном концерте без разрешения Придворной капеллы.  По высказываниям П.И. Чайковского и других знатоков, музыка, звучавшая в то время в храмах, мало соответствовала духу православного богослужения.

 

 

    Чайковский считал необходимым её возвращение к « седой старине» - национальным корням русского церковного пения. Эта задача с конца XIX века успешно решалась.     

    К началу 20 века в русской духовной музыке сложилось так называемое «новое направление» (называемое иногда московской школой, школой Синодального училища церковного пения). Крупнейшими деятелями в историко-теоретической и организационно-практической областях движения были С.В. Смоленский (композитор, директор Синодального училища и его реформатор) с сотрудниками, а также регенты московского Синодального хора В.С. Орлов и Н.М. Данилин.

    Среди композиторов, чьи духовные сочинения могут быть отнесены к «новому направлению» – С.В.Рахманинов, А.Т.Гречанинов, А.Д.Кастальский, П.Г. и А.Г.Чесноков, В.С.Калинников, А.В. Никольский, Н.Н.Черепнин, С.В. Панченко, а также М.М. Ипполитов-Иванов, В.И. Ребиков, К.Н. Шведов, Н.С.Голованов, Н.Н. и П.Н. Толстяковы, о.Дмитрий Аллеманов, Д.М. Яичков и другие.

    Характерными чертами «нового направления» являлись: приложение к церковно-музыкальной композиции приемов народного музыкального мышления и опыта национальной композиторской школы; обращение к церковному уставу и предписываемым ему певческим традициям; раскрепощение хоровой фактуры, ритма, гармонии от «школьных» норм и поиск средств, соответствующих формам национального церковного пения.

    События 1917 насильственно прервали развитие русского церковного пения как современного искусства. Однако традиции поддерживались некоторыми музыкантами в России и в русском зарубежье. За рубежом продолжали сочинять церковные композиции А.Т.Гречанинов и Н.Н.Черепнин; среди регентов выделились С.А. Жаров, Н.П. Афонский,

 П.В. Спасский и Б.М. Ледковский.

 

Духовное возрождение в русской музыке конца 20 века.

    Духовному возрождению, наступившему в конце XX века, предшествовал мощный расцвет сакрального искусства в начале столетия. Пред - уготованный творениями таких великих музыкантов, как Глинка, Балакирев, Мусоргский, Танеев, Римский - Корсаков и особенно Чайковский, расцвет этот был делом, прежде всего, Нового направления. «Чайковский есть «первый вдохновитель» движения, переживаемого нашей духовной музыкой в настоящее время», - писал ведущий представитель Московской школы А.В. Никольский. Назвав это движение крупным и большим, жизненным и здоровым, этот критик, композитор и общественный деятель констатировал (в 1908 г.), что оно «не успело сказать своего последнего решающего слова». Так оно и случилось: блестящие творения А. Гречанинова, А. Кастальского, П. Чеснокова, К. Шведова и «славного во всех областях музыки» С. Рахманинова не нашли в свое время продолжения на родине, в России.

 

 

 

    Гонение и застой не подавили ни древней традиции, теплившейся в памяти народа, ни хорового пения, звучащего в уцелевших храмах. Исполнительское искусство ранее других возродил и поддержал А.В. Свешников, записав гениальную «Всенощную» Рахманинова. «Духовный простор» начал открываться нашему современнику в преддверии двух великих дат - 1000-летия Крещения Руси (1988) и 2000-летия Рождества Христова. Духовная музыка - в виде классического репертуара (работ Бортнянского и других старых мастеров), «опусных» хоровых переложений и сочинений, особенно произведений «Нового течения» (Кастальского, Гречанинова, Чеснокова и, конечно, Рахманинова) - активно вышла на концертные подмостки, вошла в различную исполнительскую практику. Дифференциация концертного и храмового где-то ослабилась, хотя и не стерлась, и «новое демество» получило особый статус звучания.

    В настоящее время духовная музыка воспринимается как широкое понятие, включающее произведения, ориентированные на священные тексты (канонические и поэтические). При этом форма воплощения не регламентирована и может быть различной (хоровой, оркестровой или вокально-оркестровой) и создавать новый простор для художественного творчества.

    С конца 1980-х годов происходит возрождение церковно-певческого искусства в России: появляются во множестве новые коллективы, публикуются исследования, ряд композиторов обращается к духовным жанрам. Среди авторов, сочинения которых соответствуют требованиям православного богослужения, можно выделить диакона Сергия Трубачева, протоиерея Александра Ведерникова, а также В.И. Мартынова. Подавляющее же большинство современных композиций предназначается для духовных концертов, которые проводятся, как правило, в светских залах.

 

ГЛАВА 2. ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ.

2.1.Национальная традиция в академическом сольном пении.

 

    Одним  из  эффективных  средств  формирования  духовной  культуры  является  искусство,  в  частности  вокальная  музыка.   Музыка, вокальное творчество открывает человеку возможность творческой реализации и самоопределения в мире, постижения гармонического единства с миром.

    Главное при разборе музыкальных произведений духовного содержания – это восхищение красотой и чистотой музыки, которая останется в памяти потом навсегда, и студент будет снова и снова стремиться к этой встречи с Прекрасным.

    В 19 веке великий русский композитор М.И. Глинка обратился к почти забытой народной музыке и соединил композиторский и исполнительский профессионализм с подлинной душой народа. Именно поэтому творчество М.И. Глинки является своеобразной точкой отсчета для русской музыки, моментом зарождения русской оперы и русской вокальной школы.  

    Термин  «вокальная школа» - понятие очень  сложное, подразумевающее и особую манеру исполнения, и методику обучения певцов. Поскольку обучение пению остается и в наши дни процессом эмпирическим, опирающимся на ощущения и образы, часто говорят не только о национальной вокальной школе, но и о школе какого-либо педагога, подразумевая его методику работы с учениками.

    Однако  в 20 веке понятие национальной вокальной  школы постепенно нивелируется под  влиянием единого эталона академического пения. В России уже в 1954 году на Всесоюзном вокальном совещании в Ленинграде были сформулированы основные принципы воспитания певцов, которым педагоги должны следовать независимо от методов и приемов работы с конкретным учеником. «Это единство художественного и технического развития, индивидуальный подход к ученику и принцип постепенности и последовательности в воспитании певца и его голоса». 

    Принято говорить, что русский народ всегда славился своей музыкальностью. И в самом деле, если посмотреть на разнообразие дошедших до нас народных песен, сложно не поразиться обилию музыкальных жанров, выросших из большого количества жизненных ситуаций, сопровождавшихся пением.

    Технические особенности народного пения в сравнении с академическим являются логическим следствием из условий исполнения народной вокальной музыки. Первое, что обращает на себя в народной манере пения – открытый способ голосообразования. Такая манера дает яркий, открытый, светлый звук, в котором гораздо меньше вибрато и почти отсутствует полетность. Это пение, скорее, камерное. При этом манера голосообразования и артикуляция в пении речевые, что делает его естественным, свободным, льющимся.

 

   В народном пении значительное внимание уделяется слову. Именно от слова, от речевой интонации, берет свое начало своеобразная манера исполнения. Голос словно подчиняется смыслу текста, подчеркивает драматические места напряженными интервалами, сменой штрихов, тембровой окраски. Эта строгость внутреннего драматизма – пожалуй, самое важное, что дала народная музыка музыке профессиональной.     Недаром на протяжении всего двадцатого века, когда возвеличивание достижений русской вокальной школы было любимым делом большинства педагогов и историков музыки в СССР, именно бережным отношением к слову, актерским восприятием музыкального текста как национальной чертой больше всего гордились наши соотечественники.

  Народная  песня и сегодня входит в обязательную программу обучения сольному пению  в консерваториях и музыкальных  училищах. Она помогает выработать устойчивую кантилену, свободное, широкое  дыхание, ощущение опоры, а также способствует постижению подлинной художественности, исполнительской правды.

 

2.2.  О церковной манере пения.

     Церковному пению и его обучению Русская Православная Церковь отводила и продолжает отводить немаловажную роль в своей духовно-просветительской миссии, поскольку православное богослужение напрямую связано с пением, являющимся орудием, посредством которого проповедуется Божие слово, вместе с приличными для храма напевами образующее особый церковно-богослужебный язык.

    «Тысячелетие  неразрывной связи русской народной песни с культовым пением – вот исток для глубокого постижения русской души – носительницы мелодической красоты во множестве ее аспектов и граней» - пишет К.З. Витвицкий. Возможность петь воспринимается многими как Божий дар, а вокальная деятельность неразрывно связывается с прославлением Господа. 

    Для России же церковное пение особенно важно, потому как ему удалось сохранить каноническую строгость и монополию в духовной музыке, то есть пронести традицию через время. К тому же, именно в церкви зародилась профессиональная вокальная школа, которая были единственной в России вплоть до 18 века.

    Русское церковное пение поражает своей  простотой и мелодичностью. Оно  безыскусно, но в тоже время выразительно. Часто оно одноголосно, но вместе с тем грандиозно. Очень часто оно напоминает пение ангелов и призвано пробуждать в человеке самые чистые настроения ума и души.

    Без пения невозможно представить себе службу в православной церкви, поэтому сразу же после крещения, наряду с другими служителями культа, на Русь были приглашены «Царский хор» из Херсонеса и певцы -  деместики, то есть учителя богослужебного пения. Греки учили русских певцов не только владеть своим голосом, но и управлять хором, а также учить пению других.

    

    Вместе  с мастерами пения к нам  пришел и греческий способ записи мелодии – крюковая или знаменная  нотопись (см. Приложение 1). Особенность ее в том, что  записывалась не точная высота звука, а общий ход мелодии, ее направление. Также в этом способе записи музыки отмечаются смысловые ударения на словах, места, где нужно брать дыхание. Благодаря подобной условности, у певцов была возможность в некоторой степени изменять мелодию, допускать какие-то отклонения. То есть певец мог подойти к исполнению творчески, не просто повторяя заученную мелодию, но вкладывая в нее свои чувства, представления о том, что он поет. Именно поэтому очень скоро в церковную музыку пришли и некоторые черты народного певческого искусства.   

    Еще больше породнилось церковное знаменное пение с народной песней после распада Киевской Руси, когда сложилось Русское Восьмигласие, которое основывалось не на квинто-квартовых ладах византийской музыки, но на диатонических ладах музыки народной. Помимо этого, существовала общность и в ритмической организации: опора смещалась с сильных долей на слабые, отсутствовала строгая метрическая организация, попевки могли образовываться не только от опорных, но и от неопорных тонов.

Именно в тот период развивалась мелодичность церковного пения, богатая, выразительная кантилена, распевность, которой и по сей день учатся, исполняя церковные произведения. 

     На основании доступных источников, касающихся теории церковного пения и регентской практики, а также обобщения собственного двадцатипятилетнего опыта регентско - певческого служения в архиерейском хоре Христорождественского кафедрального собора

г. Уварово Тамбовской области, стало возможно сформулировать некоторые признаки особой церковной манеры пения, а именно:

 1. Приоритетное внимание к Слову, его формообразующей и смыслонесущей роли, утрированное произнесение – особенно в «дидактических», назидательных жанрах, а в отдельных случаях – псалмодирование и приближение к чтению (в таких случаях часто – использование приема «взрывной» согласной, а в моментах «читка» – утрированное произнесение слогов).

2. Нивелирование тембровой индивидуальности, пение «прикрытым» звуком, с минимальной вибрацией. По-возможности – с «уменьшенной плотностью», так называемой «мясистостью» голоса. Особенно это касается верхнего регистра, который должен по звучанию приближаться к светлому «ангельскому» детскому пению. Широкое использование фальцетного и «микстового» пения.

 3. Стремление к однородности звучания хоровой партии, «органности», создание при любой фактуре ощущения единения, соборности.

 4. Отсутствие «театральности», яркой индивидуальности в исполнении, даже в разделах песнопений, содержащих элементы тембризации и концертирования.

 

2.3. Проблемы обучения детей церковному пению

    В нынешнее время при многих храмах действуют воскресные школы для детей, где их знакомят с церковным пением, также певческие школы и кружки. Во многих возрожденных православных средне - образовательных учебных заведениях (типа гимназия, колледж и др.) есть предмет "Церковное пение", а также в некоторых ДШИ - отделения православного хорового пения, которые работают по лицензионным образовательным авторским программам (см.Приложение 2). Из учеников, перечисленных выше православных организаций, составляются детские хоры, принимающие постоянно или эпизодически участие в богослужениях посредством исполнения на клиросе всего положенного богослужебно - певческого материала или отдельных его частей.

    Важно отметить, что в деле обучение церковному пению детей  можно выделить разные задачи и стороны этого обучения: религиозно-просветительские, нравственно-воспитательные, историко-культурные, дидактические и другие.

    Профессиональное же обучение детей развивается в настоящее время главным образом по двум направлениям: во-первых, это обучение на основе специального музыкального отбора детей, большею частью с чисто концертно - хоровым уклоном; во-вторых, это профессиональное обучение в собственном смысле этого слова - т.е. подготовка так сказать будущих кадров для пения на клиросе на основе специального музыкального отбора или без него.

    Какая главная проблема возникает при том или другом направлении профессионального обучения детей церковному пению? Это проблема непосредственно отражает вообще состояние православного церковного пения в России в настоящее время. Заключается она в "репертуарном" подходе к пению в храме, т.е. когда богослужение рассматривается с певческой точки зрения не как целостная система, в которой Слово выходит на первый план и принимает мелодическую форму при помощи так называемого принципа "распева", а становится (богослужение) набором музыкальных "номеров. В большинстве случаев эти номера не связанны между собою ни идейно, ни музыкально, а назначаются по произволению регентов, священнослужителей или других лиц.

   Каким же образом "репертуарный" подход к богослужению влияет на профессиональное обучение детей церковному пению? Влияет он таким образом, что это обучение в настоящее время протекает по принципу музыкального воспитания, где церковное пение рассматривается как определенная часть мировой музыкальной культуры;

 при этом главным отличием от чисто светского искусства являются богослужебные тексты и отчасти характер пения, но и его чаще всего определяет не смысл и содержание текста и его место в богослужении, а сложившаяся или произвольная музыкальная трактовка и различные исполнительские традиции, выражающиеся в конечном результате в определенной манере пения церковного хора.

  

   Но как объяснить детям, что богослужение не есть концертное последование церковной музыки, а есть молитва, есть единение Небесной Церкви и Земной. Как объяснить им, почему для данного богослужения выбрано данное песнопение сочинения такого-то автора или из такого-то "обихода" или такого-то распева или напева - т.е. как объяснить им принцип описанного выше "репертуарного" подхода к пению за богослужением?

   Значит, для воспитания у детей восприятия богослужения как молитвословия, облеченного в неразрывную систему пения и чтения, где одно проистекает из другого, и тем самым создается модель непрестанного ангельского славословия, необходим не "репертуарный", а целостный подход к обучению детей церковному пению, как профессиональному, так и непрофессиональному. А для того, чтобы нам осмыслить этот целостный подход, нужно обратиться, хотя бы в обучении детей, к принципу распева (богослужебных текстов), являющемуся именно такой целостной системой, которая мелодически отражает предписания и требования Православного Устава относительно богослужебного пения.

    В истории Русской Православной Церкви такая система существовала и была выражена в так называемом "столповом" или, другими словами, "основном" распеве, распространяющемся главным образом на изменяемые песнопения богослужения, мудро руководимые стройной и детально разработанной системой "осмогласия", формировавшейся в недрах церковной жизни посредством соборного творчества.

    Таким образом, именно система осмогласия, выраженная в нашем русском варианте в столповом распеве, остаточные явления которого наблюдаются теперь в так называемом "обиходном" пении, должна стать основой обучения детей церковному пению.

    Во-первых, это обучение должно проходит на начальном этапе, в рамках одноголосия, что во многом упростит, так сказать, "хормейстерскую работу" преподавателя, т.к. все учащиеся будут петь в один голос.

    Во-вторых, данный принцип обучения позволит объяснить, как теоретически, так и практически указания Устава относительно пения.

   В-третьих, обучение детей на данной основе будет формировать у них подход к богослужению с точки зрения пения как к целостной системе и отношение к храмовому пению не как свободному искусству, сопровождающему богослужение, а как способу прочтения богослужебных текстов, т.е. как к "распевному чтению" с различной степенью мелодического расширения; тем самым даст детям более глубоко понять особый Язык Богослужения Церкви, осмыслить Богослужение как пение, и пение - как Богослужение.

    В-четвертых, знание конструктивных основ столпового распева позволит детям ориентироваться в монастырских "обиходах", как одноголосных, так и многоголосных, фундаментом которых является именно этот распев.

 

    Однако, при данном принципе обучения в настоящее время нельзя уходить в крайность: нужно знакомить детей и с употребительными в настоящее время распевами и напевами, в особенности, если речь идет о неизменяемых песнопениях богослужения, а также исторически сложившимися "гласовыми напевками"- тогда это не даст большого разрыва между тем, что дети изучают на занятиях и что реально они слышат в храмах; то есть нужно постараться сочетать как "основной" распев, так и "поздние" распевы.

 

2.4.Особенности исполнения русской духовной музыки детским хоровым коллективом.

  В наше время вокально-хоровое воспитание детей осуществляется в детской музыкальной школе, хоровых студиях, общеобразовательной школе (на уроках музыки), в центрах эстетического воспитания. Хоровое пение, как сказано выше, - основа музыкального обучения и воспитания в школе. Оно является для массы учащихся активной и доступной формой музыкальной деятельности, в процессе которой наиболее органично развиваются музыкальные способности детей: слух, голос, музыкальное мышление и художественный вкус, артистизм и выразительность исполнения  Сегодня педагоги на занятиях по хоровым дисциплинам стараются всё больше использовать музыку религиозной традиции. Нет такого учебного хора, где в его репертуаре не было бы духовных произведений. Каждый руководитель, работая с детским хором, выполняет одновременно несколько задач:

  • обучение детей хоровому пению, необходимым вокально-хоровым навыкам и умениям;
  • знакомство с разнообразной хоровой музыкой, через постепенное освоение хорового репертуара;
  • увлечение детей коллективным творчеством.

    Так достигается основная цель педагога – воспитать в детях любовь к музыке. С песней дети знакомятся с самого раннего возраста, в музыкальной школе происходит знакомство с классической музыкой, а появление в репертуаре детского хора произведений духовной музыки во многом определяется выбором педагога. Духовная музыка написана необычным для детей языком, довольно трудна для детского восприятия и понимания, нуждается в особом разъяснении, имеет свои особенности, заключающиеся в определенном настрое на ее разучивание и исполнение; требует навыков пения а сарреlla.

    Включая духовную музыку в детский хоровой репертуар, наряду с классическими произведениями, обработками народных песен, современными хоровыми сочинениями, мы, несомненно, обогащаем

музыкальный кругозор детей, даем им возможность соприкоснуться

с русской  многовековой музыкальной культурой, открываем для них богатство содержания духовных песнопений, даем знания о церковном пении. Исполняя духовную музыку, дети становятся образованнее, нравственно чище, духовно богаче.

    Почему это происходит? Духовная музыка обращена к душе человека, именно она определяет культуру общества с древних времен и до наших дней. Духовная музыка – это наши корни. Божественное слово, озвученное музыкой, воспитывает детей в духе человечности. Несмотря на сложность исполнения духовной музыки, порой радует и удивляет с какой неподдельной простотой и естественностью дети своими «волшебными» голосами поют «почти родную» духовную музыку, создавая умилительный отклик в душе взрослых слушателей.

    Принципы работы хормейстера над произведениями духовной музыки те же, что и для любых хоровых сочинений: знакомство с произведением, осмысление содержания, разбор поэтического и музыкального текста, анализ трудностей для воплощения исполнительского замысла.

    При исполнении детьми произведений духовной музыки хормейстер должен учитывать следующие особенности:

Изначальным является богослужебный текст, который требует глубокого осмысления, а музыка, возникшая из божественного слова, лишь усиливает его воздействие, подчеркивает его суть.

На всем пути своего развития и до наших дней устойчивым принципом исполнения духовной музыки остается ее строго вокальный характер, пение а сарреlla (исключается применение в церковной службе музыкальных инструментов).

    Слово в духовной музыке наполнено звуком, интонацией, поэтому в православной службе очень большое значение имеет не только пение, но и особое напевное чтение.

Формообразование в духовной музыке обусловлено свободным текстовым ритмом, отсюда встречается несимметричный ритм, отсутствие размера и деления на такты, например в древнерусских песнопениях и духовных стихах.

    Определяющим звеном в структуре, форме духового сочинения часто является его роль и место в богослужении (Херувимская песнь, Милость мира и т.д.).

    Основным свойством духовной музыки является молитвенность. Эта особенность влияет как на внешнее звучание песнопения, так и на внутреннее его раскрытие: каждое слово должно быть пропето так, чтобы оно было услышано и понято.

    Для православного церковного пения характерно наличие гласов, которые являются основной церковного пения. Тексты духовной музыки написаны на церковно-славянском языке.

 

   Самое трудное для неподготовленного восприятия не прочитать по церковно-славянски, а понять значение читаемых слов. Церковно-славянский язык навсегда связан для нас с высоким слогом, с торжественным красноречием, как и сама духовная музыка.

    Основные принципы церковно-славянского языка:

  • слово произносится так, как пишется, т.е. побуквенно;
  • отсутствует редукция гласных в безударных слогах. Например, о и е в безударном положении читаются как [о] и [е], в то время как в русском литературном произношении они превращаются в [а] и [и] Господи, помилуй! А не Госпади памилуй;
  • буква е никогда не читается как ё (собственно, в старославянском алфавите буквы ё нет вообще), пример: имя Твое, а не Твоё; Тебе поем, а не поём;
  • буква г читается как согласный [гх] (как в южнорусских диалектах), а не как смычный [г] в русском литературном произношении; в позиции оглушения этот согласный превращается в [x] (это повлияло на русское произношение слова Бог как Бох);
  • окончание прилагательных -аго произносится как пишется, в то время как в русском -ого произносится как -ова, -аво, или –ава (пример: Его, а не Ево, нашего, а не нашева)
  • буквы ш, ж, щ, ч, ц произносятся как в русском языке;
  • Много слов в духовных песнопених оканчиваются на тся (например: святится, исправится, говорим как пишется, а не святица, исправица). Стараемся сразу такие слова не петь, а мягко нараспев отдельно проговорить, привыкнуть к произношению, чтобы «открытое» окончание не выделялось.
  • Пропевание, ся (радуйся, красуйся) должно быть мягким, слегка протяженным, не нарушающим округлость гласных.
  • Трудно дается детям побуквенное произношение следующих слов: даждь, сердце, рождшую, где есть согласный д.

    Чтобы дети легче осваивали непривычное для них произношение малознакомых или совсем незнакомых старославянских слов, надо осмысленно, с многократным повторением, спокойно, нараспев пропевать – проговаривать их. Например: Борогородице Дево, а не Богородица Дева; Благодатная Марие, а не Благодатная Мария. Требуется объяснение, что нам привычней сказать как не надо. Постепенно дети привыкают к церковно-славянскому произношению, пропеванию старинных текстов песнопений.

    Звук, несомненно, играет очень важную роль в исполнении духовной музыки. Он «призван» окрашивать Божественное слово. Петь нужно округлым, прикрытым, естественным звуком, без форсирования. Авторские указания к характеру, темпу духовных сочинений относятся и к звуковому воплощению (например, торжественно, проникновенно, молитвенно, спокойно, речитативно, радостно, свободно, легко, певуче, величественно и т.д.).

 

2.5. Современная русская церковная музыка

    Говоря о современной церковной музыке, нужно сделать четкое разграничение между богослужебным пением, употребляемым в Церкви и духовной музыкой, т.е. музыкой, написанной на церковные тексты, но стилистически являющейся музыкой светской, предназначенной для исполнения в концертной обстановке или на различных светских церемониях.

    В настоящее время появляются новые церковные песнопения. Авторы их большей частью регенты церковных хоров или музыканты-певчие. Прежде всего, появляются различные переложения, музыкальные аранжировки известных авторских или обиходных песнопений, различные новые гармонизации гласовых мелодий, сделанные для конкретного хора, конкретного певческого состава. Новые же композиции пишутся на основе мелодического материала знаменного и других распевов, а также на основе русской классической хоровой традиции.

    Интересный опыт в этом направлении имеется, например, на регентском отделении Санкт-Петербургской Духовной Семинарии и Академии. Проводится также работа по возвращению знаменного распева в его исконном звучании в богослужебное пение Русской Православной Церкви.

    В настоящее время в наших храмах преобладает полифония. От древнерусского напева мы уже отвыкли, хотя сейчас интерес к нему возрождается. Лучшие образцы современной церковной музыки продолжают традиции старинных распевов и творчества композиторов XIX в. Возрождение древнерусских традиций церковной музыки является одним из путей к облегчению понимания церковной службы верующими.   

  Самобытнейшая форма русского национального музыкального искусства — колокольный звон. Колокола, возвещающие о начале богослужения и призывающие к нему, — необходимая принадлежность православного храма. Впервые русские отлили колокол в Киеве в середине XII века, а в XIV веке достигло расцвета литейное искусство в Москве.

    Каждый звон имеет свое назначение — печальный, похоронный или возвещающий радость, праздник, победу, избавление от опасности. На Руси издревле известны два рода звонов: благовест (возвещающий благую весть), когда ударяют в один колокол или в несколько колоколов, но не вовсе одновременно, и собственно звон. Поочередный гармоничный перебор колоколов называют перезвоном. Звон нескольких колоколов в три приема — называют тризвоном или трезвоном. Всей Руси известны знаменитые ростовские колокола. В середине прошлого века протоиерей Аристарх Израилев сделал нотную запись колоколов, звучащих в до   мажорном ряду. Церковные колокола — свидетели истории Руси. В настоящее время искусство колокольного звона возрождается.

 

ГЛАВА 3. ДУХОВНО -  НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО.

3.1.Хоровое пение и духовное становление ребенка.

   По степени влияния на личность самого музыканта наиболее мощным из всех музыкальных жанров можно отметить хоровое пение. Во-первых, хоровое исполнительство предполагает единое коллективное взаимодействие почти всех проявлений высшей нервной деятельности человека (интонирование высоты звука, связанного со словом; следование ритмической организации музыкального произведения; соотнесение результатов своего певческого труда с результатами остальных хористов; единый духовный и эмоциональный настрой, многократно усиливающийся в результате совместных действий). Во-вторых, как просто песенный репертуар, так и культовые песнопения, всегда в своей основе имеют некую сверхзадачу – нравственно-воспитательную, если мы говорим о песне, и сакрально-духовную, если хор исполняет богослужебные песнопения. Осмысленное хоровое пение, т.е. пение, связанное с воспроизведением нотного текста, является вершиной коллективного музыкального творчества и требует от хориста не только хороших музыкальных и вокальных данных, но и высокой эрудиции, тонкого, порой на уровне души, осознания скрытых смыслов каждого исполняемого произведения.

    Одной из составляющей системы духовно-нравственных ценностей народов России можно назвать и хоровое исполнительство как феномен формирования личности человека на основе культурно-исторической идентичности. Хорошо известно, что пение, особенно хоровое – это верный показатель духовного здоровья нации. В дореволюционной России все обряды – рождения, венчания, погребения - сопровождались пением.

     Занятия пением имеют большую духовно-нравственную силу, которую можно увидеть не сразу, а постепенно, видя, как меняется человек, как он духовно обогащается, как раскрывается в нём богатство его души. Чтобы достичь хорошего, качественного вокального исполнения, которое бы заинтересовало слушателя, вызвало бы в нём энергетический, душевный подъём, нужно пройти не одну ступень вокальной подготовки и, самое главное, развить в себе глубину чувств внутреннего мира. Достигнуть исполнительского мастерства можно только кропотливым трудом.

    Хоровое пение как исполнительское искусство наиболее доступный и любимый вид детского творчества. Оно не требует каких-либо дополнительных затрат, так как человеческий голос универсален. Исполняя музыкальное произведение, ребенок не только приобщается к музыкальной культуре, но и сам создает музыкальную культуру, художественные ценности.  

    Хоровое пение – искусство уникальных возможностей, как исполнительских, так и образовательных.

    Оно всегда было, есть и будет неотъемлемой частью отечественной и мировой культуры, незаменимым, веками проверенным фактором формирования духовного, творческого потенциала творчества.

Хоровое пение с его многовековыми традициями, глубоким духовным содержанием, огромным воздействием на эмоциональный, нравственный строй как исполнителей, так и слушателей, остается испытанным средством музыкального воспитания.

    Участие в хоровом пении как совместном действии способствует преодолению имеющего место в детской среде индивидуализма школьников, обусловленного известными недостатками, присущими взаимоотношениям ученик – коллектив, и содействует развитию такой важнейшей черты характера как чувство коллективизма. Специфика хорового пения создает условия, при которых стеснительные, робкие, неуверенные в себя учащиеся, затрудняясь петь индивидуально, с удовольствием присоединяют свой голос к голосам товарищей. Не каждый ребенок музыкально одарен. Но во время  хорового пения каждый, чувствуя "локоть друга", способен раскрепоститься, а это важнейшее условие гармоничного развития личности.

    Участвуя в работе хорового коллектива, маленький человек проходит своеобразный курс истории музыки и вообще культуры. В его сознании формируется взаимосвязь исторических эпох и стилей в различных видах искусства. В процессе постижения всё более усложняющегося репертуара юный хорист вырабатывает вкус к высокому искусству, собирая поистине бесценный багаж эстетических впечатлений.

    Произведения русской и западноевропейской духовной музыки – огромный пласт культуры, необходимая составляющая не столько личностной культурного уровня, сколько духовности каждого человека, независимо от его религиозных взглядов и убеждений.

    В учебном хоре (а таковыми должны быть все детские хоровые коллективы) знакомство с духовной музыкой, на мой взгляд, необходимо начинать с народных Рождественских песнопений – колядок (см. Приложение 1). С одной стороны, большинство колядок является одним из разделов фольклора, а  с другой - это народные Рождественские гимны – своеобразное осмысление Евангельских событий. Новая эра начинает свой отсчёт от Рождества Христова. Путь к духовному становлению ребёнка тоже должен начинаться от этого величайшего исходного События.

Следующий этап (как учебный, так и духовно-нравственный) постижения всей глубины и красоты духовных песнопений – церковные гимны: «Свете тихий», «Ныне отпущаеши», «Богородице Дево, радуйся», «Единородный Сыне», «Блаженны» и многие другие (в том числе партесные тропари и кондаки Святым и двунадесятым праздникам). Каждый гимн, так или иначе, связан с Евангельскими или библейскими событиями, с историей страны и мира, что позволяет не только исполнять песнопение, но и говорить  

с детьми о Личности Христа, об истории христианства в России, а также обсуждать место и значение тех или иных праздников в жизни верующего человека.

    Тем более, что каждый из русских композиторов, работавших в области богослужебного пения, имел свою интонационную трактовку того или иного события, ставшего поводом для создания каждого церковного гимна. Исполнение западноевропейской духовной классики позволит расширить духовный кругозор детей, даст повод для сравнения духовных музыкальных традиций Запада и Востока. «Gloria» А. Вивальди, фрагменты из богослужебной музыки И. Баха, В. Моцарта, Л. Бетховена, И. Брамса, Ф. Листа и многих других композиторов – прекрасная певческая школа, возможность воспитать вкус к музыке, не призванной развлекать человека, но настраивающей на общение с Творцом и открывающей путь духовного совершенствования.

    В Православной традиции все песнопения исполняются без инструментального сопровождения, то есть a’capella. Пение без поддержки инструмента прекрасно развивает все хоровые навыки, но ещё позволяет настроиться душе каждого участника хора на особый возвышенный лад, когда действительно всё происходит и едиными устами, и единым сердцем.    Трудно утверждать, что каждый ребёнок, прошедший «хоровую выучку» не только на светских, но и на духовных музыкальных произведениях, станет непременно верующим человеком (тем более, что в наших школах обучаются дети разных национальностей и вероисповеданий), но взрастая под влиянием лучших образцов отечественной и зарубежной хоровой музыки, погружаясь в мир церковных богослужебных песнопений, впуская в душу Слово Божие и действительно Высокое искусство, дети смогут обрести духовные и нравственные ориентиры в жизни и, возможно, эти ориентиры, рано или поздно, приведут их к истинной вере.

 

   

3.2.Роль духовных песнопений в формировании

личности учащихся ДШИ

    Духовная музыка – это миросозерцание, воплощённое в песнетворчестве. Она выражает духовные идеалы, патриотические идеи, хранит в себе представления об истории России. Потенциал духовной музыки, несомненно, велик для становления развивающейся личности и раскрывается через ее функции: мировоззренческую, нравственно-эстетическую, коммуникативную.

   Мировоззренческая функция духовной музыки основана на специфическом осознании мира сквозь призму православных ценностей. Способность к культурной самоидентификации культурных ценностей православной традиции определяет человека как личность в общекультурном контексте. Приобщение к духовной традиции формирует целостную картину мира, способствует формированию национального менталитета.

     Нравственно-эстетическая функция направлена на формирование в сознании исполнителей и слушателей ценностей Православия, зафиксированных в Священном писании и нашедших отражение в текстах богослужебных песнопений.

   Коммуникативная функция обеспечивает духовную связь между участниками песнопения и слушателями специфическими средствами: текст песнопения несет большую смысловую нагрузку и ориентирует на принятие высших духовных ценностей; исполнение этой музыки требует особого внутреннего настроя, а также слаженности и взаимопонимания.

  Духовная музыка православной традиции обладает большими гносеологическими возможностями. В текстах служебных песнопений запечатлены события священной истории, нравственные подвиги святых.  Годовой круг богослужений несет участникам знания о библейских событиях и приобщает исполнителей и слушателей к определенным формам поведения. При этом познание как ценность выступает не в традиционном когнитивном контексте, а основано на эмоциональном восприятии, переживании и сопереживании, благодаря которым постижение духовной истины происходит на онтологическом уровне.

     Духовная музыка в отличие от других направлений музыкального искусства имеет свои отличительные особенности: особый внутренний настрой, отсутствие излишней эмоциональности. По мысли Иоанна Златоуста, «ничто так не возвышает и не окрыляет душу, не отрешает ее от земли, не избавляет от уз тела, не располагает любомудрствовать и презирать».
     Духовное искусство призывает человека к красоте мыслей, чувств, поступков, к внутренней дисциплине и гармонии с самим собой, окружающим миром. Духовная музыка  играет важную роль в жизни общества, выступая средством хранения и передачи накопленного людьми опыта. Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества.

    Открытость, искренний интерес детей к религиозному искусству, принятие духовных образов, которые содержат музыкальное и изобразительное искусство,  раскрепощённость, свободное самовыражение в исполнении песен с духовным содержанием, чистота, неподдельная искренность детей в своих высказываниях, чувствах – всё это даёт возможность глубже раскрыть внутренний мир ребёнка, его духовную природу.

    Духовная музыка эмоционально очищает, помогает избавиться от обид внутри нас, тяжестей в душе, накопленных ранее. Духовные песнопения, слушание духовной музыки, радость совместного духовного осознания, возможность в этом общении поделиться появившимся духовным опытом - всё это представляет своего рода систему духовной поддержки, такую же, как мы имеем в природе.

   Что даст детям приобщение к православной музыке? Во-первых, знание истории и истоков культуры своей страны.

    Во – вторых, духовная музыка, как синтез религии и искусства, служит средством эстетического воспитания.  Она поможет обратить детей к совести, добру, красоте, благородству, внутренней дисциплине, философскому осмыслению окружающего мира; будет способствовать развитию чувства любви и сострадания к человеку, внимательному и бережному отношению к природе, милосердию.

    В-третьих, с введением в урок духовной музыки слуховой опыт детей пополнится новыми интонациями, образами, отличными от фольклора и классической светской музыки. Через духовную музыку дети раскроют для себя высшую гармонию мироздания. Дети не только соприкасаются с нравственными, духовными ценностями, но и обретают свои собственные ценности в процессе самостоятельного поиска.

    Православная музыка решает сразу несколько задач связанных с воспитание детей:

  • воспитание музыкального вкуса учащихся, эмоционально-ценностного отношения к музыке, слушательской и исполнительской культуры учащихся;
  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности;
  • знакомство учащихся с народным музыкальным фольклором;
  • формирование музыкальной культуры как неотъемлемой часть духовной культуры;

    Духовно-нравственное воспитание способствует формированию:

  • нравственных чувств (совести, долга, веры,  гражданственности, патриотизма);
  • нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);
  • нравственной позиции (способности различению добра от зла,  готовности к преодолению жизненных испытаний);
  • нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    И, в заключение, хотелось бы сказать, что сегодня к духовной музыке тянутся люди разных возрастов и профессий, и не только потому, что это красивая музыка – в ней скрыты глубокие национальные корни, это живой родник духовности, родник нравственности. Этические ценности, такие как вера, благочестие, добро, любовь, долг, бескорыстие, справедливость являются важнейшими составляющими православной духовной традиции, без которых немыслимо подлинное понимание и исполнение песнопений.  

    Русская духовная музыка, обладая силой языка Священного Писания и эмоционального воздействия, выражает особенное мирочувствование, миротворчество русского народа. Живое и соборное хваление Господа, идущее от русского православного народа самобытно. В русской духовной музыке мы найдем глубину нашей истории, и простор для возрождения.

     Феномен русской духовной музыки во многом определил русскую духовную традицию, повлиял на жизнь многих поколений русского народа. Произведения русской духовной музыки способствуют формированию культуры совести, утверждению мотивации развития души, становлению морали и обретению смысла жизни.

    Неоспоримы художественные достоинства церковных духовных песнопений. Прежде всего, это необыкновенная простота при богатстве их внутреннего содержания. Исполнители и слушатели, не отвлекаясь на внешние украшения и сложные гармонические обороты, полностью погружаются в содержание богослужебных песнопений. В основе исполнения лежит передача содержания текста, в основе восприятия - сосредоточенность и умосозерцание.

   Православная духовная музыка ориентирована не на внешнюю красоту искусства, а на внутреннюю духовную красоту, основанную на этической составляющей. Православная духовная музыка гуманистична по своей природе, поскольку несет идею человека как «образа Божия». Это позволяет использовать нравственный потенциал духовной православной традиции в деле воспитания подрастающего поколения.

    Влияние православной духовной культуры на формирование личности носит комплексный характер, поскольку происходит воздействие на чувства, волю и сознание человека. Через исполнение песнопений передается духовный опыт человечества, реализуются высшие духовные потребности личности: в познании, в установлении гармонии с миром и самим собой, в ощущении счастья и решении вопроса о смысле жизни, в стремлении к идеалу и воплощении всех личностных стремлений.  

   Православная духовная музыка развивает духовные потребности личности, в том числе в познании, рефлексии, общении с родными и друзьями, природой, обусловливает поиск смысла жизни, счастья, стремление к идеалу. Воспитание духовной личности предполагает ориентацию на общечеловеческие ценности, национальную духовную культуру, философию, этику. Воспитание духовности является основой развития творческой индивидуальности личности педагога-музыканта.

    Ценность вокального искусства бесспорна и уникальна. Музыка – прекрасный воспитатель – и ценность её особенно велика в  воспитании духовного и нравственного  облика детей.

     Преимущества вокально-хоровой деятельности состоят в коллективном характере деятельности, являющимся мощным средством воспитания таких качеств, как толерантность, взаимоуважение, взаимопомощь, ответственность, коллективизм. Через исполнение духовных песнопений происходит осмысление нравственных норм и эстетических ценностей, как религиозного, так и культурного значения. Концерты духовной музыки способствуют возрождению и сохранению культурных ценностей.

     Хочется закончить словами педагога С.И. Миропольского: «Церковная, духовная музыка, открывая сердца для святых чувствований, способствует сохранению духовного и физического здоровья. Ведь духовная музыка – музыка, которая очищает душу, осветляет её, делая нас лучше».

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Аверина, Н.В. Русская духовная музыка в репертуаре детского хора / Н.А. Аверина. – М., 2001.
  2. Андгуладзе  Н. Homo cantor: Очерки вокального искусства. – М: «Аграф», 2003.
  3. Гавлюковская, А. В. Обучение церковному пению как фактор развития духовно-нравственной и художественно-эстетической культуры /  Молодой ученый. - 2010. № 8 (19) - Т.2.
  4. Галенков В. М. Русская духовная музыка: учеб. пособие для студ. средн. и высш. учеб. заведений культуры и искусства. – Краснотурьинск, 2007.
  5. Горина Т. К проблеме «церковности» богослужебного пения Русской Православной Церкви. – Петрозаводск: Библиотека ПГК, 2005. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: eparhia.onego.ru/ tanya05.htm.
  6. Гарднер И.А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви, том 1. Сущность, система и история. - М.: Православный Свято - Тихоновский Богословский институт, 2004.
  7. Дмитриев  Л.Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 2007.
  8.  Жданова Т.А. Организация учебного процесса в детском хоре: методическое пособие. – М.: МХШ «Радость», 2006.
  9.  Живов В. Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2003.
  10.  Жукова Т.В. Нравственно-эстетическое воспитание подростков в процессе внеурочной музыкальной деятельности. – Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, - 2000.
  11.  Кошмина И. В. Русская духовная музыка. История. Стили. Жанры. (Учебное пособие для студ. муз.- пед. училищ и вузов). М.: ВЛАДОС, 2001.
  12.  Кутузов Б. Об истинно церковном пении [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: www.patriarchia.ru/db/text/73387.html .
  13.  Леонтьев Д.А., Волкова Ю.А. Ценности в музыке и влияние музыки на личность. [Электронный ресурс]. URL: http://www. referat.yabotanik.ru/muzyka/cennost.
  14.  Мартынов В. И. История богослужебное пение: учеб. пособие. М.: РИО Федеральных архивов; Русские огни, 1994.
  15. Матвеев Н. Хоровое пение. – М.:1998.
  16.  Медушевский В.В. Духовно–нравственное воспитание средствами музыки.  (Спецвыпуск «Музыкант–педагог») – 2001.

Морозов В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. - ИП РАН, МГК. им. П.И. Чайковского, Центр  «Искусство и наука». М.: 2002.

  1.  Никольская-Береговская  К.Ф. Русская вокально-хоровая школа: От древности до XXI века: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  2.  Рогачева  М.А. Русская вокальная школа как феномен культурного синтеза  //http://www.rostcons.ru/intconf_2008/mat_rogacheva.htm.
  3. Трубин Н. Г. Духовная музыка: Учеб. пособ. для студ. высш. и сред. муз.- пед. учеб. заведений. - Смоленск, «Смядынь», 2004.
  4. Чугунова, Л. А. Развитие духовных ценностей студентов педвуза посредством духовной музыки: дис. канд. пед. наук / Л. А. Чугунова. — Саратов, 2003.
  5.  Шаров Ю. Проблемы формирования духовных потребностей. М.:1970.
  6.  Шибина, Н.Е. Русская духовная музыка в репертуаре детского хора [Электронный ресурс] / Н.Е. Шибина. – Элетрон. дан.  – Режим доступа:http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2011/12/11/russkaya-dukhovnaya-muzyka-v-detskom-khore.