Тематическое музыкальное занятие «Зимний лес» в старшей группе


Автор: Журавлева Татьяна Владимировна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

Тематическое музыкальное занятие «Зимний лес» в старшей группе

Краткое описание работы: В моей работе представлено музыкальное занятие на тему "Зимний лес". Занятие рассчитано на старший возраст.

 

    Цель занятия:

  • учить детей сравнивать контрастные по настроению и содержанию картины и стихотворения и соотносить их с музыкальным произведением;
  • развивать у детей ощущение и восприятие сильной доли и затактового построения фразы;
  •  продолжать воспитывать любовь и интерес к музыке;

 

 

Оборудование:   портрет П.И.Чайковского;

                           2 контрастные по содержанию картины;

                          «волшебный мешочек»;

                          музыкальные инструменты (бубен, 2 маракаса, коробочка, пара ложек, аккордеон, металлофон);

                          CD с записями музыкальных произведений;

                          нотное приложение;

 

 

Дети входят в зал под веселую музыку. Останавливаются, образуя круг. Музыкальное приветствие «Добрый день» (создание положительного эмоционального настроя), обратить внимание на гостей.

 

     Музыкальный руководитель: Ребята, я хочу вас сегодня пригласить в зимний лес, который полон чудес!

    Дети под музыку («Декабрь» П.И. Чайковского) идут по залу  за музыкальным руководителем «змейкой».

    Музыкальный руководитель: Ребята, а что за прекрасное произведение сейчас прозвучало? А кто автор этого произведения? (ответы детей)

    - Ребята, вот мы с вами и попали в сказочный лес! В этом лесу всегда происходят чудеса! Вот сейчас я закрою глаза и на этой полянке вырастет много-много ёлочек! (Музыкальный руководитель закрывает глаза, в это время дети «рассыпаются горошком» по залу) Как много красивых, высоких, стройных елочек!

                          Как красиво в лесу! В таком лесу  мне приятно гулять!

(Музыкальный  руководитель проходит между елочками – прогуливается)

    - Елочки-красавицы, какие красивые у вас иголочки! Давайте похвастаемся своими иголочками.

     Дети вместе с педагогом повторяют фразу: «Елочка, елочка, зеленая иголочка!» (работа над дикцией) (произношение текста с четкой артикуляцией) (проговорить шепотом, медленно и в быстром темпе)

 

    - Ой, посмотрите-ка на небо! По нему плывет большое облачко, на котором сидят снежинки. Они смотрят на ёлочки свысока и поют песенку.

 

РАСПЕВАНИЕ «Снежинки на облачках»

 

    - Снежинки сидели на облачке, да и упали на землю! Вот падает одна снежинка, вот вторая, третья!

 

РАСПЕВАНИЕ «Падают снежинки»

 

                        Снежинки спускаются с неба все ниже и ниже.

                        Сугробы пушистого снега – все выше и выше.

Падали снежинки, падали и покрыли землю белым покрывалом – снежком! Как мне хочется покататься на  лыжах, саночках! Закрою я сейчас глаза и  мое желание исполнится!  А хочу я увидеть своих ребяток, которые дружно стоят в кругу и ждут меня кататься! (дети встают вокруг елочки) Вот сейчас мы с вами и покатаемся и на лыжах, и на саночках.

 

ПЕСНЯ-ИГРА «Что нам нравится зимой?»

 

    - Мы играли, танцевали и немножечко устали! Ой, какой сильный поднялся ветер! (деревья качаются) Ребятки, кажется, метель начинается! Давайте превратимся в снежинок и скорей полетим на пенечки!

                           Летите, легкие пушинки,

                           Белоснежные снежинки.

                           Полетайте, распушитесь,

                           Вокруг елки покружитесь,

                           На пеньки скорей садитесь.

    Дети под музыку («Декабрь» П.И. Чайковского) летят на стульчики-«пенечки».

СЛУШАНИЕ:

    (Цель – учить детей сравнивать стихотворения, картины, близкие и контрастные по настроению и соотносить их с музыкальным произведением)

 

    Музыкальный руководитель: Снежинки прилетели на пеньки и превратились в послушных ребят. Ребята, вы замечали, что когда вы просыпаетесь утром и смотрите в окно, то обычно вас ласково встречает солнышко, но бывает и по-другому: хмурые тучи обволокли небо, льет дождь или злится метель зимой. Когда мы с вами шли в лес, было в лесу солнечно и спокойно (об этом нам подсказало произведение П.И. Чайковского – «Декабрь»). А что же сейчас происходит в лесу? В этом нам снова поможет музыка, и мы послушаем с вами другое произведение П.Чайковского – «Зимнее утро». Послушайте это произведение и скажите, какое настроение передано в ней, какая музыка по характеру. (прослушивание пьесы)

   Дети: Пьеса хмурая, вьюжная, тревожная.

    Если дети затрудняются с ответами предложить поиграть в игру «Поймай музыку», педагог предлагает варианты ответов на поставленный вопрос, а дети либо «принимают» (жестом), либо «не принимают» предложенные варианты.

 

   Музыкальный руководитель: Молодцы, а сейчас я прочитаю вам два стихотворения. Попробуйте их сравнить с музыкой и сказать, какое стихотворение близко к этой пьесе.

 

Разгулялась вьюга,

Наклонились ели

До земли. С испугу

Ставни заскрипели.

А в окно снежинки

Мотыльками бьются,

Тают, и слезинки

Вниз по стеклам льются.

А снежинок стая

Все в окно стучится

И слезами, тая,

По стеклу струится.

                    (С.Есенин)

 

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В холодное стекло.

Где летом пели зяблики,

Сегодня – посмотри, -

Как розовые яблоки,

На ветках снегири.

Снежок скрипит под лыжами,

Летит, как легкий пух.

И ловит Жучка рыжая

Веселых белых мух.

            (З. Александрова)

(Ответы детей: к прослушанной музыке ближе стихотворение №1 С. Есенина)

   Музыкальный руководитель:  Да, в музыке П. Чайковского, как и в стихотворении С. Есенина изображается метельная, снежная, ненастная картина. Музыка быстрая, вьюжная, иногда жалобная.

    - Кто расстроился, что на улице метель метет? Эй, кто там грустит?... Ребята, из какой песни эти слова? Кто угадал? Конечно, эти слова из песни «Новогодний хоровод». Давайте поиграем с вами в игру: я буду начинать песенку, а вы продолжать ее.

ПЕСНЯ «Новогодний хоровод»

 

    Музыкальный руководитель:  Ля-ля-ля-ля…(напевает мелодию песни «Наша елка»). Угадали мелодию? В этой песенке звуки летят как искорки в разные стороны! (Педагог обращает внимание на скачкообразный характер мелодии, отработка наиболее трудных интервалов) Покажите, пожалуйста, как искорки летят.

ПЕСНЯ «Наша елка»

 

     Музыкальный руководитель: Песни пели мы на диво, очень громко и красиво!

                                                            А теперь пришла пора поиграть нам, детвора!

                                             Вы в снежинки превратитесь, в круг скорее становитесь!

- Какая чудесная полянка! Сколько снегу намело! Не зря метелица злилась! Давайте лепить снежные комочки!

 

ПСИХОГИМНАСТИКА «Снежный ком»

 

Мы катаем снежный ком,

                                                  Белый снежный ком.

     Мы построим снежный дом,

                                                  Белый снежный дом.

 

(Заранее приготовлены  музыкальные инструменты: бубен, 2 маракаса, коробочка, ложки, металлофон, аккордеон. Закрыть их тканью.)

    Музыкальный руководитель: Покажите, ребята ваши слепленные комочки! Какие большие, кругленькие! А я слепила вот такой ком! (показывает) Поиграем с ним?

(В это время дети – «музыканты» заранее берут свои инструменты, им помогает педагог, а  дети вместе с воспитателем по считалке выбирают ведущего в игре.)

 

Считалка «Снежный ком»

 

Снежный ком мы все катаем,

                                               До «пяти» мы все считаем –

                                               Раз, два, три, четыре, пять –

                                               Тебе игру начинать.

 

ИГРА «Передача снежного комочка»  

    (Цель: развивать плавность и ритмическую четкость движений, самостоятельно менять движения (на 2-ю часть музыки). Развивать ощущение и восприятие сильной доли и затактового построения фразы. Учить детей выполнять «свое» танцевальное движение, не повторяя движений других частей)

    Музыкальный руководитель: А мне помогут мои маленькие музыканты! Я приготовила для вас инструменты, но пока мы с вами лепили снежные комочки, их укутал снежок! А мы снежок смахнем и инструменты найдем!

 

                        Ребята, вам понравилась игра моих маленьких помощников?

                          Какие молодцы! Ах, какой чудесный ком! Интересно, что же в нем?

                        Этот ком непростой, в середине не пустой.

                        В нем подарки лежат для хороших ребят!

                        Снежный ком, развались и в подарки превратись!

 

Раздача подарков детям.

 

    Музыкальный руководитель: Пришло время нам прощаться! Вам понравилась наша прогулка в зимний лес? Вам было весело или грустно? Как попрощаемся: в мажоре или в миноре? (ответы детей)  До-сви-да-ни-я!