Особенности проведения музыкальных занятий с детьми раннего возраста


Автор: Кочнева Людмила Николаевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические рекомендации

Особенности проведения музыкальных занятий с детьми раннего возраста

Краткое описание работы: Рекомендации для музыкального руководителя

 

Музыка открывает ребенку мир прекрасного, приобретает его к духовной красоте. Оказывает воздействие на развитие его творческих способностей. Трудно представить себе всестороннее развитие детей без музыки. Даже самые маленькие дети небезразличны к звучанию простой мелодии на металлофоне, дудочке, гармошке.

Первые три года жизни – это период становления ребенка: многие навыки и привычки, приобретенные в раннем возрасте, остаются на всю жизнь. Музыка, даже у самых маленьких детей, вызывает приподнятое настроение, радость, восхищение. Именно в этом возрасте можно научить детей любить музыку, развивать у них умение слушать и понимать ее.

Музыкальные занятия лежат в основе работы с детьми раннего возраста, в развитии музыкальных способностей детей.

Программа по музыкальному воспитанию предлагает материал, соответствующий возможностям детей раннего возраста. С года входит музыка для слушания - коротенькие песни и инструментальная музыка для подпевания и пения, музыка для движений. Простые напевные мелодии хорошо запоминаются детьми (слова песен интересны и поняты детьми). Содержание занятия соответствует не только возрасту, но и возможностям детей. Если материал неинтересный или трудный, дети неизбежно будут отвлекаться, плохо воспринимать материал.

При проведении занятия очень важен личный контакт с детьми. Работая с детьми раннего возраста, педагог должен быть очень эмоционален и в то же время спокоен, т.к. возбуждение легко передается детям.

Чтобы музыкальные занятия дали по-настоящему хорошие результаты, необходимо всегда художественно, эмоционально и выразительно исполнять весь музыкальный репертуар, тогда дети будут слушать музыку с наслаждением, очень эмоционально реагировать на нее.

Работа с детьми раннего возраста очень специфична, т.к. дети приходят в детский сад из дома, для них обстановка и режим детского сада непривычны. При виде нового человека они пугаются и плачут. Поэтому целесообразно, сначала просто познакомиться с детьми, поговорить с ними, понаблюдать за их игрой. Обычно дети быстро привыкают к музыкальному руководителю, поэтому радостно идут на музыкальное занятие.

У большинства детей данного возраста совершенно не развито слуховое внимание. Учитывая это, следует на первых занятиях знакомить детей с различными музыкальными инструментами-игрушками: дудочка, погремушка, гармошка, исполняя коротенькие мелодии различного характера (колыбельная, танцевальная). Мелодии необходимо сопровождать действиями с игрушкой (кукла спит – танцует).

Необходимо использовать стремление детей к самостоятельности.

Малыши выполняют задания сами, если требования им понятны и посильны. На протяжении всего занятия нужно следить за детьми, помогать более слабым, но никогда нельзя делать за ребенка (взять его руки, похлопать ими). Репертуар к занятию необходимо подбирать с постепенным усложнением, начинать от более простых песен, игр и танцев, где имеют место звукоподражание кошечке, собачке, лошадке. В танцах дети учатся танцевать со взрослыми, держась за обе руки, а затем с детьми группы (парами). Очень важно, чтобы одно и тоже движение встречалось в разных плясках и играх. Например, хлопки в ладоши, усвоенные в песне «Ладушки», встречаются в пляске «Потанцуем вместе».

Каждый выученный танец или игру рекомендуется повторять несколько раз в течение года. Нужно добиваться, чтобы дети выполняли движение в такт музыки и самостоятельно, а не только с взрослыми. Это очень важно, потому что на 3 году жизни ребенка основным регулятором движения является инструментальная музыка.

 Каждое занятие с детьми раннего возраста следует строить в игровой форме, как маленький спектакль, в котором малыши являются и зрителями, и исполнителями. Они смотрят инсценировки, в которых участвуют различные персонажи – кукла, котик, собачка, а затем играют и пляшут с ними.

У детей 2 и 3 года жизни расширяется круг представлений о внешнем мире, и они с удовольствием на занятии играют в  «зайчика» и «мишек», «птичек», передавая особенности их действий: птички летают, мишка идет тяжело, неуклюже. Действия детей нужно сопровождать или показом, или краткими указаниями.

Особое место на музыкальных занятиях имеет слушание инструментальной музыки – фортепианных пьес, передающих образы: мишка, зайчик, дудочка и т.д. Необходимо обращать внимание детей на средства музыкальной выразительности (высокий регистр – играет дудочка, легкое, отрывистое звучание – играет зайчик). Слушая такую музыку у детей важно создать эмоциональный настрой, вызвать к нему интерес. Большое значение для лучшего усвоения музыкальных произведений имеет систематическое их повторение. Если дети слышали пьесу 1 раз, они ее быстро забудут.

Таким образом: Построение занятий заключается в чередовании различных игр, попевок, игровых упражнений и т.д. Тем не менее, в процессе этих занятий ведется постоянная и содержательная работа. Чередование материала выстраивается следующим образом: вначале надо привлечь внимание детей, заинтересовать, затем предложить более сложное задание, позднее сделать акцент на более эмоциональной, подвижной игре, пляске и к концу – вновь успокоить, собрать всех детей, чтобы закончить занятие.