Малые формы фольклора в работе с детьми дошкольного возраста


Автор: Девяткова Татьяна Петровна

Предмет: Музыкальный фольклор

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

Малые формы фольклора в работе с детьми дошкольного возраста

Краткое описание работы: Рекомендации для музыкального руководителя

Малые формы фольклора  в  работе

с  детьми  дошкольного  возраста

 

    Русский фольклор – душа русского искусства. С молоком матери ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства.

Детство – период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребёнок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети ясельного возраста очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Потому наша задача состоит в том, чтобы привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.

Так что же означает слово «фольклор»?

 

Фольклор (устное народное творчество - от английских слов «Folk» -народ, «Jore» -знание) – народная мудрость, народное знание, выраженные в словесном творчестве.      Термин «фольклор» появился в 1846 г. в Англии. Устное народное творчество – это все то, что люди передавали из уст в уста, от одного человека к другому, от поколения к поколению на протяжении веков. Устное – нет письменных источников (тогда не было печатных книг, поэтому существуют варианты разных произведений.

 

Малые жанры фольклора — это небольшие по размеру фольклорные произведения, которые можно назвать детским фольклором. К ним относятся: колыбельные песни, частушки, песни, прибаутки, сказки, потешки, заклички, былины, предания, легенды.

Детский фольклор – это особая часть народной культуры, которая выполняет важнейшую роль в жизни каждого народа.

Фольклорные произведения оказывают благотворное влияние на общение. Доброжелательные подтрунивания, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок – эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.

Что же относится к детскому фольклору?

 

Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

Заклички – обращение к явлениям природы (солнц, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Народные игры, колыбельные песни, русские народные сказки.

Хотелось бы немного рассказать о применении русского народного фольклора в общении с детьми. Для того,чтобы вызвать у ребёнка радость, двигательное возбуждение, используются пестушки.  Они поются естественно и просто, сохраняя натуральный тембр голоса. Пестушки всегда удовлетворяли потребности ребенка в тактильных движениях – почти все дети любят, когда их поглаживают по головке, ручкам, плечикам, прижимают к себе близкие люди – это язык эмоционального общения.

Малыш открывает глаза, и для него начинается новый день. Дайте ему заряд любви и ласки с самого утра: подойдите к нему, присядьте на кровать, погладьте его, обнимите, поласкайте, приговаривая одну из пестушек. Такое пробуждение даст вашему ребёнку заряд радости и бодрости на весь день.

Ручки-ручки – потягушки

И ладошки – похлопушки.

Ножки-ножки – топотушки,

Побегушки, попрыгушки.

С добрым утром, ручки,

Ладошки и ножки,

Щёчки-цветочки – Чмок!

Занятие музыкальное начинается  обычно с распевания детей, при этом используются различные песенки распевочки, в том числе забавные песенки-прибаутки  «Андрей-воробей», «Чики-чикалочки», «Дроздок» и т.д.

В раннем детстве ребенок еще не способен к разнообразной деятельности, и поэтому незаменимым средством его развития становятся потешки, сопровождаемые пальчиковыми играми.

 Потешка – это песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребенка. Потешки сопровождают рост и развитие детей. Самые известные из них — «Коза рогатая», «Ладушки», «Сорока».

Пестушки и потешки оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты.

        Иногда девочки не любят расчесываться. И можно вместе рассказать такую потешку:

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, коса, не путайся -

Маму, дочка, слушайся.

 

           Когда укладываете  ребёнка спать, спеть ему колыбельную песенку. Дети охотно её слушают, память наиболее ценно охватывает и заполняет интонационные обороты, мотивы. Колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребенка успокаивающе. Этому способствуют плавная мелодия, ритмическое сочетание слова и движения. Поэтому пение колыбельных песен ребёнку имеет большое значение в его музыкальном воспитаниии, в развитии творческого мышления, памяти, становлении уравновешенной психики.

       Пестушки, потешки, колыбельные песни, сказки, народные игры играют огромную роль в духовном развитии человека, в его нравственно-эстетическом воспитании. Маленьким детям ещё не доступно в полном объёме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребёнка Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живёт, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями, друзьями. От того, что слышит и видит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему.

            Результатом работы педагога являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение детей, которое помогает овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, дает возможность  побегать, попрыгать, т. е.  всесторонне  развивает ребенка.