МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД.


Автор: Сулейманова Ольга Николаевна

Предмет: Музыка

Класс: Педагоги

Тип материала: Лекция для родителей

МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД.

Краткое описание работы: Музыка, является самым чудодейственным средством для облегчения адаптации детьми этот сложный период.

МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД.

      «Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

В.А. Сухомлинский

   Адаптация к ДОУ – тяжёлое время для каждого ребёнка. Это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и период, когда закладываются первоначальные способности, обусловливающие возможность приобщения ребёнка к различным видам деятельности. Вступая на первую ступеньку своего развития, ребенок испытывает стресс. Очень сложно пережить расставание с родителями, освоить непривычную обстановку. У ребенка начинается другая жизнь с новыми правилами и отношениями. Взрослым необходимо помочь преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в ДОУ.
Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный. Дети с разным типом нервной системы адаптируются по-разному:

      -одни–безутешно-плачут,
      -другие – отказываются общаться с детьми и                                

       воспитателем,
      -третьи–реагируют-достаточно-спокойно.
       Важно не просто наладить контакт с детьми в адаптационный период, но и помочь ребёнку войти в новый, непривычный для него мир дошкольной организации.
      Музыка в адаптационный период используется как фактор, улучшающий эмоциональное состояние и самочувствие ребенка. Период адаптации может длиться от одной – двух недель, до трёх – четырёх месяцев и зависит от многих причин: от возраста, состояния здоровья ребёнка, от особенностей нервной системы. Музыкальная образовательная деятельность проводятся 2 раза в неделю. 
      Музыка – источник особой детской радости. В младшем дошкольном возрасте ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал. Важнейшей задачей музыкального воспитания детей младшего дошкольного возраста является формирование музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.

            На этом фундаменте ярких музыкальных впечатлений, образов, характеров базируется и развитие активности в детском музыкальном исполнительстве, и музыкально-творческие  проявления детей.
     Дети младшего дошкольного возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают иногда больше, чем взрослые люди. И вот здесь бесценную помощь оказывает музыка. Сила ее заключается в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно; достаточно только сыграть грустную мелодию, и дети начинают понимать состояние печали с первых-тактов.
       Музыка, пожалуй, является самым чудодейственным средством для облегчения адаптации детьми этот сложный период. Включая в работу коллективные игры с речевым сопровождением - они создают положительный эмоциональный настрой. Это песенки, марши, хороводы, колыбельные. Ребенок дошкольного возраста живет больше чувствами, чем разумом – все воспринимаемое им окрашивается эмоционально ярко и это создает готовность к глубокому усвоению мира. Это - колыбельные песни, потешки , прибаутки, сказки. На музыкальных занятиях это помогает ребенку справиться со стрессовой ситуацией, в которой он находится в самые первые дни посещения детского сада, когда мамы и папы нет рядом. Мелодии очень просты по содержанию и понятны ребенку этого возраста и отражают окружающий его мир.

            Они исполняются медленно, повторяется, как правило, одна музыкальная фраза и звукоподражание в этих мелодиях создают для ребенка яркий образ и глубокий эмоциональный отклик. Повторяя за взрослым потешку, запоминая интонацию потешки, сопровождая ее определенными движениями и жестами, дети тем самым развивают мышление, речь, память.
      Плачущие дети, вовлеченные в коллективное действие, переключаются на положительный эмоциональный настрой. Внимательно слушая слова потешек, дети с удовольствием играют в ладушки, двигаются в такт песенке. А дети, находящиеся в стороне от общего коллектива, не настроенные общаться, преодолевают  барьер замкнутости и, вовлекаясь в  коллективные песенки, игры, идут на контакт с детьми и взрослыми.
Особое внимание уделяется пальчиковым играм.

      Чем раньше дети начинают владеть движением пальчиков, тем раньше и быстрее они начинают говорить. Игры концентрируют внимание, развивают умственно, дают хорошее начало творческим представлениям о мире. 
             Музыка помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний, способствует созданию благоприятного эмоционального фона, совершенствованию восприятия, снятию мышечного напряжения, развитию мелкой моторики, обеспечивает более легкую адаптацию к новой среде.