Развитие вокальных способностей детей старшего дошкольного возраста на основе использования элементов ТРИЗ и мнемотехники


Автор: Григорьева Анна Ивановна

Предмет: Вокал

Класс: Педагоги

Тип материала: Исследовательская работа

«Развитие вокальных способностей детей старшего дошкольного возраста на основе использования элементов ТРИЗ и мнемотехники»

Краткое описание работы: вокальное развитие детей старшего дошкольного возраста

 

Развитие певческих навыков является одной из задач музыкального воспитания в детском саду. Песня звучит на утренниках, развлечениях, она сопровождает игры, танцы, хороводы – она одна из моментов творческого проявления у детей. Да, хорошо, когда дети знают много песен, но вопрос, как они поют тоже важен. Ведь зачастую, дети не понимают, о чем они поют, а исполняют так называемое «автоматическое пение». И поэтому обучение должно носить не только количественный, но и развивающий, творческий характер.

Основной целью моей работы является формирование у детей старшего дошкольного возраста осознанного пения посредством использования элементов ТРИЗ и мнемотехники.

Для того, чтоб подвести ребенка к более осознанному пению, т.е. чтобы он эмоционально прочувствовал и передал характер песни, ощутил отношения между звуками, мог воспроизвести правильно мелодию голосом, прочувствовал эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводил   его мною была сделана попытка использования элементов ТРИЗ и мнемотехники для развития вокальных способностей детей на основе якутского песенного репертуара. В занятиях по обучению звуковысотному и ритмическому соотношению применялась методика И.Е.Домогацкой, которая посредством знакомых образов развивает ассоциативное мышление ребенка.

Работа с детьми вокального кружка «Күн бытархайа» проводится с октября по май текущего учебного года, с охватом 15 – 20 детей 5 – 6 летнего возраста. Хочу отметить, что набор в кружок осуществляется по желанию детей. Так что в группах занимаются дети с разными музыкальными способностями. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Работа по развитию музыкальных способностей детей проводится в 4 этапа:

  1. Определение уровня развития вокальных способностей.
  2. Обучение звуковысотному и ритмическому соотношению звуков.
  3. Разучивание и пение песен с использованием элементов ТРИЗ и мнемотехники.
  4. Вторичное обследование детей для выявления эффективности проведенной работы.

В основу идеи легли основные принципы обучения детей пению. Но большой упор делается на принцип наглядности и сознательности.

После выявления начального уровня работа ведется по четко разработанной системе занятий, включающая в себя 4 этапа:

  1. Занятия по развитию ладового чувства (5 занятий)
  2. Занятия по развитию слухового представления (% занятий)
  3. Занятия по развитию чувства ритма (2 занятия)
  4. Разучивание песен с использованием элементов ТРИЗ и мнемотехники (на разучивание одной песни 4 занятия)

Об эффективности проводимой работы можно судить по успешным выступлениям детей, занимающихся в кружке на республиканских, зональных, улусных конкурсах. Где дети неоднократно занимают призовые места.