Использование музыкальных форм и видов, как средство ранней профориентации детей дошкольного возраста.


Автор: Масейкин Виталий Анатольевич, Масейкина Оксана Петровна

Предмет: Музыка

Класс: Педагоги

Тип материала: Доклад

Использование музыкальных форм и видов, как средство ранней профориентации детей дошкольного возраста.

Краткое описание работы: Разновидности музыкальной деятельности

"Использование музыкальных форм и видов, как средство ранней профориентации детей дошкольного возраста"

 

В современный период развития общества одним из важных вопросов, является вопрос - выбора профессии. Как выбрать ту, которая приносила бы удовольствие и самореализацию?

 Конечно выбор профессии – это не единовременное событие, а дело всей жизни, и возраст дошкольника можно расценивать как подготовительный "фундамент" для профессионального самоопределения в будущем.

 В настоящее время рынок труда представлен многообразием новых профессий, но подрастающему поколению сложно выбрать профессию своей жизни, ориентируясь на свои возможности и способности. В тоже время снижается престиж профессии музыкального руководителя в дошкольных учреждениях.

Роль музыкального руководителя в дошкольном учреждении огромна. От грамотной подачи музыкального материала, от правильного построения музыкального занятия и таланта музыкального руководителя зависит, сможет ли каждый ребенок найти возможность творческого самовыражения в каком либо виде музыкальной деятельности, насколько дети будут увлечены музыкой и сохранят ли это увлечение на всю жизнь и это увлечение в дальнейшем перерастет в профессию.

 Самой главной задачей по профессиональному самоопределению в дошкольном возрасте является создание доступной образовательной среды, помогающей формированию интереса к профессии музыкального руководителя. Чем шире представления ребенка о данной профессий, тем она становится привлекательнее для дошкольника.

Каждый вид музыкальной деятельности очень важен для ребенка, так как каждый из них несет своё воспитательное воздействие. Одним из главных видов музыкальной деятельности является слушание-восприятие. Слушание музыки подразумевает разучивание песни, пляски, партитуры для детсадовского оркестра.

 В первооснове формирования музыкального восприятия лежит выразительное исполнение музыкального произведения и искусное задействование педагогом разнообразнейших подходов и методов, содействующих уяснению содержания музыкального образа.

Слушание музыки является активнейшим внутренним механизмом собранности, требующим мобилизации чувствований, мысли и познавательных способностей дошкольников соединённых сопереживанием музыкального произведения. Ребенок переживает всевозможные чувства в связи с взаимодействием на него музыки и обдумыванием ее содержания. Это процесс эмоционально-образного постижения, поскольку реализовывается через художественно-музыкальный образ. В итоге сформировывается отношение к образу, которое в последующем переносится в реальность.

Иным видом музыкальной деятельности рассматривается детское исполнительство. Оно проявляется в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах и предугадывает перспективу у ребенка прочувствованно, фактически и искренне передавать настроение, характер музыки и свое собственное отношение к ней.

Пение - целеустремлённый процесс воспроизведения мелодии голосом и чувствования содержания песни. Это главный вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Петь могут и желают все дети, начиная с двухлетнего возраста. Исполняя песни, они глубже чувствуют музыку, активнее отображают свои эмоции. Подыскивая песни, логично учитывать возраст детей, их вокальные возможности, коэффициент музыкального развития, а также воспитательную направленность содержания песен. Содержание программных умений по пению вытекает из музыкально-теоретических основ хорового пения.

Музыкально-ритмические движения - это активнейшая деятельность, обуславливающаяся изображением характера музыки в движении. Музыкально-ритмические движения включают в себя музыкальные игры, пляски и упражнения. В системе музыкально-ритмического воспитания лежит выстраивание у детей возможности интерпретировать музыкальные образы и мастерства иллюстрировать их в движении.

Игра на детских музыкальных инструментах - металлофоне и ударных - плодотворна для саморазвития музыкальных способностей: музыкального слуха, чувствования ритма и музыкальной памяти. Игра на детских музыкальных инструментах активизирует музыкально-слуховые представления (ребенок подбирает по слуху, импровизирует), а также чувствование ансамбля (при коллективной игре в оркестре).

 Музыкально-дидактические игры - музыкально-сенсорная активизация ребенка, в процессе которой он тренируется опознавать свойства музыкальных звуков, музыкальные средства выразительности, музыкальные жанры.

Последующий вид музыкальной деятельности — детское музыкальное творчество. В дошкольном возрасте можно наблюдать лишь самые первоначальные его проявления, которые обуславливаются в мастерстве воссоздавать простейшие песенные импровизации; воспроизводить знакомые танцевальные движения, формируя новые варианты танцев, находить эффектные игровые движения для передачи разнообразных образов; бренчать на детских музыкальных инструментах.

 Еще один вид музыкальной деятельности — музыкально-образовательная, которая сориентирована на усвоение детьми упрощённых сведений о музыке, ее многозначительных тонкостях, а также приобретение определённого запаса навыков и умений в многообразных видах исполнительства. Музыкально-образовательный вид деятельности включает в себя сведения общего характера о музыке как виде искусства, о музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а также исключительные познания о способах исполнительства.

Анализ музыкальной деятельности доказал, что каждый из ее видов помимо общей эмоциональной отзывчивости реализует свое свойственное предназначение (служит стимулированием развития какой-либо музыкальной способности), и посему так значимо использовать все виды музыкальной деятельности в дошкольном детстве.

 Таким образом, все виды музыкальной деятельности обусловливаются использованиями музыкального воспитания и развития детей и исходя из вышесказанного можно с уверенностью говорить о том, что и для профессионального самоопределения.

Занятия музыкой в детском саду дает возможность развивать у дошкольника музыкальное восприятие при этом использование музыкальных игр может послужить способом направленным на профориентацию.

 Использование музыкальных игр, дает возможность выявлять и развивать у ребенка музыкальные способности: слух, чувство ритма и т.д. Параллельно у детей могут развиваться и танцевальные способности. Если проводить музыкальные игры для детей еще в раннем возрасте, в последующем можно избежать таких случаев, когда ребенок в малознакомой компании робеет и не может прочитать даже маленькое стихотворение, исполнить песню или показать танец.

Чтобы избежать проявления вышеописанных казусов, нужно создать комфортные условия для детской музыкальной деятельности и отдыха, тем самым позволить детям всесторонне совершенствоваться и быть раскованными. Участие в играх позволяет ребенку беспрепятственно контактировать с людьми, находить общие интересы и увлечения, благоприятствует приобретению и накапливанию конкретных знаний, игра чаще всего ориентирована на достижение соответствующих целей и задач. В музыкальных играх этой целью подразумевается формирование интеллекта, чувствования такта и ритма, музыкальной памяти, слуха, голоса, а так же творческой активности ребенка.

Одной из самых многогранных форм музыкальной деятельности являются праздники. Они позволяют раскрыть ребенку дошкольного возраста свои творческие возможности. Музыкальный праздник – это радостное и торжественное состояние души, вызывающее эмоциональный подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события. Тематика музыкальных праздников может быть самой разнообразной. Музыка совместно с другими видами искусства (живописью, литературой, хореографией) делает праздник эмоционально воспринимаемым, доступным и понятным, оказывает воздействие на всех участников, формирует у них эстетические чувства и идеалы. Погружаясь в атмосферу музыкального праздника, дошкольники приобретают новые знания, у них формируются новые умения в виде их самодеятельности и творчества.

Праздник - источник радостных впечатлений, праздник оказывает большое идейно-эмоциональное воздействие на внутренний мир ребенка. Музыкальные обряды на Руси всегда вызывали большой интерес как у старшего, так и у молодого поколения. Наши предки с большим желанием принимали участие в забавах, которые всегда украшались песнями, плясками и прочими обрядами для достижения веселого и радостного настроения. Принятие участия в музыкально-обрядовых играх в современной жизни может позволить дошкольнику вспомнить исконно русские традиции, подбодрить себя заводными песнями. Это игры для детей развивают не только музыкальные, но и творческие способности, которые помогут в организации и проведении детских праздников, устраиваемых во время народных гуляний.

Музыкальный кружок – творческое объединение людей, имеющих общий интерес в области музыкального искусства, на базе дошкольных учреждений, основной деятельностью которого, является овладение определенными музыкальными навыками и применение их в жизни.

На занятия в музыкальный кружок дошкольники приходят на добровольной основе. Занятия в музыкальном кружке прививают детям дисциплинированность, чувство долга и ответственности за общий труд, желание поделиться своими знаниями, умениями, в условиях совместной музыкальной деятельности, так же способствуют: развитию внутренних способностей к диалогу с культурой, расширению музыкального кругозора, развитию творческих способностей, оказывает благотворное влияние на развитие голоса, умения выстраивать плавную и непрерывную речь, формирует интерес к пению, обучает певческим навыкам, развивает слух и ритм, развивает музыкальные способности, приобщает дошкольников к выступлениям на сцене (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества), создает комфортный психологический климат и благоприятную ситуацию для достижения дальнейшего успеха. С помощью занятий в музыкальном кружке можно адаптировать детей к сложным условиям или ситуациям.

Музыкально-театрализованные представления, обыгрывание сцен музыкальных произведений занимают значимое место в музыкальном воспитании дошкольника. Театрализация дает возможность ребенку любого возраста и пола приоткрыть для себя склонность «играть» и тренироваться одновременно. Вышеназванный вид музыкальной деятельности легко доступен всем и производит благотворное влияние на творческое развитие дошкольника, его открытость, раскованность, позволяет освободить его от застенчивости и различных комплексов.

 По моему мнению музыкальную театрализацию в работе с дошкольниками нужно использовать с самого младшего возраста. Малыши с удовольствием участвуют в мини - сценках, имитируя повадки животных, их движения и голоса. К музыкальной театрализации желательно привлекать и воспитателей, которые будут, как и дети, играть роли героев сказок. Также целесообразно приобщать родителей к подготовке спектаклей, тем самым, сплачивая семью с творческой жизнью детей.

 Возможность импровизирования на музыкальных инструментах, исполнение песен, в танцах и музыкальной деятельности позволяет развивать в дошкольниках огромнейший интерес к музыкальным занятиям, трансформирует их из малоинтересной обязанности в развесёлое представление.

Музыкальная деятельность благоприятствует психоэмоциональному и физическому развитию ребенка, позволяет в рамках игры узнать немало нового, правила и традиции общества, в котором он живет.

Таким образом, музыкально-игровая деятельность, исполняет социализирующую функцию и тем самым дает толчок к дальнейшему развитию способностей ребенка и выбору профессии музыкального руководителя.

Подводя итоги вышесказанного, хочется обратить внимание на важность и огромную значимость использования этих видов деятельности в формировании профессионального самоопределения. Если у дошкольника сформировать стабильный интерес к музыке во взаимосвязи с определенными практическими навыками, обеспечивая ему успехи в выполнении заданий, тогда ребенок дошкольного возраста сможет самостоятельно организовать свою собственную музыкальную деятельность.

Таким образом, создавая и используя выше предложенные виды и формы музыкальной деятельности уже в дошкольном возрасте мы создаем условия для профессионального самоопределения воспитанников, осуществляем ориентацию детей на трудовую подготовку, влияем на выбор профессии, и способствуем решению задач образовательной системы в целом.

 

Список литературы

 

 

1. Демченко, А. Ю. Некоторые проблемы современного развития культурно-досуговой деятельности и народного творчества / А. Ю. Демченко // Культурно-досуговая деятельность и народное творчество. – М.: ГИВЦ МК РФ, 2003.

 2. Пономарев, В. Д. Игровая технология праздничного досуга / В. Д. Пономарев. – Кемерово: Прометей, 2010.

3. Фролова, Г. И. Организации и методика клубной работы с детьми и подростками: учебное пособие для студентов институтов культуры / Г. И. Фролова. – М.: Просвещение, 1986.