открытое музыкальное занятие


Автор: Айсиля Ураловна Уелданова

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Открытый урок

открытое музыкальное занятие

Краткое описание работы: занятие в детском саду для старшей группе направление музыка

 

Музыкальное занятие по направлению

«Художественно – эстетическое развитие»

на тему

«Путешествие по временам года»

с детьми старшего дошкольного возраста

 

Возрастная группа: группа старшего дошкольного возраста

Образовательная область: «Художественно – эстетическое  развитие»

Тема: Путешествие по временам года

Цель: формировать у детей творческие проявления во всех видах музыкальной деятельности

Программные задачи:

Образовательные:

- продолжать формировать умение выполнять музыкально – ритмические движения в соответствии с ритмом, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому темпу;

- закреплять у детей умение слушать музыкальное произведение, определять его характер; продолжать закреплять музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения; продолжать знакомить с музыкальными композиторами и их произведениями;

- продолжать знакомить с народными хороводами;

- продолжать формировать певческие навыки, эмоционально и выразительно передавать характер мелодии;

- продолжать формировать навыки исполнения танцевальных движений в вальсе;

- закрепить знания об изменениях в природе со сменой времен года и их характерными признаками.

Развивающие:

- развивать чувство ритма; продолжать формировать умение выполнять ритмический рисунок в музыкальной игре;

- развивать танцевальное творчество;

- развивать артикуляционный аппарат, умение отвечать на вопросы полным предложением, умение использовать в речи различные определения, описывая признаки  времен года;

-  развивать познавательный интерес;

- обогащать музыкальные впечатления детей, формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память.

Воспитательные:

- воспитывать любовь и интерес к музыке, формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической и народной музыкой;

- воспитывать умение выражать свои музыкальные впечатления в творческой деятельности.

Формы, методы и приемы работы:  музыкально – ритмические движения под ритмы барабана; организационный момент – музыкальное приветствие; показ; беседа; использование наглядного и раздаточного материала; слушание; чистоговорка; танцевальные движения; музыкальная игра «Бабочки»; пение; поощрение; индивидуальная работа; рефлексия.

Материал и оборудование: барабан, музыкальный центр, синтезатор; магнитная доска;  демонстрационный материал – портреты композиторов (П.И. Чайковский, М.И. Глинка, А. Вивальди, Н.А. Римский – Корсаков); аудиозаписи музыкальных произведений; дидактическое пособие «Круги Луллия»; раздаточный материал – бабочки, медальки.

Музыкальный репертуар: «Полет шмеля» Н.А.Римского - Корсакова, «Танец пастушков» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского, «Осень» А. Вивальди, «Зимний вальс» М.И. Глинка, «Детский вальс», «Весна» П.И. Чайковского, украинская народная хороводная песня «Веснянка».

  Ход занятия

1. Музыкально - ритмические движения под ритм барабана: марш, бег, ходьба. Дети стоят  в кругу.

         Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня у нас замечательный весенний день на улице, такая чудесная погода, светит солнышко,  так и хочется всем пожелать «Доброе утро!». А, вы, с каким настроением пришли сегодня на музыкальное занятие? Если у вас хорошее или отличное настроение – поднимите вверх руки и помашите, поприветствуйте друг друга.

2. Организационный момент в кругу – музыкальное приветствие «Я соседу «Здравствуй!» скажу».

         Музыкальный руководитель: Молодцы, поприветствовали друг друга, вижу, что настроение у вас радостное, бодрое. Поэтому хочу вам предложить отправиться в путешествие по временам года. Какие времена года вы знаете, назовите по порядку: лето, осень, зима, весна. Чтобы  определить, в какое время года мы с вами попали, нам  нужно будет хорошо слушать музыку, а потом найти автора – композитора  на «Волшебном круге». Сели все красиво, выпрямили спины.

3.  Слушание фрагмента из произведения «Полет шмеля» Н.А. Римского - Корсакова

         Музыкальный руководитель: Ребята, вы послушали отрывок произведения, кто может назвать произведение и автора? Правильно,  это отрывок из произведения «Полет шмеля» Н.А. Римского – Корсакова. В какое время года мы с вами попали? Лето. Назовите, пожалуйста, приметы летнего времени года – светит солнце, жарко, много насекомых.  Какая по характеру мелодия? Что вы услышали в ней – жужжание шмеля. Софья, покажи, пожалуйста, на нашем «Волшебном круге» время года и композитора, который написал произведение «Полет шмеля».

Ребенок находит на дидактическом пособии «Круги Луллия» соответствующие картинки. Педагог показывает для закрепления портрет композитора.

         Музыкальный руководитель: Ребята, летом какие красивые насекомые летают над цветами? Предлагаю вам поиграть с красивыми бабочками.

4.  Музыкальная игра «Бабочки»: под музыку из произведения «Танец пастушков»  дети  берут раздаточный материал – бабочки и выполняют движения в кругу.

         Музыкальный руководитель: Молодцы, поиграли, размялись, слушаем следующий отрывок из музыкального произведения.

5.  Слушание фрагмента из произведения «Осень» А. Вивальди

         Музыкальный руководитель: Ребята, вы послушали отрывок произведения, кто может назвать произведение и автора? Правильно,  это отрывок из произведения «Осень» А. Вивальди. В какое время года мы с вами попали? Осень. Назовите, пожалуйста, приметы осеннего времени года. Какая по характеру мелодия? Что вы услышали в ней - шум ветра, звук дождя, шелест листьев. Какой музыкальный инструмент вы услышали? Скрипку. Асия, покажи, пожалуйста, на нашем «Волшебном круге» время года и композитора, который написал произведение «Осень».

Ребенок находит на дидактическом пособии «Круги Луллия» соответствующие картинки. Педагог показывает для закрепления портрет композитора.

         Музыкальный руководитель: Давайте с вами поработаем нашими язычками, поиграем в игру «Осень».

6. Чистоговорка «Осень»

Жу – жу - жу – я про осень расскажу.

Ла – ла – ла – в гости осень к нам пришла.

Де – де - де – лужи с дождиком везде.

Ад – ад – ад – за окошком листопад.

7.  Слушание фрагмента из произведения «Зимний вальс» М.И.Глинка

         Музыкальный руководитель: Ребята, вы послушали отрывок произведения, кто может назвать произведение и автора? Правильно,  это отрывок из произведения «Зимний вальс» М.И. Глинка. В какое время года мы с вами попали? Зима. Назовите, пожалуйста, приметы зимнего времени года. Какая по характеру мелодия? Что вы услышали в ней – танец снежинок, вьюга, снегопад. Данил, покажи, пожалуйста, на нашем «Волшебном круге» время года и композитора, который написал произведение «Зимний вальс».

Ребенок находит на дидактическом пособии «Круги Луллия» соответствующие картинки. Педагог показывает для закрепления портрет композитора.

         Музыкальный руководитель: Мы с вами послушали красивую мелодию, давайте тоже покружимся в вальсе. 

8. Танцевальное творчество «Детский вальс»: дети встают парами, исполняют движения вальса, потом садятся на места.

9.  Слушание фрагмента из произведения «Весна» П.И. Чайковского

         Музыкальный руководитель: Ребята, вы послушали отрывок произведения, кто может назвать произведение и автора? Правильно,  это отрывок из произведения «Весна» П.И. Чайковского. В какое время года мы с вами попали? Весна. Назовите, пожалуйста, приметы весеннего времени года. Какая по характеру мелодия? Что вы услышали в ней – пробуждение природы, звуки птиц, весенний дождь, первые весенние цветы на проталинах. Марсель, покажи, пожалуйста, на нашем «Волшебном круге» время года и композитора, который написал произведение «Весна».

Ребенок находит на дидактическом пособии «Круги Луллия» соответствующие картинки. Педагог показывает для закрепления портрет композитора.

         Музыкальный руководитель: Сейчас у нас тоже наступила весна, природа проснулась от зимнего сна, радуются птицы, насекомые и звери ласковому весеннему солнышку, побежали ручьи, расцвели подснежники. А я вас приглашаю встать хоровод и спеть украинскую народную песню «Веснянка».

10. Хоровод «Веснянка». Дети остаются в кругу.

11. Рефлексия.

         Музыкальный руководитель: Ребята, вам понравилось наше путешествие по временам года?  Какие произведения вы сегодня слушали? Какие были трудности у вас? Что вам понравилось больше всего? В путешествии нам помогала игра «Волшебные круги». Мне очень понравилось с вами заниматься, понравилась ваша активность, ваши ответы, и поэтому я хочу поделиться  своим солнечным радостным настроением (раздача медалек).