"Шаг в мечту с улыбкой" (проект)


Автор: Уракова Ольга Владимировна

Предмет: Вокал

Класс: Педагоги

Тип материала: Презентации

"Шаг в мечту с улыбкой" (проект)

Краткое описание работы: Развитие общей музыкальной культуры детей с ОНР и ЗПР в процессе творческого восприятия и исполнения музыкальных произведений, реабилитация и коррекция творческого потенциала ребенка.

 

    Как известно, все мы – родом из детства. Иногда очень хочется снова перенестись в  эту прекрасную пору, где все дома были небоскребами, деревья необычайно большими и недосягаемыми, как будто уходящими  бесконечной  лестницей в небо. Детство – это единственное время, где ничего не хочется изменить.…

    Положение детей, с особенностями в развитии, продолжает оставаться острой социальной проблемой, требующей постоянного внимания государства и общества.

    Система реабилитации таких детей требует поиска нестандартных форм и методов работы, с целью психологической поддержки и обеспечения социальной адаптации сложных воспитанников. Поэтому учитывая сложную и трудную категорию воспитанников в группах компенсирующей направленности в МБДОУ «Детский сад №255», возникла острая необходимость появления универсального средства реабилитации, которое поможет компенсировать комплекс проблем воспитания и развития ребенка. И таким универсальным средством реабилитации является музыкальная деятельность, а конкретнее создание вокальной студии. Музыка в силу своей природы способна эффективно помочь ребенку построить целостную картину мира, научиться принимать решения в широком спектре жизненных ситуаций, преодолевать негативные эмоциональные переживания.

    Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через пение, творческую импровизацию, фантазирование.

 Эмоциональное восприятие музыкальных образов при разучивании песен вызывает отклик, который проявляется в мимике, движениях, жестах, речи, желании действовать. Дети запоминают то, что  им интересно, что их волнует, что вызывает чувства радости, удовлетворения.

    Именно для того, чтобы ребенок потянулся к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, не смотря на проблемы в своем развитии,разработан проект «Шаг в мечту с улыбкой»

     В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь, что очень важно для детей с ОНР и ЗПР. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать воспитанников к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов занятия в вокальной студии -это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизацией и гармонизацией личности, корректировка коммуникативных качеств, а главное, эмоциональная сфера воспитанников улучшается: дети начинают улыбаться, радоваться жизни …  А со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.

 

Срок реализации проекта: 6 месяцев

 

Цель проекта:

 Развитие общей музыкальной культуры детей с ОНР и ЗПР в процессе творческого восприятия и исполнения музыкальных произведений, реабилитация и коррекция творческого потенциала ребенка.

 

Задачи проекта:

Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной.

Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;

Привить навыки сценического поведения, приобщение к исполнительской деятельности. Создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха, положительного эмоционального  реагирования

Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;

Сохранение и укрепление психического здоровья детей.

Создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха, положительного эмоционального  реагирования

 

Результаты, ожидаемые от внедрения проекта.

Краткосрочная перспектива:

-Реализация проекта может значительно повысить результативность профилактической работы среди воспитанников, изменить их отношение к музыкальной культуре.

-Приобретение  знаний и  навыков правильного пения.

-Развитие речевых коммуникаций, пополнение словарного запаса.

-Повышение самооценки.

-Снижение уровня тревожности, эмоциональной напряженности, агрессии.

-Развитие коммуникативных навыков.

-Развитие чувства востребованности и нужности людям  по ускорению процесса  психологической  и социальной адаптации детей  в микро- и макросоциуме.

-Пополнение предметно-развивающей среды музыкального зала.

 

Долгосрочная перспектива:

Работа над проектом ведется 2-й год, практическая реализация помогает воспитанникам создавать интересные, красочные музыкальные композиции, участвовать с сольными номерами в театральной деятельности. В процессе совместной деятельности у детей с особенностями в развитии воспитывается умение согласовывать свои желания с желаниями других, помогать друг другу в сложных ситуациях, стремиться  к общему результату, преодолевать трудности на пути к общей цели, радуясь при этом совместным успехам.В ходе реализации проекта дети выступали на уровне ДОУ. Эпизодично  участвовали в музыкальных спектаклях: «Кошкин дом», «Дюймовочка».Из опроса детей видно, что они очень горды тем, что выступают на сцене как настоящие артисты.

 

Распространение опыта реализации проекта:

-Проанализировать, обобщить и систематизировать существующий и приобретенный в ходе реализации проекта опыт организации и проведения работы по формированию вокальных навыков в группах компенсирующей направленности в МБДОУ «Детский сад№255».

-Сообщать о результатах проекта на методических объединениях и педагогических советах, проводимых 4раза в год.

-Данный проект можно использовать и внедрять в разных дошкольных учреждениях.

 

Методы и формы проекта

 

  В качестве главных методов проекта: стилевой  и системный подход,  метод творчества,   метод  импровизации и  сценического движения.

Стилевой подход  нацелен на постепенное формирование у поющих осознанного стилевого восприятия вокального произведения, понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

Системный подход  направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов проекта –тематики, вокального материала, видов исполнительской и  концертной деятельности.

 Объяснительно-иллюстративный метод включает в себя традиционные методы: объяснение и показ профессионального вокального звучания. Показ звучания дает возможность использовать природную способность детей к подражанию и вести вокальное обучение естественным путем.

Фонетический метод – специальный метод вокального обучения, выраженный в воздействии фонем на звучание певческого голоса и работу голосового аппарата. При пении необходимо каждому воспитаннику добиваться легкости, звонкости звучания, не допуская при этом мышечных зажимов и напряжений.

Творческий метод используется в данном проекте  как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель его практического воплощения.  Творчество уникально, оно присуще каждому ребенку и всегда  ново. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь, в сольном пении, ансамблевой импровизации.  В совместной творческой деятельности   воспитанников проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии.

Метод импровизации и сценического движения.  Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Всё это дает воспитанникам умело  вести себя  на сцене, владеть приемами сценической импровизации,  двигаться под музыку  в ритме исполняемого репертуара. Использование данного метода поднимает исполнительское мастерство на более высокий уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и за телом.

 

План реализации проекта

№ п/п

Наименование

мероприятия

Срок

проведения

Примечания

 

1 этап – подготовительный

 

1.

Разработка и оформление материалов проекта

Январь

Разработка материалов для проведения мероприятий

2.

Начальная диагностика проекта

Январь

Проведение начального диагностического исследования воспитанников групп компенсирующей направленности в ДОУ

3.

 

Проведение первичного анализа

Январь

Обработка анкетных материалов

 

2 этап – основной

 

 

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнения на развитие дыхания «Вдох – выдох», «Воздушный шар»

Пальчиковые игры Маленькая мышка», «Паучок»

Певческое звукообразование «Колокольчик», артикуляция «Приключения язычка».

Игровое распевание «Лиса и воробей».

Логоритмические упражнения «Мы едем в автобусе»

Танцевальное упражнение с пением»У меня – у тебя»

 

 

 

 

Январь

 

Развитие управления мускулатурой дыхательных мышц.

Активизировать работу артикуляционного аппарата.

Формировать и применять осознанное осмысление детьми правильного выбора звучания голоса.

Координировать свое пение с движениями

Развивать музыкальную память, внимание. Совершенствовать звуковысотный слух.

 

2.

Упражнения на развитие дыхания «Снежинки».

Игровое распевание «Песенка про ежика».

Логоритмические упражнения «Поезд».

Танцевальное упражнение с пением «Смотри».

 

Февраль

Формировать прочный навык дыхания

Развивать певческую импровизацию, что приводит к развитию ладового чувства, музыкально – слуховых представлений.

 

3.

Упражнения на развитие дыхания «Ворон».

Певческое звукообразование «Гуси», артикуляция «Приключение лошадки»,.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Февраль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие управления мускулатурой дыхательных мышц. Развитие равномерного выдоха, произнесение звуков и выстраивание округлого звучания.

Активизировать работу диафрагмы и равномерного вдоха и выдоха. Развивать и расширять диапазон вверх и вниз, не прибегая к лишним усилиям и напряжению. Петь естественным, высоким, светлым звуком.

 

 

4.

Развитие вокальных навыков: игровое распевание «Кот и Мышка», пение музыкального материала.

Танцевальные упражнения с пением «Смотри»

 

 

 

 

 

Февраль

Продолжать формировать и применять осознанное осмысление детьми правильного выбора звучания голоса – высокое, среднее.

Продолжать формировать умение детей петь напевно, протяжно, спокойно. Продолжать учить брать дыхание между фразами. Не форсировать звук. Продолжать учить петь в ансамбле. Сочетать движения и пение. Развивать навыки сольного пения.

 

5.

Концерт воспитанников ко Дню защитников Отечества

 

 

Февраль

Развитие исполнительской деятельности. Петь выразительно, эмоционально.

6.

Подготовка к проведению музыкального спектакля

 

Март

Развивать интерес к музыкально-театрализованной деятельности, формировать необходимый запас эмоций и впечатлений. Учить детей передавать характерные особенности персонажа.

Добиваться от детей умения составлять  портреты сказочных героев, передавая их характерные особенности через музыкальные номера.

7.

Упражнения на развитие дыхания «Пузырь», «Капелька»

Певческое звукообразование «Курочка», артикуляция «Мотоцикл», «Иголка».

Танцевальные игры с пением «Друг»

 

Март

Формировать умение детей ритмично выполнять движения в соответствии с текстом песни. Координировать свое пение с движениями.

8.

Концерт воспитанников «Международный день 8Марта»

 

 

Март

Формировать умение детей ритмично выполнять движения в соответствии с текстом песни. Координировать свое пение с движениями.

 

 

9.

 

Игровое распевание «Колобок», «Филин».

Артикуляционная гимнастика без музыки «Приключения язычка» Танцевальные упражнения с пением «Делай так»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Апрель

 

Формировать и применять осознанное осмысление детьми правильного выбора звучания голоса . Работа над чувством ритма, закреплять понятие «длинные и короткие звуки».

Учить брать дыхание между фразами. Не форсировать звук. Развивать умение петь в ансамбле.

Развивать музыкальную память, внимание. Петь выразительно, эмоционально.

Сочетать движения и пение. Развивать навыки сольного

пения.

 

10.

Упражнения на развитие дыхания: «Лягушки»,

Певческое звукообразование, артикуляция.

Распевки на гласные (знакомый материал).

Артикуляционная гимнастика.

Проговаривание чистоговорок.

 

 

 

Апрель

Применять полученные навыки в исполнении вокальных произведений.

Развитие речевого аппарата. Закреплять певческие навыки, усиливать интерес к певческой деятельности.

 

 

11.

Проведение подготовленного музыкального спектакля.

Апрель

Формировать необходимый запас эмоций и впечатлений.

12.

Упражнения на развитие дыхания «Филин», «Колокол».

Певческое звукообразование «Язычок проснулся».

Вокально-двигательная гимнастика «У оленя дом большой»

 

 

 

 

 

 

 

 

Май

Закреплять быстрое произнесение звонких и глухих согласных звуков, протяжное – свистящих и шипящих.

Развитие певческой импровизации, что приводит к развитию ладового чувства, музыкально – слуховых представлений.

Развитие речевого аппарата.

13.

«Да – миру, нет – войне!»

Концерт ко Дню празднования 9Мая

Май

Развитие исполнительской деятельности. Петь выразительно, эмоционально.

14.

Упражнения на развитие дыхания «Ворон», «Свеча», «Бабочки».

Развитие вокальных навыков: игровое распевание «Медвежонок и пчела», пение знакомого репертуара.

Танцевальные упражнения с пением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Июнь

Активизировать работу диафрагмы и равномерного вдоха и выдоха.

формирование умения детей петь напевно, протяжно, спокойно.

Работа над чувством ритма, закреплять понятие «длинные и короткие звуки».

Продолжать учить петь в ансамбле. Развитие умения детей чётко произносить слова песен.

Развитие музыкальной памяти, внимания.

Петь выразительно,

эмоционально.

15.

«Путешествие в страну детства»

Июнь

Развитие индивидуальных творческих способностей детей.

Создание  на празднике комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха, положительного эмоционального  реагирования

 

3 этап - заключительный

1.

На стадии завершения провести мониторинг проекта

Июнь

Проведение заключительного диагностического исследования среди воспитанников материалов.

 

2.

Проведение заключительного аналитического семинара

Июнь

Подведение итогов реализации проекта. Предоставление анализа достигнутых результатов и оценка эффективности.

 

 

Деятельность в рамках проекта.

Приобщение к пению всегда актуально, так как именно оно является подлинно массовым видом музыкально-эстетического, нравственного воспитания, наиболее доступным видом музыкального исполнительства. Воспитание певческих навыков – это одновременно воспитание чувств и эмоций.

 Проект «Шаг в мечту с улыбкой»  составлен на основе знания специфики, знания особенностей детского голоса, его развития и охраны, основных навыков вокальной работы с детьми разного возраста,  принципом подбора репертуара для разных возрастных групп, методики работы над вокальным произведением.

  Главное –  создать условия для творческого развития ребёнка в  детском коллективе (от его организации до концертных выступлений).

Проект ориентирован на воспитанников компенсирующих групп.

Возрастные рамки: 5-7 лет.

 

 

Успехи  в реализации проекта возможны: если будет реализована  теоретическая и практическая часть проекта на 100%; если учитываются возрастные и личностные особенности воспитанников, мотивация их деятельности; если используется разнообразный методический материал;

 если  есть  необходимые  технические средства.

 

Проведение концертно-исполнительской деятельности.

Результаты реализации проекта отслеживаются через участие в концертной деятельности воспитанников  на уровне ДОУ

 

Содержание контроля:

 -  формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

   - развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию;

- гармонизация и коррекция психо-эмоциональной сферы воспитанников;

  - овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в пении, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

 - воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира;

Виды контроля:

- предварительный  -  диагностика способностей обучающихся;

-текущий – наблюдение за успешностью  освоения вокальными  умениями и развитием вокального мастерства;

- итоговый  - анализ результатов выступления в рамках мероприятий ;