Проект по музыкальной деятельности "Слушаем осень"


Автор: Волкова Полина Сергеевна

Предмет: Музыка

Класс: Педагоги

Тип материала: Исследовательская работа

Проект по музыкальной деятельности "Слушаем осень"

Краткое описание работы: Проект, нацеленный на знакомство с произведениями классической музыки, картинами, стихами и песнями на осеннюю тематику.

 

 

Вид проекта: творчески-познавательный.

Продолжительность: краткосрочный

Срок реализации:27.09.2021 – 11.10. 2021 года.

Участники проекта: дети подготовительной группы «Ягодка», воспитатель, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

Актуальность

У детей сформирована система знаний о времени года «осень». Необходимо создать условия, способствующие освоению детьми новой информации по данной теме. Появилась мотивационная потребность самостоятельно использовать художественное слово, изобразительную деятельность, музыку для выражения своих впечатлений об осенних явлениях природы.

Цель проекта:

Приобщение детей к образам осенней поры, познание окружающего мира, проявленной средствами музыкальной выразительности.

Осуществление комплексного подхода к воспитанию чувства любви к природе и людям родного края.

Развитие способности видеть красоту осени, развитие позитивного отношения к изменениям в природе.

Научить детей различать средства музыкальной выразительности, высказываться об эмоционально-образном содержании

Развивать тембровое и звуковое восприятие. Закреплять музыкально-ритмические умения и навыки.

 

Задачи проекта:

- Формировать знания о сезонных изменениях в природе.

- Учить замечать красоту осенних красок и пейзажей.

- Формировать умение понимать изобразительный характер музыки. Доставлять радость и удовлетворение от действий под музыку.

- Приобщать детей к образам осенней поры, учить познавать красоту окружающего мира, проявленную средствами музыкальной выразительности.

- Развивать творческое воображение, умение быстро реагировать на поставленные задачи.

- Осуществлять индивидуальный подход к личности ребенка через постановку различных музыкальных номеров.

- Побуждать родителей к сотрудничеству и непосредственному участию в музыкальных мероприятиях.

- Совершенствовать певческий голос, навыки сольного пения.

- Развивать чувство ритма, умение передавать через движение характер музыки, ее эмоционально-образное содержание.

- Обогащать музыкальные впечатления, вызывая яркий отклик при восприятии и воспроизведении музыкальных произведений.

 

 

 

 

 

 

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

Подбор произведений русского народного творчества, стихотворений об осени, пальчиковых, дидактических и подвижных игр.

Подбор наглядного материала.

Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности.

Выставки рисунков, поделок.

Создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление)

Необходимые условия реализации проекта:

Интерес детей и родителей

Методические разработки.

Интеграция со специалистами детского сада.

 

Предполагаемый результат

- Осознание детьми отличительных черт ранней, средней и поздней осени.

- Расширение представлений детей о средствах музыкальной - выразительности, которыми владеют композиторы для воплощения музыкальных образов осени, об отражении в творчестве поэтов и художников красоты осенней природы.

- Овладение детьми навыками и умениями исполнения песен, музыкально - ритмических движений, танцев, игр.

- Пополнение, систематизация знаний и представлений об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров.

- Расширение и активизация речевого запаса детей.

- Формирование позитивного отношения к природным изменениям.

Методы проекта

- наблюдение

- совместные игры

- познавательные игровые занятия

- беседы 

Продукт проекта:

- Выставка рисунков «Осенний вернисаж»;

- Проведение осеннего праздника

 

Этапы проведения и реализации проекта:

1. Информационно- накопительный этап

Изучение интереса детей для определения целей проекта

Сбор и анализ литературы для детей и взрослых

Обращение к специалистам и родителям

2. Организационно-практический этап

Проведение цикла познавательных занятий, бесед.

Выставка рисунков на осеннюю тематику «Осенний вернисаж».

Разучивание песен об осени, игр, танцев, сценок.

3.Презентационно-завершающий этап:

Осенний утренник

 

 

 

 

"Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться". Сухомлинский В. А.

План реализации.

1. Подготовительный этап включает в себя подбор дидактического и сенсорного материала.  Подбор иллюстраций с осенними пейзажами, подбор художественной литературы по теме «Слушаем осень», Подбор  классической музыки, песен и танцев  на осеннюю тематику.

2Основной этап 

Основной этап проекта нацелен на знакомство детей со следующими произведениями:

 - Просмотр видеоклипа на произведение П.И.Чайковского «Осенняя песня».

- «Дождик» Свиридов.

- «Осень» Сл. А. Плещеева  муз. П.Чайковского.

- рассматривание картины И.И Левитана «Золотая осень»

- « Определи по ритму» Н.Г.Кононовой.

- «Осенью» Тиличеева.

- «Осень» Аратюняна,

- «Осень» Сл. Г. Силиной,

- Муз. Е. Филипповой.

- Муз. дид. игра «Музыкальный кубик»

- Песенка ёжика.

- Вылез ёжик из листвы:

Про меня забыли вы.

Здесь в кустах моя избушка, а в избе-

грибов кадушка.

«Танец с осенними султанчиками»,

«Танец с зонтиками» (с голубыми и жёлтыми лентами).

«Репка».

« Игра с листьями».

«Кап, кап, кап» румынская нар. песня.

В течении двух недель, тематика которых «Золотая осень» (27.09.2021 года -  3.10.2021 года)  и «Дары осени» (4.10.2021 – 10.10.2021) передо мной стояла задача упорядочить и углубить знания детей об осени. Обратить внимание детей на красоту осенней природы, знакомить с выразительными, изобразительными возможностями музыки и красок (при рассматривании картин), обогащать музыкальные впечатления детей, учить высказываться о характере музыки.

Занятия получались очень интересными, творческими, дети были вовлечены в процесс с головой. Слушали музыку, смотрели видео, смотрели картины.

В группе также прослушивали уже знакомые музыкальные произведения.

Провели тематическое занятие «Слушаем осень»

Дома по памяти они рисовали «осеннюю музыку», из этих картин мы создали выставку «Осенний эрмитаж».

 

3. Заключительный этап состоит в проведении  осеннего праздника и выставки поделок  « Осенний вернисаж».

Итоги проекта:  в рамках проекта была организована экскурсия в лес, проведён  осенний праздник, оформлена выставка поделок из природного материала «Здравствуй, Осень золотая». Участвуя в мероприятиях, дети смогли приобрести новые знания об осени, осенних народных приметах и традициях,  через беседы, чтение художественной литературы, разучивание  песен, танцев, игр, прослушивание музыкальных произведений, рассматривание иллюстраций.

Выводы:

Воспитателями , сотрудниками и родителями воспитанников была проведена не маленькая работа.

Накоплен и предоставлен детям огромный багаж знаний. Рассказы и сказки об осени, стихи, беседы, масса музыкального материала (песни, танцы, музыкальные игры, подвижные игры, разбор текстов песен, беседы о средствах музыкальной выразительности и. т.д.) – все это практически и эмоционально обогатило умы и сердца детей. Продуктивное взаимодействие и совместная деятельность специалистов ДОУ еще больше сплачивает коллектив.

При осуществлении проекта педагогами использовались различные средства обучения и воспитания, способствующие развитию и поддержанию интереса детей: художественная литература, иллюстрации, картины, музыка, игры, природа и окружающая среда.

Центральное место в проекте было отведено познавательным беседам, занятиям и практической деятельности детей ( сбор информации, игры, выполнение рисунков). Беседы и занятия были подобраны таким образом, чтобы он развивали у них познавательный интерес, наблюдательность, воображение, творчество; способствовали развитию у детей познавательной активности.

Активное участие в осуществлении проекта принимали родители воспитанников. Они с энтузиазмом поддержали предложенную тему проекта. Вместе с детьми они охотно приняли участие в выставке «Осенний вернисаж».

 

 

Список используемой литературы:

1.Арсенина Е. Н. музыкальные занятия. Подготовительная группа. Волгоград: Учитель, 2011.-319с.

2.Куракина Л.Т. Играем, сочиняем. Музыкально-творческие игры- занятия с

Шумовыми инструментами для осенних праздников.

3.Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Осенние праздники и забавы для детей.-М.:ТЦ «Сфера»,1999.-128с

4.Радынова О.П Природа и музыка. Конспекты занятий и развлечений по 4-й теме программы «Музыкальные шедевры» с детьми 6-7 лет.: « Издательство ГНОМ и Д», 2000.-80с.