Особенности работы концертмейстера в детском хореографическом коллективе.


Автор: Подлубная Людмила Алексеевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методическое сообщение

Особенности работы концертмейстера в детском хореографическом коллективе.

Краткое описание работы: Из опыта работы.

ВВЕДЕНИЕ

 

Что такое полифония? «Поли» – много, «фон» – голос. То есть – это многоголосие, где каждый голос имеет свою самостоятельную роль.

Ее изучение  – одна из самых сложных задач, которые должны выполнить преподаватели со своими учениками в ДШИ. В современной школе  бытует  мнение, что преподаватели  играют с начинающими юными пианистами мало полифонических пьес или выбирают из них более легкие, избегают  многоголосного исполнения и отдают предпочтение пьесам с другими видами фактуры.  В сегодняшней педагогической практике  нередки случаи, когда юные музыканты знакомятся с полифонией, лишь перейдя в средние или даже в старшие классы, что, конечно, не должно быть нормой в обучении.

Такая  «непопулярность» полифонии среди преподавателей ДШИ имеет свои причины. Работа над полифонией требует большого внимания, слухового контроля, развитого мышления, владения разными  приемами  звукоизвлечения. Особая сложность полифонической ткани заключается в том, что исполняя ее, ученику  необходимо внимательно следить одновременно как минимум за двумя  равноправными голосами. Каждый из голосов нужно воспринимать как самостоятельную мелодию  со своими интонациями, тембральной окраской, строением, динамикой, кульмина-циями. Кроме  этого, во время  исполнения полифонии учащиеся часто сбиваются, теряют текст,  не могут охватить форму произведения и собрать отдельные фрагменты в единое целое.  И преодолеть вышеперечисленные  сложные задачи, особенно в младшем школьном возрасте, становится очень трудно. По мнению многих педагогов-пианистов, приобретение навыков исполнения полифонии и воспитание элементов полифонического мышления  является одним из самых важных условий развития пианиста. Также изучение полифонии оказывает большое влияние на формирование и совершенствование умения слушать себя, корректировать  прикосновение  во время исполнения, свободно и  произвольно концентрировать и распределять внимание. Полифония – это прекрасное средство  мышления, потому что в процессе ее  изучения требует применения таких мыслительных процессов как сопоставление, анализ, синтез. Работа над полифоническими пьесами стимулирует выработку умения мыслить большими частями, логически их выстраивать в одну цепь и приводить  к  кульминации. Психологи утверждают, что музыкальные способности тесно взаимосвязаны с математическими. В полифонии их родство предствляется яснее, чем в произведениях других музыкальных форм.

Учитывая вышеназванные достоинства полифонии, необходимость знакомится с ней маленьких пианистов возникает с первых месяцев обучения. И в дальнейшем  нужно отводить многоголосной музыке первостепенное  место в обучении. Тем более, что к настоящему моменту накоплен богатый педагогический репертуар полифонических пьес для детей, начиная с самых первых шагов в мире музыки.

ГЛАВА 1.

Педагогические и методические принципы изучения полифонии

Выделяют несколько педагогических  принципов:

  • принцип наглядности (показ на уроке движений, способов преодоления технических трудностей, упражнений и т. д.);
  • принцип доступности (по уровню знаний, способностей, по возрастным особенностям);
  • принцип сознательности и активности (в восприятии знаний учащимися на уроке);
  • принцип связи теории с практикой ( основа в интонировании);
  • принцип оптимальности обучения (высокий для данного ученика уровень трудностей).

Педагогические и методические принципы изучения полифонии находят свое воплощение в рекомендациях по планированию полифонии и последовательности работы над многоголосным произведением.

Составление плана разучивания  полифонических произведений

  • посильность произведения;
  • подготовленность учащегося к данному произведению;
  • обязательное наличие новых задач  в каждой  полифонии;
  • неторопливое, вдумчивое изучение полифонии.

Последовательность этапов работы над полифонией:

  1. Исполнение всего произведения педагогом.
  2. Разбор по голосам:
  • чтобы знать, как развивается каждый голос;
  • провести каждый голос как самостоятельное одноголосное произведение;
  • работа над передачей среднего голоса из руки в руку.
  1. Разбор по два голоса:
  • умение слушать одновременно две мелодии;
  • выяснение соотношения звучности между голосами.
  1. Способы работы при соединении всех голосов:
  • один (или два) голоса играть все время громче других;
  • один голос играть, другой – петь
  • один голос петь, другие – играть
  • учить два (или три) голоса в одной руке фрагментарно и целиком
  • исполнение на два (или три) голоса с педагогом на двух фортепиано.
  1. Выстраивание всего произведения в единое целое:
  • длина дыхания темы, ее динамика;
  • исполнение тем друг за другом с динамикой и кульминацией
  • переходы из темы в тему – следить за пластичностью, различием тембров и динамики;
  • длина дыхания противосложения, его характер по отношению к теме, динамика;
  • переходы от тем к противосложениям и от них – к темам;
  • исполнение противосложений друг за другом;
  • работа над нижним и верхним голосом, важность диапазона звучания крайних голосов;
  • объединение всех элементов в кадансы-кульминации;
  • выверенность и единообразие штрихов;
  • работать над динамикой
  1. Изучение полифонии наизусть:
  • по голосам;
  • по цифрам
  • целиком, в том числе выделяя любой из голосов.

 

ГЛАВА 2.

Особенности работы над полифонией в младших классах ДШИ

Внимание маленьких детей  отличается неустойчивостью, рассеянностью; мысли часто меняются, поэтому играть полифонию им сложно, так как ее исполнение требует большой и глубокой сосредоточенности. Изучение полифонии развивает умение сосредотачивать себя на исполнении хотя бы одной мелодии, таким образом дисциплинирует мышление. Кроме того, работа над полифонией воспитывает умение многопланово мыслить, распределять внимание на множество элементов,  развивает  полифоническкю технику, в которую входят:

  • качество legato, особенно в двойных нотах (терции в двухголосии);
  • непривычная аппликатура при задержании одной ноты и ведении legato в другом голосе, что развивает гибкость кисти и растяжку пальцев.

Работа над полифонией способствует также совершенствованию звуковой техники, т. е. техники звукоизвлечения, артикуляции, вокального отношения к звуку.

Кроме того, изучение полифонии воспитывает музыкальный вкус учащегося, прививает чувство меры в интонировании, динамике.

Особая сложность полифонии заключается в том, что в ней встречается много выдержанных нот (так называемая вертикальная полифония), которые надо слушать, подстраивая к ним движущийся голос. Также необходимо учитывать, что на рояле звук гаснет, когда он долго тянется, поэтому следующие за длинной нотой звуки должны выходить из остаточного звучания.

Учитывая многообразие различных сложностей, связанных с исполнением полифонической музыки, знакомство с ней начинающего пианиста целесообразно начать с простейших ее видов – подголосочной полифонии и перекличек двух голосов.

«Коровушка» – образец легчайшего произведения для начала изучения подголосочной полифонии. Мажору на mp, имеющему место в первых двух тактах мелодии, исполняемой правой рукой, противостоит мягкая приглушенная окраска натурального минора на p. Продолжая песню в партии левой руки, ученик должен услышать новый образ – короткую квартовую интонацию подголоска с угасающим звучанием.

Более сложная разновидность полифонии, доступная начинающему ученику – это проведение двух голосов (и верхний и нижний), например, «Ариозо» Д.Г.Тюрка.

Далее нужно знакомить ученика  с контрастной полифонией, в которой в одном из голосов мелодия изложена определенным штрихом (legato или non legato), а в другом – вторая мелодия, исполняемая контрастным штрихом. Пьесы с контрастной полифонией писали многие композиторы XVIII века: Фробергер,  Кулау, Телеман, И. С. Бах, В. Ф. Бах, И. Бенда. Известны следующие циклы произведений контрастной полифонии: Нотная тетрадь А. М. Бах, Нотная тетрадь В. Ф. Баха (старший сын И. С. Баха), циклы И. С. Баха – французские и английские сюиты и партиты. Много музыки, имеющей контрастно-полифонического склад, сочинили нам  В. А. Моцарт и Л. Моцарт, его отец. Среди их наследия танцевальные пьесы – менуэты, полонезы, бурре, гавоты, жиги, куранты и др. и пьесы, озаглавленные «Адажио» или «Анданте». Все они не только представляют собой хороший материал для развития музыкального мышления и работы над полифонической техникой, но и являются образцами безупречного стиля, где гармонично сочетаются содержание и форма. При изучении таких пьес следует направлять внимание ученика на характерные особенности структуры и выразительности каждого голоса, следить за тем, чтобы звучание мелодии оттенялось партией нижнего голоса, выявляющего гармонический остов полифонической ткани.

Одновременно с контрастной полифонией должно происходить и изучение подголосочной полифонии, при которой одна рука ведет главную мелодию, а во второй идут подголоски, тематически связанные с основной мелодией.

Имитация - следующий вид полифонии в развитии ученика Это проведение одной и той же мелодии, называемой темой, в разных голосах по очереди или почти одновременно в обоих голосах (в стретто, где темы как бы перебивают друг друга). Вершинами имитационной полифонии являются инвенции (двухголосные, от лат. inventio – сочиняю), симфонии (трехголосные инвенции) и фуги (от лат. fuge – бег).

Разновидностью имитационной полифонии является канон. Сложность его изучения связана с фактурой безостановочного, как бы бесцезурного движения обоих голосов. Поэтому до начала работы над пьесой, изложенной в виде канона, следует разъяснить ученику суть характерных полифонических трудностей, вызванных несовпадением границ мелодических построений, фаз развития голосов (например, сочетание мелодической кульминации одного голоса со спадом напряжения в другом), несовпадениями в их штриховой и динамической окраске.

После этого можно вводить в репертуар ученика более развитые полифонические произведения, такие, как Маленькие прелюдии И. С. Баха. В ходе работы над ними нужно добиться понимания терминов «тема» (он уже должен быть знаком обучающемуся), «противосложение», «интермедия», «кодетта». При исполнении этих пьес необходимо обращать внимание на единообразие штриха в исполнении тем, противосложений, а также учиться создавать особый колорит в интермедиях. Усвоение структурных и выразительных особенностей голосоведения Маленьких прелюдий подготовит юного пианиста к дальнейшему изучению баховских инвенций и фуг.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение полифонии является неотъемлемой частью педагогического репертуара ДШИ. Помимо приобретения навыков полифонической техники, работа над пьесами полифонического склада позволяет развивать мышление, эмоциональную, волевую сферы личности ученика, а также воспитывать его вкус. Кроме того, в силу необычности фактуры и непривычной аппликатуры, необходимой для исполнения двух или более голосов в одной руке, изучение полифонической музыки способствует достижению пианистического совершенства. Поэтому необходимо включать полифонические произведения в репертуар начинающих пианистов с самого раннего этапа обучения, т. к. полифония позволяет педагогу воспитывать не только весь комплекс пианистических умений и навыков, но и всесторонне развивать его личностные качества.

Таким образом, целесообразно включать полифонические пьесы в репертуар юных пианистов с самых ранних этапов обучения, учитывая то, что полифония является универсальным средством развития личности ученика, его мышления, а также музыкального вкуса и пианистических навыков.