Формы проведения открытых уроков по предметам теоретического цикла. Простота и доступность.


Автор: Котельникова Ольга Олеговна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

Формы проведения открытых уроков по предметам теоретического цикла. Простота и доступность.

Краткое описание работы: Для каждого педагога основой основ является четкость и ясность представления себе цели и проблемы этого предмета, так как их знание позволит ему выбирать наиболее логичные методы и средства своей педагогической деятельности.

Формы проведения открытых уроков

 по предметам теоретического цикла. Простота и доступность.

Котельникова О.О.

МАУДО «Детская музыкальная школа №5»

 

                                                           «Простота, правда и естественность - вот три великих принципа прекрасного во всех произведениях искусства».

                                                                                        (Кристоф Веллибальд Глюк)

Простота, правда и естественность может присутствовать не только

в произведениях искусства, она должна присутствовать в процессе обучения.

Каждый из педагогов теоретических дисциплин знает, что такое провести открытый урок сольфеджио или урок музыкальной литературы. Конечно, представленные уроки - это не только творческий процесс, прежде всего это демонстрация личного опыта работы. Для каждого педагога основой основ является четкость и ясность представления себе цели и проблемы этого предмета, так как их знание позволит ему выбирать наиболее логичные методы и средства своей педагогической деятельности. В процессе обучения эти средства становятся опорой  и  руководством для педагога.

Своим ученикам я говорю так: слушать и понимать музыку, любить её – это большое  мастерство,  потому  что  музыка – это особый язык, которым, как  словами,  можно  многое сказать, и  многое  выразить. И, чтобы знать язык музыки, необходимо изучение таких предметов, как сольфеджио и музыкальная литература.  

Как мне кажется, уроки должны приносить удовлетворение и детям и педагогу.  Задача педагога - вызывать интерес, яркие впечатления учащихся. И очень важно, чтобы любой теоретический материал был закреплён практическими заданиями - интонационными упражнениями, пением мелодий, песен, творческими заданиями. Музыки много не бывает. Чем больше музыки звучит на теоретических предметах, тем эмоциональнее и интереснее воспринимается учащимися материал.

Думаю, задача преподавателя музыки, не только вызвать интерес учащихся к изучаемому материалу путём интересного объяснения, но дать им самостоятельно, путём предоставленных педагогом алгоритмов, подойти к назначенной цели и самостоятельно сделать выводы, закрепить новый теоретический материал творческих заданиях. В процессе обучения я руководствуюсь таким принципом: о сложном - просто, о скучном - интересно. И самыми простыми и доступными формулировками теоретических понятий, стараюсь максимально облегчить усвоение их детьми. И когда я готовлю очередной открытый урок по предмету сольфеджио, я пользуюсь этими принципом: о сложном – просто, о скучном – интересно.

Что же касается предмета музыкальной литературы, то умением, которым ученики овладевают при изучении этого предмета, является умение рассказывать, говорить о музыке. Суметь что-либо сказать о музыке – значит осмыслить услышанное. Данное умение учит размышлять о музыке, применять знания, связывая их со слуховыми впечатлениями. Выразить свои впечатления от прослушанной музыки, найти слова, чтобы охарактеризовать содержание произведения - это и выразительные средства и объяснить его «устройство», т.е. форму - и есть проявление данного умения - осмыслить услышанное.

Работа в классе музыкальной литературы должна осуществляться на относительно высоком, но доступном уровне трудности.

Я считаю, что при проведении открытого урока, который посвящён биографии композитора и обзору его творчества, лучше использовать не форму обучающего урока - лекции, а форму урока - беседы. Такой урок помогает учащимся логически выражать свои мысли, развивать речь, а также, помогает выстроить более тесный контакт между учителем и учащимися. Урок-беседа — одна из наиболее трудных форм урока. Она требует от учителя хорошей профессиональной подготовки. Нужно тщательно подбирать вопросы и предвидеть возможные варианты ответов на них. Беседа должна проходить живо и непринужденно, только тогда она захватит всех учащихся класса и даст нужный эффект. [1]

На открытых уроках, которые проводятся без" репетиции", можно увидеть уровень знаний учащихся, а также особенности преподавания и методику педагога, и, что немаловажно, увидеть уровень контакта между учителем и классом.  К обзорному уроку – беседе в седьмом классе можно дать ученикам домашнее задание -  самостоятельно ознакомиться с биографией композитора, с творчеством которого они будут знакомиться на открытом уроке. И тогда на уроке будет возможен диалог между педагогом и учениками и тем самым будет больше времени на прослушивание и анализ выразительных средств произведений. Для такого урока педагогу лучше подготовить презентацию, которую учащиеся с интересом будут комментировать, демонстрируя качество самостоятельной подготовки, активно дополнять рассказ учителя и с большим интересом анализировать музыку композитора, самостоятельно выявляя национальные черты, особенности стиля.

Мне, как педагогу, очень интересно услышать точку зрения учащихся по какому - либо вопросу. Иногда это приводит к дискуссии, в которой учащиеся проявляют личностные качества, основывая доказательства на своих знаниях в музыке, накопившихся в процессе обучения в музыкальной школе.

В заключение урока, чтобы подвести итог полученным знаниям, важно провести викторину из прослушанных на уроке произведений. Ответы викторины можно записывать в подготовленный педагогом кроссворд. Эта форма опроса очень любима учащимися и привычна для них. Составление кроссворда учащимися часто включается в домашние задания.

Такие обзорные уроки – беседы направлены на следующее:

- развитие самостоятельности мышления

- способность самостоятельного анализа

- способность делать выводы

- улучшение контакта учитель – ученик.

Людвиг Ван Бетховен сказал замечательные слова:

«Истинный художник, любящий больше всего искусство, никогда не удовлетворён собою и старается идти всё дальше». [2]

И мне хочется пожелать себе и каждому педагогу не останавливаться на достигнутых результатах своего труда. Делать жизнь интересной и познавательной для окружающих, делая её интересной прежде всего для себя.

 

[1] https://didaktica.ru/organizacionnye-formy-obucheniya

[2] http://www.epwr.ru/quotauthor/338/txt1.php

 

Список литературы:

 

1.     Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. – М., 1986

 

2.     Развитие творческих способностей, учащихся на уроках «Музыкальной литературы». Омск 1988


     3. Г.Панова. Активизация мыслительной деятельности на уроках музыки.