"Осень - Златолистья"


Автор: Зайцева Юлия Владиславовна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Сценарий мероприятия

"Осень - Златолистья"

Краткое описание работы: Сценарий осеннего утренника для подготовительной группы, который погружает детей в атмосферу сказки и творческого задора.

 

Действующие лица:

Взрослые -

1.Осень-Златолистья

3.Пугало огородное

Дети -

3.Лесовичок - ребёнок

4.Ребёнок 1 – Сентябрь

5.Ребёнок 2 – Октябрь

6.Ребёнок 3 – Ноябрь

7.Чтецы

8.Участники сценки: 1)огурец, 2)редиска, 3)свёкла, 4)капуста, 5)морковь, 6)помидор.

 

Реквизит:

1.Солнце - обруч, обклеенный золотой фольгой.

2.Палочки с лентами (зелёные, жёлтые, красные)

3.Наголовники-маски «Сентябрь»,  «Октябрь», «Ноябрь».

4.Свиток

5.Осенние листья по одному в левую руку.

6.Яблоко (мяч обшитый тканью)

7.Метла

8.2 обруча, грибы, шишки.

9. Маски на голову: огурец, редиска, свёкла, капуста, морковь, помидор.

10.Корзинка для танца «Огородная полька».

11.Корзина с яблоками.

 

Наполнение утренника:

1.Выход

2.Песня «Осень – раскрасавица», слова и музыка Гульнара Азаматова-Бас.

3.Стихи.

4.Песня «Осенний вальс», слова и музыка Е.Обуховой.

5.Стихи.

6.Игра  «Соберём урожай».

7.Сценка «Спор овощей».

8.Игра «Грибы – невидимки».

9.Танец с ложками «Порушка-Параня» (Исполнитель Терёха).

10.Танец «Огородная полька» (Детская полька).

11.Сюрпризный момент.

 

 

ХОД УТРЕННИКА

 

СЦЕНА 1 (Осень – Златолистья и Лесовичок)

Под музыкальное сопровождение дети входят в зал в колонну друг за другом. В правой руке каждого палочка с лентой. У ребёнка, который будет находиться в центре полукруга в руках «солнце».

1.Выход (фонограмма)

Фигура 1 «Линии»:

А)Пары 1,2,3,4 (8 детей) – создают заднюю (первую) линию.

Б)Пары 1,2,3,4 (8 детей) – создают вторую линию.

В)Пары 1,2,3,4 (8 детей) – создают третью линию.

Г)Пары 1,2,3,4 (8 детей) – создают четвёртую линию.

Фигура 2 «Полукруг»:

А)4 линия формирует левый край полукруга (иду первыми).

Б)3 линия формирует правый край полукруга (идут вторыми).

В)2 линия формирует левую часть от «солнца» (идут третьими).

Г)1 линия формирует правую часть от «солнца» (идут четвёртыми).

 

 

Дети формируют полукруг и исполняют песню.

 

2.Песня «Осень – раскрасавица» (фонограмма +)

Слова и музыка Гульнара Азаматова-Бас.

1.Светит солнце ласково, нежно улыбается. («солнце» поднимается вверх)
Это в гости к нам пришла осень-раскрасавица. («солнце» наклоняется

                                                                                 вправо-влево)

Яркая, зелёная, жёлтая и красная, (на слова-цвета ленты поднимаются вверх

                                                           соответственного цвета)
Но всегда весёлая, и всегда прекрасная, (ленты в правой руке выполняют

                                                                     движения  вправо-влево)
Ветерком гонимая, листьями шуршащая, (на слово «гонимая»-зелёные ленты

                                                                      вверх, на слово «листьями»-жёлтые

                                                                      ленты вверх, на слово «шуршащая»-

                                                                      красные ленты поднимаются вверх)

Очень осень любим мы, и поём от счастья. (ленты в правой руке выполняют

                                                                           движения  вправо-влево)
Проигрыш: На проигрыш дети делят полукруг пополам и идут встречными линиями до исходной точки.

2.Всё раскрасила вокруг красками красивыми. (дети исполняют весь куплет

                                                                                   пританцовывая на месте)
Собираются на юг стаи журавлиные.
Так уж им положено и судьбою велено.
Прилетайте к нам весной, с самой первой зеленью!
Пусть помашет вам рукой осень-раскрасавица,
Рады будем мы весной снова повстречаться!

Проигрыш: На проигрыш дети делят полукруг пополам и идут встречными линиями до исходной точки.
3.Никогда не унывай, не смотри с грустинкою. (все движения, как в первом    

                                                                                 куплете)
Оглянись вокруг давай, насладись картинкою.
Яркою, зелёною, жёлтою и красною,
Но всегда вёселою и всегда прекрасною.
До чего ж красивая осень настоящая!
Мы с тобой счастливые и поём от счастья!

 

Звучит музыкальное сопровождение. Дети рассаживаются на места, палочку каждый ребёнок кладёт под стул. «Солнце»  ребёнок ставит возле задника сцены. Появляется Осень-Златолистья. Во время появления она берёт «солнце» в руки.

Осень-Златолистья. А вот и я, Осень-Златолистья! Здравствуйте! Когда наступает моё время - земля покрывается разноцветным ковром из листьев, хлеборобы, садоводы и огородники собирают урожай овощей и фруктов, мамы и бабушки варят варенье и компоты, а любители лесных даров собирают орехи, сушат и солят грибы. Хотите отправиться в осеннюю сказку?

Дети. Да!

Звучит музыкальное сопровождение. Появляется Лесовичок. Осень-Златолистья ставит «солнце» возле стульчика.

Лесовичок. Средь лесов, болотных кочек
                      Cтоит домик на пенёчке.
                      В доме чисто и светло,
                      И уютно, и тепло.
                      Кто гостей там привечает,
                      Чаем с мёдом угощает? ...
Осень-Златолистья. Знакомьтесь, старичок-Лесовичок!

Лесовичок. А это кто? (Показывает на ребят.)

Осень-Златолистья. Это гости нашей сказки.

Лесовичок. Но ведь чтобы попасть в осеннюю сказку, необходимо в правильном порядке назвать три осенних месяца.

Осень-Златолистья. Ребята без труда это сделают! (Дети хором называют месяцы.)

 

Звучит музыкальное сопровождение. Выходят дети-месяцы.

3.Стихи

Сентябрь. Пришёл сентябрь с красками,
                    Коснулся листьев ласково
                    И деревце простое
                    Вдруг стало золотое.

                    Но скоро опадёт листва
                    И все дорожки парков,

                    Вдруг станут разноцветными,

                    Красивыми, приметными.
Октябрь. В октябре, в октябре
                  Частый дождик на дворе.
                  На лугах мертва трава,
                  Замолчал кузнечик.
                  Заготовлены дрова
                  На зиму для печек.

Ноябрь. В ноябре лесные звери
                Закрывают в норках двери.
                 Бурый мишка до весны
                 Будет спать и видеть сны.

                 Дождик льет как из ведра,
                 Сидит дома детвора.
                 Весь ноябрь хмурится,
                 Холодно на улице.

Сентябрь. Внимание, внимание!

Октябрь разворачивает свиток. Осень-Златолистья издала указ! Тем, кто попал в осеннюю сказку велено: улыбаться и никого не стесняться!

Ноябрь. Петь, веселиться, играть

               И вальс осенний танцевать!

 

Звучит музыкальное вступление к песне «Осенний вальс». Дети берут листики (листья лежат под стульями) и выстраиваются парами «в точки» по всему залу.

4. Песня «Осенний вальс»  (фонограмма +)

Слова и музыка Е. Обухова

Условные обозначения:

М – мальчики

Д – девочки.

1.В осеннюю сказку попали опять. (дети в паре держатся за руки и

                                                              покачивают ими)

В ней солнышко светит, охота гулять.


Листочки резные под ноги легли, (дети в паре держатся за руки, в 

                                                         свободных руках листочки, которые дети

                                                         поднимают вверх и опускают вниз)

Танцуя, упали с деревьев они.

Припев:
2.Осень лето провожает, (на слово «Осень» Д-выпад ногой на носок вправо, М –

                                            одновременно влево, рука идёт за ногой. На слово «лето» - руки

                                            М и Д  с листочками соединяются, ноги возвращаются в

                                            исходное положение)

Осень холода не знает.    (повтор)

Только лужицы застыли (руки без листиков поднимаются вверх)
И поля дожди полили. (затем опускаются вниз)

Скоро матушка-зима (М и Д держатся за руки, руки с листочками свободно опущены

                                       вниз)
Постучит к нам в терема.

Проигрыш: (М и Д – руки «Лодочка» спокойно вращаются вправо, затем влево)

3.Луга пожелтели, и лес, и трава. (дети в паре держатся за руки и покачивают ими.)

И кружится вся золотая листва.

Под ветер весёлый, под дождь озорной (дети в паре держатся за руки, в 

                                                                    свободных руках листочки, которые дети

                                                                    поднимают вверх и опускают вниз)

Любуемся этой осенней порой.

Припев:
2.Осень лето провожает, (на слово «Осень» Д-выпад ногой на носок вправо, М –

                                            одновременно влево, рука идёт за ногой. На слово «лето» - руки

                                            М и Д  с листочками соединяются, ноги возвращаются в

                                            исходное положение)

Осень холода не знает.    (повтор)

Только лужицы застыли (руки без листиков поднимаются вверх)
И поля дожди полили. (затем опускаются вниз)

Скоро матушка-зима (М и Д держатся за руки, руки с листочками свободно опущены

                                       вниз)
Постучит к нам в терема.

Проигрыш: (М и Д – руки «Лодочка» спокойно вращаются вправо, затем влево)

 

СЦЕНА 2

Звучит музыкальное сопровождение. Дети рассаживаются на стульчики.

Осень -Златолистья.  В день осенний, в день чудесный,
                                       В нашей сказке детвора,

                                       Нам ответит на вопросы?

Лесовичок. Думаю, конечно, да!
Осень -Златолистья. Ребята, вы знаете приметы осени?

Дети. Знаем!

 

Звучит музыкальное сопровождение. Выходят чтецы.

5.Стихи 

Чтец 1.Тонкая берёзка в золото одета.
             Вот и появилась осени примета.

             Птицы улетают в край тепла и света.
             Вот вам и другая осени примета.
Чтец 2. Грозди рябины ярко краснеют,
              Летнего солнца жар излучая.
              Стояла рябина почти неприметной,
              Сегодня собою лес украшает.

Чтец 3.Хорошо, когда в полях нива колосится.
             Хорошо, когда всего много уродится.
             Гнутся яблони в саду от тяжелой ноши.
             Хорошо, когда везде урожай хороший.
Чтец 4. Яблоко румяное, налитое соком,
              Забралось на дерево высоко-высОко.
              Прилетел издалека непоседа ветер.
              Яблоко красивое сразу он заметил.
              Сильно ветку раскачал: может, разобьется.
              А оно лежит в траве - весело смеётся.

Осень-Златолистья. А ну-ка, Лесовичок, неси осеннюю примету – спелое яблочко! 

Лесовичок несёт большое  яблоко (декорированный мяч).

Осень-Златолистья. Становитесь, ребята в круг, будем в игру играть, да урожай собирать! Каждый берёт в руки спелое яблоко и произносит: «Я собрал на огороде и в саду…..» и называет, например, картошку. Затем передаёт яблоко следующему игроку.

 

Звучит музыкальное сопровождение. Проводится игра.

6.Игра  «Соберём урожай»

Дети выстраиваются в круг. У первого игрока в руках яблоко (мяч, оформленный как яблоко), он громко сообщает: «Я собрал на огороде и в саду...» и передаёт мяч следующему участнику. Так мяч по цепочке передаётся до последнего игрока. Называть можно овощи, фрукты, ягоды.

 

Осень-Златолистья. Вот молодцы, ребята, какой богатый урожай собрали!

 

Звучит музыкальное сопровождение. Дети рассаживаются на стулья, остаются только участники сценки. Им надевают на головы маски-овощи.  

7. Сценка «Спор овощей»

Хором все овощи. Кто из всех овощей и вкуснее, и нужней?

                                 Кто при всех болезнях будет всем полезней?

1.Огурец. Очень будете довольны,
               Съев огурчик малосольный.
               А уж свежий огуречик,
               Всем понравится, конечно!
               На зубах хрустит, хрустит.
               Я могу всех угостить!

2.Редиска. Я – румяная редиска,
                 Поклонюсь вам низко – низко!
                 А хвалить себя зачем?
                 Я и так известна всем!

3.Свёкла. Дайте мне сказать хоть слово!
                Ешьте свёклу для здоровья!
                Свёклу надо для борща и для винегрета.
                Кушай сам и угощай - лучше свёклы нету!

4.Капуста. Ты уж, свёкла, помолчи!
                 Из капусты варят щи.
                 А какие вкусные пироги капустные!
5.Морковь. Про меня рассказ не длинный,
                  Кто не знает витамины?
                  Пей всегда морковный сок,
                  И грызи морковку.
                  Будешь ты всегда, дружок,
                  Крепким, сильным, ловким!

6.Помидор. Не болтай, морковка, вздор.

                  Помолчи немного!

                  Самый вкусный и приятный

                  Уж, конечно, сок томатный!

Осень-Златолистья (обнимает овощи). Все вы правы, и не спорьте!
                                     Чтоб здоровым, сильным быть,
                                     В этом нет у нас сомненья,
                                     Надо овощи любить всем, без исключенья!

 

СЦЕНА 3 (Пугало)

Звучит музыкальное сопровождение. Участники сценки рассаживаются на места. В зал вбегает Пугало огородное с метлой в руках.

Пугало огородное. Я одеваюсь не по моде,
                                   Весь век стою как на часах.
                                   И во саду ли, в огороде
                                   На птиц я нагоняю страх.
                                   Меня сороки, галки
                                   Боятся пуще палки!

                                   Сейчас на вас махну метлой,

                                   Да как швырну на вас листвой…(замахивается)

Осень-Златолистья. Так, так, так! Кто это расшумелся… А это ты, Пугало огородное!

Пугало огородное. Да, это я! (Ставит метлу на пол как посох.) Вы думаете, что в вашей сказке всё хорошо, приметы осенние на месте, урожай собран… А вот и нет! (Стучит метлой – посохом по полу.)

Ты колдуй моя метла,

Чтоб ребятам помешать

Все грибы в лесу собрать!

Пугало огородное. Колдовство моё такое: ребята не увидят грибы, которые им предстоит собрать, а собирать будут до тех пор, пока не стукну метлой.

Осень-Златолистья. Ой-ой-ой! (Обращается к Лесовичку.) Как же ребята справятся? 

Лесовичок. Справятся!

 

Звучит музыкальное сопровождение. Проводится игра.

8.Игра «Грибы – невидимки»

На пол кладут 2 обруча. В них высыпают грибы и шишки. Выбираются 2 игрока. Задача игроков: с завязанными глазами набрать в корзинки только грибы. Игра проходит, пока звучит музыка. Как только метла стукнет об пол – сбор грибов прекращается.


Звучит музыкальное сопровождение. Дети рассаживаются на места.

Пугало огородное. Ах, вот вы какие, справились без труда с моим заданием.  

              Украду из сказки солнце,

              Сразу станет грустно всем.

              Пусть дожди стучат в оконце,

              Радость пусть уйдёт совсем.

Пугало огородное стучит метлой об пол, хватает «солнце»  и убегает. Звучит музыкальное сопровождение – шум дождя.

Осень-Златолистья. Как грустно! Поблекнут все краски осени от дождя.

Лесовичок. А вот и нет! Все краски осени на русских расписных ложках!

Звучит музыкальное сопровождение. Дети берут ложки и выстраиваются в полукруг.

Чтец 1. Расписные наши ложки,
              Словно солнышко горят.
Чтец 2. Разноцветные узоры
              Нам  о многом говорят!

Чтец 3. Фрукты, ягоды, грибы,

              Здесь на ложках, погляди!

 

9. Танец с ложками «Порушка-Параня» (Терёха. Фонограмма +)

(Движения танца в приложении.)

 

Дети рассаживаются на стульчики, кладут ложки под стулья.


СЦЕНА 4 (финал)

Осень-Златолистья. Ах, какие, ребята молодцы! Нам дождик не помеха!

Веселиться можно и в хмурую погоду.

 

Звучит музыкальное сопровождение. Появляется Пугало огородное.

Пугало огородное. Забирайте ваше солнышко. Вижу я, что и без него вам радостно и весело осенней порой. (Собирается уходить.)

Осень-Златолистья. Ты, Пугало огородное, не спеши, а лучше скажи, почему злишься?

Пугало огородное. Как мне не злиться! Вас вот сколько, всем весело и радостно, а один стою, ворон пугаю.

Лесовичок. Так попроси ребят, они тебя с собой пригласят.  В детском саду тоже есть огород, будешь его летом охранять.

Пугало огородное.  А что, примите меня, ребята, к себе в детский сад?

Дети. Да!

Осень-Златолистья. Давайте, ребята, Пугало огородное, удивим – развеселим пляской задорной! 

Все девчонки и мальчишки

Очень любят поплясать!

Вот так танец – яркий, быстрый,

Будем польку танцевать!

 

Звучит музыкальное сопровождение. Дети выстраиваются на польку.

10.Парный танец «Огородная полька»

(Движения танца в  приложении к сценарию)


Дети рассаживаются на места. Пугало огородное подходит и берёт пустую корзинку, оставленную солисткой танца в центре зала.

Пугало огородное. Мне очень понравилась задорная полька, я хочу вас всех, ребята, поблагодарить за доброту вашу!

Вот корзиночка пустая,

С виду очень уж простая.

Я колдую – раз, два, три,

Что лежит здесь, посмотри!

 

11.Сюрпризный момент

Осень Златолистья. Ах, что за волшебство! Закрывает обзор своим сарафаном, а тем временем Пугало огородное подходит к месту, где спрятана корзина с яблоками и  меняет пустую корзину на неё.

Осень Златолистья. Вот это да! Полная корзина ароматных яблок! Ребята, давайте поблагодарим Пугало огородное за такой прекрасный сюрприз!

Дети. Спасибо!

Пугало огородное. Да это Осени-Златолистье спасибо за богатый урожай! Осень Златолистья. На здоровье! А мы, ребята, вместе с Пугало огородным пойдем, отведаем вкусных ароматных яблочек!

 

Звучит музыкальное сопровождение. Дети покидают зал и идут в группу.