Новые технологии в обучении игре на фортепиано в ДШИ


Автор: Чалбышева Елена Анатольевна, Чалбышев Борис Анатольевич

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методическое сообщение

Новые технологии в обучении игре на фортепиано в ДШИ

Краткое описание работы: 1. Краткий обзор интересных методик преподавателей фортепиано г. Иркутск 2. Новые технологии преподавания в России и за рубежом. 3.Новые формы работы

                                            План сообщения

  1. Краткий обзор Курсов повышения квалификации         (декабрь 2015г. на одноимённую тему - УМЦКИ «Байкал» г. Иркутск)

Наиболее интересные методики преподавателей фортепиано  г. Иркутск

  1. Новые технологии преподавания в России и за рубежом
  2. Применение медиа ресурсов на уроках и внеклассных мероприятиях с учащимися
  3. Новые формы работы кроме традиционных уроков в ДШИ

Представление авторского методического проекта в рамках профориентации учащихся Е.А.Чалбышевой «Вокруг «Лесного царя».

 

  1. Курсы повышения по дополнительной профессиональной образовательной программе «Традиции и инновации в практике преподавания фортепиано» для преподавателей фортепиано и концертмейстеров ДМШ и ДШИ»

a)    Лекция «Чтение с листа на уроках специальности» - преподаватель ИОДШИ Тульчина С.А.

     Лектором был сделан обзор литературы по данной теме

  • Ф.Д.Брянская Формирование и развитие навыка игры с листа на уроках фортепиано»
  • Т.Смирнова Allegro
  • И.Рябов. С.Рябов Чтение нот с листа в классе фортепиано
  • В.Жакович Чтение с листа для начинающих
  • Т.Камаева А.Камаев Чтение с листа на уроках фортепиано

Подробно Тульчина С.А. остановилась на последнем пособии, который опробировала на своих уроках. Суть пособия в удобстве формы: построение в виде постепенно усложняющихся домашних заданий по самостоятельному тренингу, так как на уроках не хватает времени. Есть специальная шкала самооценки, что детям не только нравится, но и заставляет тренироваться до отличного результата.

b)   Лекция-диалог «Реализация индивидуального подхода в работе с обучающимися» Практическое занятие «Применение психологических техник и методов в работе педагога дополнительного » доцент кафедры психологии и педагогики ИГУ В.И.Рерке.

В лекции полезные характеристики типов восприятия учащимися информации. Тесты по диагностики ведущего канала восприятия.

Например: визуал – ускоренный темп речи, повышенный голос, жесты на уровне лица. Часто произносит- представь, ясно, чётко, обрати внимание..

Аудиал – ровный размеренный темп речи, жесты спокойные. Слова- слушай, громко, тихо…

Кинестетик – интонация голоса пониженная, важно поглаживания..

Правополушарный- творчество, воображение, фантазия

Левополушарный- логика, чёткость

Совет психолога- помнить, что для восприятия требуется 3 повтора;

                                     Типы пристроек обучающего к обучаемому- (сверху- родитель-дитя

                        снизу- дитя- родитель

                        равны-взрослый-взрослый)

                                    иметь на уроке цветные квадратики 5х5 зелёный изумрудный улучшает настроение успокаивает, а синий активизирует мыслительную деятельность

c)    Лекция «Педагогические задачи в период подготовки к конкурсным выступлениям- преп. Е.К.Папцова

- нестабильных учеников лучше не готовить

-репертуар

-иногда неудобное одно место портит результат

-перед выступлениями играть медленно, но в удобном темпе, а прикосновение как в быстром темпе

-учитывать акустические особенности зала…

d)   Лекция «Работа с обучающимися первого года обучения на примере кварто-квинтовой секвенции»; «Методика преодоления сценического волнения»-преп. ИОДШИ Пламеневская С.Ю.

С начинающими очень важно соединить теорию и практику. Помогает секвенция ля-ре;соль-до;фа-си… пропеваем и играем. Простепенно добавляем терции, квинты, арпеджио, аккорды… с перекладыванием рук, с комбинированием арпеджио и аккордов… сочинить этюды в сопровождении аккомпанемента педагога разными штрихами, жанрами

О волнении полезном и вредном, подъёма, панике, апатии

Совет репетировать с поклонами, одежде концертной ровно во время будущего концерта.

Физические упражнения напряжения-расслабления

Сангвиники работоспособны, но быстро утомляются, играют ярко, но менее осмысленно

Холерик учит только то, что нравится. Обижается на замечания

Флегматик малоэмоционален, играет стабильно

Меланхолик тревожен, не очень работоспособен, волнуется даже на уроках.

 

Учитывать реактивность- экставерт-сангвино-холерик- идеальный вариант

Возраст- до 9 лет концерт воспринимает как радостное событие

                10-13 лет –самокритичность

                14-17 лет- сознательная потребность значимости, сильно волнуется

 

  1. Новые технологии в России

За роялем без слез, или я – детский педагог

Татьяна Гальперина – автор уникальной методики музыкального развития детей двух – трёх летнего возраста. До 1990 года – ведущий методист города Санкт–Петербурга. Известна в России и за рубежом. Большую известность получила её книга «За роялем без слёз, или я – детский педагог». Также она выпустила книгу, которая так сказать обобщает её опыт занятий и общения с детьми – малышами. В которой Татьяна Борисовна рассказывает, как на самом деле много преимуществ раннего обучения. Ранние занятия музыкой благотворно влияют на психику детей. Период с двух до пяти лет наиболее подходящий для восприятия сенсорного (музыкального) притока. Тамбовские и Американские учёные пришли к выводу, что раннее музыкальное обучение является эффективным средством активации высших функций мозга, в частности абстрактного мышления. С его помощью можно корректировать задержки психомоторного развития, лечить эпилепсию, болезнь Паркинсона. Педагог музыки становится одновременно и психотерапевтом.

Большое значение, Гальперина уделяет разделу о вступительных экзаменах.

Приёмные экзамены очень несовершенны. Существует целый ряд чисто физиологических и психологических моментов, которые мешают ребёнку проявить свои дарования в нервозной обстановке. Начальное музыкальное образование должно быть доступно всем. Не ошибиться в определении одарённости, можно лишь наблюдая длительное время. Нужно не определять задатки, а выявлять и формировать способности.

 

Порядок прохождения гамм:

1. Хроматическая гамма.

2. Расходящаяся в одну октаву.

3. Короткие арпеджио.

4. Аккорды.

Ранее исполнение гамм не продвигает детей технически. Нужно использовать большое количество мини – этюдов.

 

Чтение с листа.

Этапы обучения:

– Цвет, как символ данной ноты

– Изображение цветной ноты на нотоносце

– Чёрная нота с цветным штилем

– Сольфеджирование чёрных нот на крупном нотоносце

– Эскизное чтение с листа в ансамбле с педагогом

– Складывание из отдельных нот фраз и предложений. Рифмованная подтекстовка.

– Эскизное чтение с листа целых произведений

Очень помогает сольфеджирование, это звуковое наполнение нот – точек. Для зрительного охвата нотного текста применяем «движущееся окошко». Затем игра в «пазлы». Ребёнок сольфеджирует нотный текст под аккомпанемент педагога и из карточек собирает строчку пьесы, сначала ориентируясь на нотный текст, а затем на слух. Угадывать по карточкам исполняемое произведение. На обратной стороне карточки – название произведения, имя и год композитора

 

Школа игры на фортепиано

Алексей Иванович Исенко – кандидат педагогических наук, профессор кафедры фортепиано РАМ имени Гнесиных. Ему принадлежит создание уникальной технологии интенсивного и комплексного образования пианистов. Созданная им Школа адресована как учащимся ДМШ, так и учащимся, студентам разных специальностей, не изучавшим ранее курс фортепиано, либо имеющих низкий уровень подготовки по этому предмету. Универсальный метод обучения музыкантов, созданный А.И. Исенко, вызвал большой интерес и получил высокую оценку специалистов в России, США, Англии, Германии, Нидерландах, Греции, Испании и других странах, где получил успешную апробацию. За основу своего метода автор взял систему научного моделирования и выявил его новую форму – музыкальную.

Моделирование – это опосредствованное познание с помощью специально создаваемой системы, способной заменять исследуемый объект – оригинал и давать о нём новую информацию. В ходе исследования было обнаружено, что элементы моделирования в музыке прослеживаются уже с конца 16 века. Свойства и функции моделей проявляются уже в генерал – басе или цифрованном басе. Он являлся сокращённой записью партитуры, при которой нотировался бас, а остальные голоса записывались цифрами, обозначающими интервал от баса. Свободные голоса варьировались в зависимости от состава исполнителей, и включал элемент импровизации. Стремление к усилению экспрессивного воздействия музыки на слушателей, привело теоретиков и композиторов 17 – 18 веков к разработке музыкально – риторических фигур, которые можно рассматривать как эмоционально – смысловые модели. Их разновидностью являются мотивы – символы, например, присутствующие во всех произведениях И.С. Баха. Элементы музыкального моделирования присутствуют также в процессе композиторского творчества. Так, эскизы и наброски музыкального произведения являются структурно – композиционными музыкальными моделями. Схожими с моделированием являются приёмы создания композиторами новых музыкальных произведений, на основе своих более ранних сочинений. Осмысление эволюции вспомогательных средств фортепианного обучения, привело автора к созданию системы музыкальных моделей экспресс-курса, знакомящих начинающих с «творческой лабораторией композитора»; использованию данного метода в процессе преподавания основ сочинительства и конструирования музыкальных моделей.

Цель – реализации программы – комплексное музыкальное развитие начинающих пианистов.

Задачи:

– Изучение музыкально – педагогического репертуара

– Развитие эмоционально – слухового восприятия музыки

– Формирование музыкально – слуховых представлений

– Приобретение музыкально – теоретических знаний

– Усвоение способов творческой работы композитора    

– Овладение фортепианной техники

Последовательность тем в учебном плане 1 – го года обучения по методу моделирования творческого процесса композитора соответствует исторической последовательности важнейших переломных этапов в эволюции музыкального искусства: от монодии к полифонии и далее к гомофонии.

Обучающиеся по авторскому методу (даже с обычными музыкальными данными) уже через 3 месяца занятий на фортепиано (из расчёта 2 часов в неделю) способны исполнять полифонические произведения. Соответствующие по сложности традиционному репертуару 3 – 4 годов обучения. Предлагаемая программа предназначена для начинающих пианистов, как взрослых, так и детей в возрасте от 6 лет.

Общее строение книги:

1. Введение, адресованное педагогам, раскрывающее историю и теоретические предпосылки метода моделирования творческого процесса композитора.

2. 1 часть, в которой приводится тематический план, словесный вариант Алгоритма интенсивного и комплексного образования начинающих пианистов, который можно использовать как методическое пояснение и поурочный перечень контрольных вопросов и заданий для учащихся.

3 часть включает три раздела:

– «Конспекты уроков по системе музыкальных моделей «Экспресс – курс А. Исенко», предназначенный для преподавателей;

– «Практикум по музыкальному моделированию», где помещены произведения различных композиторов и музыкальные модели к ним, созданные автором; задания по работе с данными моделями.

– «Хрестоматия», репертуар которой может изучаться как параллельно с системой музыкальных моделей, так и независимо от неё.

4. Музыкальный словарь.

5. Приложения: таблица гамм, аккордов, арпеджио; методические рекомендации по конструированию музыкальных моделей и сочинению полифонических произведений; творческие работы учащихся; устройство для изучения нотации, изобретённое автором книги.

Мотивация – в предлагаемом методе ярко выражена внутренняя мотивация, построенная на познавательной деятельности, основанной на творчестве, благодаря чему ученик приобретает большой объём ЗУН за те же часы. Для донотного периода автором разработана новая циклическая музыкальная форма – цепная модельная. Она состоит из ряда лёгких вокально-инструментальных пьес, соединяющихся в единое целое благодаря тому, что вокальная мелодия одной модели становится инструментальным сопровождением в последующей. На этапе знакомства с нотной грамотой осуществляется знакомство с ладовой, интонационно-временной, структурной организации музыки (мотив, фраза, предложение, период); с динамикой и артикуляцией. Это становится возможным при облегчении двигательных задач. Игре попеременно обеими руками и только 3 – ми пальцами. Игра начинается на чёрных клавишах, на которых легче ориентироваться, и где создаётся удобное формирование позиции руки.

Усвоение содержания Темы 1 «Песня» позволяет достигнуть координации речевой и двигательной моторики и связать обучение игре на фортепиано с развитием навыков аккомпанемента. Сопоставление различных по ритмическому рисунку партий способствует развитию у ученика ритма.

Во 2‑й теме «От песни к фуге» учащийся переходит к фуге через ряд промежуточных полифонических моделей и выполнение заданий по их транспонированию в тональности, которые в дальнейшем будут использоваться в ФУГЕ. Среди основных приёмов – транспонирование и ладовая переокраска. Для работы над ними нужно использовать следующие правила:

– Для знакомства с новой тональностью необходимо сыграть соответствующую гамму, арпеджио, аккорды.

– Держать в памяти транспонируемую модель.

– Сохранять одну и ту же аппликатуру.

– Следовать принципу позиционности.

С 11 урока, (3–й месяц обучения) возникает необходимость обращения к гаммам. Имея опыт полифонической игры, ученики осознают необходимость технической работы. Гаммы изучаются парами – мажоры с одноимёнными минорами. В течение 1 – го года изучаются 10 гамм с единой аппликатурой. Полифония представлена в музыкальных моделях в различных формах: канон, дуэт, полифонические вариации на остинатный бас, старинная полифоническая соната. Изучение музыкального произведения посредством моделирования – многоэтапный процесс:

1. Овладение основным музыкальным материалом, отражённым в упрощённым виде в модели.

2. Преобразование композиционных элементов посредством транспозиции, ладовой перекраски, конструирования музыкальной формы.

3. Текст пособия в основном обращён к учащемуся. Он состоит из заданий и правил. Комментарии для педагогов даны мелким шрифтом.

4. В качестве дополнительной формы работы рекомендуется использовать приём «слепой игры», прикрывая руки ученика листком бумаги.

Порядок использования хрестоматии регламентирует таблицы – дневники, помещённые в конце каждого блока. Для развития опережающего чтения используется бегунок.

Новые учебные пособия:

  • А.Мыльников Рождение игрушки
  • О.Геталова  В музыку с радостью
  • Л.Борухзон  Азбука музыкальной фантазии
  • И.С. Якиманская - личностная ориентация педагогического процесса
  • К.Г. Селевко -технология на основе эффективности управления и организации учебного процесса
  • И.Я. Лернер Т.В.Кудрявцев – опора на исследовательскую деятельность