Методическая разработка "Игра на детских музыкальных инструментпах"


Автор: Ткач Елена Валерьевна

Предмет: Музыка

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

Методическая разработка "Игра на детских музыкальных инструментпах"

Краткое описание работы: Актуальность изучения данной темы заключается в том, что обучение игре на детских музыкальных инструментах помогает развивать музыкальные способности, открывает перед детьми новый мир звуковых красок, стимулирует интерес к инструментальной музыке.

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………1

Раздел 1. Роль игры на детских музыкальных инструментах в музыкальном и общем развитии детей…………………………………………………………………………………..2

Раздел 2. Методы обучения детей игре на детских музыкальных инструментах…………..5

Раздел 3. Этапы разучивания музыкального произведения…………………………………10

Раздел 4. Методика обучения детей коллективному музицированию ……………………..11

Практическое задание………………………………………………………………………….14

Заключение…………………………………………………………………………………......18

Список использованной литературы………………………………………………………….19

 
 

Введение

 

В современных условиях, когда возрастают задачи эстетического воспитания детей, игре на детских музыкальных инструментах отводится особая роль. Музыкальные инструменты  вызывают у ребёнка большой интерес. Ими широко пользуются и в семье, и в детских садах, вовлекая тем самым малыша в сферу музыки, помогая развитию его музыкальных и творческих способностей.

Актуальность изучения данной темы  заключается в том, что обучение  игре  на детских музыкальных инструментах помогает развивать музыкальные способности, открывает перед детьми  новый мир звуковых красок, стимулирует интерес к инструментальной музыке.

           Цель: активное приобщение детей к музыке, развитие интереса к музицированию.

           Задачи:

  1. 1.      Формировать музыкальные способности: чувство ритма, звуковысотный и тембровый слух у детей   дошкольного возраста.
  2. 2.      Развивать чувство ансамбля, слаженность звучания оркестра.
  3. 3.      Развивать творческую активность у детей  дошкольного возраста.
  4. 4.      Расширять музыкальный кругозор детей, воспитывать интерес к музицированию.
  5. 5.      Приобщать к инструментальной музыке и самостоятельному осмысленному музицированию.

         Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе деятельности и музыкально-творческой игры: ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческих действий. Музыкальные инструменты составляют самую привлекательную для детей область музыки. Обучаясь игре на них, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, начинают понимать всю красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют), музыкально - ритмических  движений (четче воспроизводят ритм). Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

  Раздел 1. Роль игры на детских музыкальных инструментах в музыкальном и     общем развитии детей.

           Исполнительство на детских музыкальных инструментах - важный вид деятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания в ДОУ наряду с пением, слушанием музыки, музыкально - ритмическими движениями.

Игра на музыкальных инструментах открывает перед детьми новый мир звуковых красок, помогает познавать окружающую действительность с помощью выразительных свойств звука, развивает музыкальные способности и стимулирует интерес к инструментальной музыке.

Основное назначение музицирования — проявление и развитие музыкальных способностей ребенка, эмоционального отношения к процессу взаимодействия с музыкальными инструментами, интереса к исполнительской деятельности.

В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Этот вид музыкальной деятельности детей способствует становлению и развитию волевых качеств: выдержки, настойчивости, целеустремленности, усидчивости; совершенствованию психических процессов - памяти, внимания, восприятия, образного и словесно-логического мышления. Игра на детских музыкальных инструментах помогает преодолеть скованность, застенчивость, робость, развивает чувство уверенности в себе, самостоятельность. В совместном музицировании воспитываются коммуникативные качества, потребность в музыкальном общении, а также выдержка, целеустремленность, настойчивость. В процессе игры на музыкальных инструментах развивается координация движений, мелкая мускулатура пальцев рук, формируются такие качества, как усидчивость, работоспособность. Особенно полезно музицирование для развития детей со слабым уровнем координации слуха и голоса. Опыт показывает, что игра на детских музыкальных инструментах не требует от детей каких-то особых музыкальных способностей, этот вид деятельности дает положительные результаты для всех детей без исключения.

Трудно переоценить совместное музицирование детей со взрослыми. У детей в результате освоения музыкальных инструментов, подражания взрослым часто возникает потребность в серьёзных занятиях музыкой.

Знакомство с названиями инструментов, их тембрами, специальными музыкальными терминами (струны, клавиши, медиатор, оркестр и др.) обогащает активный словарь детей, развивает их речь; укрепляется и совершенствуется мелкая моторика пальцев рук. У детей развиваются музыкально-сенсорные способности, тембровый, регистровый, гармонический слух, чувство ритма, умения вслушиваться в многоплановую и многоголосную фактуру произведения.

Музицирование позволяет развивать чувство взаимопомощи и внимания к действиям товарищей; активизирует всех детей, способствуя координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию и творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку. В процессе игры на музыкальных инструментах идет усвоение нотной грамоты. Играя, дети лучше понимают устройство музыкальных инструментов, различают их звучание, тембр и входят в новый для них мир музыкальной азбуки.

Игра на музыкальных инструментах расширяет чувственно эмоциональный опыт ребенка. Неповторимое звучание каждого инструмента вызывает у детей определенные чувства и ощущения. Нередко эти чувства воплощаются в придуманные образы. Музыкальный инструмент помогает создавать эмоциональную связь между миром ребенка и миром музыки.Наконец, игра на инструментах создает условия для нормализации психологического состояния ребенка.

Значение инструментального музицирования для музыкального и общего развития детей трудно переоценить. Оно способствует осознанному восприятию и воспроизведению высоты звука, длительности, благодаря чему у детей развивается  музыкальная память, ритмическое чувство и творческое музыкальное мышление. В процессе игры на инструментах развиваются и все виды музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический и архетонический, или чувство музыкальной формы. Кроме этого, инструментальное музицирование является важным источником постижения системы средств музыкальной выразительности, познания музыкальных явлений и закономерностей. Оно способствует развитию тонкости и эмоциональности чувств. Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания разных инструментов, совершенствуются в выразительности исполнения. У них активизируется музыкальная память, внимание, фантазия и творческое воображение.

Когда ребёнок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развивается его мышление, аналитические способности. Игра на ударных музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Мелодические музыкальные инструменты развивают все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Чтобы сыграть мелодию по слуху, нужно иметь музыкально-слуховые представления о расположении звуков по высоте (движется ли мелодия вверх, вниз, стоит ли на месте) и ритмические представления (о соотношениях длительностей звуков мелодии). При подборе мелодии необходимо также ощущать тяготение к устойчивым звукам (ладовое чувство), различать и воспроизводить эмоциональную окраску музыки.

Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения детям независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Прежде всего, они приносят удовлетворение в эмоциональном плане. Бесспорна и воспитательная функция оркестра, поскольку коллективное музицирование является также и одной из форм общения. У детей появляются ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.

Музицирование весьма эффективно влияет на развитие ребёнка и в других видах музыкальной деятельности, в частности в пении, музыкально – ритмических движениях. Вот почему оно входит во все программы по дошкольному воспитанию.

Игра на музыкальных инструментах ценна еще и тем, что может применяться в самых различных условиях – как на занятиях с педагогом, так и в самостоятельной музыкальной деятельности, возникающей по инициативе детей. Музыкальные игрушки-инструменты входят в жизнь ребенка – его ежедневные игры, занятия, развлечения, отвечают склонностям детей и объединяют их в исполнительский коллектив. 

Обучение игре на детских музыкальных инструментах в соответствии с программой

проходит в средней, старшей и подготовительной группах.  В содержание программы включаются следующие задачи: развитие у детей восприятия пьес, исполненных взрослыми; обучение игре на детских музыкальных инструментах.

           К концу пребывания в дошкольном учреждении дети овладевают следующим объемом

знаний и умений.

     Дети должны знать названия инструментов, характер звучания инструментов, правила пользования инструментами и их хранение, приёмы игры на инструментах, расположение высоких и низких звуков на различных инструментах, названия нот и их место на пластинках металлофонов и клавишах других инструментов.

       Дети должны научиться владеть простейшими приемами игры на разных инструментах, правильно расходовать дыхание, играя на триолах, кларнетах, дудочках; находить удобную аппликатуру, играя на аккордеоне, баяне, пианино; приглушать звучание тарелок, треугольников; правильно держать руки при игре на бубне, барабане, встряхивая кастаньеты, маракасы; играть в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп; своевременно вступать и заканчивать игру; пользоваться элементарными динамическими оттенками;  
играть индивидуально простейшие песенки, попевки; приучаться подбирать по слуху хорошо знакомые песенки, прибаутки, считалочки; импровизировать ритмические и мелодические попевки.  

Детское музицирование обогащает ребенка впечатлениями, оказывает воздействие на развитие его творческих способностей, формирует моральный облик. Музыкальный опыт, который дети приобретают на занятиях, позволяет успешно применять полученные знания в праздниках, развлечениях и, конечно, заниматься самостоятельной музыкальной деятельностью.
Таким образом, игра на музыкальных инструментах оказывает влияние на всестороннее развитие личности, расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, имеет большое воспитательное и образовательное значение.

 

 

Раздел 2. Методы обучения детей игре на детских музыкальных инструментах

     Знакомство детей с музыкальными инструментами начинается уже в раннем возрасте. Раннее музыкальное обучение играет существенную роль в музыкальном развитии ребенка, но оно должно быть облечено в формы, доступные и интересные для детей раннего возраста. Для этого педагогом используются различные методы и приёмы: наглядные, игровые, практические, словесные.

Нельзя не учитывать степень готовности к таким занятиям, как обучение игре на инструментах, требующим от детей значительного внимания, сосредоточенности, осознанности и физической зрелости. Первые музыкальные впечатления педагог стремится дать ребятам в занимательной игровой форме. Обучение начинается с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда. Занятия проводятся с небольшими группами детей и индивидуально. Ударные инструменты особенно привлекательны для юных музыкантов. Обучение игре на большинстве ударных инструментов оркестра (рубель, трещотка, хлопушка и др.) не требует длительного времени и специальной подготовки, в то время как выработка соответствующих игровых навыков позволяет в дальнейшем без особого труда осваивать более сложные ударные инструменты, приемы игры, а также музыкальные инструменты другой группы оркестра.

В процессе знакомства с ударным  инструментом дети узнают об истории его создания; изучают конструктивные особенности, исполнительские (в том числе и технические)   возможности; выделяют характеристики, определяющие специфику конкретного инструмента; устанавливают принадлежность к подгруппе по звукообразующему элементу (корпус инструмента - шумовые; мембрана, перепонка - перепончатые; пластина - пластинчатые; наличие нескольких звукообразных  элементов - комбинированный тип).

Целесообразно использовать музыкальные инструменты не только на музыкальных занятиях, но и в повседневной жизни, чтобы закрепить у ребят появляющееся ощущение ритма музыки.

Дети первой младшей группы учатся различать звуки по высоте, тембру и динамике (колокольчик, металлофон, фортепиано). К концу года они осваивают бубен, погремушки, колокольчики, металлофон (играет воспитатель). В первой младшей группе используются звуковые музыкальные игрушки (волчки, молоточки, органчики).

Во второй младшей группе предлагается большее разнообразие музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов. К тем музыкальным инструментам, которые лети освоили в первой младшей группе, добавляются барабан, ложки, палочки, металлофон (играет воспитатель), музыкальная шкатулка, гармошка-игрушка. ложки.
            Дети средней группы со второй половины года начинают осваивать игру на металлофоне, ксилофоне и к концу года могут играть простейшие мелодии на одном звуке. В средней группе можно использовать незвуковые музыкальные игрушки, такие, как пианино, балалайка, гармошка, домра, музыкальные книжки в игровой деятельности.

В старшей группе дети осваивают игру на металлофоне, ксилофоне по одному и небольшими группами, изучают струнную группу инструментов (цитра, гусли, цимбалы, арфа), учатся играть на триоде, треугольнике, кастаньетах, тарелках, детском пианино, трещотках.
             Дети подготовительной группы учатся играть на различных музыкальных инструментах  по одному и в ансамбле.

Прежде чем приступить к разучиванию с детьми мелодии на металлофоне, взрослый сам должен несколько раз грамотно исполнить эту мелодию на металлофоне, дети слушают. Затем показывают желающим, по каким пластинкам и сколько раз надо ударить. Сразу запомнить всю мелодию трудно, лучше разучивать ее частями, например, выучить запев песни, а когда ребенок усвоит его, показать, как играть припев или первую часть мелодии, затем – вторую. Можно чередовать игру воспитателя с детским исполнением: запев играет воспитатель, а ребенок на другом металлофоне – припев, или наоборот. Желательно, чтобы ребенок, усвоив часть или все музыкальное произведение, исполнил его с воспитателем (на двух металлофонах).

Занятия по обучению игре на металлофоне ведутся с детьми индивидуально.
Для исполнения на металлофоне вначале берутся несложные и хорошо знакомые детям мелодии. В таком случае они ударяют по пластинкам не механически, а все время регулируют слухом свое исполнение. Ударив не ту пластинку, ребенок слышит ошибку, старается ее исправить.

Другое важное условие при выборе произведений – строение мелодии. Звуки мелодии должны быть расположены близко друг от друга, большие интервалы для игры трудны детям. Играть мелодии, построенные на одном звуке, нецелесообразно, да и неинтересно детям.
В средней группе впервые начинают обучать детей игре на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Наиболее удобен для этого металлофон. Он достаточно прост в обращении, не требует постоянной настройки, как струнные инструменты. Дети уже знакомы с тембром этого инструмента, приемами игры.

Существует несколько способов обучения игре на мелодических музыкальных инструментах: по нотам, по цветовым и цифровым обозначениям, по слуху.
Обучение детей игре по нотам очень трудоемко, хотя иногда используется на практике. Далеко не все дошкольники овладевают нотной грамотой, если не ведется постоянная индивидуальная работа. Важно, чтобы дети понимали связь расположения нот на нотном стане со звучанием их в мелодии, исключив механическое воспроизведение нотных знаков.
Цветовая система, распространенная за рубежом, удобна для быстрого овладения детьми игрой на инструментах. Определенное цветовое обозначение (цветные клавиши, пластины металлофона) закрепляется за каждым звуком. Ребенок имеет запись мелодии в цветовом обозначении: используются цветные кружочки или цветное изображение нот, с ритмическим обозначением и без него. Играть по этой системе очень легко, но при таком способе игры (вижу зеленое обозначение ноты – нажимаю на зеленую клавишу) слух не участвует в воспроизведении мелодии, ребенок играет механически.

Подобным способом детей обучают играть по цифрам, наклеенным около каждой пластины металлофона, и записи мелодии в цифровом обозначении. Может моделироваться и обозначение длительности (длинные и короткие палочки и т. д.). Цифровая система, предложенная в 30-е гг. Н.А. Метловым, в то время, может быть, была оправданной, но в дальнейшем стала использоваться реже, так как она приводит к механическому воспроизведению мелодии.

Оба способа обучения детей (с использованием цветовых и цифровых обозначений) позволяют легко и быстро получить нужный результат, но не имеют развивающего эффекта - слишком велика в этих способах доля механического воспроизведения мелодии.
Наибольший развивающий эффект обучения достигается лишь при игре по слуху. Этот способ требует постоянного развития слуха, серьезной слуховой подготовки. Начиная с младшего возраста важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте. Чтобы накапливать слуховой опыт, развивать слуховое внимание детей, используются дидактические пособия, моделирующие движение мелодии вверх, вниз, на месте. Это музыкальная лесенка, перемещающаяся с цветка на цветок (ноты) бабочка и т. д. Одновременно пропеваются звуки мелодии, соответствующие по высоте моделируемым соотношениям звуков. Можно также показывать рукой движение звуков мелодии, одновременно воспроизводя ее (голосом или на инструменте).

Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах по слуху,  построена на постепенном расширении диапазона исполняемых попевок. Вначале ребенок играет мелодию, построенную на одном звуке. Прежде чем воспроизвести мелодию, он слушает ее в исполнении музыкального руководителя, который сначала поет ее, привлекая внимание к тому, что звуки мелодии не отличаются по высоте, потом играет на металлофоне и одновременно поет. Пропевание попевок позволяет детям лучше представить направление движения мелодии, развивает музыкально-слуховые представления.

Детей учат приемам звукоизвлечения: правильно держать молоточек (он должен свободно лежать на указательном пальце, его лишь слегка придерживают большим), направлять удар на середину пластины металлофона, не задерживать молоточек на пластине, а быстро снимать его (как подпрыгивающий мячик). Когда играются длинные ноты, молоточек должен подпрыгивать повыше, короткие ноты – пониже. Когда ребенок играет мелодию на одном звуке, он должен точно воспроизвести ритмический рисунок. Для этого, пропевая мелодию со словами, можно ориентироваться на ритм стихов.

Для осознания соотношений длительностей звуков мелодии применяется моделирование их с помощью длинных и коротких палочек или обозначений, принятых в нотной записи (четверть, восьмые). Чтобы дети хорошо усвоили ритмический рисунок мелодии, можно, используя принятые обозначения, выкладывать его на фланелеграфе. При этом эффективен прием подтекстовки длительностей, принятый в релятивной системе: четверти обозначаются слогом «та», а более короткие восьмые – слогом «ти». Широко применяется прием прохлопывания ритмического рисунка мелодии или воспроизведение его на музыкальных инструментах.

После того как дети научились передавать ритмический рисунок разных мелодий, построенных на одном звуке, освоили приемы игры на металлофоне, можно переходить к игре попевок на двух соседних звуках. Чтобы облегчить детям понимание расположения звуков по высоте, применяются названные приемы: выкладывание звуков-кружочков на разной высоте на фланелеграфе, пропевание, показ рукой движения мелодии, дидактические пособия и игры.

Кроме этого, можно воспользоваться «немой» (нарисованной) клавиатурой металлофона: ребенок показывает на ней расположение звуков и под пение «воспроизводит» мелодию.
В старшей и подготовительной к школе группах диапазон попевок расширяется. Дети уже лучше ориентируются в расположении звуков мелодии, действуют более самостоятельно.
Обучая игре на музыкальных инструментах, педагог должен учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка. Одни дети достаточно легко подбирают попевки, с другими необходима более детальная подготовительная работа.

После того как металлофон освоен, дети в старшей и подготовительной к школе группах обучаются игре на других мелодических инструментах – струнных, духовых, клавишно-язычковых. Каждый ребенок может постепенно овладеть игрой на нескольких музыкальных инструментах. Полезно сочетать индивидуальную работу с детьми и работу по подгруппам, а также со всей группой.

По мере того как дети освоят игру  на металлофонах, можно обучать их игре на цитрах, аккордеонах, духовых инструментах.

Освоение нового инструмента рекомендуется начинать с уже знакомых попевок (на одном, двух, трех звуках), которые дети подбирают по слуху после знакомства с приемами игры, способами звукоизвлечения.

Важно, чтобы ребята почувствовали выразительные возможности новых инструментов, научились использовать разнообразие тембровых красок. В старшем дошкольном возрасте дети уже осознают, что с помощью каждого инструмента, даже не имеющего звукоряда, можно передать определенное настроение.

В обучении игре на детских музыкальных инструментах можно использовать ритмические прибаутки, пьесы, построенные на одном звуке, различные считалочки и несложные песенки, ритмизацию собственных имён. Первые музыкальные впечатления педагог стремится дать ребятам в занимательной игровой форме.

Полезно приобщать детей к восприятию и выразительному исполнению ритмических и речитативных интонаций голоса, к ощущению его интонационных повышений и понижений. Можно упражняться в передаче с помощью музыкальных инструментов метроритмического пульса речи, а затем — звучащей музыки. Ритмизация поэтических текстов облегчает запоминание ритмического рисунка и дальнейшее его воспроизведение с помощью ударных инструментов.

          Методы, применяемые для  обучения игре на детских инструментах, зависят от:

- принадлежности инструмента к определенной классификационной группе и подгруппе;

- принципах  звукоизвлечения;

- возраста исполнителя и постановленных перед ним задач;
- уровня физического, музыкального, эмоционального развития исполнителя;
- наличия условий (материальных, временных, организационных) для обучения игре на инструменте.  

Методика обучения игре на любом музыкальном инструменте должна включать следующие этапы:
1) знакомство  с инструментом - историей создания, конструктивными особенностями, исполнительскими возможностями;
2) постановка  исполнительского аппарата - корпуса,  рук, и т.д.;
3) освоение  основных приемов звукоизвлечения;
4) развитие  исполнительского мастерства - работа  над художественно-выразительным, эмоциональным, музыкально-грамотным и технически совершенным исполнением музыкального произведения;
5) работа  над музыкальным произведением.

 

Раздел 3. Этапы разучивания музыкального произведения

      Чем сложнее пьеса, тем более развито фортепианное сопровождение песни, тем более неторопливым должен быть процесс разучивания.

В обучении детей игре на детских музыкальных инструментах можно выделить три этапа.
3) целостное воспроизведение мелодии, освоение игры в ансамбле и в оркестре.

I этап - ознакомление с особенностями мелодии и приемами звукоизвлечения.

Цель данного этапа обучения  - заинтересовать детей, раскрыть содержание музыкального произведения.

Педагог  исполняет музыкальное произведение на фортепиано. Затем беседует с детьми о характере музыки, форме произведения. После прослушивания можно прочитать соответствующее данной пьесе стихотворение, показать иллюстрацию. После повторного исполнения детям предлагаетсяподумать, какие музыкальные инструменты  лучше использовать  для исполнения данного произведения индивидуально или в оркестре. Предложения детей обсуждаются. Выбирается один из вариантов. Педагог проигрывает музыкальное произведение на выбранном инструменте.

II этап - работа над исполнением мелодии (по цветовой, цифровой системам или по слуху), освоение исполнительских приемов.

Цель данного этапа – разучить отдельные партии музыкальных инструментов.

На этом этапе происходит основная работа по обучению детей  навыкам игры на детских музыкальных инструментах индивидуально и подгруппами.

          Педагог исполняет мелодию пьесы. Дети прохлопывают ритмический рисунок мелодии. Затем разучиваются отдельные партии. Педагог сначала показывает, как исполнять мелодию на данном инструменте, затем часть детей повторяет, другая часть прихлопывает. Затем действия детей меняются. Трудные партии разучиваются по частям. Второй этап разучивания музыкального произведения может включать в себя несколько занятий.

III этап -  целостное  воспроизведение мелодии, освоение игры в ансамбле и в оркестре. 

Цель данного этапа -  воссоздание музыкально-художественного образа музыкального произведения,  его эмоционально-выразительное исполнение.
         Каждая партия исполняется отдельно с сопровождением. Затем исполняется вся партитура. Внимание детей обращается на выразительность исполнения. При повторном исполнении дети могут поменяться инструментами.

       Обучение игре на музыкальных инструментах нельзя ограничить лишь разучиванием репертуара. Важно, чтобы эти занятия носили творческий характер.

 

Раздел4. Методика обучения детей коллективному музицированию (в ансамбле, оркестре) 
Детский оркестр — один из видов коллективного музицирования. Существует несколько разновидностей детского оркестра: шумовой (включающий в себя разные типы ударных инструментов, не имеющих звукоряда), ансамбль (состоящий из одинаковых или однотипных инструментов), смешанный оркестр (включающий в себя разные группы инструментов).
Наиболее простой, доступный из них — шумовой оркестр. Его можно организовать уже с детьми младшего возраста, если они умеют ритмично воспроизводить хлопками сильные доли тактов, отмечать метр музыки. В зависимости от характера произведения можно использовать такие инструменты и игрушки, как колокольчик, погремушка, барабан, бубен, коробочка. Большого разнообразия инструментов такой оркестр не требует. Важно подбирать тембры, которые выразительно подчеркивали бы характер музыки, элементы изобразительности.
Звучание оркестра будет более разнообразным, интересным, если инструменты играют не только все вместе, но и поочередно, сочетаясь друг с другом в зависимости от характера музыки. Следует чередовать различные тембровые краски, использовать те инструменты и их сочетания, которые в каждой части пьесы (музыкальной фразе) наиболее соответствуют настроению музыки.

Перед исполнением произведения необходимо вместе с детьми обсудить, какие инструменты понадобятся для игры. Например, если в пьесе две контрастные части и первая веселая, шутливая, а вторая нежная, мягкая, то можно использовать сначала погремушку, бубен (вместе или поочередно), а потом колокольчик, треугольник и т. д. Педагог должен по возможности учитывать желания детей в выборе музыкального инструмента.
В процессе игры в ансамбле или оркестре перед детьми ставятся следующие задачи:

- умение самостоятельно, без помощи взрослого исполнять свою партию;

- умение слушать звучание других партий в процессе исполнения своей, соблюдая при этом общую динамику и темп музыкального произведения;

- понимание дирижёрских жестов педагога;

- умение своевременно начинать и заканчивать музыкальное произведение.

Одна из разновидностей шумового оркестра — ансамбль ложкарей (средняя и старшая группы). В него иногда включают несколько других ударных инструментов (бубен, треугольник и т. д.).

Прежде чем создать смешанный оркестр, как правило, организуют ансамбли инструментов, имеющих звукоряд, например, металлофонов, цитр.Для организации ансамбля духовых инструментов необходимо, чтобы у каждого ребенка был свой инструмент.

Ансамблевая игра требует слаженности исполнения. Это касается ритмичности и общей музыкальной выразительности. Педагог побуждает детей прислушиваться к своей игре и игре партнеров, слушать фортепианную партию, не стремиться заглушать друг друга, стараться передавать настроения, выраженные в музыке.

Совместной игре предшествуют индивидуальные занятия с каждым ребенком и игра небольшими группами (по 2—3 человека). Детей объединяют в подгруппы лишь тогда, когда они хорошо освоили инструменты, выучили свои партии.

Для гармоничного звучания смешанного оркестра необходима большая предварительная работа с детьми — сначала индивидуальная, затем небольшими группами, ансамблем и, наконец, всем составом оркестра.

В работе с оркестром музыкальные руководители в основном пользуются готовыми инструментовками (переложениями пьес для оркестра), опубликованными в детских сборниках. Зная некоторые правила инструментовки, они могут сами (с участием детей), исходя из характера музыки, определять состав оркестра, выбирать группы солирующих инструментов, распределять, каким инструментам поручить различные элементы фактуры (мелодию, аккомпанемент, ритмический рисунок мелодии, сильные доли тактов, акценты, метрическую пульсацию).

Мелодию могут играть сначала одни инструменты, потом -другие (по музыкальным фразам или предложениям). Чтобы звучание не было однообразным, метрическую пульсацию также могут исполнять несколько инструментов, чередуясь. На фоне инструментов, выполняющих какой-либо элемент фактуры (например, ритмический рисунок мелодии или метрическую пульсацию), акценты лучше поручить другому инструменту, более яркому по тембру (бубен, тарелки), а сильные доли тактов — третьему (в зависимости от характера музыки).

Таким образом, для того, чтобы оркестр звучал выразительнее, красочнее, разные элементы фактуры произведения (мелодия, бас, характерный ритм, акценты) лучше поручать инструментам, отличающимся по тембру.

Состав оркестра, количество инструментов каждой группы определяют также исходя из самой музыки. При исполнении народных мелодий следует больше привлекать народные инструменты (деревянные ложки, баян и т. д.). Для классической музыки они неприемлемы — здесь предпочтительнее использовать инструменты, аналоги которых имеются в симфоническом оркестре (треугольник, ксилофон, металлофон, флейта, гобой).
Соотношение количества инструментов в каждой группе (струнные, духовые, ударные) определяется по яркости тембров. Струнных (тихих) инструментов должно быть примерно в два раза больше, чем звонких металлофонов. Аккордеонов или триол, имеющих яркое звучание, может быть несколько (2—4 инструмента). Количество ударных тоже не должно быть очень большим.

При распределении между детьми партий в оркестре необходимо учитывать их интересы и способности. Ребятам, которые наиболее легко подбирают мелодии по слуху, можно поручать партии мелодических инструментов. Чтобы держать ритмическую основу, важно иметь хорошее чувство ритма. Поэтому исполнение метрической пульсации, ритмического рисунка мелодии доверяют детям с развитым чувством ритма.
Методика обучения игре в оркестре сходна с методикой обучения индивидуальной игре и в ансамбле. Дети, которые играют на инструментах, имеющих звукоряд, выучивают свои партии, начиная с осознания направления движения мелодии. Они пропевают мелодию со словами и без слов (на слоги та, ти или др.), определяют с помощью моделирования направление движения звуков мелодии (выкладывают звуки на фланелеграфе, показывают направление движения звуков рукой с одновременным пропеванием). Чтобы определить соотношение длительностей звуков, прохлопывают ритмический рисунок мелодии, выкладывают его на фланелеграфе с помощью палочек различной длины или ритмических обозначений, принятых в нотной грамоте, делают подтекстовки ритмического рисунка мелодии с помощью слогов (ти-ти-та). Играют мелодию на «немой» клавиатуре с одновременным пением и затем уже воспроизводят ее на музыкальном инструменте.
Педагог должен быть внимателен к каждому ребенку. Некоторые дети подбирают мелодии по слуху легче других, следовательно, им не нужны все подготовительные упражнения. Те, кто играет на ударных инструментах, не имеющих звукоряда, выучивают свои партии под фортепианное сопровождение, под пение и постепенно объединяются с другими.

         Игра в оркестре сплачивает детский коллектив, повышает ответственность каждого ребёнка за правильное исполнение своей партии, помогает преодолеть неуверенность, робость. При совместной игре в ансамбле или оркестре формируется чувство коллективизма.

        Создание оркестра дошкольников очень сложное и трудоёмкое дело, но весьма нужное, необходимое. Ребёнок, приобщённый к миру музыки, познавший красоту звучания коллективного исполнения в оркестре, пронесёт эту любовь через всю жизнь.

 

Практическое задание

Конспект доминантного занятия по обучению детей старшего дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах

Тема: « Выставка музыкальных картин».

Цель – повышать интерес детей к музицированию созданием игровой ситуации.

Образовательные задачи:

- знакомить детей с музыкальными инструментами и приёмами игры на них;

- учить определять группы музыкальных инструментов по способу звукоизвлечения;

- осваивать приёмы игры в ансамбле, оркестре.

Развивающие задачи:

- развивать мелодический, звуковысотный, тембровый слух и чувство ритма через игровые

упражнения;

- осваивать приёмы игры в ансамбле, оркестре;

- осваивать и применять в музицировании звуковые жесты;

- развивать координационные способности пальцев рук через пальчиковые игры;

- развивать творческие и исполнительские способности.

Воспитательные задачи:

- воспитывать устойчивый интерес, активно-положительное отношение к игре на музыкальных инструментах, уверенность в себе;

- воспитывать бережное отношение к музыкальным инструментам:

      - воспитывать культуру исполнительства.

Структура занятия

  1. Пальчиковые игры.
  2. Упражнения на металлофоне и ксилофоне.
  3. Игра со звуковыми жестами.
  4. Рассматривание картин.
  5. Игра в оркестре.

 

Предшествующая работа

Знакомство с  приемами игры на металлофоне, ксилофоне, свистульках, ложках. Поиск звукоподражаний. Знакомство со звуковыми жестами. Индивидуальное музицирование. Слушание инструментальной музыки  в грамзаписи. Разучивание пальчиковых игр.

 

Материалы и оборудование.

Музыкальный центр, мультимедийная установка. Музыкальные инструменты: ложки, свистульки, колокольчики, колотушки   музыкальные молоточки, металлофоны, ксилофоны. 

 

Репертуар и методические приёмы.

1.Пальчиковые игры:  «Дружные пальчики», «Часы большие и маленькие». Ритмическая игра пальчиками, совместная деятельность, пение без аккомпанемента, игра долгими и короткими звуками и жестами.

2.Упражнения: «Маленький и большой дождик»,  «Ну, погоди!».  Приемы игры на металлофоне и ксилофоне: стаккато, глиссандо, нисходящее, восходящее движение мелодии. Самостоятельная деятельность, игра в ансамбле.

3. А.Жилинский «Детская полька». Ритмичная игра звуками топ, хлоп, шлеп и звуковыми жестами. Совместная деятельность без аккомпанемента и с аккомпанементом фортепиано. Исполнение произведения трехчастной формы.

   4. Р.н.п. «Во кузнице». Отстукивание ложками и колотушками ритмического рисунка мелодии, двумя молоточками – пульса. Пение под собственный аккомпанемент.    Осваивание нового приема игры «глиссандо по коленям».

5. Д.Кабалевский «Вальс». Игра на металлофонах, колокольчиках, свистульках в ансамбле под аккомпанемент  фортепиано. Приемы игры – «радуга», «дорожка», «глиссандо».  Самостоятельная деятельность.

       6. М.Глинка «Жаворонок». Музицирование на двух свистульках под аккомпанемент фортепиано. Приемы игры – «перекличка», «беседа» долгими и короткими звуками.

 7. М.Парцхаладзе «Дождик». Игра звуковыми жестами. Игра в оркестре на металлофонах, ксилофонах, бубенчиках. Пение в сопровождении детского хора в грамзаписи.

 

Ход занятия:

  Дети приходят в музыкальный зал.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! Вы пришли навыставку картин. Нам нужно превратить эти картины вмузыкальные, то есть озвучить их, подобрать к ним музыку.Я буду рада, если вы мне в этом поможете.Музыка и тембр музыкальных инструментов должны соответствовать характеру и настроению картины.

Воспитатель.Ребята, мы сможем с вами подобрать музыку к картине и сами её сыграть?  (Ответы детей)

Музыкальный руководитель: Прежде чем приступить к игре на музыкальных инструментах, нужно сделать гимнастику для пальчиков.

   Дети встают по кругу. Проводятся пальчиковые игры «Дружные пальчики»,  «Часы большие и маленькие». 

Музыкальный руководитель: Еще нам необходимо вспомнить приемы игры музыкальным молоточком.  На металлофонах мы сыграем игровое упражнение «Дождик», на ксилофонах – упражнение «Ну, погоди!»

Дети делятся на две подгруппы, подходят к металлофонам и к ксилофонам, играют.

Музыкальный руководитель: Музыканты в оркестре должны быть внимательными.  Хочу проверить ваше внимание. Предлагаю игру звуковыми жестами.                                                                         Проводится игра «Топ, хлоп, шлеп» под музыку А.Жилинского «Детская полька»

Условия игры:

1)   дети повторяют звуковые жесты за музыкальным руководителем без музыкального сопровождения;

2)   дети жестикулируют самостоятельно, без музыкального сопровождения;

3)   самый внимательный становится водящим, по его показу дети играют звуковыми жестами под музыку с воспитателем.

Воспитатель называет самых внимательных детей.

Музыкальный руководитель: Подойдите, пожалуйста, к экрану, рассмотрите картины, которые мы будем озвучивать. Что на них изображено? Какую музыку  мы можем сыграть?

Дети рассматривают поочередно четыре картины: «Танец бабочек», «В кузнице», «Жаворонок», «Дождь» и называют  музыкальные произведения, которые могли бы озвучить их (ответы детей)

Музыкальный руководитель: Музыкантов прошу подойти к музыкальным инструментам. Напоминаю, что играть в оркестре надо слаженно, слушая друг друга. Ваши музыкальные звуки должны передавать характер и настроение картины

Дети играют: «Вальс» Д. Кабалевского, р.н.п. «Во кузнице», «Жаворонок» М.Глинки, «Дождик» М. Парцхаладзе.

Музыкальный руководитель: Интересно вам было озвучивать картины? Какие трудности вы испытывали в игре на инструментах? Хотели бы вы еще побывать на выставках музыкальных картин?  (Ответы детей)

Музыкальный руководитель: Спасибо, вы мне очень помогли. Картины стали музыкальными.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

Игра на музыкальных инструментах – интересная и полезная музыкальная   деятельность детей. Музыкальные инструменты позволяют украсить жизнь ребёнка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству. В процессе обучения игре на инструментах хорошо формируются слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. В действиях ребёнка развивается самостоятельность, внимание и организованность.

Таким образом, игра на детских музыкальных инструментах организует детский коллектив, способствует развитию музыкальных способностей, совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка, развиваются мышление и аналитические способности дошкольников. А ещё, это возможность приобретения многообразного музыкального опыта: опыта движения и речи; слушателя и композитора; исполнителя и актера; общения и непосредственного переживания; творчества и фантазирования; самовыражения и спонтанности; опыта переживания музыки как радости и удовольствия, а для этого педагогу  необходимо:

- создавать условия для игры на детских музыкальных инструментах;

- использовать только настроенные и эстетичные музыкальные инструменты;

- не навязывать детям обучение на инструменте, не злоупотреблять чрезмерными

занятиями;

- поощрять попытки самостоятельной игры на музыкальном инструменте.

      Все это является залогом успеха, и дети из маленького по возрасту и по составу оркестрика, уже став взрослыми, навсегда останутся друзьями классической музыки. 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Бублей С.П. Детский оркестр. –Л.,1983
  2. Ветлугина Н.А. Детский оркестр. - М., 1976
  3. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. - М., 1989
  4. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста.- М., 2005
  5. Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду.- М.,2006
  6. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста.- М., 2000
  7. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. - М., 1990
  8. Конкевич СВ. Элементарное музицирование как средство творческого развития дошкольников. - М., 2003.
  9. Метлов Н.А. Музыка - детям. - М., 1985.
  10. Радынова О.П. Беседы о музыкальных инструментах. - М.,1999