"Через борьбу к победе" - Лекция -концерт, посвященный 250 - летию Л.В.Бетховена


Автор: Муратова Елена Николаевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Сценарий мероприятия

"Через борьбу к победе" - Лекция -концерт, посвященный 250 - летию Л.В.Бетховена

Краткое описание работы: сценарий лекции - концерта, посвященного 250 - летию Л.В.Бетховена

1.Звучит  Рондо в исполнении Ткаченко  Марии( скрипка)(3.40)

 

     Здравствуйте уважаемые гости, любители музыкального искусства!

     Мы рады  приветствовать вас в нашей «Музыкальной гостиной». Наша сегодняшняя встреча посвящена великому немецкому композитору   Людвигу ван Бетховену

         В этом году весь цивилизованный мир отмечает 250 - летие со дня рождения младшего  из трёх гениальных музыкантов, которых называют венскими классиками.  

(Ребята, а вы знаете, кто из композиторов относится к венским классикам? Правильно: Йозеф Гайдн и Вольфганг Амадей Моцарт) ( портреты?)

         Бетховену довелось жить и творить  на рубеже XVIII и XIX веков, в эпоху грандиозных общественных перемен и потрясений. Его молодость совпала со временем, когда разразилась Великая французская революция 1789 года. Провозглашённым ею демократическим идеалам свободы, равенства и братства всех людей Бетховен оставался верен до конца своей жизни. Центральный период его творчества отразил гигантский размах и напряжённость событий в годы наполеоновских войн, охвативших всю Европу с Испании по Россию. В трудную, противоречивую эпоху реставрации – временного восстановления феодально-монархического режима в Европе – прошёл сложный поздний период бетховенского творчества.

          Бетховен воспринял высшие достижения европейской музы­ки предшествующих поколений, и в первую очередь Баха, Генделя, Глюка, Гайдна, Моцарта. Вместе с тем в своих произведе­ниях он явился смелым новатором и оказал огромное влия­ние на последующее развитие мирового музыкального искусства. Бетховен замечательно обогатил его сокровищницу вдохновенными образами героической драматической борьбы, глубоких философских раздумий и проникновенного созерцания красоты природы.

         

 

Бетховен писал во всех существовавших в его время жанрах. Он - автор оперы «Фиделио», балета «Творения Прометея», ряда ораторий и кантат. Им создано большое число инструментальных сочинений. Лишь для фортепиано он написал 32 сонаты, пять концертов, несколько циклов вариаций и т. д. Столь же велико число сочинений для скрипки, виолончели, для голоca (более 90 песен). Неоценим вклад Бетховена в область симфонической музыки, которая была для него особенно притягательной и любимой. «Я знаю, что моя подлинная стихия - это симфония. Когда я слышу что-либо внутренним слухом, это всегда большой оркестр»,- писал композитор. Его девять симфоний, музыка к трагедии В. Гёте «ЭГМОНТ», увертюры «Кориолан», «Леонора» № 1, №2, №3 (к разным постановкам оперы «Фиделио») и другие оркестровые сочинения относятся к числу уникальных художественных произведений мирового значения.
Почти все творчество Бетховена подчинено одной идее - воплощению героической борьбы, ведущей через все трудности и страдания из мрака к свету.

 

Людвиг ван Бетховен родился 16 декабря 1770 г. в городе Бонне.

                        Предками его были простые фламандские ремесленники и пахари, и только деду, Луи Бетховену, посчастливилось стать музыкантом, что и предопределило судьбу Людвига. Многие черты своего характера Людвиг унаследовал от своего деда: гордость, независимый нрав, настойчивость и работоспособность. Но дед умер вскоре после рождения Людвига  и после этого печального события семья стала действительно нуждаться.

  Отец Людвига (Иоганн ван Бетховен) был способным музыкантом, певец, скрипач и клавесинист. Но губительная страсть к алкоголю сделалась причиной многих страданий семьи и особенно Людвига - старшего сына. С четырехлетнего возраста отец часами держал мальчика за клавесином или запирал со скрипкой, заставлял играть по 7-8 часов в день, до изнеможения.  Чтобы извлечь выгоду из необычайных способностей сына, отец показывал публике это маленькое чудо, хотел сделать из него второго Моцарта. Удивительно еще, как отец навсегда не отвратил сына от искусства. Детство Бетховена было омрачено заботами о хлебе, необходимостью зарабатывать на пропитание.  В 8 лет маленький Бетховен дал первый концерт в городе Кёльне.

2. Постолатий Данил (3 кл) «Немецкий танец»(1.00)

 

Счастливым событием юности Бетховена можно считать знакомство и близкое общение с прекрасным педагогом Кристианом Нефе, сумевшим понять своеобразие его таланта. Нефе был серьезным и разносторонним профес­сионалом — композитором, органистом, клавиристом, дириже­ром, музыкальным писателем, человеком широких общекультур­ных интересов и передовых взглядов. Он занимался с Людвигом композицией, игрой на органе и фортепиано.

Благодаря Нефе юный Бетховен основательно изучил прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира» и другие произведения Баха, а также музыку Генделя, Гайдна, Моцарта. Нефе помог издать первые сочинения двенадцатилетнего Бетховена — вариа­ции и три сонаты (так называемые «юношеские») для фортепиа­но.

 

3.Зуева Юлия (2 кл.флейта) Аллегретто оп.2 №2 из сонаты для фортепиано

(Сонатина – маленькая соната. Соната – музыкальное произведение, написанное для одного или двух инструментов, состоящая из трех частей, первая и финал - быстрые части, а вторая часть медленная.)

 

В одиннадцать лет Людвиг стал помощником органиста, а в тринадцать — органистом и пианистом- койцертмейстером боннской капеллы. По совету Нефе он самостоятельно и с помощью друзей пополнял свое образование, много читал, изу­чал латинский, древнегреческий, французский и итальянский языки

 

Весной 1787 года Бетховен совершил поездку в Вену. Он го­рел желанием брать уроки у Моцарта, которого привел в восторг своими сочинениями и пламенными импровизациями на форте­пиано. «Обратите внимание на него! — воскликнул Моцарт. — Он всех заставит о себе говорить!»

4.Попова Арина(3 кл) Экосез Еsdur.(0.40)

(Экосез –с фр. – шотландский танец. Первоначально – шотландский народный танец в трехдольном размере, исполняющийся под аккомпанемент волынки. Позднее превратился в бальный. В России появился в начале 18 века под названием англез, только в 19 веке стал называться экосез и распространился во многих странах в двудольном варианте. )

Но вскоре пришло известие о тяжелой болезни матери Бетховена, которую он любил всей ду­шой и юному Бетховену пришлось стать кормильцем семьи, заботиться о двух младших братьях

В 1789 году Бетховен некоторое время был вольнослушате­лем философского факультета Боннского университета. Вместе со свободолюбиво настроенными профессорами и студентами он горячо приветствовал революцию, происшедшую тогда в сосед­ней стране — Франции. Свобода, равенство, всечеловеческое братство - эти высокие устремления народа нашли в душе Бетховена горячий отклик. Заветам революции он остался верен всю жизнь.

           В этот период написана самая известная песня Бетховена на стихи Гёте «Сурок». Она исполняется от имени маленького мальчика-савояра, зарабатывающего в Германии песнями с дрессированным сурком. (Савояры - это бродячие певцы.) Они часто сопровождали своё пение игрой на шарманке, а учёный сурок доставал из мешка записочки с предсказаниями. (Ребята, а кто знает эту песню? О чём эта песня?).

Песня «Сурок» начинается такими словами:

 «Из края в край вперёд иду, сурок всегда со мною.

 Под вечер кров себе найду, сурок всегда со мною.

 Кусочки хлеба нам дарят, сурок всегда со мною

 И вот я сыт и вот я рад, сурок всегда со мною».

 

5. Павлов Стас (2 кл) « Сурок» (1.10)

Осенью 1792 года  (в возрасте 22 лет )Бетховен приехал в Вену. С той поры и до конца жизни он был жителем этого города. Братья его уже подросли, отец вскоре умер.

В течение года Бетховен брал уроки у Йозефа Гайдна. Гайдн называл Бетховена своим любимым учеником, оказывал ему материальную поддержку, но  полного творческого взаимопонимания между ними не возникло.  Гайдн неоднозначно воспринимал музыку Бетховена, считая ее слишком мрачной Поэтому Бетховен, занимался по композиции у других венских музыкантов, в частности у Антонио Сальери.

Бетховен приобрел в Вене известность как непревзойденный пианист-виртуоз. Он поражал слушателей вдохновенным исполнением главным образом собственных про­изведений и бурными импровизациями на любую заданную те­му.

       Клавесин, с его затухающим звуком не удовлетворял его, только фортепиано, изобретённое в начале 18 века итальянцем Бартоломео Кристофори,  смогло выразить его грандиозные замыслы. Бетховен смело противопоставлял крайние регистры (а в то время играли в основном в среднем), широко использовал педаль (к ней тогда тоже обращались редко), употреблял массивные аккордовые созвучия. По сути, именно он создал новый фортепианный стиль, далёкий от изысканно-кружевной манеры клавесинистов.

Чаще всего ему приходилось играть в салонах венской знати. У него завязалось знакомство со многими аристократами, среди которых было немало просвещенных любителей музыки. Дер­жался он с высокопоставленными лицами очень независимо, сознавая превосходство, дарованное ему самой природой. В од­ном из его писем сказано: «Князей было и будет тысячи, Бетхо­вен же только один».

 

За первое десятилетие, проведенное в Вене, Бетховен напи­сал более ста произведений. В их число вошли около двадцати сонат и три концерта для фортепиано, трио, квартеты, сонаты для скрипки и для виолончели с фортепиано, под конец появились Первая и Вторая симфонии. Имя Бетховена начали ставить в один ряд с именами Гайдна и Моцарта. В это время появились  небывалые по страстной драматической силе произведения, как его «Патетическая» и «Лунная» фортепианные сонаты.

Сейчас мы прослушаем фрагмент знаменитой «Лунной» сонаты. Сам Бетховен называл её «сонатой – фантазией», а название «Лунная» присвоили ей с лёгкой руки одного из друзей Бетховена – поэта Людвига Рельштаба. А посвятил он ее своей ученице Джульетте  Гвиччардии. Композитор был влюблён в юную графиню и хотел на ней жениться. Но девушка предпочла выйти замуж за богатого и знатного графа. Вслушайтесь в эту музыку! И, может быть,  вы услышите тоску неразделённой любви и безмерную скорбь.

6. Калистратова Даша  Соната № 14, 1ч.

 В возрасте двадцати семи лет Бетховен ощутил первые признаки надвигавшейся на него болезни, особенно страшной для музыканта - он постепенно глохнул. Пришлось отказаться от концертных поездок, а позднее — вообще от сольных выступлений. Скрывая от окружающих свой недуг, Бетховен становился, замкнутым, нелюдимым человеком. Лечение, назначенное врачами, не помогало. И осенью 1802 года Бетховен в отчаянии дошел до мысли о самоубийстве. Но Бетховена спасли мужественная стойкость духа, титаническая сила воли и беззаветная любовь своему искусству. Внутренний слух остался у него неповреждённым, он мог продолжать сочинять музыку. Смело бросил он в лицо постигшему его несчастью гордые слова: «Я схвачу судьбу за глотку, совсем меня согнуть ей не удастся».

Мы услышим произведение, в музыке которого проявляется борьба человека с судьбой. 

7. Казанин Денис  Соната № 8  «Патетическая» 1 ч.

Заглавие «Большая Патетическая соната» принадлежит самому композитору. (Патетическая от греческого «пафос» означает с приподнятым, возвышенным настроением.) Контрастное сопоставление тем, а затем их «столкновение», «борьба» придали музыке драматический характер. БОльшая напряженность  музыки вызвала и бОльшую силу звука, размах и сложность техники и в некоторых моментах фортепиано как бы приобретает оркестровое звучание.

И вот после преодоления тяжелого душевного кризиса начался период высокого расцвета бетховенского творчества. Его возгла­вила монументальная Третья симфония. Бетховен хотел посвя­тить ее Наполеону Бонапарту. Но узнав, что тот провозгласил себя французским императором, изменил свое намерение и дал симфонии обобщенное название — «Героическая». Далее после­довала вереница героико-драматических произведений — таких, как фортепианная соната «Аппассионата» («Страстная»), Пятая и Седьмая симфонии, «Крейцерова соната» для скрипки и форте­пиано, Четвертый и Пятый фортепианные концерты, оркестро­вые увертюры «Кориолан» и «Эгмонт». Постепенно слава Бетховена распространилась далеко за пределы Австрии.

 

Я вам сейчас сыграю мотив, который наверняка вам известен. (Сыграть тему  5симфонии)

Сам композитор сказал об этой теме: «Так судьба стучится в дверь». Это лейтмотив 5 симфонии Бетховена. Эту симфонию называют наиболее совершенной, лучшей из всех. Все четыре части симфонии объединены этой грозной и повелительной темой. В этой симфонии мы видим грандиозную картину борьбы человека с лишениями и невзгодами жизни во имя радости и счастья. Финал симфонии – это победа и торжество человечества над силами зла и насилия.

8. Видеофрагмент 1ч 5 симфонии

 

С героико-драматическими произведениями у Бетховена че­редовались сочинения, воспевающие красоту природы, блещу­щие радостной энергией, юмором. (Это Четвертая, Шестая («Пасторальная») и Восьмая симфонии, скрипичный концерт, фортепианная соната «Аврора», ряд струнных квартетов.)

Сейчас мы с вами прослушаем несколько багателей, композитор писал их на протяжении всей своей жизни.

 Багатель от французского la bagatelle -"безделушка". Но у Бетховена и этот жанр (несмотря на "легкомысленное" значение слова) в полной мере отражает суть и эволюцию его стиля

9. Ковалев Матвей (4 кл.) Багатель оп.119.№5(с-moll)(2.00)

10.Неумоина София (5 класс) Багатель оп.119.№9(a-moll)(1.00)

Следующее произведение - «К Элизе» (в других вариантах просто «Элизе»)- стало одним из самых популярных произведений Бетховена. Это тоже багатель, на которой рукой Бетховена написано посвящение.

Точно не известно, кто такая "Элиза". Музыковеды спорят об этом до сих. Есть сразу несколько претенденток.  Существует версия, что неправильно интерпретирован неразборчивый почерк Бетховена, и на самом деле пьеса озаглавлена "К Терезе", и миниатюра посвящена Терезе Мальфатти, другу и ученице Бетховена. (Композитор, как это довольно часто с ним случалось, был влюблен в свою ученицу, и даже делал ей предложение в 1810 году, однако получил отказ).  Есть еще  несколько гипотез( 4 Элизы и 1 Тереза), но музыкальная пьеса остается гениальной независимо от того, кому она была посвящена.

11. Чагин Влад « К Элизе» (фрагмент) (синтезатор)

        Было у Бетховена и великолепное чувство юмора, которое он сохранил до конца своих дней. Добродушно подшучивая над одним из своих друзей скрипачом, чрезвычайно тучным для своего возраста, Бетховен написал шуточный канон для четырёхголосного хора, назвав его «Похвала тучности».

           Когда сочинил дуэт для альта и виолончели, посмеиваясь над близорукостью первых его исполнителей, одним из которых, кстати, был сам, сделал в нотах надпись: «Дуэт для двух пар очков».

          А каким поразительным юмором насыщена его  известная пьеса для фортепиано «Ярость по поводу утерянного гроша». Сколько остроумия и фантазии в этой музыке, рисующей переживания человека, неистово разыскивающего утерянную монету: отчаяние, слёзы, гнев… Чего только не происходит здесь, пока два радостных аккорда не возвещают о том, что грош, наконец, найден!

Это шуточное произведение Бетховен сочинил  в молодости и оно было так сказать его коронным номером в выступлениях (на «бис») Пьеса эта трудная; в те времена воспринималась почти как цирковой номер, как из-за виртуозности, так и из-за смешного названия и задорного характера.

Эта пьеса написана  в форме - 15-ти частного рондо, в котором рефрен проходит 9 раз, чередуясь с 6 эпизодами

(Рондо - одна из основных классических форм. Оно сводится к следующему: есть одна главная тема (называется "рефрен"), которая чередуется с разными эпизодами. Рефрен все время возвращается, иногда с какими-нибудь изменениями, но всегда сразу узнается.)

 

12. Полпудникова  Настя (6кл.) Рондо – Каприччио оп. 129

«Ярость по поводу утерянного гроша».

 

 

 

Глухота композитора постепенно стала полной. Не помогал больше и специально сконструированный слуховой аппарат. С друзьями Бет­ховен беседовал при помощи разговорных тетрадей, куда собе­седники записывали свои вопросы и получали на них ответы. Выступления в качестве пианиста и дирижера пришлось прекратить.

При всех труднейших обстоятельствах жизни поразительны новые высокие достижения Бетховена в его позднем творчестве. Среди произведений, написанных им во второй половине 1810-х годов и в 1820-е годы, — цикл из шести песен «К далекой воз­любленной», пять последних фортепианных сонат (№ 28—32), пять последних струнных квартетов (№ 12—16), Четвертая и Пя­тая сонаты для виолончели и фортепиано, ряд фортепианных багателей[1], а также два монументальных сочинения — «Тор­жественная месса» для хора, солистов и оркестра и Девятая сим­фония.

Для самого грандиозного претворения темы героической борьбы и победы Бетховену в его Девятой симфонии оказалось недостаточным выразительных средств оркестра. И он поступил совершенно необычным до того образом — ввел в финал симфо­нии хор и певцов-солистов. Слова он взял из «Оды к Радости» своего современника — немецкого поэта Фридриха Шиллера. Там звучат такие слова: «Обнимитесь миллионы, слейтесь в радости одной!» Бетховен создал величест­венный гимн, призывающий народы всего мира к радостному братскому единению.

Девятая симфония была исполнена в 1824 году. Публика устроила композитору овацию. Известно, что Бетховен стоял спиной к залу и ничего не слышал, тогда одна из певиц взяла его за руку и повернула лицом к слушателям. Люди махали платками, шляпами, руками, приветствуя композитора. Овация длилась так долго, что присутствовавшие тут же полицейские чиновники потребовали её прекращения.

13.   видеофрагмент финала 9 симфонии

 

          9 симфония является вершиной творчества Бетховена. Она обобщает всё творчество композитора. В этой симфонии великий музыкант до конца раскрыл свои мысли о жизни, о путях человечества, в ней он обращался к нам с вами, своим потомкам.

Девиз всей жизни Бетховена: - «Через борьбу – к победе!» Это значит: побеждает только тот, кто борется.

(Тяжелое заболевание, потребовавшее нескольких опе­раций, подорвало его могучий организм. Людвиг ван Бетховен скончался 26 .марта 1827 года. В день его похорон были отмене­ны занятия во всех венских школах. За гробом великого музы­канта шла двадцатитысячная толпа людей.)

 

Бетховен – одно из самых величайших явлений мировой культуры. По философской глубине, демократической направленности, смелости новаторства Бетховен не имеет себе равных в музыкальном искусстве Европы прошлых веков.

Сегодня мы с вами лишь немного прикоснулись к творчеству великого композитора и в будущем вас ждут удивительные встречи с его произведениями. Наша встреча в «Музыкальной гостиной» закончена. До новых встреч!