Лекция - концерт, посвященный 150 - летию С.М.Майкапара


Автор: Муратова Елена Николаевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Дети

Тип материала: Сценарий мероприятия

Лекция - концерт, посвященный 150 - летию С.М.Майкапара

Краткое описание работы: сценарий лекции - концерта, посвященного 150 - летию С.М.Майкапра

                 Самуил Моисеевич Майкапар (1867 – 1938)

(Слайд 1)

             Сегодняшняя наша встреча посвящена видному деятелю русской музыкальной культуры, Самуилу Моисеевичу Майкапару - великолепному пианисту, талантливому педагогу, вдумчивому теоретику и композитору. В этом году  исполняется 150 лет со дня его рождения. Самое ценное в его наследии - это музыка для детей и юношества.

        При жизни должного признания у своих современников композитор не получил, и лишь спустя десятилетия его творчество было оценено по достоинству. Произведения Майкапара не имели шумных премьер и не исполнялись на концертных площадках мирового уровня. Однако без пьес Майкапара не обходится ни одна хрестоматия для начинающих обучение игре на фортепиано. Его популярный цикл «Бирюльки» давно и прочно вошёл  в педагогический репертуар наряду с такими сборниками, как «Нотная тетрадь Анны - Магдалены Бах» И.С. Баха, «Детский альбом»    П.И. Чайковского, «Альбом для юношества» Р. Шумана.

       Родился Самуил Моисеевич 18 декабря 1867 года в Херсоне,  вскоре семья Майкапаров переехала в Таганрог. Огромное внимание родители уделяли разностороннему развитию детей. Все они – Самуил и его четыре сестры – занимались музыкой.                                                                                                                                                                                                                                      

        Музыкальные способности будущий композитор унаследовал от матери. Он вспоминал об этом так: «Моя мать хорошо играла на рояле. Первая мелодия, запечатлевшаяся во мне, была мелодией «Патетической» сонаты Бетховена. …Мне было не более 5-6 лет».

        Регулярные занятия музыкой начались  с 6 лет. Его первым музыкальным педагогом стал итальянец Гаэтано Молла. (Слайд 2)

 Он научил Майкапара тому, что сам знал и умел. Главное же, он привил своему ученику любовь к музыке. С 9 лет Майкапар начал принимать участие в концертах, с 11 лет увлёкся импровизацией, сначала для собственного удовольствия, а к 14 годам уже пробовал свои силы в собственных сочинениях. Он завёл большую нотную тетрадь, куда записывал свои опусы, первым из которых стали «4 фантастические пьесы», посвящённые другу по гимназии. В 15 лет Майкапар уже свободно читал с листа, хорошо знал многие произведения мировой культуры, играя их в четыре руки со своей сестрой.

    Одновременно с занятиями музыкой Майкапар посещал ту же гимназию, в которой когда-то учился А. П. Чехов. (Слайд 3)

 Закончил её с серебряной медалью. В ту пору в Таганроге не было высших учебных заведений, и было решено отправить юношу в Петербург, где он поступил на юридический факультет университета и в консерваторию. (Слайд 4)

 

В занятиях музыкой Майкапар всегда проявлял целеустремленность и настойчивость, желание постичь все тонкости пианистического искусства. А по совету ректора консерватории  А. Рубинштейна (слайд 5) он начал всерьёз заниматься композицией. По окончанию консерватории С.Майкапар едет в Вену совершенствоваться у знаменитого пианиста профессора Теодора Лешетицкого

     В 1901 году Майкапар переехал в Москву, и затем в Тверь где у него появляется возможность открыть собственную детскую музыкальную школу. Занятия с маленькими учениками привели его к мысли о необходимости создания специальных произведений для детского исполнения, построенных на принципе художественности и доступности музыкального материала.  До 1904 года, когда он вновь поехал за границу, им были сочинены и изданы несколько романсов и фортепианных пьес, из числа которых выделяются "Маленькие новелетты", ор. 6 и ор.8, получившие впоследствии широкую известность как ценные пьесы педагогического назначения.

 

И мы сейчас послушаем несколько новелетт в исполнении учащихся нашей школы. (итал. novelletta- небольшая инструм. пьеса повествоват. характера)

Маленькие новелетты для юношества

 

  1. 1.     (слайд 6) Данилова Анжелика  Токкатина
  2. 2.     (слайд 7) Сидорова Таисия      В кузнице
  3. 3.     (слайд 8) Ежова Алена     Листок из Альбома

 

      (слайд 9)  В это же время выходит его научный труд «Музыкальный слух», где он из первых в русской музыкально-педагогической литературе поставил вопрос о внутреннем слухе как основе обучения игре на музыкальных инструментах

     (слайд 10) С 1903 по 1910 С.Майкапар живёт в Германии. Он много концертирует, выступает с сольными фортепианными программами, а также со своей женой сопрано Софией Майкапар, занимается научной деятельностью, сочиняет.

       (слайд 11) В 1910 году Майкапар получает приглашение от А. К. Глазунова вести работу в Петербургской консерватории. Начав работу в качестве преподавателя, он через два года был утвержден старшим преподавателем, а в 1915 году - профессором по классу специального фортепиано. Почти 20 лет вел Майкапар педагогическую работу в Петербургской - Ленинградской консерватории, одновременно выступая в концертах, сочиняя музыку и занимаясь научной работой.  (Наиболее значительным исполнительским достижением Майкапара было проведение им в 1925 году Цикла из семи концертов, в которых он исполнил все фортепианные сонаты Бетховена.)

Из числа сочинений Майкапара, большой интерес представляют фортепианные миниатюры - "Пастушеская сюита" из шести номеров, "12 альбомных листков", "Театр марионеток" из семи номеров.

(слайд 12) 12 альбомных листков для юношества ор.16   Этот сборник написан для фортепиано, но мы  услышим в исполнении скрипичного дуэта.  (В музыке кано́ном называется полифоническое произведение, в котором мелодия после своего появления в одном голосе и задолго до своего окончания совершенно точно повторяется в другом голосе)

 

 4. Ткачева Маша, Полицына Т.А.  Канон

           (слайд 13)  Подлинным триумфом Майкапара как композитора для детей стали "Бирюльки" уникальный цикл пьес для детей. Он знакомит юных пианистов со всеми тональностями, как и «ХТК» Баха, но при этом говорит с ними на романтическом музыкальном языке.

    Все пьесы рассчитаны на уровень подготовки начинающего пианиста и написаны по принципу, уже использованному многими композиторами (И-С. Бах в «ХТК», Ф. Шопен в «Прелюдиях» и «Этюдах», Д. Шостакович в «Прелюдиях и фугах»), который даёт возможность исполнителю познакомиться со всеми существующими тональностями, с диезными и бемольными знаками. (Если в «ХТК» новая тональность появляется в движении от пьесы к пьесе по хроматической гамме, и таким образом легкие и трудные тональности чередуются, то в «Бирюльках» тональный план всего цикла иной. Майкапар дает пьесы начиная с тональностей без знаков до пьес с тремя диезами, затем движение от тональностей без ключевых знаков к тональностям с тремя бемолями, и в заключении охватывает пьесы в тональностях с 4, 5, 6 знаками)

 

Ценность фортепианных миниатюр Майкапара состоит так же в легкости и удобстве голосоведения, в приспособленности к малому размеру детской руки. Нигде в его детских пьесах мы не найдем октав, взятых одной рукой или аккордов в широком расположении. Произведения Майкапара отличает ясность, простота изложения музыкального материала.

              (слайд 14)  Вслушайтесь в само звучание этого слова – оно ласковое, нежное, музыкальное. Давным-давно «Бирюльки» - была любимая игра детворы. На стол высыпались кучкой очень маленькие вещички: чашечки, кувшинчики, половнички и другие предметы домашней утвари. Бирюльки из кучки нужно было достать маленьким крючком, одну за другой, не пошевелив остальные.

                Миниатюры С.М. Майкапара напоминают те самые бирюльки из старинной игры.

              (слайд 15) По своей форме «Бирюльки» - это сюита (Произведение, состоящее из следующих друг за другом самостоятельных частей, объединенных общим художественным замыслом), состоящая из 26 разнохарактерных пьес для фортепиано различного содержания, объединённых художественными и методическими целями. Для удобства они поделены на 6 тетрадей по 4 пьесы в каждой (в последней тетради 6 пьес). Это и музыкальные портреты, и зарисовки природы, и сказочные образы, и танцевальные пьесы. С. Майкапар сумел очень тонко передать настроение ребенка, различные явления природы, разнообразные картинки из детской жизни - игры, забавы, приключения. Они очень увлекательны, выразительны и красивы.

Названия пьес подсказывают нам содержание миниатюры, помогая развернуться творческой фантазии. В каждой пьесе раскрывается один определённый музыкальный образ.

Музыкальные портреты.

(слайд 16) Вот маленький «Пастушок». Ясным солнечным днём он вышел на летний цветущий луг возле речки. Чтобы не скучать, он срезал себе камышинку и сделал из неё маленькую свирель. Светлый, радостный наигрыш зазвенел над лугами. В середине миниатюры мелодия стала больше напоминать танец пастушка, а затем вновь заиграла его дудочка.

5.Важенина Юля    Пастушок

 

   (слайд 17) А теперь перед нами «Маленький командир». Он очень воинственный, мужественный и отважный. Громким голосом он энергично отдаёт чёткие и уверенные приказы, акцентируя каждое своё слово. Мы не знаем, кому они предназначаются - оловянным солдатикам, мягким игрушкам или таким же друзьям - ребятишкам, как и он сам. Музыка нас убеждает, что любой приказ такого командира будет беспрекословно выполнен, потому что он сам полон твёрдости и решимости.

6 .Красных Ксения  Маленький командир

        Танцевальные пьесы.

(слайд 18) Представим себе бал, но необычный, а кукольный. Танцы, которые композитор С. М.  Майкапар включил в свой фортепианный цикл, как никакие другие подходят для кукольного бала – это полька, менуэт, гавот, вальс.

Вальс - плавный и лирический танец. Слово «вальс» означает «вращательный» и, действительно в танце преобладают кружащиеся изящные движения.

Как только струн иль клавиш инструмента

В прекрасное мгновение момента

 Коснётся музыканта лёгкая рука

И потечёт мелодии вальсируя, река ...

 

7.   Фалалеева Ксюша      Вальс D-dur

 

 (слайд 19) Гавот, современник менуэта. Такой же изысканный и церемонный придворный танец. Одно из его движений французы в шутку называли «кривые ноги журавля»: так изящно перекрещивались прямые ноги в танце, напоминая позу птицы. «Гавот» – это светлая, простодушная мелодия в то же время изящная и грациозная. «Гавот» как и другие танцы цикла «Бирюльки», производит впечатление «игрушечной» музыки.

  1. 8.     Борисенко Арина  Гавот

        Музыкальные пейзажи.

        Что такое «пейзаж», вы все знаете - это картина природы.

(слайд 20) Пьеса «Весною». В ней можно услышать голоса пробуждающейся  природы: звон ручейков, оживленные птичьи трели. Музыка светлая, нежная, совсем как свежий весенний воздух.

9.Адвахова Маша   Весной

      (слайд 21,22) «Осенью». В музыке запечатлена грустная картина поздней осени, когда деревья уже сбросили свой роскошный золотой убор и перелётные птицы давно покинули родные края. Вся природа умолкла в ожидании зимы. Приглушённые медленные аккорды очень точно передают ощущение скованности, оцепенения. Только тихий моросящий дождик привносит какое-то еле заметное движение.

10.Клевцова Соня   Осенью

(слайд 23) К музыкальным пейзажам можно отнести и пьесу « Дождик» из  другого цикла «Детские пьесы».

11. Шарова Алиса  Дождик (Детские пьесы)

 

                (слайд 24)  Циклы фортепианных произведений, адресованные юным пианистом, всегда построены по совершенно определённому плану, охватывающему тот или иной раздел фортепианной техники или вид пианистических трудностей, причём строго соблюдён принцип: от простого к сложного.  Мы сейчас прослушаем несколько пьес из цикла 

 Миниатюры ор.33

12. Урусова Лада  Вальс С-dur  - синтезатор

13. (слайд 25)   Ткачева Аня  Тарантелла

14.  (слайд 26)  Захаров Макар Бурный поток.

 

   (слайд 27)  Майкапар много занимается методической работой, работает над вопросами теории исполнительства. Им был почти закончен труд "Творчество и работа музыкального исполнителя по данным опыта и в свете науки". Труд  Майкапара остался в рукописи, но его мысли о технике работы над музыкальным произведением нашли отражение в лекциях "Как работать на рояле" и предназначались для детей школьного возраста.

 Я хочу вам зачитать небольшой фрагмент из его лекции:

 

С.М. Майкапар. «Как работать на рояле».

«Для успешности музыкальных занятий большое значение имеет то, как мы работаем… Если мы много раз повторяем одно и то же и не обращаем внимания на то, что играем неправильно и с ошибками, то заучиваем прочно все эти неправильности и ошибки. И чем больше мы будем так работать, тем будет хуже всё получаться. Прежде всего необходимо, чтобы у работающего была свежая голова, чтобы он мог быть внимательным всё время пока он  работает.

 

Первое чтение

       Когда вы берете в работу новое произведение, очень важно для всей дальнейшей работы правильно и очень точно разобраться в нотах с первого же раза…. Очень опасно делать первое чтение как попало: брать фальшивые ноты, забывать диезы и бемоли в ключе и случайные знаки, забывать брать их при повторении тех же нот в такте. Если так фальшиво прочесть пьесу или этюд в первый раз и сразу начать заучивать, повторяя много раз, то потом, когда учитель поправит ошибки, вам будет очень трудно от них отвыкнуть. Пальцы уже по привычке будут попадать на неверные клавиши, а слух до того привыкнет к фальши, что даже верные звуки будут казаться фальшивыми. Такое небрежное первое чтение не только тормозит успешность всей вашей работы, но и портит ваш слух, загрязняет его и приучает к фальшивым сочетаниям….

 

 

       (слайд 28) В 1935 году Майкапаром была написана статья "Детский инструментальный ансамбль и его значение в системе музыкального воспитания". Одним из главных препятствий внедрению ансамбля для занятия с детьми в те годы было отсутствие необходимой простейшей литературы. Он создает четырехручные пьесы ("Первые шаги"), пьесы для скрипки и фортепиано (Сонату, "Багатели", "Песни дня и ночи"), для трио и других видов инструментального ансамбля.

Багатели ( 8 пьес для ф-но и скрипки)

15. (слайд 29)  Мальцев Сергей  Легенда, конц. Абрамова Л.Н.

16. (слайд 30) Корнеев Денис  Марш,  конц. Абрамова Л.Н.

17. (слайд 31) Ткачева Маша Юмореска, конц. Абрамова Л.Н.

 

 

  (слайд 32)   О фортепианной педали высказано много мудрых мыслей. Из первых наиболее запоминающих принадлежит Антону Рубинштейну: «педаль - душа рояля».

         С. Майкапар остаётся единственным композитором, который сумел не только констатировать наличие педали, но и дать целостное систематическое руководство по педализации. Цикл «20 педальных прелюдий» это последний крупный методический труд С. Майкапара, написанный за год до его смерти.

      Весь цикл состоит из пьес, каждая из которых посвящена одному из видов педализации. (Ритмической (или прямой), запаздывающей, левой педалью)

 

18. Заворотная Света Педальная прелюдия №5

19. (слайд 33) Махонина Оля    Педальная прелюдия №11, 12

20.(слайд 34) Кочкина Василиса   Отрывок из педальной прелюдии №18.

 

В заключении нашей  лекции-концерта мы услышим еще 3 произведения

 

21 (слайд 35) Литвинец Галина Меланхолический вальс

22. (слайд 36) Щетинина Анна  Ариэтта из Большой сонатины в 4-х частях.

23. (слайд 37) Куценко Ксюша  Баркарола

 

( Баркарола - музыкальное произведение в стиле песни  венецианских гондольеров. Барка в переводе с итальянского лодка.  Для него характерен размер – шесть восьмых, умеренный темп, ритм качания в левой руке.) Можно представить  себе картину природы, где в первой части произведения спокойное качание на волнах, а в средней части буря, а затем возвращение к спокойному характеру первой части

 

  (слайд 38)  Всю жизнь проводя за роялем и за письменным столом, Майкапар не уставал трудиться до конца дней и умер 8 мая 1938 года, накануне (выхода в свет своей книги "Почему и как я стал музыкантом", названной при издании "Годы учения".

       Не каждое произведение классической музыки перевернёт нам душу. Но есть музыка, которая отражает чистый и светлый мир детства. Музыка С.М. Майкапара – это такой мир, где добро побеждает зло,  где можно вступить в одну реку дважды, и где всё заканчивается счастливо.

 

        Хотелось бы закончить нашу встречу словами С. М. Майкапара «Признаюсь чистосердечно, что слава, громкое имя и блестящая артистическая «карьера» никогда меня не интересовали, и к ним я никогда не стремился. Работа и искусство дали мне блага гораздо более ценные и прочные, чем громкое имя, блестящая «карьера» и связанные с ними жизненные преимущества.»