Мероприятие, посвященное Международному Дню музыки


Автор: Дейнега Ирина Александровна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Дети

Тип материала: Сценарий мероприятия

Мероприятие, посвященное Международному Дню музыки

Краткое описание работы: Знакомство с историей создания этого праздника

 

Обоснование.

День музыки – для нашей школы особенный – это музыкальный

праздник. Преподаватели рассказывают детям интересные музыкальные

истории, предоставляют возможность выступить на праздничном концерте,

который проходит у нас в школе. Ученики школы, особенно первоклассники,

с удовольствием отгадывают музыкальные загадки, знакомятся с различными

музыкальными инструментами и их историей.

Ребенок знакомится с музыкальными произведениями на уроках

музыки, беседы о музыке, музыкальная литература, хор, сольфеджио специальность. Дети не только слушают, но и исполняют ее на различных музыкальных инструментах. Приобщает детей к культурной жизни,

развивает познавательный интерес, эстетический и музыкальный вкус, расширяет кругозор, эмоциональную и творческую отзывчивость.

Мы стараемся с помощью музыки всесторонне и гармонично развивать ребенка, чтобы он мог яснее мыслить и глубже чувствовать, а это обогащает переживания детей, их духовный мир.

Ребята, которые играют на музыкальных инструментах, обычно грамотнее других, у них вырабатывается привычка к ежедневному кропотливому труду.

Мы хотим, чтобы наши учащиеся поняли, что музыка обладает огромной силой, она никогда не стареет, она будет жить столько, сколько будет

существовать человек.

Возраст участников мероприятия – 6-10 лет.

Продолжительность – 40 минут.

Подготовила и провела Дейнега И.А., преподаватель теоретических дисциплин  МБУДО Песчанокопской ДШИ.

Задачи:

1 Практическая:

- развитие у обучающих умения слушать или исполнять музыкальные

произведения,

- анализировать услышанное и увиденное,

- применять полученные на уроках знания на практике.

2 Образовательная:

- знакомство с музыкальными инструментами,

- закрепление знаний, полученных на уроках специальности, сольфеджио и слушания музыки.

3 Развивающая:

развитие у обучающегося:

- музыкально-образного мышления,

- художественной фантазии,

- творческого воображения.

 

 

 

 

 

Организационный момент

1 слайд -  титульный

Ведущий:

Здравствуйте, дорогие ребята! Мы собрались для того, чтобы торжественно

отметить День музыки. Музыка окружает нас повсюду. Мы все любим слушать музыку, ведь она, как книга, делает нас добрее, умнее, лучше.                                     1 октября – празднуется Всемирный день музыки. Именно этому событию мы посвящаем наше мероприятие  «Мир музыки открыт перед тобой»                                

День музыки-самый удивительный праздник, объединяющий воедино всех людей на Земле, показывающий, что при всей разнице климата, при всей разнице внешнего вида, обычаев, традиций, верований есть то, что связывает нас всех, заставляет одинаково плакать, смеяться, радоваться и печалиться, думать и находить удивительные решения. Есть то, что собирает нас в одно слово – ЧЕЛОВЕЧЕСТВО. И это одно понятие, созданное людьми, практически на всех языках звучит одинаково – МУЗЫКА.

Как многогранна музыка! Как юно

Она, звуча сквозь времени пласты,

        В сердцах людских затрагивает струны

                                      Любви, печали, памяти, мечты.

(Ирина Волобуева)                                                                                                                                           

 

2 слайд                                                                                                                                                 1 октября-Международный день музыки, учрежден 1975 г.  по решению ЮНЕСКО. Одним из основателей этого дня является Дмитрий Дмитриевич Шостакович . Русский советский композитор, пианист, музыкально-общественный деятель, доктор искусствоведения, педагог, профессор.                                                                                                     Международный день музыки стали отмечать в XX веке. Но с музыкой человечество знакомо с давних времен. Мы уже никогда не услышим той музыки, но когда-то она скрашивала жизнь людей, заставляла их радоваться или печалиться.

3 слайд                                                                                                                                                 Слово «МУЗЫКА» подарили нам древние греки. Музы в древнегреческой мифологии - дочери Зевса, богини, покровительствующие наукам и искусствам. Их девять. Правда, среди них не нашлось ни одной, которая специально занималась бы искусством звуков. Одни считают, что это муза танцев Терпсихора как бы по служебной обязанности должна была покровительствовать музыке, сопровождающей танцы.

Другие считают - это было дело Евтерпы, музы лирической поэзии (стихи у древних греков распевались под звуки инструмента). В слове МУЗЫКА и сегодня слышится напоминание о далеких богах и легендах.                                                                    4 слайд                                                                                                                                                 Ритм раньше других музыкальных элементов получил развитие в первобытном музыкальном искусстве. И тут нет ничего удивительного, ведь ритмичность заложена в самой природе человека. Первобытная музыка помогала людям найти ритм в работе. Мелодически однообразная и простая, эта музыка была в то же время удивительно сложной и разнообразной в ритмическом отношении. Люди подчеркивали ритм ударами в ладоши или притопыванием: это самая древняя форма пения с сопровождением.
И сейчас, я вам предлагаю, создать музыку первобытного человека.                                        5 слайд                                                                                                                                                 Работа по картинкам. (Протопать и прохлопать)

А вот как представляют первобытный танец  современные люди.                                         6 слайд                                                                                                                                                 Первые музыкальные произведения появились много-много лет назад. Они были просты, примитивны  и чаще всего просто сопровождали какие-то трудовые действия. Позже появилась нотная грамота.
Изобретателем всемирно известной нотной грамоты считается монах Гвидо Аретинский (Гвидо д'Ареццо), живший в 990-1160 года нашей эры.

7 слайд                                                                                                                                                 Гвидо был учителем музыки и хорового церковного пения при разных храмах, он много путешествовал по Италии, встречался в Риме с Папой Иоанном XIX и много трудился над созданием музыкальной грамоты, которая стала бы общепринятой.
Однажды, стараясь придумать более легкий способ заучивания незнакомых мелодий для песнопения, Гвидо придумал систему сольмизации.Благодаря авторитету Гвидо латинская буквенная нотация утвердилась как общепринятая в западной Европе и сохраняется до наших дней.
В последствии, Гвидо начал отмечать звуки нотами (от латинского слова nota – знак). Ноты, заштрихованные квадратики, размещались на нотном стане, состоящем из четырех параллельных линий. Сейчас этих линий пять, и ноты изображают кругом, а не квадратом, но принцип, введенный Гвидо, остался без изменений.                                                                                                                                       
8 слайд Современная интерпретация названий нот выглядит так:
Do – Dominus – Господь;
Re – rerum – материя;
Mi – miraculum – чудо;
Fa – familias рlanetarium – семья планет, т.е. солнечная система;
Sol – solis – Солнце;
La – lactea via – Млечный путь;
Si – siderae – небеса.
                                                                                                                  9 слайд                                                                                                                                                 Предлагаю Вам, на картинках найти спрятанные ноты и назвать их.                                  10 слайд А теперь предлагаю отгадать музыкальные ребусы.                                                                                   11  слайд А теперь поговорим о музыкальных инструментах. Какой инструмент мог быть первым, как вы думаете? Сначала люди использовали свой голос. В дельнейшем к голосовым звукам добавились хлопки. Щелчки пальцами могут задать определенный ритм и это станет примитивной музыкой.                                                   Человек взял в руки палку, ударил пустому дереву, появился новый звук. Удары различных предметов один об другой давали возможность расширить звуковой диапазон. Ударные инструменты очень разнообразны, но первый барабан был придуман не сразу.                                                                                               Музыкальные инструменты древности были выполнены из самых простых, подручных материалов. Самый древний, зафиксированный учёными музыкальный инструмент – это Флейта . Она была изготовлена из кости пещерного медведя. Среди древнейших музыкальных инструментов в разное время находили: костяные дудки и флейты, звериные рога, трубы из ракушек, барабаны из шкур животных, трещотки из камня и древесины, музыкальные [охотничьи] луки.                                12  слайд Древнерусская музыка была тесно связана с обрядами и верованиями . В то время уже существовали разные жанры песен . Исполнялись былины, обрядовые, плясовые, трудовые, игровые, колыбельные песни.                                                           В дальнейшем стали устраиваться увеселительные представления с использованием музыкальных инструментов.                                                                      И теперь, ребята, предлагаю вам, музыкальные загадки.                                             13  слайд 1.Струн дано мне очень мало,                                                                                           Но пока что мне хватало!                                                                                                         Струны ты мои задень и услышишь: Длень, длень, длень!                                                           Ну-ка, кто я? Отгадай-ка! Озорная…(балалайка)                                                                                                                    2. Я стою на трех ногах,                                                                                                              Ноги в черных сапогах.                                                                                                                           Зубы белые, педаль.                                                                                                                             Как зовут меня? (рояль)                                                                                                                                        3. Звенит струна, поет она,                                                                                                                И песня всем ее слышна.                                                                                                                 Шесть струн играют что угодно,                                                                                                     А инструмент тот вечно модный.                                                                                                    Он никогда не станет старым.                                                                                                      Тот инструмент зовем…(гитарой)
4. Ящик на коленях пляшет —                                                                                                           То поёт, то громко плачет (баян)
5. На бочонок я похожий,
Громкий, звонкий, толстокожий.
На лысине — макушке
Пляшут две подружки.
Несмотря на пустоту
Голос слышен за версту…(барабан)                                                                                        6. В руках Паганини пела-рыдала,                                                                                                                           Как будто в последний раз в жизни играла.
(скрипка)
14-16  слайды Сейчас на слайде вам будет представлена картинка, на которой изображён музыкальный инструмент. Вы будете открывать по 1 квадрату. Ваша задача угадать его, открыв как можно меньше квадратов.                                                              Ответ: гитара, рояль, аккордеон.                                                                                  Музыканты - народ весёлый, сами любят повеселиться, других повеселить. Историй, анекдотов на музыкальную тему существует немалое количество, в разных интерпретациях и вариациях, короткие, как этот короткий диалог:                                    - Кто такие Бах и Бетховен?                                                                                                         - Это такие пацаны, которые для сотовых телефонов музыку пишут...                  Итак, сегодня я хочу вместе с вами окунуться в мир удивительных историй из жизни великих композиторов и просто смешных рассказов о музыке и музыкантах.     17 слайд В жизни Иоганна Себастьяна Баха, которого считают чрезвычайно серьезным композитором, случалось немало курьезных случаев. Как-то молодой Бах отправился из Люнебурга в Гамбург - послушать игру знаменитого в ту пору органиста и композитора И.А. Райнкена. Был он обычным школяром, с тощим кошельком и хорошим аппетитом. В шумном и веселом Гамбурге денежки быстро кончились, и в обратный путь Иоганн Себастьян пустился, обремененный новыми музыкальными впечатлениями и жалкой горсточкой мелких монет.                                   Где-то на полпути между Гамбургом и Люнебургом музыка голодного желудка уже безбожно заглушала творчество И.А. Райнкена. А тут еще трактир на дороге встретился. И запахи оттуда шли такие аппетитные, такие головокружительные. Оголодавший Бах стоял перед этим великолепным сооружением и безнадежно перебирал мелочь. Денег не хватало даже на самый скромный обед.                                                                                Вдруг открылось окно и чья-то рука бросила в кучу мусора несколько селедочных голов. Будущий гений без всякого стеснения подобрал свалившуюся на него пищу и собрался перекусить. Надкусывая первую селедочную голову, он уже представлял, как разделается со второй, и чуть было не лишился зуба. В селедке был спрятан золотой дукат! Изумленный Бах быстренько распотрошил вторую голову - еще золотой! И третья голова была столь же превосходно нашпигована.Что сделал Иоганн Себастьян? Сытно пообедал и немедленно отправился в Гамбург - слушать И.А. Райнкена. Ну а откуда взялись деньги в селедочных головах, так этого до сих пор никто не знает.                                                             Все Бахи были музыкантами, отец, дядя, дед, прадед, братья, все многочисленные сыновья, внук и правнук Иоганна Себастьяна Баха были кто органистом, кто церковным кантором, кто капельмейстером или концертмейстером в различных городах Германии... Сам же Бах в конце жизни говорил: - Вся моя музыка принадлежит Богу, и все мои способности Ему предназначены.                                   Бах «Органная токката» ре минор.                                                                                                                                              18 слайд Моцарт, как известно, был вундеркиндом: в четыре года малыш написал свой первый концерт для клавира, причем такой сложный, что вряд ли кто-либо из европейских виртуозов мог бы его исполнить.                                                               Все детство Моцарта было непрерывной чередой выступлений и музыкальных занятий. На многочисленных концертах в разных уголках Европы чудо-ребенок развлекал великосветскую публику: играл на клавире с закрытыми глазами - отец закрывал ему лицо платком. Тем же платком закрывали клавиатуру, и малыш вполне справлялся с игрой.                                                                                                      На одном из концертов на эстраду вдруг вышла кошка... Моцарт бросил играть и со всех ног помчался к ней. Забыв о публике, юный гений стал забавляться с животным, и на сердитый окрик отца отвечал:                                                                                - Ну, папочка, еще чуть-чуть, ведь клавесин никуда не денется, а кошка уйдет...      Говорят, что Моцарт обладал удивительным чувством юмора.                                          19 слайд Как-то раз Моцарт решил подшутить над Сальери. - Я написал такую вещицу для клавира, которую не сможет исполнить ни один человек в мире, кроме... меня! - сообщил он приятелю. Посмотрев ноты, Сальери воскликнул: - Увы, Моцарт, ты тоже не сумеешь сыграть это. Ведь тут обе руки должны исполнять труднейшие пассажи, причем на противоположных концах клавиатуры! И именно в этот момент необходимо взять несколько нот посередине клавиатуры! Даже если играть еще ногой, все равно исполнить написанное не удастся - слишком быстрый темп... Моцарт, весьма довольный, рассмеялся, сел за клавир и... исполнил пьесу в точности так, как она была написана. А сложный аккорд посередине клавиатуры он взял... носом!                                                                                                                         Музыка Моцарта для многих из нас является образцом величайшей гармонии и духовной чистоты.                                                                                                                                                                                                                              Послушаем отрывок из знаменитого произведения Моцарта «Турецкое рондо»     20 слайд Людвиг ван Бетховен, принявшись за музыкальные композиции, до такой степени становился нечувствительным к голоду, что бранил слуг, когда те приносили ему кушанья, уверяя, что он уже пообедал. Он постоянно ходил небритым, считая, что бритье препятствует творческому вдохновению. А перед тем как садиться за написание музыки, композитор выливал себе на голову ведро холодной воды: это, по его мнению, должно было очень стимулировать работу мозга.                                                                                                                                                                         А мы с вами насладимся тем самым языком, который никогда не будет забыт людьми – языком классической музыки. (Бетховен «К Элизе»)                           Викторина «Узнай композитора»                                                                                                                                                       21 слайд Музыка – это универсальный вид искусства, которым человек может наслаждаться независимо от настроения. Любимую мелодию он включает не только, когда у него хорошее настроение, но и когда у него грустное настроение. Слушайте музыку, развивайте свой музыкальный вкус и пусть в каждом из вас звучит искренняя и чистая мелодия вашей души!                                                                Музыка – это, настоящее чудо, подаренное  человеку богом. Музыкой можно  выразить все чувства и эмоции, которые мы испытываем, чувствуем.                                     И уникальность музыки в том, что язык ее не требует перевода и каких-либо разъяснений, язык музыки понятен всем. Неважно, в каком веке, композитором какой страны написана музыка, она слушается и воспринимается всеми людьми одинаково. Поэтому день музыки- это международный праздник. В этот день мы поздравляем всех, профессиональных музыкантов, певцов, танцоров. Поздравляем всех, кто учится в школах искусств, музыкальных школах, кто познает прекрасный мир музыки.
Поздравляем наших  преподавателей школы искусств. Которые  учат  чувствовать красоту музыки. И говорим им спасибо, за терпение, за старание, за любовь к своей не лёгкой работе.                                                                                                                  (На экране фильм «Международный день музыки»)