«Работа над дикцией и артикуляцией»


Автор: Андрейченко Людмила Николаевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Открытый урок

«Работа над дикцией и артикуляцией»

Краткое описание работы: Развитие основ певческой дикции и артикуляции, способствующих повышению уровня вокального исполнительства

Предмет: Вокал

Тип занятия: Групповое, индивидуальное

Форма занятия: комбинированное

Группа : 2 года обучения

Цель урока: развитие основ певческой дикции и артикуляции, способствующих повышению уровня вокального исполнительства.

Задачи: 

Образовательные

- обучение правильному певческому дыханию

- обучение правильному произношению скороговорок

- обучение выразительному исполнению музыкально - тренировочного материала и вокального произведения через певческую артикуляцию, дикцию.

Развивающие

- развитие музыкальных и творческих способностей обучающегося

- развитие эстетической культуры сценического вокального исполнения, вокальной индивидуальности, умения донести слово до слушателя

- развитие и раскрепощение артикуляционного аппарата

Воспитательные

- раскрытие смыслового содержания исполняемого произведения воплощение в песне волнующих чувств и мыслей

- формирование творческого самовыражения, интереса к индивидуальным формам вокального исполнения, сольному пению, концертным выступлениям.

 

Планируемый результат занятия

Хорошее усвоение материала и правильное применение полученных знаний на практике.

Умение эмоционально - выразительно, на хорошем певческом дыхании и с хорошей дикцией исполнять вокальные композиции.

 

Методы обучения: - наглядный (слуховой и зрительный);

- словесный (рассказ, объяснение, диалог)

 

Методические приёмы: - творческие задания и вопросы, побуждающие мыслительную деятельность;

- побуждение к самоконтролю (оценка своего исполнения);

- поощрение (с целью закрепления полученных навыков).

 

Психологические условия на уроке: - психологически-комфортная атмосфера;

- личностно-ориентированное общение;

- учёт индивидуальных особенностей;

- дифференцированный подход.

 

Оборудование и материалы: - просторное светлое помещение;

- фортепиано;

- магнитофон с флэшносителем

 

Методическое обеспечение занятия: - фонотека (фонограммы исполняемых песен).

 

Структура и содержание учебного занятия (этапы).

Организационный момент.

Вводная часть.

Приветствие. Введение в тему:«Работа над дикцией и артикуляцией».

Артикуляция как важнейшее условие работы над вокальным произведением

Основной этап.

Теория. Практика. Учебно-тренировочные упражнения. Физическая минутка.

- Дыхательная гимнастика по А. Н. Стрельниковой 

- Артикуляционная гимнастика. 

- Вокальные упражнения 

- Работа с терминами

- Работа над дикцией и артикуляцией в вокальных произведениях 

Заключительный этап.

  Подведение итогов .Систематизация знаний учащихся

- Задача: вспомнить содержание учебного занятия, повторить и закрепить основные понятия, поблагодарить

 

  1. Организационный момент

П: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на занятии по вокалу.

Проверка готовности к занятию:

П: Сегодня вам предстоит петь песни, распеваться, вспомнить музыкальные термины, работать над дыханием и многое другое, а для того чтобы нам приступить к работе вам необходимо ответить на несколько вопросов.

- Мы готовы к   работе на занятии?

- У нас хорошее настроение?

- Мы будем стараться?  (краткая беседа с обучающимися об эмоциональном состоянии, создание атмосферы радости и уверенности посредством дружеской улыбки педагога, ободряющей голосовой интонации).

  1. Вводная часть. Введение в тему.

(П – преподаватель, О – обучающиеся)

П: Ребята, на каждом уроке мы учимся правильно и красиво петь, работаем над голосом, пытаемся научиться им владеть. А что такое голос?

О: Предполагаемый ответ: голос – это наш инструмент

П: А чтобы наш инструмент красиво звучал, что нужно сделать?

О: Настроить его, разогреть голосовой аппарат, а значит – распеться.

П: Правильно. Голос – это музыкальный инструмент. Правильно его настроить – значит правильно петь. Ребята, а как вы думаете, что является наиболее важным в пении?

О: Правильное дыхание, чистая интонация, правильное звукообразование.

П: Верно, это всё очень важно в пении. А без чего смысл и содержание вокального произведения мы не сможем донести до зрителей? Без чего наше пение окажется бессмысленным?

О: Без чёткой дикции и слов.

Основной этап. Сообщение темы, постановка цели

П: Совершенно верно!

Наше слово, обращенное к аудитории либо в речи, либо в пении, должно быть четким по произношению, выразительным и достаточно громким, чтобы слышали в последнем ряду зрительного зала. Необходима хорошая дикция, то есть четкое, ясное произношение, (пропевание) всех звуков и слов текста.

Сегодня на занятии мы будем работать над четким и правильным произношением слов при исполнении песни, над дикцией и артикуляцией.

Тема нашего сегодняшнего занятия  «Работа над дикцией и артикуляцией». 

Итак, начнем. Я предлагаю начать наше занятие с дыхательной гимнастики. Выполняем элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. 

Упражнения на дыхание.

П: С чего начинается процесс пения? (с вдоха)

П: Куда направляем воздух при вдохе? (в живот). Корпус свободный, плечи опущены.

1.      Надуваем воздушный шар (вдох носом, закрепили дыхание, выдох на ССС, воздух выходит, шарик остается.)

2.      Короткий вдох в живот, короткий выдох на «кыш»,  «тишь».

3.      Езда на мотоцикле (руки вытянуты вперед, вдох — кисти противоход, закрепка, выдох на РРРРРРР).

4.      Дышим как собачка ( плечи не поднимаются, дышим животом).

П: А теперь приступим к теме нашего занятия.

Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста. Зависит она от активности губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом. Человек с хорошей дикцией экономно расходует воздух, у него отсутствуют посторонние дополнительные звуки

П:  А от чего она зависит?

П:  А зависит она от активности речевого аппарата, губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом.

П: Как осуществляется формирование звуков, речи? Какие органы участвуют в формировании звуков?

О: (Ответы детей) щёки, губы,  язык, челюсти, мягкое и твёрдое нёбо, глотка, гортань.
П:  Верно, всё это называется артикуляционным аппаратом. К нему относятся губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми связками, зубы.

 (строение артикуляционного аппарата)

 

Работа органов артикуляционного аппарата направлена на создание гласных и согласных звуков.

Попробуйте без участия губ или языка произнести «Бык-тупогуп, тупогубенький бычок» (обучающиеся пробуют).

Видите, ничего не получается. Какой же вывод мы можем сделать?

П: Все органы артикуляционного аппарата должны работать активно.

Работа артикуляционного аппарата (АА) для достижения хорошей дикции называется артикуляцией. Правильная работа АА позволяет сделать звучание голоса красивым. 

 Для этого необходимо не зажимать нижнюю челюсть, а свободно ее опускать, язык должен быть мягким, свободным, мягкое нёбо – «на зевке», гортань опущена. Можно представить, что во рту лежит горячая картошка, либо маленькая слива. Чтобы добиться хороших результатов, научится красиво говорить и петь, надо работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата, разрабатывать его технические возможности.

Для этого необходимо делать артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика 

Первое условие работы артикуляционного аппарата - естественность и активность. Нам помогут простейшие упражнения:

Упражнения на артикуляцию 

 

На слайде подробная артикуляционная гимнастика, которую проводят дети по очереди.

П: А последнее упражнение проведу я сама. Упражнение «Птичий двор», которое тренирует «опору дыхания», губы, язык, направленность звука. Без остановки призываем всех животных: Уть-уть-уть, Цып-цып-цып, Гуль-гуль-гуль, Кис-кис-кис.

Планируемый результат занятия

Хорошее усвоение материала и правильное применение полученных знаний на практике.

Умение эмоционально - выразительно, на хорошем певческом дыхании и с хорошей дикцией исполнять вокальные композиции.

Очень хороши для тренировки скороговорки.

П: Скороговорки применяются для разогрева артикуляционного аппарата и активизации певческой дикции. Читать скороговорки будем сначала медленно, постепенно убыстряя, по мере успешного совершенствования. Следим за ритмичностью произношения. Не забываем про темп и дикцию.

Рекомендации: в скороговорке отрабатывается правильное произношение согласных, также происходит работа над раскрепощением

речевого аппарата. Если текст скороговорки звучит чётко, то можно сдвинуть темп произношения. (слайд №9)

Бык - тупогуб, тупогубенький бычок,

У быка бела губа была тупа.

Водовоз вез воду

Из - под водопровода.

Мама мыла Милу мылом,

Мила мыло не любила.

От топота копыт пыль по полю летит

Три сороки тараторки тараторили на горке

Шла Саша по шоссе и сосала сушку

 П: Для более активной работы нашего речевого аппарата мы сомкнем передние зубы, делая тем самым преграду для произношения слов, произносим скороговорку ещё раз. В данном случае все органы речевого аппарата начинают работать более активно.

П: Молодцы. У вас хорошо получилается, вы все справились с артикуляционной гимнастикой.

Теперь приступим к вокальным упражнениям.

П: Ребята, а как вы думаете, для чего нужны вокальные упражнения, может и без них можно обойтись? Ведь мы с вами правильно подышали, сделали артикуляционную гимнастику, проговорили скороговорки и т.д.

О: Нельзя… мы должны разогреть наши связки…

П:  Разогреваться и распеваться нужно обязательно, ведь голос надо настроить. Упражнения помогают голосовым связкам крепнуть. Необходимо подготовить голосовой аппарат к правильному пению.

Обращаю внимание на правильное произношение и пропевание звуков, точное воспроизведение интонационного и ритмического рисунка.

Вокальные упражнения.

1.Звук «М» (мычание) - тянем, словно «резиновый», направляем не «в себя», а к передним стенкам зубов. Губы мягко сомкнуты. Это упражнение помогает ощутить «опору дыхания»

2. «Трель губами» - при исполнении этого упражнения необходимо помнить о плавном переходе из нижнего регистра в верхний. Также необходимо следить за голосоведением, не забывать о том.

3. Поем гласные И, Е, А, О, У. Следим за ровностью звука (соединять «вливать» одну гласную в другую, не толкая звук), чистой интонацией, правильно формируя (округляя) гласные (закрепляем навыки вдоха и выдоха, выравнивая гласные на одной ноте). Работают диафрагма и губы. (Кантиленное пение. Кантилена - непрерывно льющийся звук, когда последующий звук является продолжением предыдущего, как бы «выливается» из него).

4. На одном звуке - «Ма-мэ-ми-мо–му, да-дэ-ди-до-ду, ра-ре-ри-ро-ру». Задействованы мышцы губ и языка. При пении необходимо следить за чётким произнесением согласных звуков, но при этом чтобы гласные звуки не укорачивались. Также следует обращать внимание на использование дыхания – выдох не должен быть сильным.

5. Вверх по звукам трезвучия на слоги «ля-лё-лю», вниз - поступенное движение от 5 ступени к 1 на слоги «ля-ли-лё-ли-лю» - упражнение на работу кончика языка.

6. В пределах терции – «бра-брэ-бри-бро-бру». Необходимо следить за активным и чётким произношением согласных , но при этом не укорачивать гласные звуки. Внимание на дыхание – не выталкивать воздух вместе со звуком.

П: Молодцы. После того как мы подготовили наш голосовой аппарат к работе, приступим к работе над музыкальными произведениями и закрепим ранее изученный материал, а именно песни «Детство это я и ты», «Родина моя – Россия», «Кружится планета», «Россия, Русь» и «Мир на планете».

П: Ребята мы с вами уже изучили все вокальные, дикционные, артикуляционные моменты в этих песнях. Сегодня я хочу, чтобы вы сами проговорили все трудные места в песнях и поставили перед собой задачи, которые необходимо выполнить при пении музыкальных произведений.

О: Обучающиеся ставят перед выступлением задачи, для правильного воспроизведения певческого материала. Дети приглашаются группами к микрофонам для исполнения песен.

После исполнения необходимо провести анализ и самоанализ проделанной работы. Каждая группа оценивает выступление своих коллег.

  1. Заключительный этап

Подведение итогов

П: Подведём итоги нашего занятия. Ребята, как вы думаете, удалось ли вам справиться с заданиями на нашем занятии? Давайте вспомним тему нашего занятия и задачи, которые стояли перед нами.

О: (обучающиеся анализирует свою работу на занятии).

П: Сегодня мы большое внимание уделили развитию речевого аппарата, артикуляции, дикции. Работали над согласными и гласными звуками в упражнениях, скороговорках, работали над дыханием, звуковедением.

Что же такое дикция в целом? Что такое артикуляция?

Домашнее задание

1. Чтение скороговорок.

2. Выполнение упражнений на дыхание.

3. Перед зеркалом выразительно проговаривать текст песни с хорошей дикцией.

Спасибо за работу на занятии. До встречи на следующем занятии!

Методическое обеспечение.

Литература:

  1. Бархатова И. Б. « Постановка голоса эстрадного вокалиста». Метод диагностики проблем. Тюмень, РИЦ ТГАКИСТ. 2013 г.
  2. Уникальная система постановки дыхания и голоса. О.Ю. Ермолаев-Томин, ЗАО»Центрполиграф», Курск 2008г.
  3. Белоброва Е. Ю. « Техника эстрадного вокала» методическое пособие; 2004 г.
  4. Дмитриев Л. Б. « Основы вокальной методики» - Москва, Музыка.1968 г.
  5. Егорычева М. И. «Упражнения для развития вокальной техники». Киев. 1980 г.
  6. Емельянов В. В. «Развитие голоса. Координация и тренинг».Спб.1996 г.
  7. Зебряк Т. « Музыкальные скороговорки» - Кифара. 2006 г.
  8. Стулова Г. Н. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению». «Прометей». 1992 г.

 

Сайты в интернете:


1.http://www.startvocal.ru 
2.http://www.musicforums.ru/vocal 
3. http://www.100 vocalistov. ru