Программа дополнительного образования "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями народов Севера"


Автор: Слободчикова Анастасия Александровна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

Программа дополнительного образования "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями народов Севера"

Краткое описание работы: Работа по приобщению детей к национальной культуре народов Севера.

Ожидаемые результаты.

         Приобщение детей к национальной культуре народов Севера содействует воспитанию человека-патриота, знающего и любящего свой родной край, уважающего коренной народ, культуру и традиции, осознанию ребенком себя как коренного жителя, наследника богатой истории и культуры Охотского района, желающие внести свой вклад в его развитие.

      Работа по приобщению детей к национальной культуре народов Севера предполагает ожидать следующие результаты:

      Изучая традиции, жизнь и быт народа Севера, населяющий Охотский район,  дети усваивают нравственные правила и нормы поведения в обществе: гуманность человеческих взаимоотношений, толерантное, уважительное отношение к коренным жителям нашего региона, к природе родного края, к тому, что окружает ребенка и близко ему со дня рождения, учатся сохранять и преумножать богатство родной земли.

          У детей формируются мировоззрение, национальное самосознание, нравственно-патриотические позиции, которые проявляются на уровне нравственных идеалов – любви к малой родине.

          Осуществляется воспитание начал интернационализма, которое предполагает как общение детей разных национальностей в дошкольном учреждении, так и специальное ознакомление с жизнью других народов, в частности народа - эвены.

          Формируется позитивное восприятие национальных различий, других культур, языка, религий, убеждений.

          Дети свободно могут использовать знания фольклора, применять в повседневной жизни. Будут иметь представления об обычаях, традициях, праздниках, особенностях жизни коренных народов, о взаимосвязях настоящего и прошлого в жизни народа; чувствовать свою сопричастность к миру, осознавать родовую связь с природой; адаптироваться в любом регионе России независимо от национальности; выражать свое отношение к миру в соответствии с культурными традициями, принятыми в обществе.

 

Актуальность.

Правильное воспитание – это наша счастливая старость,

плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы,

это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

А.С. Макаренко  

 

Культура народов Севера является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями народов Севера, духовно – нравственного воспитания, способности видеть красоту и гармонию, но и способствовать развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, творческое воображение, эмоционально – положительное отношение к объектам эстетического содержания.

          Поэтому одним из приоритетных направлений моей работы по приобщению детей к культуре народов мира является ознакомление детей старшего дошкольного возраста с разными народами, их многообразием, традициями и обычаями, толерантными отношениями между народами.

          Меня привлекает разнообразие культуры разных народов. Изучая традиции и обычаи народов РФ, их разнообразие национальных костюмов, собирая художественную литературу, иллюстрации и видеоматериалы, изготовление кукол в национальных костюмах, я стараюсь сохранить их и в доступной форме передать детям свои знания, поделиться опытом работы с коллегами.

          Актуальность данной проблемы понималась мною как необходимость формирования и развития у детей дошкольного возраста общественно значимых идеалов и ориентиров, необходимых для нравственно – патриотического, духовного, а также толерантного богатства личности, а также просвещение родителей и педагогов в этом вопросе.

          Эти мероприятия интересуют и привлекают внимание педагогического коллектива, родительской общественности, и, конечно, детей.

          Реализуемая Программа « Радуга», программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией Т.Н. Дороновой, несмотря на то, что предусматривает решение задач воспитания в ребенке гуманного отношения к окружающему миру, привитие любви к родной природе, дому, краю, городу, на мой взгляд, не в достаточной степени реализует задачи регионального компонента. В связи с этим возникла необходимость в разработке авторской программы «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями народов Севера»

Ведущая педагогическая идея.

          Ведущая педагогическая идея опыта – пробудить у детей старшего дошкольного возраста интерес к культуре народов Севера через знакомство детей с традициями и обычаями, бытом и трудом, фольклором, национальными костюмами народа – эвены, формировать у детей навыки адекватного и доброжелательного отношения к представителям этого народа. Я уверена, что активное действенное познание навыков поможет детям сохранить и усвоить полученные знания.

 

Гипотеза: Если в воспитательно-образовательную работу ввести систему авторской программы «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов Севера (эвены)», по расширению знаний детей о культуре и традициях народов Севера, то это позволит значительно повысить их осведомление в этой области.

Новизна идеи: данное содержание может успешно интегрироваться практически со всеми образовательными областями (Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Социализация») через разные виды детской деятельности.

 

 К педагогическим условиям применения опыта отнесено следующее:

  1. программа реализуется в течение одного учебного года (старший дошкольный возраст)
  2. реализуется через раздел «Ознакомление с окружающим» Программы воспитания и обучения под редакцией Т.Н. Дороновой « Радуга», через раздел « Художественно – эстетическое развитие», а также через игровую и продуктивную деятельность в процессе ежедневной воспитательно-образовательной работы в группе.
  3. предусматривается широкое использование методов развития познавательной активности и творческого воображения
  4. в педагогическом процессе широко используются ИКТ
  5. предполагает создание в группе предметно-развивающей среды - мини-музея «Охотский район – моя малая родина»
  6. предполагается широкое использование нескольких педагогических технологий: здоровьесберегающих технологий, технологии личностно – ориентированного обучения, педагогики сотрудничества, игровых технологий, технологию проектного обучения.
  7. включать в работу совместную проектную деятельность с родителями
  8. предполагает интеграцию образовательных областей

 

Заключение.

          Таким образом, на основе полученных положительных результатов можно утверждать, что гипотеза об успешном воспитании интереса, любви к малой родине и повышении краеведческих знаний у детей старшего дошкольного возраста с помощью интеграции краеведческого материала во все компоненты воспитательно-образовательного процесса, подтверждена. Цель и задачи программы реализованы и представлены в авторской программе «Ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями народов Севера».

Для реализации проекта используется интегрированный подход – включение сведений об истории и культуре северных народов во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.  

 

Реализация программы по этапам


Этапы


Деятельность педагога


Деятельность детей


1 этап


1. Ввод в игровую ситуацию (приглашение в путешествие по северу России)

2. Формирование проблемы  (что такое Север?)

3. Подведение к формированию задач:
- познакомиться с природными зонами Севера (Арктикой, тундрой), местоположением их на карте России; узнать о природных и климатических условиях севера;
- познакомиться с растительным и животным миром Севера страны; узнать об особенностях приспособления животных к суровым природным условиям;
- познакомиться с народными традициями и культурой народов севера: иметь представление о многообразии народностей, узнать об особенностях национального костюма, жилья, передвижения, труда, национальных блюд и традиций, музыкальных инструментах, музыки и танцах;
- иметь представление о традиционных промыслах и основных элементах узоров, народном фольклоре;
- принять участие в спортивных играх и состязаний народов севера;
- отразить впечатления в продуктах своей деятельности.
- познакомиться с природными богатствами, великими людьми


Входят в проблему (рассматривают карту, иллюстрации о севере).

Вживаются в ситуацию.
Обсуждают проблемную ситуацию.

Принимают задачи, дополняют.

2 этап

Организация деятельности детей:
- познавательно-речевая;
- художественно-творческая;
- игровая;
- совместная работа с родителями (консультация для родителей «Проектная деятельность в детском саду».

Объединение детей в рабочие группы.
Распределение тем проектов:
«Природа Севера»
«Природа тундры»
«Животные Севера»
«Животные тундры»
«Птицы Севера»
«Северные рыбы»
«Жилища народов Севера»
«Национальная еда»
«Национальная одежда»
«Помощники народов Севера»
«Природные богатства»
«Спортивные игры и состязания»

«Народная мудрость народов Севера»
«Великие люди Севера»
«Обычаи и традиции»
«Музыка и музыкальные инструменты»
«Северное  сияние»
«Труд людей Севера»
«Охотский район Хабаровского края»

 

 

3 этап

 

 

Практическая помощь (по необходимости в оформлении проектов).
Направляет и контролирует осуществление проекта.

Подготовка к презентации проекта.
Организация и проведение презентации – «Досуг «Путешествие по Северу нашей страны»».

 

 

Принимают активное участие в продуктивной деятельности.

Оформляют свои проекты совместно с родителями.
Представление своих проектов детям группы.

Участие в подготовке и проведении досуга «Путешествие по Северу нашей страны»

 

 

Реализация программы через разные виды деятельности


Образовательные области, направление развития


Виды детской деятельности


 Познавательно-речевое развитие


Познавательные занятия:
«Что мы называем Севером?», «Климат и природа Севера»,
«Климат и природа тундры», «Растительный мир леса и тундры», «Какие животные обитают на Севере?», «Какие птицы гнездятся на Севере?», «Как живут и чем занимаются люди на Севере?», «Уклад жизни народов Севера», «Промыслы народов Севера», «Открытие Охотского района», «Национальные праздники. Медвежий праздник. Хэбдэнек (Новый год), Бакылдыдяк (Праздник первой рыбы)», «Эвены. Летнее стойбище у реки», «Как сохранить природу Севера?».
Просмотр видеофильма «Северный олень»,
Рассматривание картины «Дети Севера» (серия «Наши маленькие друзья», авт. Л.А. Пеньевская, Е.И. Радина).
Составление творческих рассказов на темы: «Что я узнал о Севере?», «Чем меня поразил Север?», «Как я готовился к проекту», составление рассказов по картинам.
Конструирование: «Чум».

Чтение художественной литературы

Заучивание стихотворение Ю. Шесталова «Северное сияние»
Чтение эвенской сказки «Голубика»
Чтение: рассказа Н.Сладкова «Разноцветная земля»,
Т.А.Шорыгина «Две березы», «Медведица и медвежонок», «Песец и олень», «Малютка – лемминг», «Белые гуси»,
Чтение сказок Е.Трофимова «Сказки золотого оленя», «Невеста северного ветра»
Занятие «Народная мудрость народов Севера».

Художественное творчество

Рисование «Полярная ночь», «Тундра», «Животные Севера», «Собаки и олени – верные помощники на Севере», «Национальный костюм народов Севера», «Чум».
Аппликация «Северное сияние», «Эвенский орнамент».
Лепка «Какие животные обитают на севере?»
Цикл занятий по ОРИГАМИ «Животные Севера» (кит, белый медведь, тюлень).
Оформление выставки детских творческих работ «Север».

 

 

Музыка

Разучивание песни «Тундра» муз. В.Попова
Прослушивание фрагментов «Пурга», «Звуки окружающего мира», муз. Т.Э. Тютюнниковой; музыкального фрагмента из м/ф «Снежная королева, муз. А. Минкова, прослушивание песен на эвенском языке, серия занятий «Северные напевы».
Музыкальные игры народов Севера.
Разучивание танцев Севера: «Танец охотников», «Танец Солнца»,  «Северные узоры», «Танец мастериц» и др.
Прослушивание песен и музыки народов Севера.
Рассматривание инструментов народов Севера                        (варган, бубен)

Здоровье, физическая культура

Спортивный досуг «Национальные игры и состязания народов Севера».
Игры народов Севера: «Олени и оленевод», «Оседлай оленя!», «Борьба на палке», «Отбивка оленей», «Перетягивание маута», «Метание маута», «Гонки на оленьих упряжках», «Важенка и оленята» и др.


Социализация


Сюжетно-ролевые игры: «В гостях у народов Севера», «Мы оленеводы», «Экскурсия по тундре».
Дидактические игры: «»Путешествие по климатическим зонам», «Где живет животное?», «Кто лишний?», «Найди животного северного края», «Народы родного края», «Что нам нужно взять в поход?», «Найди флаг Охотского района», «Чей костюм?».
Словесная игра: «Отгадай загадку», «Объясни пословицу».

 

 

Культурно-досуговая деятельность

Просмотр мультфильмов «Умка», «Снежная королева», «Гора самоцветов»
Драматизация сказки «Три шубки»,  драматизация сказок

«Девочка- хвощинка», «Птички – сестренки», «Медведь и медвежонок»
Обыгрывание песенки «Оленёнок (Орончикан)»
Викторина «Что мы знаем о Севере?»

Взаимодействие с родителями

Консультация для родителей «Проектная деятельность в детском саду».
Помощь в подборке материала к проектам.
Сотворчество детей и родителей в оформлении проектов.

 

Перспективное планирование работы с детьми по программе:


месяц


Работа с детьми

 

 

сентябрь

  1. Познавательное занятие «Что мы называем Севером?»
  2. Познавательное занятие «Климат и природа Севера»
  3. Рисование «Северная ночь»
  4. Защита проекта «Природа Севера»
  5. Познавательное занятие «Климат и природа тундры»
  6. Чтение художественной литературы «Чтение эвенской сказки «Голубика»
  7. Защита проекта «Природа тундры»
  8. Рисование «Тундра»
  9. Чтение художественной литературы «Чтение рассказа Н.Сладкова «Разноцветная земля»
  10. Защита проекта «Северное сияние»
  11. Музыкальная деятельность. Прослушивание песен на эвенском языке.

 

 

октябрь

  1. Аппликация «Северное сияние»
  2. Чтение художественной литературы «Заучивание стихотворения Ю. Шесталова «Северное сияние»
  3. Познавательное занятие «Растительный мир леса и тундры»
  4. Чтение художественной литературы «Чтение Т.А.Шорыгина «Две березы»
  5. Защита проекта «Какие животные обитают на Севере?»
  6. Чтение художественной литературы «Чтение сказки Т.А.Шорыгиной «Медведица и медвежонок»
  7. Театрализация сказки «Медведица и медвежонок»
  8. Рисование «Животные Севера»
  9. Цикл занятий по ОРИГАМИ «Животные Севера
  10. Просмотр мультфильмов «Умка»; «Ворон-обманщик», «Непослушный медвежонок»(цикл мульфильмов «Гора самоцветов»)
  11.  Музыкальная деятельность. Разучивание танца «Северное сияние»

ноябрь

  1. Познавательное занятие «Какие животные обитают в тундре?»
  2. Защита проекта «Животные тундры»
  3. Чтение художественной литературы «Чтение сказки Т.А.Шорыгиной «Песец и олень»
  4. Чтение художественной литературы «Чтение Т.А. Шорыгиной «Малютка – лемминг»
  5. Просмотр видеофильма «Северный олень. Национальное село Арка»
  6. Лепка «Какие животные обитают на севере?»
  7. Чтение сказок из сборника Е.Трофимова «Сказки золотого оленя»
  8. Музыкально-театрализованная деятельность «По сказкам тундры и тайги»; Разучивание танца «Оленята»
  9. Познавательное занятие «Какие птицы гнездятся на Севере?»
  10. Защита проекта «Птицы Севера»
  11. Чтение художественной литературы «Т.А.Шорыгина «Белые гуси»

декабрь

  1. Познавательное занятие «Как живут и чем занимаются люди на Севере?»
    1. Защита проекта «Верные помощники народов Севера»
    2. Рисование «Собаки и олени – верные помощники на Севере»
    3. Чтение художественной литературы «Чтение рассказа А. Члёнова «Из книги «Как Алеша жил на Севере» «Как олешек нашелся»
    4. Просмотр мультфильма «Снежная королева»
    5. Защита проекта «Одежда народов Севера»
    6. Рисование «Костюм народов Севера»
    7. Защита проекта «Жилища народов Севера»
    8. Рисование «Чум»
    9. Защита проекта «Национальная кухня северян»
    10.  Музыкальная деятельность. Разучивание музыкальных игр народов Севера.

 

 

январь

  1. Познавательное занятие «Уклад жизни народов Севера»
  2. Чтение художественной литературы «Невеста северного ветра» Е.Трофимов
  3. Защита проекта «Промыслы народов Севера»
  4. Защита проекта «Обычаи и традиции народов Севера»
  5. Познавательное занятие «Народные промыслы Севера»
  6. Аппликация «Северный орнамент»
  7. Музыкальная деятельность. Разучивание танцев «Танец мастериц», «Танец рыболовов»
  8. Музыкальная сказка «Девочка – хвощинка»

февраль

  1. Познавательное занятие «Национальные праздники»
  2. Защита проекта «Танцы народов Севера»
  3. Музыка «Музыка народов Севера», серия занятий «Северные напевы»
  4. Защита проекта «Музыкальные инструменты Севера»
  5. Защита проекта «Национальные игры и состязания»
  6. Спортивно – музыкальный досуг «Выручаем Аркуту»
  7. Музыкальная деятельность. Разучивание хоровода «Хэдье», разучивание танца «Чайки».

 

 

март

  1. Познавательное занятие «Медвежий праздник»
  2. Чтение художественной литературы «Сказка «Медвежонок и олень»
  3. Защита проекта «Оленеводы»
  4. Познавательное занятие «Народная мудрость Севера»
  5. Чтение художественной литературы «Чтение эвенской сказки «Кукушка»
  6. Игра – драматизация «Кукушка»
  7. Музыкальная деятельность «Праздник Севера»
  8. Театрализация сказки «Птички – сестренки»

апрель

     1.Познавательное занятие «Охотский район»

     2.Защита проекта «Великие люди Севера»

     3.Защита проекта «Недровые богатства Севера»

     4.Музыкальная деятельность. Разучивание танца «Танец   охотников»

     5.Музыкально-театрализованная деятельность. Сказка «Три шубки»

 

 

май

  1. Познавательное занятие «Как сохранить природу Севера?»
  2. Викторина «Что мы знаем о Севере?»
  3. Музыкальная деятельность. Досуг «Северная сторонка»
  4. Презентация проекта в форме досуга «Путешествие по Северу нашей страны»

 

 

Использованные источники:

1.Гордеев Ю. Птицы тайги. Свердловск, Среднеуральское книжное издательство, 2009.

2.Детские народные подвижные игры. //Составители: А.В.Кенеман, Т.И.Осокина. М., Просвещение, 2012

3.Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. М., Просвещение, 2006.

4.История геологического поиска. Под ред. А.Шедченко. М., Пента, 2003.

5.Кречмар А.В., Забродин В.А. Животный мир Севера России. Россельхозиздат, 2011.

6.Мазуренко М.Т., Москалюк Т.А.Краски северного лета.СПб., Алфавит, 2007.

7.Николаева С.Н. «Патриотическое воспитание дошкольников». Страна чудес. М., 2008.

8.С чего начинается Родина?//Под ред. Л.А.Кондрыкинской. М., Сфера, 2003.

9.Шорыгина Т.А. Беседы о русском севере. М., Сфера, 2008

 10.Т.А. Шорыгина «Беседы о русском Севере» (Методические рекомендации). – М.; ТЦ Сфера, 2008
11.О.А. Ботякова «Этнография для дошкольников. Народы России. Обычаи, Фольклор». ^ Наглядно-методическое пособие для родителей и воспитателей ДОУ. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010
12.Журнал «Дошкольное воспитание» № 11/2010, 35-42
13.Т.Н.Вострухина «Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального окружения». Опыт работы ДОУ города Москвы, - М.: Школьная Пресса, 2010

14.С.Н.Федорова «Этнокультурное развитие детей», психолого-педагогическое сопровождение, 2013

15.О.С.Щербакова «Этнокультурное воспитание детей и подростков на региональных народно-певческих традициях в условиях досуга, 2014

16.Л.В.Кокуева «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа»,2011

17. Г.И. Репринцева, Н.Р.Азизова «Семейные традиции воспитания детей в культуре и быту народов России»,2016

18. Суляндзига Р.В., Кудряшова Д.А., Суляндзига П.В. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Обзор современного положения. М., 2003. 142 с.; Материалы альманаха «Мир коренных народов - Живая Арктика»

19. Н.Б.Романенко «Ознакомление старших дошкольников с культурой и бытом Коренных малочисленных народов Севера через проектную деятельность» Методическая разработка, Николаевск-на Амуре,2012

 

20. Якушева, Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.

 

Методическая литература для занятий с детьми художественной деятельностью:

  1. Волшебные комочки: пособие для занятий с детьми.// Авт.-сост. А.В.Белошистая, О.Г.Жукова. М., Аркти, 2006.
  2. Дубровская Н.В. Рисунки, спрятанные в пальчиках. СПб., Детство-пресс, 2003 г.
  3. Дубровская Н.В. Яркие ладошки. СПб., Детство-пресс, 2006 г.
  4. Новикова И.В. Аппликация из природных материалов в детском саду.Ярославль, 2007

 

Список художественной литературы для чтения детям:

  1. Вагатова М. Маленький тундровый человек. Тюмень, СофтДизайн, 1996.
  2. Конькова А.М.Сказки бабушки Аннэ. М., Мария, 1993.
  3. Конькова А.М. Свидание с детством. М., Унисерв, 1996.
  4. Приключения Морошки. Стихи, рассказы, сказки.// Под ред. А.Кердан, В. Блинов.Екатеринбург, Сократ, 2002.
  5. Сказки народов Севера. //Составитель В.В.Винокурова, Ю.А.Сем. – Л., Просвещение, 1991.
  6. Е.Трофимов « Сказки Золотого оленя», 1997
  7. Е. Трофимов « Невеста Северного ветра», 2002