Конспект музыкального занятия" Музыка осени"


Автор: Савицкая Татьяна Юрьевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

конспект музыкального занятия" Музыка осени"

Краткое описание работы: ход музыкального занятия для детей в подготовительной к школе группы

Цель: закрепить имеющиеся знания детей об осени, показать красоту осени через произведения искусства (классической музыки, поэзии, художественное слово,  песенное, музыкальное и игровое творчество).

 Задачи:

1. Продолжать развивать культуру движений под музыку,  совершенствовать пластику детей на основе осознанного восприятия музыки, способность двигаться соответственно характеру музыки, комбинировать различные движения. (Пружинки, бег на носках,» « ковырялочка» , боковой галоп )

2. Совершенствовать голосовой аппарат, опираясь на диапазон, сохраняя индивидуальность типа детского голоса, воспитывать культуру пения в зависимости от образно-поэтического характера песни, продолжать развивать умение петь коллективно. Формировать умение детей называть обобщающие слова.

 Развивать чувство ритма,  выполнять движения в соответствии с текстом песен.

3. Воспитывать интерес к музыкально-художественному искусству, умение чувствовать выразительные особенности музыкальных и художественных образов. Воспитывать культуру поведения, поддерживать положительный эмоциональный настрой и доброжелательное отношение всех участников занятия.

Методические приемы.

  1. Выразительное исполнение педагогом музыкальных произведений.
  2. Художественное слово
  3. Двигательно-речевое упражнение “Нарисуем осень”.
  4. Упражнение на различение динамики звучания музыки.
  5.  Пальчиковая гимнастика.
  6. Показ портрета композитора.
  7. Прослушивание образца классического произведения.
  8. Беседа с детьми.
  9. Упражнение на распев голоса.
  10. Дидактическая игра “ Узнай  песенку”.
  11.  Прохлопывание ритма песни
  12.  Ритмичная игра на   инструментах
  13. Пение песен с движениям

 

Материал и оборудование: листочки по количеству детей, мольберт, пособие для игр, ТСО (музыкальный центр), детские музыкальные инструменты, портрет композитора,музыкальные инструменты.

 

Ход занятия

Дети под музыку с листочками в руках вбегают в зал  и встают в круг

Воспитатель: Ребята, мы пришли в музыкальный зал давайте поздороваемся со всеми музыкально.

Музыкальный руководитель: Давайте вспомним музыкальное приветствие!

Приветствие “Здравствуйте!”

Воспитатель: Дорогие ребята, сегодня наше занятие посвящено прекрасному  времени года- осени

Музыкальный руководитель: Ребята, а какая она бывает осень? Давайте кратко расскажем.

Дети перечисляют (дождливая, разноцветная, урожайная, и т.д.)

Музыкальный руководитель: Давайте поиграем в игру “Нарисуй осень”.

Двигательно-речевое упражнение « Нарисуй осень» ( Звучит « Элегия» Массне)

- Размешаем краску (круговые движения обеих рук).

- Лишнюю стряхнем (встряхивающие движения кистей рук).

- Нарисуем осень (движения рисования художника).

- Капли за окном (точечные движения обеих рук пальчиками).

- Радугу цветную (рисуют ладошкой полукруг).

- Речку голубую (волнообразные движения руки).

- Много красок осени, (разводит руки в стороны, показывая “много”).

- Выбирай любую (две руки вперед с поднятыми большими пальцами).

Музыкальный руководитель: Какая яркая картинка получилась!

 А теперь покажем красоту осени движениями. Как вы думаете, какие должны быть движения? ( плавные,  нежные, красивые, одновременные)

 Дети выполняют упражнение с листочками

Музыкальный руководитель: А сейчас мы пройдем на стульчики. Напоминаю, что мальчики должны сначала посадить девочку

 Муз рук: Оказывается, что в нашей жизни есть две осени. Вы никогда не услышите, что есть две зимы, две весны, два лета. А вот две осени бывают всегда. Одна-радостная, пышно убранная, богатая урожаем и другая -в лоскутьях опадающей листвы,  грустная с тихим плачем мелкого дождя. О ранней , красивой осени нам расскажет стихотворение Милана. Поздняя осень – это надежда человека на то что, красота и тепло обязательно возвратятся. Вот как писал поэт А .С..Пушкин об осени:

« Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса,

 Люблю я пышное природы увяданье,

 В багрец и золото одетые леса

 ( показ портрета П.И.Чайковского)Дети, как называют человека, который пишет музыку? Дети, назовите композитора. Какие произведения этого композитора  мы с вами слушали? Какие произведения вошли в « Детский альбом»? Сегодня мы послушаем еще одно произведение П.И.Чайковского. которое вошло в цикл « Времена года» , называется оно « Осенняя песня» . Вспомним главное правило, когда мы слушаем музыку, не мешаем другому.

 - Тихо, тихо сядем рядом,

 Входит музыка в наш дом,

 В удивительном наряде.

 Золотистом, расписном

Закройте глаза и представьте картину осени под эту музыку( исполняется фрагмент)

- Что вы представили, слушая музыку?

-Какая по характеру музыка?( передача листочка)

.Вот такое настроение у этого произведения

  Скажите, на каком инструменте исполнялось это произведение ?

- А в каком исполнении может еще исполняться произведение?

 Сегодня мы послушаем эту музыку  в другом исполнении , скажите какие инструменты  исполняют музыку?

 А сейчас мы исполним музыку под названием « Дождь»

Сядем все прямо приготовимся к пению

Фонопедические упражнение «В осеннем лесу» по методу В. Емельянова

- В осеннем лесу ветер воет           / «у – у – у…» продолжительный выдох/

- Скучно одному                                      / «у – у – у…»/

- Листья дрожат                              / «ш –ш –ш…» продолжительный выдох/

- На ветках шуршат                       / «ш –ш –ш…»/

- Листья опадают                                     / «п – п – п…» короткий активный выдох/

- Спеть нас песню приглашают.    / «п – п – п…»/

А теперь дыхательное упражнение «Осенние листочки»

Шаловливый ветерок в лесочек залетел:

Ш-ш-ш!

Тихо-тихо веточкам он песенку запел:

Ш-ш-ш!

Сильный ветер в наш лесочек тоже прилетел:

Ш-ш-ш!

Громко- громко веточкам он песенку запел:

Ш-ш-ш!

Ветерки по очереди листьям песни пели: То тихую:

Ш-ш-ш!

То громкую:

Ш-ш-ш!

То тихую:

Ш-ш-ш!

То громкую:

Ш-ш-ш!

А после — улетели!

  - Как мы называем короткие звуки?( ти_)

-А длинные ? ( та)

На доске выложены ритмические рисунки

 Ребята, давайте посмотрим на ритмические рисунки. Здесь спряталась знакомая нам попевка. Распевка «Листики»Давайте  прохлопаем ее ритмический рисунок со слогами « ти» и « та»

Муз рук. Теперь я думаю, мы готовы спеть  песенку об осени.

Я не буду говорить название песенки, вы внимательно послушаете припев подхватите песенку. Напомните мне как мы поем (передавая характер песни, настроение, стараемся правильно вести мелодическую линию и четко пропевать слова).Из чего состоит песенка( мелодии ,слов., и конечно же правильного исполнения )

Исполняется песня « Осень наступила»

Как вы думаете ребята вам удалось передать характер песни? Петь слажено? Конечно, вы постарались.

 Муз рук. А сейчас узнайте песенку по моей дикции ( исполняется шепотом

 « Осень золотая»

- Как нужно исполнять эту песенку?

 Песенка веселая поэтому мы исполним ее с движениями 

Музыкальный руководитель: Ну что ж вы, конечно, все старались творчески, как вы задумали исполнить эту песенку.

Музыкальный руководитель: Ребятки, скажите  что нам при носит  осень кроме красоты природы? Конечно. осень не бывает без листопада. И сейчас мы станцуем « Осенний вальс»

Музыкальный руководитель: Ну что ж ребята наше занятие заканчивается.

Что нового вы узнали, что вам показалось интересным, что понравилось, что запомнилось?

Я рада, что вам понравилось на занятии.