Просодика и музыка.


Автор: Лагунова Дарья Владимировна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методическое сообщение

Просодика и музыка.

Краткое описание работы: Совместная деятельность учителя -логопеда и музыкального руководителя.

           Для развития просодики и музыкальных способностей детей дошкольного возраста большое значение имеет русское народное творчество.

            Русское народное творчество (фольклор) богат и разнообразен. В нем воплотилось вся забота народа о подрастающем поколении. Тысячелетия народного опыта отображали самые естественные и необходимые формы развития речи, музыкальных способностей, логического и образного мышления, этических и нравственных идеалов.

Дошкольный возраст –  период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью является одним из основных условий нормального психофизического развития, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе.

В настоящее время в массовых детских садах оказываются дети, чье речевое развитие отстает от нормы. Основные жалобы: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах и др. У детей особенно страдает просодическая сторона речи, т.е. сила голоса, его тембр и выразительность.

В работе с детьми  положительную роль играют совместная деятельность учителя-логопеда и музыкального руководителя, которые сочетают в себе движение, речь и музыку, и способствуют нормализации моторики и ритмической стороны речи. Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность и эмоциональную сферу.

 

Просодика – сложный комплекс элементов, включающий ритм, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций.

Основные компоненты просодической стороны речи.

 

Значению просодической стороны речи уделяли внимание многие ученые (В.А. Гиляровский, Е.В. Конрова, Н.А.Власова, Ю.А. Флоренская). Они подчеркивали общепедагогическое влияние просодики на различные отклонения в сфере человека, а также то, что просодика воздействует на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребенка.

Так авторы исследований предлагают различные пути формирования и коррекции просодической стороны в дошкольном образовательном учреждении:

1. Работа над интонацией: выразительностью повествовательного, вопросительного, восклицательного предложений.

2. Работа над ритмикой слова.

3. Работа над ударением.

4. Работа над ритмом.

5. Работа над паузой, насыщенной речевым содержанием.

6. Работа по развитию высоты голоса и речевого дыхания.

Развитие просодических компонентов речи у детей должна проходить через всю деятельность детей в детском саду, должна вестись на всех занятиях: логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, на физкультурных занятиях.      

 

В процессе работы учитель-логопед и музыкальный руководитель осуществляют индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности, закрепляют знания, умения и навыки, приобретенные на логопедических занятиях, а также всесторонне развивают личность дошкольника.

   Учитель-логопед осуществляет: постановку диафрагмально-речевого дыхания; укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа; формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков; коррекцию нарушенных звуков, их автоматизацию и дифференциацию; развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза; совершенствование лексико-грамматической стороны речи; обучение умению связно выражать свои мысли; обучение грамоте, профилактику дисграфии и дислексии; совершенствование мелкой моторики и т.д.

    Музыкальный руководитель развивает: слуховое внимание и память, пространственное представления, координацию движений, умение передавать несложный музыкальный ритмический рисунок, а также воспитывает мелодико-интонационную сторону речи и фонематический слух. Музыкальный руководитель также использует в различных частях своих занятиях логоритмические упражнения с целью формирования слухо-зрительно-двигательной координации. Используя в распевках слоговые цепочки, они развивают фонематический слух, дикцию, высоту и силу голоса.

 

Работа по развитию просодики и музыкальных способностей строится следующим образом:

1.Динамические упражнения, включающие различные виды ходьбы, бега и маршировки со словесным и музыкальным сопровождением.

Эти упражнения учат первоначальным навыкам ходьбы по кругу, парами, группой, обходить различные предметы, не сталкиваться во время встречной ходьбы, соблюдать одинаковые  расстояния между идущими, а также строить шеренги, линейки, колонны.

Все движения дети выполняют под выразительный поэтический текст с использованием подобранной музыки или без нее.

Петушок.

Вот идет петушок,
Гордо поднял гребешок,
Красная бородка,
Важная походка.

Дети идут, высоко поднимая ноги, с хорошо оттянутым вниз носком. Корпус следует держать прямо, голову слегка поднять.  Руки расправлены и несколько отведены назад. Во время движения дети активно «машут крыльями», поднимая и опуская руки.

 

1. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания, голоса и артикуляции, как неотъемлемой части развития просодии речи.

Разработан целый комплекс артикуляционной гимнастики, которая проводится в нетрадиционной форме — с применением точечного самомассажа и элементами биоэнергопластики, когда соединяются движения органов артикуляции и кистей рук. С помощью этих упражнений биоэнергия равномерно распределяется в организме ребенка. В результате  развиваются естественные произвольные движения, закрепляются тонкие дифференцированные движения артикуляционного аппарата. Ценность такой артикуляционной гимнастики состоит в том, что ее можно включать в различные подвижные игры в детском саду с пением, игры-драматизации, потешки, физминутки. Гимнастика.

Комплекс дыхательных упражнений направлен на формирование глубокого вдоха и диафрагмально-реберного дыхания, так как у многих детей дыхание ключичное, поверхностное. Выполняется в игровой форме и сочетается с движениями рук, ног, туловища, головы и одновременно включается речевой материал, который произносится на выдохе.

В целом эта дыхательная гимнастика насыщает организм ребенка кислородом и укрепляет иммунную и нервную систему. Упражнения на дыхание используются во всех видах деятельности. (Показываем: снежинки, язычки, паровозик). Например, «Птичка» — делать вдох
носом с одновременным поднятием рук, на выдохе произносить «фр-р-р», «гр-рр».

3. Счетные упражнения.

Мы используем их для развития артикуляционной моторики и для развития темпа и  чувства ритма у детей.  (первый раз на каждое слово с хлопками, второй на каждый слог, с ускорением 1 вариант. Можно с музыкальными  инструментами.)

Считалка.

Раз, два – голова,

Три, четыре – шубу шили,

Пять, шесть – кашу есть,

Семь, восемь – ложки носим,

Девять, десять – Акулина тесто месит.

Речевая игра «Мышки» 2 варианта, медленно, быстро.

Цель: Развитие четкого произношения стихотворного текста и синхронного выполнения игры на музыкальных инструментах.

Вышли мышки как-то раз

Посмотреть, который час.

Маракасы

Раз, два, три, четыре,

Мышки дернули за гири.

Бубны

Вдруг раздался страшный звон.

Треугольник

Убежали мышки вон.

Маракасы

Упражнение вопрос, ответ. Показываем сами.

 

4.Игры-миниатюры, которые учат детей пластичности выполнения движений, оживляют их фантазию и воображение.

С помощью этих игр можно организовать отдых ребенка на занятии, так как в них чередуется напряжение и расслабление всего тела. Проводятся они под музыкальное сопровождение и выразительный стихотворный текст.

Качели.

Все лето качели
Качались и пели,
И мы на качелях
К небу летели!
Настали осенние дни,
Качели остались одни.
Лежат на качелях
Два желтых листа,
И ветер качает
Качели слегка.

Дети раскачивают вперед-назад свободные руки, легко пружиня в коленях. Голова мягко опускается вниз. Кисти рук медленно опускаются. Туловище слегка раскачивается вправо и влево.

 

5.Слушание музыки (для расторможенных, перевозбудившихся детей).

Дети с удовольствием слушают музыкальные отрывки, характеризующие различные времена года, движения, повадки, голоса животных, птиц и т. д. Смена музыкальных отрывков, темпов, ритмов позволяет привлекать внимание к изменению музыки и регулировать движения детей. Музыка помогает добиться устойчивости внимания детей, когда они начинают уставать на занятиях или слишком перевозбудились. По сюжету занятия можно включить музыку, иллюстрирующую явления природы — журчание ручейка, шум ветерка, шум дождя. Музыкотерапия побуждает сосредоточить внимание и активизировать речевую деятельность.

 

 

 

 

6. Упражнения на развитие общей моторики, просодической стороны речи, ее координации с движением. «Елочка» Нищева.

Наша елочка-краса

Идут по кругу, взявшись за руки.

Поднялась под небеса.

Останавливаются, тянут руки вверх.

Стройная красавица

Всем ребятам нравится.

Идут по кругу, взявшись за руки.

 

7.Хороводные подвижные игры с пением (для ослабленных, вялых, пассивных детей). Они развивают слуховое внимание, координацию движений, активизируют речевую активность и создают бодрое и радостное настроение. Дети под музыку имитируют текст песни с помощью движений.

 

Игра «Танец в кругу».

Дети стоят в хороводе и выполняют ритмичные движения под пение педагога. Используется хорошо знакомая мелодия русской народной песни «Как пошли наши подружки»:

Мы сейчас пойдем направо

Дружно — раз, два, три!

А потом пойдем налево
Дружно — раз, два, три!

В центре круга соберемся
Дружно — раз, два, три!

И на место все вернемся
Дружно — раз, два, три!

 

8. Игры-драматизации.

Дети с помощью пантомимики, выразительной речи передают образ своего героя. Движения побуждают детей превращаться в настоящих артистов. Занятия проходят на эмоциональном подъеме. Таким образом, система этих упражнений и игр дает возможность проявить свою индивидуальность ребенку с различными психологическими особенностями.

Все эти игры и упражнения полезны не только учителям-логопедам и музыкальным руководителям, но и  воспитателям  всех возрастных групп.

Следовательно, можно говорить о русском народном творчестве не только как об универсальном материале воспитания ребенка, но и как о необходимом условии гармоничного развития личности.

 

Упражнение «Елочка».

Цель: Развитие общей моторики, просодической стороны речи, ее координации с движением.

Наша елочка-краса

Идут по кругу, взявшись за руки.

Поднялась под небеса.

Останавливаются, тянут руки вверх.

Стройная красавица

Всем ребятам нравится.

Идут по кругу, взявшись за руки.

 

Цель: Развитие четкого произношения стихотворного текста и синхронного выполнения игры на музыкальных инструментах.

Вышли мышки как-то раз

Посмотреть, который час.

Маракасы

Раз, два, три, четыре,

Мышки дернули за гири.

Бубны

Вдруг раздался страшный звон.

Треугольник

Убежали мышки вон.

Маракасы

 

Игра-миниатюра «Качели»

Цель: Развитие пластичности при выполнении движений. Оживление детской фантазии и воображения.

Дети раскачивают вперед-назад свободные руки, легко пружиня в коленях. Голова мягко опускается вниз. Кисти рук медленно опускаются. Туловище слегка раскачивается вправо и влево.

 

Все лето качели
Качались и пели,
И мы на качелях
К небу летели!
Настали осенние дни,
Качели остались одни.
Лежат на качелях
Два желтых листа,
И ветер качает
Качели слегка.

 

Считалка.

Раз, два – голова,

Три, четыре – шубу шили,

Пять, шесть – кашу есть,

Семь, восемь – ложки носим,

Девять, десять – Акулина тесто месит.