"Методы работы над совершенствованием качества игры баяниста"


Автор: Заболотников Михаил Игоревич

Предмет: Народные инструменты

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

"Методы работы над совершенствованием качества игры баяниста"

Краткое описание работы: Педагог по специальности полностью отвечает за идейный рост своих воспитанников. Большую ошибку допускают те педагоги-музыканты, которые ограничивают свои обязанности лишь обучением учеников игре на инструменте. Под влиянием педагога формируют дисциплина ученика, его отношение к изучению других предметов, отношение к окружающим.

Тема выбрана не случайно. Она не потеряла своей актуальности и остроты и сегодня, не потеряет и в будущем. Её практическая значимость доказана и выверена временем. В XX-XXI столетии русское исполнительское искусство достигло блестящих успехов именно потому, что основывалось на последних достижениях современной педагогики. Педагог по специальности полностью отвечает за идейный рост своих воспитанников. Большую ошибку допускают те педагоги-музыканты, которые ограничивают свои обязанности лишь обучением учеников игре на инструменте. Под влиянием педагога формируют дисциплина ученика, его отношение к изучению других предметов, отношение к окружающим. В процессе индивидуальных занятий по специальности педагог имеет возможность вести беседы с учениками на различные темы, ближе знакомиться с их жизнью и, таким образом, своевременно заметить недостатки каждого, чтобы в процессе воспитания направить свое внимание на их устранение.

Преподаватель игры на баяне должен всемерно воздействовать на ученика и добиваться повышения его успеваемости по всем предметам. Плох тот педагог, который будет пренебрегать общей успеваемостью своих учеников ради успеха занятий по баяну.

Воспитательную роль играют также знания, которые педагог передает ученику в процессе преподавания игры на баяне, привитие исполнительских навыков.

Основным средством воспитания является репертуар. Педагог-баянист должен воспитывать музыкальный вкус учеников, прививать любовь к народной и классической музыке.

Одна из причин роста уровня исполнительства на баяне, аккордеоне – это появление в концертном и учебном репертуаре новых оригинальных сочинений, которые значительно расширили выразительные и технические возможности музыкантов. Поэтому в музыкально-исполнительском искусстве технике отводится значительное место, в тоже время техника – не самоцель, а лишь средство для воплощения художественного содержания музыкального произведения.

В переводе с греческого «техника» означает искусство. В понятие техники вкладывается совокупность всех средств, при помощи которых исполнитель передает музыкальный смысл произведения. Высшее проявление технического совершенства в музыкально-исполнительском искусстве, равно как и в любой сфере человеческой деятельности, именуется мастерством. Техника – это средство для создания музыкально- художественного образа.

Ее необходимо развивать на упражнениях и этюдах, которые должны совершенствоваться по мере их исполнения. Это громадный, целенаправленный, технический труд, который в первую очередь является умственный, а затем и физический, который предшествует конечному результату – это публичному выступлению.

Различают «широкое» и «узкое» понимание техники. В «широком» понимании – это все то, чем пользуется музыкант-исполнитель в своей игровой деятельности для реализации своих художественных задач (это и техника звукоизвлечения, приемы игры мехом, вопросы посадки и постановки рук, пальцевая моторика и т. д.). В «узком» смысле – это лишь двигательные качества музыканта, которые обеспечивают скорость, точность исполнения, рационализацию пальцевых движений. Также характеризует двигательные возможности и качества техники исполнителя: это быстроту, выносливость, силу, гибкость, ловкость пальцев и мышечную свободу. Именно, мышечная свобода является решающим в становлении игрового аппарата и его дальнейшей технической перспективы. Таким образом, когда говориться о совершенствовании техники, то подразумевается совершенство искусства владения инструментом в ее «узком» и «широком» понимании. И обе эти стороны должны быть уравновешены в исполнительском процессе, только в этом случае исполнение можно назвать высокохудожественным и содержательным.