"Как делать домашние задания по сольфеджио?"


Автор: Вологжанина Татьяна Александровна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Дети

Тип материала: Методические рекомендации

"Как делать домашние задания по сольфеджио?"

Краткое описание работы: Дорогие друзья! Давайте вместе будем с вами учиться выполнять домашние задания по сольфеджио самостоятельно и без ошибок! Сейчас немного почитайте наши рекомендации, которые мы для вас приготовили и постарайтесь научиться настраиваться трудиться с удовольствием. Любое домашнее задание – это труд! И это важно знать и понимать.

 Памятка - рекомендации для учащихся

 

Почему-то многим учащимся предмет сольфеджио кажется слишком сложным, непонятным и запутанным.

 Особую проблему представляет выполнение домашнего задания. Почему?  

Да потому что дома каждый из вас учеников, остается один на один с уроком, просто не понимая, как действовать так, чтобы наверняка всё получилось.

 

Дорогие друзья!

 

     Давайте вместе будем с вами учиться выполнять домашние задания по сольфеджио самостоятельно и без ошибок!

     Сейчас немного почитайте наши рекомендации, которые мы для вас приготовили и постарайтесь научиться настраиваться трудиться с удовольствием.

 

Любое домашнее задание – это труд!

 

И это важно знать и понимать.

ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ ЕЩЁ В КЛАССЕ?

 

     Вот вы ещё находитесь на уроке, приближается его окончание.  Что вы обязательно должны сделать, не выходя из класса?

 

Записать как можно подробнее  домашнее задание в дневник.

 Не надейтесь на свою память – всё вылетает из головы, спустя всего 10 минут. Вам только кажется, что вы и так  всё запомните!

 

 

Уточнить, какие учебники или книги вам потребуются.

 Если у вас нет нужных книг дома, то после урока, не теряя времени и возможности заполучить экземпляр учебника, отправляйтесь в библиотеку.

 

Если задание не понятно, то немедленно  попросите учителя объяснить задание лично вам.

 Не нужно стесняться этого вопроса, не нужно бояться спрашивать! Вы должны уточнить, что же вам конкретно непонятно, или просто попросить повторить. Может быть причина в том, что вы не полностью задание услышали и, соответственно, не полностью записали его в дневнике? Задайте уточняющие вопросы: «А это делать письменно или устно? А здесь нужно строить от звука или в тональности?» и т.д.

 

КОГДА ДЕЛАТЬ ДОМАШНЮЮ РАБОТУ

 ПО СОЛЬФЕДЖИО?

 

     Пришли домой – отдохните, если есть возможность.

Когда будем делать домашнее задание?  

Можно на следующий день после урока, можно через день - другой.

 Не рекомендуется заниматься домашним заданием по сольфеджио непосредственно в день следующего урока, а также перед сном накануне этого дня. Не оставляйте такие дела напоследок, назначьте в своей жизни время, которое вы будете посвящать сольфеджио, и неукоснительно соблюдайте режим.

 

Например, урок по сольфеджио в понедельник в 10.00.

Я буду делать домашние задания по сольфеджио каждый четверг с 11.00 до 11.30 или с 11.00 до 12.00.

 

 

 

Я не «слабак» и не буду нарушать правила, которые сам себе придумал!

 

КАКИЕ БЫВАЮТ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

ПО СОЛЬФЕДЖИО И КАК ИХ ВЫПОЛНЯТЬ?

 

  Задания бывают разные. Поделим их на несколько категорий:

Интонационные упражнения:

  • Петь упражнения на ступени.
  • Петь интервалы от разных звуков вверх и вниз.
  • Петь интервальные цепочки (вне лада).
  • Петь в ладу от любой ступени все интервалы с разрешением.
  • Петь аккордовые цепочки (вне лада).
  • Петь аккордовые цепочки в ладу.
  • Петь в ладу от любой ступени все аккорды с разрешением.
  • Петь от звука все виды тетрахордов.
  • Петь мажорные и минорные лады (диатонические).
  • Петь три вида мажора и три вида минора в сопоставлении.
  • Петь хроматическую гамму от звука.

Сольфеджирование номеров:

  • Определить тональность мелодии.
  • Определить форму мелодии.
  • Под каждым звуком мелодии подписать ступени и петь (вне ритма).
  • Петь звуки-ноты (вне ритма).
  • Хлопать метр, одновременно называя ноты.
  • То же самое проделать с пением звуков.
  • Простучать ритмический рисунок, проговаривая звуки мелодии ритмослогами.
  • Петь мелодию при одновременном простукивании одной рукой метра, а другой – ритма.
  • Петь мелодию с дирижированием, выучить её наизусть.  

 

     

Пение номеров по нотам и выучивание их наизустьэто основной вид упражнений, который задают почти к каждому уроку.

      Задачи тут простые:

правильно дирижировать и петь нужные ноты в нужном ритме.                                           

Что отрабатывать?

1)   Ритм, если он сложный (триоли, пунктир, шестнадцатые).

2)   Интонацию, если встречаются сложные обороты.

Как работать над интонацией?

♪ - Нужно определить тональность и ступени, которые участвуют в сложной интонации. Осознание их места в ладу должно направить в нужное русло и помочь в пении.

♪ - Ещё полезно делать интонационный анализ. Это когда мы определяем направление движения мелодии (вверх, вниз, на месте), способ движения (плавно по ступеням, скачками, по хроматизму) или интервалы между отдельными звуками.

♪ - Сложное место мы учим отдельно (прямо берём два-три звука и повторяем, пока не научимся петь их легко и естественно).

♪ - Чтобы пение было выразительным, нужно осознанно разделить весь поток звуков на мотивы, фразы и предложения. Почему? Да потому что любой номер из сборника сольфеджио представляет собой пример, взятый из музыкальной литературы. Это кусочек произведения, которое поют или играют. Деление фрагмента на смысловые части нужно чувствовать. Чем-то может помочь в этом деле текст, если он есть. Границы фраз музыкальных совпадают с границами фраз стихотворных.

 

Построение гамм, интервалов, аккордов в тональности и от звука.

     Это вид работы, который также задают часто.

     Обычное задание предполагает, что всё это нужно построить в нотной тетрадочке письменно, а потом ещё и петь голосом или играть.

    Эти задания почему-то вызывают страх, так как связаны с теорией музыки. Да, связаны, ну и что тут такого? Вам никогда не зададут того, что вы не прошли на уроке. Поэтому, чтобы сделать такое домашнее задание, загляните в свои тетрадочки – с правилами и с классными работами. Возможно, у вас там есть примеры? Наверняка они будут. Просто повторяйте то, что делали в классе. А если нет? Тогда нужно просто найти нужный теоретический материал и обязательно в нём разобраться. И не нужно переживать, что не получится или что потратите много времени. Получится, и время потраченное себя окупит с лихвой!

 

Если вы пропустили урок, где объяснялась новая тема, попробуйте воспользоваться, хотя бы, теми объяснениями, которые есть в ваших «Рабочих тетрадях» или учебниках по музыкальной грамоте.

 

  

Теоретическая работа – правила, кроссворды, доклады, билеты к экзаменам.

     Это самые интересные задания. Кроссворды нужно составлять из терминов и объяснений к ним из числа тех, что вы записывали в классе.

 По поводу докладов (по сольфеджио, музыкальной литературе, теории музыки) – источник литературы и содержание лучше всегда уточнять у учителя. По поводу приготовления ответов на билеты к экзамену. Это всегда ищем в тетрадочках для правил, или там, куда вы записывали всю информацию по новым темам. В крайнем случае, восполняйте свои записи при помощи сайта интернета, или при помощи теоретических учебников, скачанных в Интернете.

 

Творческие задания

    Здесь задания могут быть самыми разными. Это и рисунки по заданной теме, и, конечно, сочинение музыки, песен, стихов, подбор аккомпанемента и подбор второго голоса.

 

 

ЧЕГО НЕ НУЖНО ДЕЛАТЬ НИКОГДА, НО ВСЁ-ТАКИ МОЖНО ИНОГДА

 Никогда не перекладывайте ответственность за домашнее задание на другого человека – на маму или папу, например.

Не позволяйте родителям помогать вам с домашним заданием.

Вы должны справиться сами!

    Не ищите готовых ответов к домашним заданиям по сольфеджио в Интернете.

 

ПОЧЕМУ НУЖНО ОБЯЗАТЕЛЬНО      ЗАНИМАТЬСЯ ДОМА ПО СОЛЬФЕДЖИО?

    Если вы не будете закреплять полученные знания дома, то учиться будет становиться всё сложнее и сложнее.

   А вот если вы будете заниматься дома регулярно, то проблемы с предметом сами собой отпадут, и вся наука станет для вас сущим пустяком!

 

Дорогие ребята!

     Не забывайте, что ваша успеваемость и успешность по предметам во многом зависит от правильной организации ваших самостоятельных домашних занятий, их регулярности и систематичности.

 

Любое домашнее задание – это труд!

Постарайтесь себя настроить на творческий подход в любой форме музыкальной деятельности, проявите волю, желание, увлечённость, целеустремлённость в достижении целей-трудиться с удовольствием и тогда у вас всё прекрасно получится!

«Хочу! Могу! Надо!»