«Занимательные звуки» (музыкальная исследовательская деятельность в ДОУ)


Автор: Качулина Ирина Алексеевна

Предмет: Музыка

Класс: Педагоги

Тип материала: Мастер-класс

«Занимательные звуки» (музыкальная исследовательская деятельность в ДОУ)

Краткое описание работы: Расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности средствами музыки.

Мастер-класс для воспитателей ДОУ

 

Автор: Качулина Ирина Алексеевна

Музыкальный руководитель

Высшая квалификационная категория

 

Тема:    «Занимательные звуки»

(музыкальная исследовательская деятельность в ДОУ)

 

Цель: Расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности средствами музыки.

 

Задачи:

·         Расширять знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей        дошкольного возраста;

·         познакомить с понятием «звук» (музыкальный, голос человека, природный звук);

·         развивать умение сравнивать различные звуки, определять их источник;

·         развивать слуховое восприятие, умение определять музыкально шумовые звуки;

·         организовать взаимодействие между педагогами, создать предпосылки  формирования сотрудничества;

·         формировать у педагогов отношение друг к другу как к партнеру;

·         создать доброжелательную атмосферу.

 

Практическая значимость:

Полученные результаты и предложения могут быть использованы воспитателями, как средство развития творческой исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования.

 

Материалы.

- Музыкально-дидактическая лесенка с пятью ступенями;

- Игрушки (паровоз, собачка и т.д.);

- Пластмассовые кубики с различным наполнением (крупный и мелкий песок, горох, крупа);

- Таз с водой;

- Камешки и ракушки разных размеров, разной формы;

- Треугольники;

- Колокольчики разных видов и размеров;

- Бубенчики;

- Газетная бумага, картон, фантики от конфет;

- Мелкие металлические предметы (монетки, пуговицы);

- Различные деревянные предметы (ложки, чашки);

- Трещотка, хлопушка, кастаньеты;

- Аудиозапись звуков: шум ручья, морского прибоя, дождя.

 

Краткий ход:

 

1. Вступление

Цель моего мастер класса – познакомить вас с технологией применения музыкального экспериментирования с детьми дошкольного возраста.

 

Я хочу познакомить вас с методами и приёмами в организации музыкального экспериментирования, постараюсь повысить уровень  вашей профессиональной компетентности и мотивировать на использование экспериментальной деятельности средствами музыки в работе с детьми.

 

Я хочу начать мастер класс с китайской поговорки:

 

«Расскажи мне – и я забуду, покажи мне -  и я запомню,  вовлеки меня – и я пойму»

 

Мы все очень часто задаёмся вопросом: как научить детей правильно слушать и слышать музыку, слышать ёё ритм.

Сейчас я вас этому научу. Только у меня одно условие: в этом задании должны принять участие все.  Договорились?

Послушаем музыкальную композицию…….(вальс)

Вы догадались – это вальс. Естественно вальс у нас идёт на три четверти.

Мы с вами попробуем просчитать: 1,2,3. 1,23….(зал считает)

Хорошо! Сейчас попробуем также просчитать под музыку. Готовы? (зал считает под музыку)

Спасибо, молодцы!

А сейчас попробуем прохлопать ритм. 1,2,3 – 1,2,3 (начинаю сама)

Попробуем под музыку (зал хлопает вместе со мной)

Спасибо!

А сейчас попробуем усложнить. Я хлопаю на сильную долю, на 1, вы все на 2,3  (хлопаем под музыку)

Итак, а сейчас мы с вами разделимся на 3 части. Эта часть зала будет хлопать на 1, середина на 2,  эта часть на 3.

Под музыку – приготовились! (хлопаем)

Давайте друг другу поаплодируем!

 

2. Введение в тему

Мини презентация: «Ребёнок в мире поиска»

Слайд №1

Эпиграф: «Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности» С.П.Рубинштейн.

Слайд №2

Фото различных видов детского экспериментирования в ДОУ

III. Теоретическое обоснование

 Вопрос к слушателям:

Что такое эксперимент?(Мозговой штурм)

Эксперимент (с греческого)- проба, опыт, метод исследования.

Эксперимент является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.

 

Вопрос к слушателям:

Какую роль играет экспериментирование в развитии ребёнка дошкольника?

(Ответы воспитателей)

Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Детское экспериментирование рассматривается, как основной вид деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства.

Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления, с целью более полного их познания и освоения.

Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Маленькие дети любознательные. Среди вопросов, которыми они одолевают родителей и воспитателей, немало таких, как: «Зачем чирикают воробьи?»

«А как звучит музыка?» и т. п.

Те взрослые, которые отмахиваются от «докучных» вопросов ребёнка совершают непоправимое. Они задерживают его умственный рост, тормозят духовное развитие. Наш долг не только отвечать детям на их бесконечные вопросы, но и активно пробуждать их пытливость.

Я, как музыкальный руководитель, хотела остановиться на вопросах экспериментирования со звуками.

 

Вопрос к слушателям:

Что такое звук?

(мозговой штурм)

Звук- это вибрация, которая оказывает влияние на любой предмет, живой организм, в том числе и человеческий. В физике известен такой опыт: на лист железа насыпают песок и воздействуют на него различными звуками –песок при этом начинает принимать различные формы, для каждого звука свои. Почему? Да потому, что каждый звук имеет свои, присушите только ему особенности. Они –то и складывают, как в калейдоскопе, разнообразные узоры. По этим особенностям мы можем отличить один звук от другого и при необходимости узнать, определить, выделить из всего звукового многообразия тот, который для нас важен и необходим в данный момент. Умение различать эти особенности, или, как говорят педагоги, свойства звука, составляют основу развития музыкальных способностей.

Каковы же загадочные свойства звука?

Все на свете дети знают, звуки разные бывают.

Журавлей прощальный клекот, самолёта громкий ропот,

Гул машины во дворе, лай собаки в конуре,

Стук колёс и шум станка, тихий шелест ветерка.

Звуки эти шумовые. Только есть ещё другие:

Не шуршания, не стука-музыкальные есть звуки.

 

Вопрос к слушателям:

Какие существуют звуки?

(ответы воспитателей)

Прежде всего, разделим  все окружающие нас звуки на две важные группы:

 звуки шумовые (от слова шум, шуметь)

 звуки музыкальные (от слова музыка)

Из музыкальных звуков складывается любая песня, любое музыкальное произведение, любая мелодия. У таких звуков и название особое- мелодичные.

 В музыкальном образовании процесс экспериментирования со звуковым материалом развивает инициативность, произвольность и креативность личности ребёнка, способствует развитию интеллектуальной компетентности. Дети учатся находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений. Эксперименты проводятся в поисках звуков города, деревни; поиск ассоциаций при работе со звуками природы (шелест листьев- воспроизводится шуршанием бумаги, пение синицы- постукиванием по хрустальному стаканчику), в звучании музыкальных произведений, при изготовлении звуковых игрушек, шумелок. Вся эта деятельность носит игровой, занимательный характер.

На своих занятиях я часто использую музыкальные игры с звучащими предметами. Цель этих игр развитие слухового восприятия и концентрация внимания, способность ребёнка определять источник звука.

 

Вопрос к слушателям:

А Вы используете в своей деятельности эксперименты со звуком?

(ответы воспитателей)

 

IV. Практическая часть.

«Звучащий мир вокруг нас»

Слушатели  делятся на три группы. Каждой группе предлагается задание:

познакомиться с предложенным материалом;

 определить для какого возраста;

провести импровизацию.

 

1 Группа : озвучивание стихов  «НОЧНОЙ ЛЕС»   С.Пшеничных

Лес  ночной был полон звуков:

Кто-то выл, а кто- мяукал.

Кто- то хрюкал, кто- то топал,

Кто- то крыльями захлопал,

Кто- то ухал и кричал

И глазищами вращал.

Ну, а кто- то тихо- тихо

Тонким голосом молчал!

 

«БЫЛА ТИШИНА…» А.Шибаев

Была тишина, тишина, тишина…

Вдруг грохотом грома сменилась она!

И вот уже дождик тихонько ты слышишь?-

Закрапал, закрапал, закрапал по крыше…

Наверно, сейчас барабанить он станет…

Уже барабанит! Уже барабанит!

 

2Группа:  музыкально- дидактическая игра «Запомни звук»

Состоит из 16 цветных кубиков с различными наполнителями, которые при встряхивании издают разные звуки.

Предложить вслушаться в звучание кубиков и определить различие.

 

3Группа – Найти у себя предметы, издающие различные звуки (бумага, монетки, пуговицы и т. д.)

Презентация своих работ.

 

V. Экспериментальная лаборатория.

Предлагаю педагогам погрузиться в мир звуков.

Проведение опытов.

Исследовательские игры.

Цель: формирование навыков исследовательской деятельности.

1. Как звучит вода

Материал для исследования:

таз с водой,

тростниковые трубочки,

разнообразные по размерам и диаметру отверстий емкости (пластмассовые банки, бу­тылки и т. п.),

ракушки,

камешки, кубики деревянные или пластмассовые,

мелкие металлические предметы,

иллюстрации с изображением моря, ручейка, дождя и т. п.

Описание исследования:

Педагог предлагает прислушаться к воде — тишина. Затем воспитатели и выбирают трубочки, по­гружая одним концом в воду, осторожно дуют в них. Вода тихонько булькает. После этого воспитатели пробуют оставить часть отверстия над водой и сильно дуют в трубочку — вода громко булькает.Разнообразными маленькими или большими ёмкостями воспитатели набирают и льют воду в таз с во­дой, переворачивают емкости, шлепают по воде, бросают в воду ракушки, камешки, деревян­ные и пластмассовые кубики, мелкие металлические предметы и т. п. Воспитатели внимательно слуша­ют, обмениваются мнениями, отмечая, что каждый раз вода звучит по-другому. Затем можно предложить воспитателям послушать аудиозапись звуков: шум ручья, морского прибоя, дождя.

 

2. Как звучат камни

Материалы для исследования:

камешки разных размеров, разной формы,

деревянные, картонные или пластмассовые коробочки.

Описание исследования:

 Педагог вместе с воспитателями рассматривает камешки. Воспитатели выбирают те экземпляры, которые им больше понравились. Педагог уточняет, почему именно на них они остановили свой выбор. Здесь целесообразно предложить воспитателям постучать большими камнями громко, маленькими камнями тихо, побренчать в ладошках, потереть друг о друга, катать в коробочках, катать все камни всем вместе.

 

3. Как звучит пластмасса

Материалы для исследования:

разнообразные по тембру звучания пластмассовые погремушки,

большие и маленькие пластмассовые емкости, заполненные различными сыпучими ве­ществами (мелкими камешками, крупным или мелким песком, горохом, крупой, в том числе мелко или крупно нарезанной пластмассой).

Описание исследования:

Воспитатели слушают, сравнивают и обсуждают, как звучат погремушки. При этом можно выделить звуки шуршащие тихие или громкие, постукивающие и т. п. Важно, чтобы воспитатели услышали и рассказали о своем впечатлениях.

 

4.Как звучит металл

Материалы для исследования:

металлофоны,

треугольники,

колокольчики различных видов и размеров,

бубенчики,

цимбалы,

металлические трубочки, гвоздики,

Описание исследования:

Воспитатели рассматривают музыкальные инструменты и металлические пред­меты, придумывают различные способы звукоизвлечения (постукивание тихое или громкое, в разном темпе, импровизация ритмических рисунков, скользящие движения — глиссандо и т. п.). Пошумели! Затем педагог предлагает послушать тишину. После этого воспитатели исполняют задан­ные педагогом ритмические рисунки.

 

5.Как звучит бумага

Материалы для исследования:

газетная бумага, картон, в том числе рифленый,

набор бумаги разной толщины,

банки, коробки с натянутой сверху бумагой.

Описание исследования:

Воспитатели выбирают бумагу. Мнут её, трясут ею и т. д. Вслушиваясь, соотносят особенности шуршания-звучания и качества бумаги, меняют ритмические рисунки и громкость звучания. Постукивают по коробкам, по бумаге на банках, проводят по рифленому картону палочкой. Затем все вместе оценивают успешные находки бумажного звучания.

 

6. Как звучит дерево

Материалы для исследования:

кастаньеты, колотушки, коробочки, дрова, кокошник, копытце, трещотка, хлопушка;

различные деревянные предметы быта (столы, стулья, доски, рубель, ложки, чаши и т. п.);

 Описание исследования:

Педагог обращает внимание воспитателей на то, что музыкальные инструменты и предметы, сделанные из дерева ,звучат очень своеобразно. Трещотка, кастаньеты, могут трещать и стучать. Коробочка, дрова звучат негромко, а колотушки, хлопушки могут стучать очень громко.

Воспитатели исследуют свойства звучания деревянных музыкальных инструментов и предметов. Педагог предлагает выбрать понравившейся инструмент для участия в импровизации под русскую народную мелодию.

 

VI. Выставка методической литературы.

 

VII. Рефлексия слушателей.

Предлагаю передавать мячик и называть что запомнилось, какие ощущения после данного занятия.

 

VIII. Заключительная часть. Сводный шумовой оркестр

(русская народная мелодия «Светит месяц»)

IX. Подведение итогов.