Работа с дидактическим материалом на начальном этапе обучения"


Автор: Хотемская Ирэна Вячеславна

Предмет: Народные инструменты

Класс: Педагоги

Тип материала: Открытый урок

Работа с дидактическим материалом на начальном этапе обучения"

Краткое описание работы: Открытый урок с ученицей первого класса .

Открытый урок "Работа с дидактическим материалом на начальном обучении"

 

Тип урока: комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение знаний).

Вид урока: традиционный

Цель урока: закрепление  на материале упражнений, дидактических игр и изучаемых произведений знаний, умений и навыков.

Методы обучения:

- Перспективный: словесная передача и слуховое восприятие. Преподаватель сообщает готовую информацию с использованием демонстраций. Обучающийся осмысливает и запоминает.

- Репродуктивный: запоминание обучающимся сообщенной преподавателем информации. Способствует формированию знаний, умений и навыков через систему упражнений.

- Практический: музыкально - дидактические игры, повторные действия с целью совершенствования навыка и развития музыкального слуха.

Методические приемы:

- словесный, наглядный, практический

- активация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика

- развитие мышления, творческой инициативы

- приемы контроля и самоконтроля

Психологические условия на уроке:

Мобилизация внимания, познавательная активность, оптимальный темп урока, гибкость, умение композиционно перестроить урок с учетом складывающей ситуации, психологический микроклимат на уроке.

Задачи урока:

В интересной для ребенка форме закрепить знания элементарной теории музыки и знакомство с инструментом и научить правильно применять знания при игре на инструменте.

  Образовательные

- закрепить изученные теоретические знания (звуки шумовые и музыкальные, названия нот, струн, длительности нот, ритм), продолжить формирование практических навыков,

- научить правильно применять знания полученные с помощью дидактического материала при игре на инструменте

  Развивающие:

 - развитие слуха, координация движений, образного музыкального мышления

 - развить творческую  активность через различные виды деятельности.

  Воспитывающие: воспитывать любовь к музыке, воспитывать эстетический вкус, воспитывать усидчивость, трудолюбие, собранность.

Урок включает:

- организационную и содержательную установку

- проверку глубины понимания и прочности знаний обучающегося

- взаимодействие преподавателя и ребенка на основе сообщения – усвоение новых знаний, умений, навыков

- закрепление изученного материала и упражнений

 -диагностику прочности усвоения знаний

 -инструктаж по выполнению домашнего задания

Средства обучения:

Инструмент (гитара), стул, подставка для ног, пульт, нотные пособия, телевизор для просмотра видеороликов и слайдов.

Применение педагогических технологий:

   Здоровьесберегающая:

- упражнения развивают мышцы пальцев, что положительно влияет на память.

- рациональная организация урока: динамическая пауза, включение игровых моментов, упражнения.

- чередование различных видов учебной деятельности (работа с дидактическим материалом, просмотр слайдов и видеоролика, динамическая пауза, игра на инструменте).

- создание на уроке психологического комфорта, стиль общения преподавателя с обучающимся, заряд позитивных эмоций, проявление доброжелательности.

   Технология личностно-ориентированного обучения:

- признание индивидуальности, самобытности обучаюшегося, его развитие, прежде всего как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом.

- создание условия для самореализации ученика, развитие индивидуальных познавательных способностей, творческого воображения.

- самовыражение в ходе овладения знаниями.

    Технология формирования мотивации или игровая технология:

- организация игровой деятельности, направленную на поиск, обработку и усвоение учебной информации

                                                  План  урока:

1.Организационный момент.

2.Повторение пройденного материала с просмотром слайдов и работой с дидактическим материалом.

3.Разминка. Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата.

4.Прохождение нового материала: поиск  нот на струнах инструмента с помощью  знаний, приобретенных путем работы с дидактическим материалом.

5.Разминка.

6. Работа с музыкальным материалом. Игра легких пьес на открытых струнах

7. Итог урока.

8. Запись домашнего задания в дневник.

 

                                                     Ход урока:

                                                      Введение

      В обучении на инструменте очень важен начальный этап обучения. Именно на этом этапе обучения закладываются те основные навыки и умения, которые создают предпосылки для дальнейшего творческого роста обучающегося. 

В начальный период педагог получает представление об индивидуальных особенностях обучающегося, его темпераменте, одаренности, общем развитии, во многом определяется степень интенсивности  дальнейших занятий с обучающимся. Начальный период это тот небольшой отрезок времени, за который педагог должен не только успеть наладить контакт с учеником, но и успеть увлечь его музыкой и закрепить интерес к ней. От того насколько увлекательно и плодотворно пройдёт этот период зависит то, как сложиться дальнейшая музыкальная судьба обучающегося.

    1. Приветствие. Представление обучающейся: Колоскова Ульяна обучающаяся 1 класса (7 лет) настрой на активную творческую работу.

    2.Повторение пройденного материала с помощью просмотра слайдов и работы с дидактическим материалом: звуки шумовые и музыкальные, названия (имена) нот, названия струн, из чего состоит гитара, ноты по длительности.

 Беседа: Какие звуки называются шумовыми какие музыкальными?

Нотный стан, сколько там линеек? Пять пальцев пять линеек. Скрипичный ключ. Для чего он?

Название нот «имена»  - в какой карточке «спрятались» нотки.

Раскладываем карточки:

Карточка «Домик»  - нотка До

Карточка «Синичка» - нотка Си

Карточка «Репка» - нотка Ре

Карточка «Соль»- нотка Соль

Карточка «Фартук» - нотка Фа

Карточка «Лягушка» - нотка Ля

Карточка «Мишка» - нотка Ми

Ура. Мы всех нашли и разгадали.

А теперь их нужно разложить по порядку. Проверяем правильность расположения. Для этого есть такие считалочки:

До Ре Ми Фа Соль Ля Си меду нам скорей неси.

Си Ля Соль Фа Ми Ре До мы поехали в кино.

Какие бывают ноты по длительности.

ЦЕЛАЯ - целый арбуз круглый.

Если нотка нарисована как кружок, как целый арбуз она самая длинная.

1и 2и 3и 4и

Преподаватель берет в руки инструмент и играет ноту и считает.

Пришли гости, надо угостить арбузом, разрезаем его на половинки

Получаются две части две ПОЛОВИННЫЕ

1и2и       3и4и

И счет наш тоже делится. Показ на инструменте. Считаем вместе.

Продолжаем «делить» наш арбуз

Уже 4 части получилось. Их так и назвали ЧЕТВЕРТНЫЕ

1и  2и  3и  4и 

«Гостей» много на всех 4 кусочка не хватит. Делим и эти кусочки.

Сколько получилось? 8  их так и назвали ВОСЬМЫЕ

1       и  2  и  3 и  4  и

Все это со счетом, проигрывается на инструменте.

Педагог предлагает сыграть обучающемуся.

Со счетом.

Упражнение для развития чувства ритма. Выкладывание фишек по заданному ритму. Овальная фишка

Длинная нота (хлопок) «та» 

Короткая нота (хлопок) круглая «ти»

 

Хлопает ритм преподаватель:

    Жи       ли          у         ба                  бу           си

             

 

 П   П    |   |

 

 

    Два      ве         се        лых                гу            ся

             

      П   П                  |   |

Обучающийся слушает и пытается повторить хлопками слова и ритмический рисунок. И выкладывает фишки.

  3.Разминка. Ветер дует нам в лицо, (обмахиваем лицо  руками)
Закачалось деревцо. ( имитируем дуновение ветра, качая туловище 
                                      то в одну, то в другую сторону)
Ветер тише, тише, тише. (на слова «тише, тише»  приседаем,)  

Деревцо всё выше, выше  (на «выше, выше» — выпрямляемся.)

Ветер веет над полями 
Ветер веет над полями, 
И качается трава. (плавно качаем руками над головой.) 
Облако плывет над нами, 
Словно белая гора. (потягивания — руки вверх.) 
Ветер пыль над полем носит. 
Наклоняются колосья — 
Вправо-влево, взад-вперёд, 
А потом наоборот. (наклоны вправо-влево, вперёд-назад.) 
Мы взбираемся на холм, (ходьба на месте.) 
Там немного отдохнём. ( садимся на стул)

4.Если у пианистов расположение нот более - менее понятно, расположено по порядку. То на струнных инструментах находить ноты намного сложнее.

Поэтому, я стараюсь своим обучающимся объяснить схему нахождения нот, а не «сухому» заучиванию. Игра «Домики» одни нотки живут в соседних домах МИ ФА  и    СИ     ДО, а другие живут через заборчик (тон) для лучшего запоминания есть, «волшебные слова» Мишкин Фартук , СИний

ДОм это проверено многолетней практикой. Обучающиеся запоминают какие ноты «живут» рядом. И после запоминания названия струн, им легче находить ноты на них. Те нотки которые «живут рядом», играются на соседних ладах, те которые через «заборчик», находятся, через лад. Раскладываем карточки по названию струн. И карточки «домики» «заборчики»

Попутно показ педагога на инструменте. Объяснение и закрепление материала

5.Разминка Пальчиковая гимнастика «мак». Подготовка к игре на инструменте.

На пригорке вырос мак (Пальцы левой руки собрать в щепоть)
Он склонил головку так (Бутон наклонить)
Бабочка над ним порхает, (Перекрестить руки, помахать)
Быстро крыльями мелькает.
Облетели лепестки, (Правой рукой отогнуть пальцы левой)
Высох домик от жары стал греметь как погремушка. (Пальцы сложить в щепоть)
Вот так славная игрушка. (Пальцы левой руки сжать в кулак «погреметь», как погремушкой).

6. Обучающимся с первых уроков хочется «ринуться в бой» играть на инструменте, но, к сожалению это с первых уроков сложно. Чтобы не отбить желание у ребенка к занятиям я предлагаю обучающемуся пальчиковые игры на инструменте, так же при изучении названий струн, В тетради пишу маленькую «подсказку» ноты струн, а рядом пьеску по открытым струнам обучающийся находит нотку в пьеске а потом в подсказке где написан номер струны. Так подключается и зрительная память для запоминания струн их порядка и их написание.

 Пальчиковая игра - упражнение: «В гости к ноткам мы идем» После того как мы правильно сели с инструментом. Выбираем лады, ниже 9  (между ладами меньше расстояние) ставим пальчики на первой струне, все четыре подряд и передвигаем их с первой струны по ладам до 6 струны со словами «В гости к ноткам мы идем» затем от 6струны до 1 «возвращаемся домой», это упражнение

укрепляет мышечную моторику левой руки.  А для правой на прием игры апояндо «скачем по струне» по два удара на любой струне. Затем игра пьес по открытым струнам, такие как «Колокольный перезвон» «Зайка»

7.Подводим итог урока. Что мы изучили? Что повторили? Как заниматься дома? И над чем работать? Как правильно сидеть лома за инструментом?

8. Запись задания в дневник. И выставление оценки.