Открытый урок : «Красочность музыкальной гармонии»


Автор: Тхазеплова Инна Мухамедхановна

Предмет: Музыка

Класс: Педагоги

Тип материала: Открытый урок

Открытый урок : «Красочность музыкальной гармонии»

Краткое описание работы: Открытый урок музыки в 6 классе

Открытый урок музыки в 6 классе

Тема урока: «Красочность музыкальной гармонии»

Цель: Формировать ценностно-смысловые и общекультурные компетенции учащихся в процессе музыкальной деятельности.

Задачи:

Способствовать пониманию гармонии как важнейшей общечеловеческой ценности, музыкальной гармонии как благозвучия, закономерного сочетания звуков.

Развивать у учащихся умения высказывать свою точку зрения, отстаивать суждения, взаимодействовать с музыкальным искусством, через него с другими людьми и собой.

Воспитывать широту музыкального вкуса, интерес к лучшим образцам мировой музыкальной культуры.

Тип урока: комбинированный

Методы:

- наглядно-иллюстративный;

- словесный;

- проблемно-поисковый;

- контроля и самоконтроля

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, фортепиано

Музыкальный материал: Джованни Марради инструментальная композиция «Гармония музыки и природы»(видео), Н. А. Римский- Корсаков «Шествие чуд морских» из оперы «Садко», А. Зацепин «Ты, слышишь, море?» из к\ф «Свистать всех наверх!» (видео)

Дополнительный материал: Стихотворение В.Лазарева «Мне снилась музыка», материал для творческого проекта ( цветная бумага, клей, ножницы, ватман), словарь эстетических эмоций, карточки для индивидуальной работы, текст песни

(Зиннатуллина Камилла)Послушай: музыка вокруг;

Она во всем – в самой природе,

И для бесчисленных мелодий

Она сама рождает звук…

М. Ивенсен

Ход урока

Организационный момент

Музыкальное приветствие. Организация класса на творческую работу. Эпиграф урока. (1 мин)

Актуализация знаний учащихся. Активизация познавательной деятельности.

На фоне инструментальной мелодии Джованни Марради и видеоряда « Гармония музыки и природы» звучит стихотворение В.Лазарева «Мне снилась музыка».

Уч.)Мне снилась музыка...
Я звуки чистые ловил
На острия дрожащих веток,
Ко мне летели соловьи,
Сквозь вьюгу пущенные светом.

уч. )Мне снилась музыка...
Всё — музыка, в конце концов,
И, требуя проникновенья,
Возникло музыки лицо,
Ускорив ритм сердцебиенья.
Мне снилась музыка...
И потрясенная до дна,
Душа входила в пору таянья...

уч. )Мне снилась музыка. Она
Легко меняла очертания:
Как облако и как волна,
уч.)Как снежный день, как ночь слепая,
То сладостна, то солона,
То на изгибах зелена,
То золотисто-голубая

уч.Мне снилась музыка... Во мгле
Такая в ней светилась сила!
И всё, что было на земле.
Всё из неё происходило.

Мне снилась музыка..

Учитель. -Что вы только что ощутили? Как можно назвать это состояние? Что может быть общим между увиденным и услышанным?

Ответы детей. Нежность, покой, ощущение красоты, приятные чувства, общее - чувство красоты.

Учитель. - А можно ли наши ощущения, состояние назвать одним словом. Всё это называют одним словом «гармония».

- Так что же означает это слово «гармония», дайте пожалуйста определение.

записать. Гармония (от греч. harmonia — согласие — соответствие, созвучие, соразмерность, равновесие.) - соотношение и взаимодействие предметов и явлений, вызывающее у наблюдателя чувство эстетического удовольствия и комфорта.

Гармония - благозвучие, слаженность звуков, аккордов, ладов, то есть выразительных музыкальных средств.

- Как вы поняли речь сегодня пойдет о красоте и гармонии, а вернее о красочности музыкальной гармонии.

Новый материал

Музыкальная гармония владеет своеобразными художественными средствами . Какими, назовите их? ( лад, темп, ритм и т д.), с помощью которых изображает жизнь.

Гармония, как одно из средств музыкальной выразительности научилась быть изменчивой, ей доступны самые различные выражения, образы и даже неодушевленные предметы.

Музыка может «рисовать» разные картины, используя свои краски. Они конечно не красные и синие, желтые и зеленые. Но слушая их, мы не только слышим, но и видим( дремучий лес, яркое солнышко, бегущий ручей, которые рисует композитор, используя удивительные музыкальные инструменты). Музыкальная гармония проникла во все области искусства, нашей жизни.Гармония – это многоголосная музыкальная краска, которую создают аккорды.Какие существуют главные трезвучия лада?

Пение песни «Надежда»

Особое выразительное значение гармония приобретает в сказочных музыкальных образах, где необычные созвучия помогают изобразить нереальный, волшебный мир.

- Вспомните, какого композитора мы называем композитором-сказочником?(Римский – Корсаков).

 Именно у Н. А. Римского - Корсакова целая галерея причудливых сказочных персонажей образов, пейзажей. Один из примеров необыкновенной красочности гармонии – это опера-былина «Садко» - сл. 3.

Опера начинается с того, что главный герой - гусляр Садко поет. В песне он обвиняет богатых гостей (в разгаре пир) в том, что они не хотят открывать новые страны, а сидят на своем золоте. Его никто не понимает. 

Тогда Садко сетует у озера, там и засыпает в печали. Но его песню слышала царица водная и ее подруги. Они выходят на берег. Водная Волохва жалеет Садко, она дарит ему чудо: как он вдруг закинет сеть в это озеро, так и вытащит трех золотых рыбок. 

К жене Любаве возвращается Садко с мыслями о новой жизни. И вот герой идет в город, где его ждут богачи, которые хотели бы от него избавиться. Лишь бедняки поддерживают смелого мечтателя в борьбе с богачами. Возникает спор, и Садко бьется об заклад, что вытащит из озера сразу трех золотых рыбок, которых там и не водилось никогда. Богачи смеются, ставят на кон свои торговые лавки. И конечно, проигрывают... Но герой не берет их, рыбки превратились в горы золота для него. 

Садко исполнил свою мечту - он путешествует. И вот идет его корабль по морю-океану, но вдруг замирает. Оказывается, что Садко много лет уже колесит по водам, а дань морскому царю ни разу не заплатил. Стали моряки бросать за борт золото и драгоценности, но корабль не двигается. Вот и поняли они, что требует Царь настоящую жертву... Бросили жребий, то есть каждый - перо на воду. Все остались на глади морской, а перо Садко камнем пошло ко дну. Понял Садко, что ждет его сам Царь. 

Не испугался мечтатель, очутился при морском дворе. Сумел успокоить Царя разобиженного, сыграл ему и спел. Да так, что буря поднялась. 

Спас всех моряков Богатырь. Он тут же отобрал власть у Царя и выгнал на сушу его дочь (ту самую Волохву). Садко тоже оказался на берегу. Дочка морского Царя любит его, но не может быть с ним - она превращается в речку. А Садко возвращается к жене. 

Слушание фрагмента из 6 картины оперы « Садко» , «Шествие чуд морских»

- Какой образ создается гармонией «Шествием чуд морских». Ваши представления, настроение, чувства которые вызовет эта музыка. ( атмосфера загадочности, волшебства, романтичности)

Вокально-хоровая работа

Очень часто гармония музыки сливается с гармонией поэзии и тогда рождается еще одно настоящее чудо – это конечно же песня. Сегодня познакомимся со сказочной песней познакомить вас с песней замечательного советского композитора Евгения Крылатова и поэта Юрия Энтина «Прекрасное далеко», написанное в 1985 году, использованная в кинофильме «Гостья из будущего»

«Прекрасное далеко»

V. Итог урока. Рефлексия.

«Садко»состоит из семи картин. Либретто написано самим композитором на основе русских былин о гусляре Садко

Как фамилия композитора, написавшего оперу «Садко»?

Как называли этого композитора?

Какая первая профессия композитора?

4. Сколько опер написал Н.А.Римский – Корсаков?

10, 12, 15

5. Сколько опер написано на сказочные сюжеты?

7, 8, 9

6. Что такое либретто?

Картины оперы

Словесный текст большого музыкально-вокального произведения.

Вступление к опере.

7. Увертюра – это…

Инструментальное вступление к опере или балету

Музыка, предназначенная только для исполнения на каких-либо инструментах

Музыкальный спектакль, в котором все танцуют

8. Что лишнее?

Контрабас

Скрипка

Флейта

9. Опера «Садко» - это…

Опера – сказка

Опера – драма

Опера - былина

Сегодня на уроке мы, увидели еще одну сторону гармонии: ее многогранность и красочность. Искусство учит пониманию Красоты, а Красота входит в нашу жизнь через искусство.

VI. Домашнее задание: повт изуч. мат-л.

«Садко»состоит из семи картин. Либретто написано самим композитором на основе русских былин о гусляре Садко

Как фамилия композитора, написавшего оперу «Садко»?

Как называли этого композитора?

Какая первая профессия композитора?

4. Сколько опер написал Н.А.Римский – Корсаков?

10, 12, 15

5. Сколько опер написано на сказочные сюжеты?

7, 8, 9

6. Что такое либретто?

Картины оперы

Словесный текст большого музыкально-вокального произведения.

Вступление к опере.

7. Увертюра – это…

Инструментальное вступление к опере или балету

Музыка, предназначенная только для исполнения на каких-либо инструментах

Музыкальный спектакль, в котором все танцуют

8. Что лишнее?

Контрабас

Скрипка

Флейта

9. Опера «Садко» - это…

Опера – сказка

Опера – драма

Опера - былина

«Маленький принц»

Музыка М.Таравердиева. Сл.Н.Добронравов

(Из фильма Пассажир с «Экватора»)

Кто тебя выдумал, звездная страна?
Снится мне издавна, снится мне она.
Выйду я из дому, выйду я из дому,
Прямо за пристанью бьется волна.

Ветреным вечером смолкнут крики птиц.
Звездный замечу я свет из-под ресниц.
Тихо навстречу мне, тихо навстречу мне
Выйдет доверчивый маленький принц.

Самое главное – сказку не спугнуть,
Миру бескрайнему окна распахнуть.
Мчится мой парусник, мчится мой парусник,
Мчится мой парусник в сказочный путь.

Где же вы, где же вы, счастья острова?
Где побережье света и добра?
Там, где с надеждами, там, где с надеждами
Самые нежные дружат слова.

В детстве оставлены давние друзья,
Жизнь – это плаванье в дальние края.
Песни прощальные, гавани дальние,
В жизни у каждого сказка своя.

Кто тебя выдумал, звездная страна?
Снится мне издавна, снится мне она.
Выйду я из дому, выйду я из дому,
Прямо за пристанью бьется волна.

«Мы желаем счастья Вам»

1к.В мире, где кружится снег шальной,

Где моря грозят крутой волной,

Где подолгу добрую

Ждем порой мы весть,

Чтобы было легче в трудный час,

Очень нужно каждому из нас,

Очень нужно каждому

Знать, что счастье есть.

Припев: Мы желаем счастья вам,

Счастья в этом мире большом!

Как солнце по утрам,

Пусть оно заходит в дом.

Мы желаем счастья вам,

И оно должно быть таким,

Когда ты счастлив сам,

Счастьем поделись с другим!

2к.В мире, где ветрам покоя нет,

Где бывает облачным рассвет,

Где в дороге дальней

Нам часто снится дом,

Нужно и в грозу, и снегопад,

Чтобы чей-то очень добрый взгляд,

Чей-то очень добрый взгляд

Согревал теплом.

Короли ночной Вероны.


Припев 1.Короли ночной Вероны 
Нам не писаны законы 
Мы шальной удачи дети 
Мы живём легко на свете. 
В нашей жизни то и дело 
Душу побеждает тело, 
Рождены мы для любви, 
А в ней мы просто короли. 

1 куплет. Счастье не вечно, 
Слава слепа, 
А королей выбирает толпа. 
Мы вызываем судьбу на дуэль, 
Нам наплевать кто охотник, кто цель. 
Игры с судьбою смешны и пусты, 
Мы за собою сжигаем мосты, 
И неизменно во все времена, 
Только любовь миром править должна. 

припев 2. Повторить 2 раза. Короли ночной Вероны 
Нам не писаны законы, 
А кто в замках под замками, 
Те нам кажутся шутами. 
В нашей жизни то и дело 
Душу побеждает тело, 
Но Господь за все за это 
Нас простит уже к рассвету. 

Припев 1.