"Жанры инструментальной и вокальной музыки"


Автор: Ходжаева Татьяна Александровна

Предмет: Музыка

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

"Жанры инструментальной и вокальной музыки"

Краткое описание работы: Урок музыки в 5 классе. Раздел "Музыка и литература". Углубление представлений учащихся о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой-либо литературной основой;

Урок музыки в 5 классе

 Раздел:  «Музыка и литература»

Тема: «Жанры инструментальной и вокальной музыки»

Цель: Раскрыть взаимосвязь музыкального и литературного искусства через общность жанров.

Задачи:  развитие воспитания музыки, ценностного отношения к ней и формирования

навыка рефлексии;

  -углубление представлений учащихся о существовании вокальной и инструментальной

музыки, не связанной с какой-либо литературной основой;

 -продолжение знакомства с вокальной баркаролой;

 - формирование умений выделять особенности взаимодействия музыки и литературы.

Наглядные пособия:

-  портреты композиторов С.Рахманинова, Г. Свиридова, Ф.Мендельсона,  П.Чайковского, М. Глинка,   Ф Шуберта.

 - презентация на тему: «Жанры иструментальной и вокальной музыки».

Ожидаемый результат:

1.    Владеть понятиями: «вокализ», «песни без слов», «баркарола и «романс» в инструментальной музыке.

2.    Знать ФИО композиторов,  музыка  которых звучала на уроке.

3.    Уметь анализировать составляющие средства выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад.

4.    Уметь исполнять вокально-хоровые произведения.

5.    Уметь различать жанры по характеру звучания.

Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ

Методы урока: объяснительно-иллюстративный.

Музыкальный материал:

1.  С Рахманинов «Вокализ»

2.  Г. Свиридов «Романс»

3. Ф.Мендельсон «Песня венецианского гондольера»

4.  П.Чайковский «Баркарола»

5. М. Глинка «Венецианская ночь»

6.  Ф Шуберт «Баркарола».

7. «Я нарисую бабочку» Муз. Е.Нюкало, сл. Дж. Давиташвили

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, коллективная.

Учебно-практическое оборудование: 

  - фортепиано;

  - ноутбук;

Основные этапы урока:

1.      Приветствие, распевание-2 мин.

2.      Организационный момент, выявление темы– 4 мин.

3.  Слушание и обсуждение  инструментальной и вокальной музыки–15 мин.

4.  Презентация «Жанры инструментальной и вокальной музыки»– 2 мин.

5.  Физ.минутка  –1 мин.

6.  Работа в группах– 10 мин

7.  Разучивание песни «Я нарисую бабочку» Муз. Е.Нюкало, сл. Дж. Давиташвили

8.  Рефлексия, оценивание детей,объявление Д/З  5 мин

Этапы  урока

Художественно-педагогическая деятельность учителя

Художественно-эстетическая деятельность учащихся

Ожидаемый результат

1

Эмоциональный настрой.

Художественное исполнение песни.

Распевочная песня русская народная обрядовая «Виноград в саду цветет»

Исполнять народные песни.

Восприятие

песни «Виноград»

Организационный момент.

Ребята, вам нужно разбиться на 3 группы. Наш  урок сегодня мы откроем музыкой. Сейчас прозвучит два фрагмента музыкальных произведений. Внимательно вслушайтесь и подумайте: что между ними общего и что их различает.Знакома ли вам мелодия прозвучавшей песни? Посовещайтесь в группах и ответьте на вопросы                      Значит тема урока?

Сегодня на уроке мы с вами продолжим раскрывать взаимосвязи музыки и литературы и рассмотрим подробнее интонационно-вырази-тельные возможности мелодии в общих жанрах инструментальной и вокальной музыки. Прозвучат мелодии вам уже знакомые и не  знакомые. Мы познакомимся  с новыми композиторами.

Выявлять общность жизненных исто­ков и взаимосвязь музыки и литературы.

Учащиеся называют название песни р.н. п. «во поле береза стояла»

 Одно исполняется со словами, а другое звучит музыкальными инсрументами.

Жанры инструментальной и вокальной музыки

3.

Слушание и обсуждение  инструментальной и вокальной музыки Художественное восприятие  музыки Рахманинова «Вокализ»

В обычной нашей речи свои мысли мы передаём словами, они складываются во фразы и предложения. Тоже происходит и в мелодии: несколько звуков образуют мотив – маленькую частицу мелодии, несколько мотивов составляют фразу, а фразы образуют предложения. Поэтому так важно внимательно вслушиваться в музыкальную речь. Звучит «Вокализ» С Рахманинова. Назовите это произведение и что такое вокализ, совещаемся группой, отмечайте у себя вокальное или инструментальное произведение.

 Есть вокализы, которые представляют собой специальные упражнения для развития голоса певца и техники. Но «Вокализ» С.В.Рахманинова - это уже концертное произведение. А слово вокализ с итальянского и означает гласный, звучный, певучий.

Раскрытие интонационно-выразительных возможностей мелодии на примере вокализа, романса.

Проявлять

эмоциональную  отзыв-чивость, личностное отношение при восприятии вокализа.

Восприятие информации.

Это «Вокализ» С. Рахманинова.

Вокализ –это произведение для голоса с инструментальным сопровож-дением,

Дети отмечают.

4.

Художественное восприятие  музыки«Романс» Г.Свиридова.

Что стало бы с песней без стихотворного текста? Вы сейчас слушали песню голосом, но без слов, это был вокальный жанр. Но есть песни без слов и в инструментальной музыке. Они нередко имеют названия, заимствованные у песенных жан-ров: мелодия, ария, романс, серенада.

Послушайте «Романс» Г.Свиридова и подумайте, почему композитор назвал своё музыкальное произ-ведение романсом. Назовите знакомые романсы. Отмечайте у себя вокальное или инструментальное произведение.

 

Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме

Ответы детей.

Романс имеет нежный, певучий характер, как-будто говорит.

М. Глинка «Жаворонок», А Варламов «Гор-ные вершины»

5.

Художественное восприятие  музыки Ф. Мендельсона «Песни венецианских гондольеров».

Немецкий композитор XIX века Феликс Мендельсон сочинил цикл фортепианных пьес под названием «Песни без слов». Среди них есть «Песни венецианских гондольеров» (так называли лодочников, гребцов). Эти песни написаны в жанре баркаролы – песни на воде. Родина этого жанра – Италия. «Barka» в переводе с итальянского означает лодка. А итальянский глагол  rollar означает испытывать бортовую качку. Отмечайте у себя в группе вокальное или инструментальное произведение.

Воплощать художественно-образное содержание музыкальных и литератур­ных произведений

Эмоциональный отклик

6.

Художественное восприятие  музыки П.Чайковского

«Баркарола»

И в цикле пьес для ф-но  П.Чайковского «Времена года» есть «Баркарола» июнь. Отмечайте у себя вокальное или инструментальное произведение. Какие черты жанра баркаролы – песни на воде вы услышали в музыке.

Понимать художественно-образное содержание музыкального произведения и раскрывать сред­ства его воплощения.

Размышлять о знакомом музыкаль­ном произведении.

Дети отмечают аккомпанемент, напоминающий плеск волн, а также красивую напевную мелодию.

7.

Художественное восприятие  музыки«Венецианская ночь»  М. Глинка и «Баркарола» Ф. Шуберта.

Многие песни, романсы, инструментальные пьесы являются лирическими зарисовками. В них композиторы передают свои чувства мысли, впечатления и настроения.

Романсы композиторов 19в  - «Венецианская ночь»  русского композитора М. Глинки и  немецкого «Баркарола» Ф Шуберта пронизаны интонациями и ритмами  итальянской баркаролы.Послушайте романсы и подумайте, почему композитор назвал произведение «Баркарола»?

В песне на слова Джуны Давиташвили  музыка Елены Нюкало "Я нарисую бабочку". Разучим песню.

Выявлять настроения и чувства человека, вы­раженные в музыке.

Передавать интонационную выразительность музыкальной и поэтической речи.

Восприятие

песен.

Внимание, сосредоточенность детей.

Ответ: характер песни – плавный, неторопливый ритм. В баркароле воспевается любовь к природе, красота окружающего мира.

8.

Заключительная часть (рефлексия).

Что вы сегодня узнали нового?

Какие жанры звучали на уроке?

Заполните листки с заданиями.

Оценивать собственную музыкально-творчес­кую деятельность

Вокальная музыка сопровождается голосом, а инструментальная музыкальными инструментами.

Романс, баркарола, вокализ, песни без слов.

Задания на урок.

1.Выбрать и вписать в колонки номера, соответствующие названию.

Вокальная музыка

Инструментальная музыка

1.  С Рахманинов «Вокализ»

2.  Г. Свиридов «Романс»

3. Ф.Мендельсон «Песня_венецианского_гондольера»

4. П.Чайковский «Баркарола»

5. Глинка «Венецианская ночь»

6. Ф Шуберт «Баркарола»

Напиши номера песен, которые  не смогли бы появиться без литературы.

Из данных песен выбери песни на воде.